Тикой каждого симптома ( признака ) болезни. Вначале указывают главные
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

( ведущие ), а затем общие жалобы. Так, при заболевании сердечно-сосу-

Дистой системы больной жалуется на одышку, боли в области сердца,

Сердцебиение, ощущение перебоев, отёки. Отмечаются также жалобы общего

Характера : головная боль, слабость, плохой аппетит, головокружения.

Затем приступают к сбору анамнеза Анамнез ( от греч. anamnesis -

Воспоминание ) - совокупность сведений о больном и развитии заболева-

Ния, получаемых при опросе самого больного и знающих его лиц. Анамнез

Используется для установления диагноза и прогноза болезни, а также вы-

Бора оптимальных методов её лечения и профилактики.

Корифеи отечественной медицины : М.Я.Мудров, С.П.Боткин, Г.А.За-

Харьин, А.А.Остроумов придавали анамнезу большое значение. Матвей

Яковлевич Мудров ввёл в клинику метод расспроса больного, заложив ос-

Нову анамнестического метода. Он впервые в России предложил систему

Ведения истории болезни, разработал схему клинического обследования.

Матвей Яковлевич Мудров ( 1776-1831 ) родился в Вологде, пешком с

котомкой за плечами отправился в Москву, окончил университет, затем

Учился за границей. В 1809 году он занял кафедру патологии и терапии в

Московском университете. Его считают основоположником клинической ме-

Дицины в России и создал серьёзную клиническую базу. Он разработал

проект плана строительства Клинического и Медицинского институтов. При

Открытии Клинического института М.Я.Мудров в актовой речи изложил об-

щеклинические принципы и обязанности врача-клинициста. " Во врачебном

Искусстве нет врачей, окончивших свою науку. В истинном врачевании це-

Нятся наблюдения и опыт. Готовность к помощи во всякое время и днём и

Ночью. Разговор врача-клинициста только о нужном и полезном. Лицо его

Должно изображать вид благоразумия без жестокости. Врач обязан быть

Скромным, молчаливым, уметь хранить тайну. Подводя итог своего учения

О врачебном искусстве, М.Я.Мудров сообщил, как он выразился, новую ис-

тину : " Поверьте же, что врачевание не состоит ни в лечении болезни,

Ни в лечении причин. Так в чём же оно состоит ? Я скажу Вам кратко и

Ясно : врачевание состоит в лечении самого больного. Вот вам вся тайна

Моего врачебного искусства. Он впервые предложил новые методы врачеб-

Ного исследования. Один из них - метод сбора анамнеза путём расспроса,

он также разработал план-схему написания истории болезни.

М.Я.Мудров так учил обследовать больного : " Должно исследовать

Настоящее положение болезни, нужно врачу пробежать все части тела

Больного, начиная с головы до ног, а именно первее всего надобно уло-

Вить наружный вид больного и положение его тела, а потом исследовать

Душевное, зависящее от мозга, состояние ума, тоску, сон, вглядеться в

Лицо его, глаза, лоб, щёки, рот и нос, на коих часто, как на картине,

Многое печатлеется. Осмотреть язык, как вывеску желудка, спросить о

Позыве к пище и питью и каким именно, внимать звуку голоса и силе от-

Ветов, видеть и слышать дыхание груди его и вычислить соразмерность

Биения сердца. Основа врачебного искусства - опыт и наблюдение. Приме-

Няться к разному звуку кашля грудного, желудочного, простудного, вос-

Палительного. Уметь осязать живот, все его внутренности и сопредельные

Ему части, исследовать состояние рук и ног, их силу и крепость, обра-

Тить внимание на кожу, сухость её и влажность, теплоту и холод, цвет и

Сыпи, видеть и исследовать все извержения, кровь, мокроту, желчь. По

Теории и книгам почти все болезни исцеляются, а на практике и в боль-

Ницах много больных умирает. Книжное лечение больных легко, одно -

Знать, другое - уметь. М.Я.Мудров развил учение Гиппократа об этике

врача. Говоря о внешнем облике врача, он подчеркнул, что нужно "иметь

Свежий цвет лица и здоровое крепкое тело, ибо о худощавом и вялом ду-

Мают6 что он ни себе, ни другим помочь не в силах. Лицо должно изобра-

Дата: 2019-02-02, просмотров: 234.