ГО ВПО «ДОНЕЦКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ЭКОНОМИКИ И ТОРГОВЛИ
Имени Михаила Туган-Барановского»
институт экономики и управления
КАФЕДРА МАРКЕТИНГОВОГО МЕНЕДЖМЕНТА
Информационные системы и технологии в управлении организацией
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ
укрупненная группа 38.00.00 Экономика и управление
направления подготовки 38.04.02 Менеджмент
очная и заочная форма обучения
Курс дневная форма обучения 5-й
заочная форма обучения 6-й
ДонНУЭТ
Донецк
2016
Разработчики: к.э.н., доцент кафедры маркетингового менеджмента Стельмах А.А.
|
1. Описание учебной дисциплины
Наименование показателей | Отрасль знаний, направление подготовки, образоватнельно-квалификационный уровень | Характеристика учебной дисциплины | |||
дневная форма обучения | заочная форма обучения | ||||
Количество кредитов ECTS - 3 | Отрасль знаний 0306 «Менеджмент и администрирование») | нормативная | |||
Направление подготовки 6. 030601 «Менеджмент» | |||||
Модулей - 1 | Специализация «Менеджмент организаций торговли» | Год подготовки: | |||
Смысловых модулей -3 | 5 | 6 | |||
Индивидуальные научно-исследовательские задания |
Семестр
Общее количество часов - 108
Лекции
Недельных часов для дневной формы обучения:
аудиторных - 2
самостоятельной работы
студента -2
Образоватнельно-квалификационный уровень
Магистр
Практические, семинарские
Лабораторные
Самостоятельная работа
Индивидуальные задания:
час..10
Вид контроля: экзамен
Примечания.
1. Соотношение количества часов аудиторных занятий и самостоятельной работы составляет:
для дневной формы обучения - 50% / 50%
для заочной формы обучения – 20% / 80%
2. Для учебных дисциплин 1-го курса и 5 курса (ОКУ «Специалист», «Магистр») 1 кредит ECTS равен 30 академическим часам; для остальных курсов - 1 кредит ECTS равен 36 академическим часам.
2. Цель и задачи учебной дисциплины
Цель изучения дисциплины: формирование у будущих менеджеров знаний и привычек относительно современных информационных систем и технологий, их рационального использования, а также практических привычек эффективного использования современных информационных технологий в процессе осуществления управленческой деятельности в организации.. При изучении этой дисциплины должны быть реализованы следующие основные задачи: - формирование у будущих менеджеров знаний и привычек относительно современных информационных систем и технологий, их рационального использования, - формирование практических навыков эффективного использования современных информационных технологий в процессе осуществления управленческой деятельности в организации В результате изучения учебной дисциплины студент должен знать: - основные принципы построения и функционирования персонального компьютера; - назначение операционных систем; - основы сетевых технологий; - основные принципы построения сети Internet, - технологии ввода и редактирования текста, способы форматирования документа, подготовку и вывод документа на печать; - инструменты обработки и анализа данных. - назначение и области применения баз данных, - принципы разработки баз данных, уметь: - использовать современные системные программные средства для управления ресурсами персонального компьютера; - использовать программные средства подготовки текстовой документации; - использовать программные средства разработки расчетных таблиц; - проектировать и использовать базы данных; - использовать информационно-поисковые системы ГКС Интернет; владеть: - современными компьютерными методами сбора, обработки и анализа данных; - владеть навыками работы с текстовыми редакторами; - владеть навыками работы с электронными таблицами; - навыками работы в ГКС Интернет |
3. Программа учебной дисциплины
Тема 4. Планирование развития управленческих информационных систем
Процессы организационного планирования информационных систем: основные этапы. Формирование бизнес-путей развития организации для создания оптимальной архитектуры информационной системы и оперативных планов. Системный подход к планированию менеджерских информационных систем. Методология планирования информационных систем: подходы и сценарии. Модели развития организации с использованием компьютерных пакетов поддержки принятия управленческих решений.
Планирование реализации процесса относительно внедрения информационной системы на предприятии. Техническая и программная поддержка информационных систем. Обеспечение услуг поддержки функционирования информационных систем: основные факторы.
Управление организационными изменениями в процессе внедрения новых видов информационных технологий. Мероприятия по планированию реализации информационных систем: тестирование, собирание и введение необходимой документации, обучение персоналу, организация обслуживания информационных систем в организации.
