Значение, механизм возникновения, а также определённые их сочетания -
Синдромы. Таким образом, симптом - это признак болезни, выявляемый
Врачом при обследовании больного и используемый для постановки диагно-
За и опрределения прогноза заболеваний. По способу их выявления симп-
Томы разделяются на субъективные, о которых врач узнаёт со слов боль-
Ного при расспросе, и объективные, которые врач выявляет при помощи
Как основных методов обследования, так и дополнительных - лабораторных
И инструментальных.
Синдром ( syndromum - бег вместе ) - совокупность симптомов, объ-
Единённых общим патогенезом и характеризующих определённое патологи-
ческое состояние организма. Например, синдром портальной гипертензии
Проявляется асцитом, кровотечениями, расширением вен на передней брюш-
Ной стенке.
Кафедра называется пропедевтической терапией. Пропедевтика - pro-
Paedeutica - вступительный курс, введение в науку ( от греч. предвари-
Тельно обучать ). Пропедевтика занимается освоением методов, применяе-
Мых для обследования здоровых и больных людей.
Все общие методы можно разделить на основные и дополнительные. К
Основным методам относятся : метод расспроса ( Interrogatio ), то-есть
Собирание анамнеза путём опроса больного, а при необходимости - и ок-
Ружающих его лиц. Осмотр больного ( Inspectio ) - метод, при помощи
Которого определяются физические особенности строения тела больного и
Отдельных его частей. Пальпация ( Palpatio ) - ощупывание, перкуссия (
Percussio ) - выстукивание отдельных частей тела, аускультация ( Aus-
Cultatio ) - выслушивание звуков, возникающих в организме в результате
Деятельности некоторых органов. Эти основные методы исторически сложи-
Лись раньше всех других методов исследования больного, их применение
Основано на непосредственном исследовании больного и не требует слож-
Ной аппаратуры. Выполнение этих методов не сопряжено с какими-либо
Неприятными ощущениями для больного.
Дополнительные методы предполагают использование инструментов и
Приборов различной степени сложности, начиная от сантиметровой ленты
До современных аппаратов : рентгеновской установки, электрокардиогра-
Фа, эхокардиографа, производятся различные лабораторные и биохимичес-
Кие анализы, бактериологическое и гистологическое исследование.
Следует отметить, что при изучении клинической медицины как науки
Теория ярко сочетается с практикой. Уже более 100 лет на фронтоне ме-
Дицинской школы в Париже красуется барельеф, изображающий двух антич-
Ных женщин, подающих друг другу руки. Это теория идёт рука об руку с
Практикой.
В течение многих столетий медицина стала чисто эмпирическим зна-
Нием, которое основывалось только на опыте. Первый период медицины был
Эмпирическим, когда ещё не существовало объективных методов исследова-
Ния больного, и диагноз ставился лишь на основании опыта врача. В
Дальнейшем стали ставить диагноз по виду кожи, по выражению лица, по
Состоянию языка, по особенностям пульса. Но всё-таки диагноз ставился
Главным образом на расстоянии. Затем при изучении больного человека
Стали применять те методы исследования, которые свойственны естествен-
Ным наукам.
Поворотным пунктом явилось открытие Гарвеем закона кровообращения
В 1628 году. Только после великой французской революции, когда прои-
Зошла переоценка всех ценностей, медицина входит в группу наук, изуча-
Ющих природу, то-есть становится частью естествознания.
Для изучения и преподавания клинической медицины стали использо-
Вать больницы. Первая клиника ( от греч. Kline - постель ) на 7 крова-
Тей была основана в 1640 году в Голландии в городе Лейдене. Основате-
Лем первой московской клиники следует считать профессора М.Я.Мудрова.
Клиническое знание складывается из понятия этиологии причины бо-
Дата: 2019-02-02, просмотров: 221.