Следует отметить, что в имеющейся литературе отсутствует общепринятый состав компонентов БЛА. На рис. 33 приведена типовая укрупненная структура БЛА как сложной технической системы, полученная на основе обобщения данных о существующих и перспективных образцах беспилотной авиационной техники.
Рис. 3.3. Укрупненная структура беспилотного летательного аппарата.
Успешное решение беспилотными аппаратами полетных задач возможно только при организации эффективного взаимодействия всех компонентов, которые по своей природе могут быть механическими, электромеханическими, электрическими, радиоэлектронными и оптико-электронными системами.
К основным системам БЛА относятся: планер, взлетно-посадочные устройства, силовая установка и бортовое оборудование. Бортовое оборудование подразделяется на общее оборудование и целевое. В состав общего оборудования входят: система управления, система электроснабжения, бортовая часть радиолинии управления, бортовая часть навигационной системы, система сбора и передачи бортовых данных. К общему оборудованию БЛА относится также система обеспечения, которая может включать оборудование опознавания государственной принадлежности, противопожарное, противообледенительное оборудование, систему защиты и др. Рассмотрим краткую характеристику взаимодействия систем БЛА.
Планер БЛА включает в свой состав фюзеляж, крыло, оперение. Силовая установка БЛА взаимодействует с планером через установочные элементы. В современных БЛА основой силовой установки являются турбореактивные, турбовинтовые, поршневые и электрические авиационные двигатели. Вырабатываемые системой управления управляющие воздействия (команды) осуществляются с помощью исполнительных механизмов управления аэродинамическими поверхностями планера БЛА (рулевые машинки, элероны, руль высоты, руль направления, заслонка двигателя и др.).
Взлет и посадка БЛА обеспечиваются взлетно-посадочными устройствами и системой управления с использованием следующих видов старта и посадки: а) старт с наземной (корабельной) пусковой установки; б) воздушный старт с самолета (вертолета)-носителя; в) старт с взлетно-посадочной полосы (ВПП) по-самолетному; г) старт с руки; д) вертикальный взлет и посадка; е) посадка парашютная; ж) посадка парашютная с подхватом в воздухе; з) посадка на ВПП по-самолетному; и) посадка с помощью улавливающих средств и т.п.
Ключевую роль в функционировании БЛА играет система управления, заменяющая пилота, основу которой составляет аппаратура, реализующая автоматическое и (или) ручное управление БЛА. Система управления предназначена для управления движением и автоматической стабилизации БЛА относительно центра масс, для выполнения полета по заданной траектории по командам радиолинии управления или по программе, для управления режимами работы двигателя, для выдачи команд в бортовые системы и обеспечения режимов взлета и посадки. Аппаратура системы управления взаимодействует со всеми системами БЛА.
Бортовая часть навигационной системы и входящее в ее состав спутниковое навигационное оборудование предназначены для определения параметров движения БЛА с целью определения его местоположения. Информация может передаваться для последующего использования в систему управления, а также в систему сбора и передачи бортовых данных БЛА, которая представляет собой радиотелеметрическую систему для сбора и передачи контрольных параметров полета БЛА.
Бортовая часть радиолинии управления и передачи информации предназначена для информационного обмена между пунктом управления и беспилотным летательным аппаратом и обеспечивает: а) передачу с пункта управления на борт БЛА командной информации (прямой канал); б) передачу с борта БЛА на пункт управления телеметрической, навигационной и широкополосной информации (обратный канал).
Система электроснабжения БЛА обеспечивает работу бортовых потребителей электроэнергии при предстартовой подготовке, старте и в полете на всех режимах работы маршевого двигателя.
Целевое оборудование БЛА предназначено для решения следующих задач:
1. Поиск, обнаружение, распознавание, целеуказание различных воздушных, наземных (надводных) объектов, контроль земной поверхности. (Эта задача решается оптикоэлектронной и радиолокационной аппаратурой наблюдения).
2. Имитация информационных характеристик реальных воздушных целей при использовании БЛА в варианте «воздушная мишень». Оценка величины промаха при использовании против мишени средств поражения в ходе учебно-боевых и испытательных задач.
3. Ретрансляция сигналов от пунктов управления и находящихся в воздухе БЛА.
Кроме того, в состав целевой нагрузки современных и перспективных БЛА включают различные виды сбрасываемых нагрузок. Для повышения эффективности работы перечисленное оборудование БЛА может быть оснащено специальными вычислительными средствами на базе микропроцессорной техники.
Системный подход к описанию состава беспилотных ЛА позволяет, на мой взгляд, более эффективным образом реализовать их внешнее и внутреннее проектирование как компонентов системы более высокого уровня. Этому же должна способствовать и классификация существующих и перспективных беспилотных летательных аппаратов: по назначению, принципу создания подъемной силы, по аэродинамической схеме, типам систем управления, по типу двигателей силовой установки, по многоразовости применения, по способу старта, массе, продолжительности полета и др.
Все БЛА делятся по назначению на четыре класса: информационные, боевые, имитационные и исследовательские. Все БЛА самолетных схем по их основным тактико-техническим характеристикам также можно условно разделить на пять групп:
- по взлетной массе (сверхлегкие - до 5 кг, легкие -до 200 кг, средние - до 1000 кг, тяжелые - до 10000 кг, сверхтяжелые - более 10000 кг);
- по продолжительности полета (малой продолжительности-до 1 часа, средней продолжительности - до 24 часов, большой продолжительности - более 24 часов);
- по высоте полета (низковысотные - до 1000 м, средневысотные - до 10000 м, высотные - до 20000 м, сверхвысотные - более 20000 м);
- по дальности полета (малой дальности с радиусом действия до 10 км, средней дальности-до 100км, дальние - до 1000км, сверхдальние - более 1000км);
- по скорости полета (дозвуковые, сверхзвуковые и гиперзвуковые).
Приведенная классификация иллюстрирует широкое многообразие существующих и перспективных БЛА самолетных схем. Сопоставление классификации БЛА с их составными частями (рис.33) указывает на большое многообразие и сложность разработки бортовых систем современных и перспективных БЛА, что составляет важную научно-техническую проблему современного авиастроения.
Библиографический список рекомендуемой литературы
Основной
1. Колесников, К.С. Динамика ракет : Учебник для вузов / К.С.Колесников .— 2-е изд.,испр.и доп. — М. : Машиностроение, 2003 .— 520с. (2 экз.)
2. Егер, С.М. Основы авиационной техники: Учебник для вузов / С.М.Егер,А.М.Матвеенко,И.А.Шаталов;Под ред.И.А.Шаталова .— 3-е изд.,испр.и доп. — М. : Машиностроение, 2003 .— 720с (5 экз.)
3. Калугин, В.Т. Аэрогазодинамика органов управления полетом летательных аппаратов : учеб.пособие для вузов / В.Т.Калугин .— М. : МГТУ им.Баумана, 2004 .— 688с. (14 экз.)
4. Красильщиков, М.Н. Управление и наведение беспилотных маневренных летательных аппаратов на основе современных информационных технологий / под ред.:М.Н.Красильщиков,Г.Г.Себрякова .— М. : ФИЗМАТЛИТ, 2003 .— 280с. (4 экз.)
5. Житомирский, Г.И. Конструкция самолетов : учебник для вузов / Г.И.Житомирский .— 3-е изд.,перераб.и доп. — М. : Машиностроение, 2005 .— 406с. (5 экз.)
Дополнительный.
Дата: 2019-02-02, просмотров: 733.