Темы практических занятий
N п/п | Название темы | Количество часов |
1 | Экспресс-опрос. Решение ситуационных задач, также с использованием ПК. | 2 |
2 | Экспресс-опрос. Решение ситуационных задач, а также задач с использованием ПК Знакомство с программой Парус Менеджмент Маркетинг | 2 |
3 | Экспресс-опрос. Решение ситуационных задач, также с использованием ПК. Работа в Парус Менеджмент Маркетинг. Тестирование. | 2 |
4 | Знакомство с программой ИС –Управление торговлей | 2 |
5 | Экспресс-опрос. Разработка пакета прикладных компьютерных программ в среде MS Excell | 2 |
6 | Экспресс-опрос. Работа в Интернет. Исследование возможностей создания собственного сайта | 2 |
7 | Экспресс-опрос. Изучение программ для создания презентаций | 2 |
8 | Экспресс-опрос. Создание презентаций | 2 |
9 | Экспресс-опрос. Тестирование. Проверка выполненных заданий | 2 |
Всего | 18 |
Методы обучения:
По источникам знаний используются такие методы обучения: словесные - рассказ, объяснение, лекция, инструктаж; наглядные - демонстрация, иллюстрация; практические - практическая работа, задачи.
По характеру логики познания используются следующие методы: аналитический, синтетический, аналитико-синтетический, индуктивный, дедуктивный.
По уровню самостоятельной мыслительной деятельности используются методы: проблемный, частично-поисковый, исследовательский.
Методы контроля
Формы контроля и оценивания дисциплины
При оценке знаний студентов отдается предпочтение стандартизированным методам контроля: тестирование (устное, письменное, компьютерное), структурированные письменные работы, структурированный контроль практических навыков.
Оценка по дисциплине определяется как оценка за модули, по которым структурирована учебная дисциплина.
Оценка по модулю определяется как сумма оценок текущей учебной деятельности и оценки итогового модульного контроля и выражается в 100 бальной системе.
Формы контроля
Текущий контроль осуществляется на каждом практическом занятии в соответствии с конкретными целями темы. На всех практических занятиях применяется объективный контроль теоретической подготовки и усвоения практических навыков.
Формы текущего контроля:
Теоретические знания - тестовые задания, компьютерное тестирование, индивидуальный опрос, собеседование, письменные работы.
Практические навыки и умения - самостоятельное выполнение индивидуальных заданий и умение делать выводы, умение самостоятельно выполнять отдельные операции, написание схем и алгоритмов. Итоговый контроль осуществляется на основе теоретических знаний, практических навыков и умений.
Итоговый контроль - усвоения модуля происходит по завершению изучения блока соответствующих смысловых модулей и студент допускается к экзамену, если набрал не менее 20 баллов. Во время экзамена студент имеет возможность набрать дополнительно 40 балов. По результатам итогового контроля, с учетом модульного оценивания студент может набрать от 60 до 100 балов.
Формы итогового контроля:
Теоретические знания - система вопросов письменного и компьютерного тестирования.
- Текущий (контроль на лекции, опрашивание, текущее тестирование, решение ситуационных задач);
- Рубежный (тестирование, контрольная работа, проверка самостоятельной работы);
- Итоговый (экзамен).
12. Распределение баллов, которые получают студенты
Текущее тестирование и самостоятельная работа | Итоговый тест (экзамен) | Сумма в баллах | ||||||||||||||
Смысловой модуль 1 | Смысловой модуль 2 | Смысловой модуль 2 | 40 | 100 | ||||||||||||
Т1 | Т2 | Т3 | Т4 | Т5 | Т6 | Т7 | Т8 | Т9 | Т10 | Т11 | Т12 | Т13 | Т14 | Т15 | ||
4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 |
Т1, Т2... Т12 - темы смысловых модулей
Методическое обеспечение
1. Материалы подготовки к практическим занятиям. 2. Методические указания к практическим занятиям. 3. Варианты заданий для самостоятельной и индивидуальной работы студентов. 4. Тестовые задания для итогового тестового модульного контроля. 5. Тестовые задания для ежедневного контроля. 6. Варианты теоретических вопросов для самостоятельного изучения. |
Учебно- методические рекомендации по
самостоятельному изучению тем по содержательным модулям дисциплины «Информационные системы и технологии в управлении организацией»
Содержательный модуль 1
Управление информационным системами в организации
Тема 1: Введение в информационные системы в управлении организацией
1.1 Роль информационных систем в управлении современными организациями.
1.2 Ресурсы и технологии информационных систем
1.3 Основоположная роль информационных систем в управлении организацией.
Развитие компьютерной информационной технологии неразрывно связано с развитием информационных систем, которые в управлении предприятием используются для автоматизированного (человеко-машинного) решения экономических задач.
Для решения любой задачи с помощью компьютера необходимо создать информационное (обеспечить расчеты нужными данными) и математическое обеспечение (создать математическую модель решения задачи, по которой составляется программа для ЭВМ).
Задача информационных систем - это производство информации, необходимой организации для обеспечения эффективного управления всеми своими ресурсами, создание информационной и технической среды с целью управления организацией.
Информационная технология - это способ преобразования информации, который реализуется в рамках информационной системы, где могут использоваться множество таких же технологий. Однако она шире информационной системы и может существовать вне ее.
Требования, предъявляемые для успешной работы информационной системы:
В основе любой системы лежит процесс. В частности, в основе информационной системы - процесс производства информации. В этом смысле мы можем рассматривать информационную систему как систему управления, в которой данный процесс является объектом управления.
Рост объемов информации в информационной системе организаций, потребность в ускорении и более сложных способах ее переработки обусловливают необходимость автоматизации работы информационной системы, то есть автоматизации обработки информации.
Автоматизированная (информационная) система управления предприятием или организацией (АСУП) представляет собой совокупность взаимосвязанных данных, оборудования, программных средств, персонала, стандартов процедур, предназначенных для сбора, обработки, распределения, хранения, выдачи (предоставления) информации в соответствии с требованиями, вытекающими из деятельности организации.
Как правило, это система для поддержки принятия решений и производства информационных продуктов, которая использует компьютерную информационную технологию, и персонал, взаимодействующий с компьютерами и телекоммуникациями.
Технология работы в компьютеризированной информационной системе должна быть доступна для понимания специалистом некомпьютерной отрасли и может быть успешно использована для контроля процессов профессиональной деятельности и управления ими.
Созданию информационных систем во всем мире уделяется большое внимание. По масштабам, темпам роста, затратами материальных, финансовых и трудовых ресурсов, а также по степени влияния на процессы управления проблему создания ИС следует рассматривать как большое народнохозяйственное задание.
По уровню автоматизации процессов управления - информационно-поисковые, информационно-справочные, информационно-управленческие, системы поддержки принятия решений, интеллектуальные ИС и др.
1. По степени централизации обработки информации
- централизованные ИС,
- децентрализованные ИС,
- информационные системы коллективного использования.
2. По степени интеграции функций
многоуровневые ИС с интеграцией по уровням управления (предприятие – объединение - область и др.),
многоуровневые ИС с интеграцией по уровням планирования и т.д.
Государственные ИС предназначены для решения важнейших народнохозяйственных проблем страны. На базе использования вычислительных комплексов и экономико-математических методов в них составляют перспективные и текущие планы развития страны, ведут учет результатов и регулируют деятельность отдельных звеньев народного хозяйства, разрабатывают государственный бюджет, контролируют его выполнение и т.д. Центральное место в сети государственных ИС принадлежит автоматизированной системе государственной статистики (далее - АСГС).
Роль и место АСГС в иерархии управления определяется тем, что она является основным источником статистической информации, очень необходимой для функционирования всех государственных и региональных ИС.
Среди ИС, с которыми взаимодействует АСГС, важное место занимает автоматизированная система плановых расчетов (далее - АСПР). АСПР функционирует при Министерстве экономики и является информационной системой, предназначенной для разработки народнохозяйственных планов и контроля за их выполнением в условиях применения средств вычислительной техники для сбора и обработки информации. АСДС взаимодействует также с государственной информационной автоматизированной системой финансовых расчетов (АСФР) при Министерстве финансов.
АСФР предназначена для автоматизации финансовых расчетов на базе современной вычислительной техники по формированию государственного бюджета страны и контроля за его выполнением.
При этом она использует статистическую информацию о выпуске и реализации продукции, фонды потребления, запасы и затраты финансовых ресурсов и др. Известны и другие государственные ИС: автоматизированная система обработки информации по ценам (далее - АСОИ цен), автоматизированная система управления Национальным банком (далее - АСУ банка), автоматизированная система обработки научно-технической информации (АСО НТИ) и др.
Территориальные (региональные) ИС предназначены для управления административно-территориальным регионом. К ним относятся ИС области, города, района. Эти системы обрабатывают информацию, которая необходима для реализации функций управления регионом, формирования отчетности и выдачи оперативных данных местным и руководящим государственным и хозяйственным органам.
Отраслевые информационные системы управления предназначены для управления подведомственными предприятиями и организациями.
Отраслевые ИС действуют в промышленности и сельском хозяйстве, строительстве, транспорте и т. В них решаются задачи информационного обслуживания аппарата управления отраслевых министерств и их подразделений. Отраслевые ИС различаются по сферам применения - промышленная, непромышленная, научная.
Тема 4: Планирование развития управленческих информационных систем.
4.1 Процессы организационного планирования информационных систем: основные этапы.
4.2 Техническая и программная поддержка информационных систем
4.3 Мероприятия по планированию реализации информационных систем
Принятие решения является особым видом деятельности, которая заключается в формировании вариантов решения (альтернатив) с последующим оцениванием их относительной эффективности и распределением согласно с этим ресурсов между вариантами (см. Разд. 6).
Простейшими типами решений является принятие или отклонение альтернативы, выбор лучшей альтернативы, ранжирование альтернатив. Для принятия обоснованного решения нужно учитывать множество (десятки или сотни) факторов, которые сложно взаимодействуют между собой. В то же время человек эффективно может синхронно оперировать не более 7-9 объектами. Для преодоления такого противоречия существуют специальные информационные системы.
Среди многих типов ИС, применяемых для принятия решений, следует выделить два главных: управленческие УИС (MIS - management information system), системы поддержки принятия решений СППР (DSS - decision support system) .
Главные компоненты УИС - база данных, компьютерная система и форма, в которой распределяются данные. В базе данных может формироваться, например, информация о ценах, выход продукции, наличие ресурсов, кадровый потенциал и т.д.
Компьютерная система в УИС обрабатывает информацию для различных подразделений организации. Эта информация является базой для принятия управленческих решений, или для формирования моделей принятия решений.
СППР отличаются от УИС тем, что менеджер является внутренним компонентом СППР, а не внешним, как в УИС. То есть менеджер взаимодействует с ИС и получает решение в итеративном процессе. СППР часто интегрирует экономико-математические модели как первичные элементы, с которыми СППР взаимодействует (табл. 1).
ОТЛИЧИЯ МЕЖДУ УИС И СППР
УИС | СППР |
Акцент делается на структуризации задач при предварительно определенных стандартных процедурах, методах их решения и информационных потоках | Акцент делается на решение. Структура ИС и аналитическая помощь важны, но вспомогательными средствами за принятие окончательного решения, оценки менеджера является существеннее |
Выигрыш заключается в снижении затрат, необходимого времени, количества обслуживающего персонала и т.д. | Выигрыш заключается в расширении диапазона и возможностей компьютеризации процессов принятия решений с целью помочь менеджеру увеличить эффективность его деятельности |
Влияние на принятие решений менеджером косвенное, поскольку обеспечивается доступ к необходимым данным | Влияние на менеджера состоит в создании необходимого инструментария под его непосредственным контролем, не автоматизирует процесс принятия решения, но влияет на этот процесс |
По функциональным возможностям и отраслями использования можно выделить СППР трех типов.
СППР первого типа - системы индивидуального пользования, базы знаний которых формируются непосредственно пользователем. В них используются многокритериальная оценка альтернатив.
СППР второго типа - системы индивидуального пользования, базы знаний которых адаптируются к опыту пользователя.
Они предназначены для поддержки принятия решений в ситуациях, которые часто встречаются (выбор субъекта кредитования, выбор исполнителя работы, назначение на должность и т.п.). Такие системы также используют оценки альтернатив по нескольким критериям и обеспечивают поддержку принятия решения в сложившейся ситуации на основании результатов практического использования ресурсов, которые были получены в прошлом.
СППР третьего типа используют даже тогда, когда СППР первых двух типов невозможно применить из-за отсутствия единых критериев для оценки каждой альтернативы. Они имеют большие функциональные возможности, предназначенные для использования в органах государственного управления высшего уровня) и в крупных бизнес-структурах.
Дополнительным аспектом СППР является взаимодействие между ее составляющими. Так, например, решение по управлению запасами влияют не только на производство, но и на маркетинг, распределение продукции, затраты.
Потоки информации обеспечивают разработку интегративного, системного решения. Принятие решения не означает окончания операций с СППР. Принятые решения и их последствия в виде обратных связей накапливаются в базе данных. Итак, СППР является динамической системой с непрерывным обновлением данных.
ГО ВПО «ДОНЕЦКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ЭКОНОМИКИ И ТОРГОВЛИ
имени Михаила Туган-Барановского»
институт экономики и управления
КАФЕДРА МАРКЕТИНГОВОГО МЕНЕДЖМЕНТА
Дата: 2019-02-02, просмотров: 290.