Для вывода линеаризованных уравнений установим зависимость сил и моментов от величин .
Сила тяги двигателя зависит от параметров двигателя и внешних условий, определяемых скоростью полета , давлением и температурой атмосферы и др. Для воздушно-реактивных двигателей можно написать
(7)
Рис. 8. Графики зависимости тяги двигателей от числа М
На рис. 8 показана примерная зависимость силы тяги от числа М полета для поршневых ПД ( ), турбовинтовых, ТВД ( ), турбореактивных ТРД ( - дозвуковые, — сверхзвуковые) и жидкостно-реактивных ЖРД двигателей.
Аэродинамические силы и моменты принято представлять в виде:
(8)
где скоростной напор; и — соответственно коэффициенты лобового сопротивления и подъемной силы; — коэффициент момента тангажа; — длина средней аэродинамической хорды крыла; — площадь крыльев.
Зависимость силы лобового сопротивления от числа М для самолетов с ПД и ТВД, ТРД и ЖРД также показана на рис. 8.
Коэффициенты и зависят от , а коэффициент — от .
Возмущающие силы и и момент , действующие на ЛА, обусловлены горизонтальными и вертикальными порывами ветра (характеризуемыми величинами и ), изменениями веса (сброс грузов и др.), импульсными возмущениями , и , вызванными разрывами вблизи ЛА и др. Порывы ветра изменяют действующие на ЛА аэродинамические силы и моменты. Для приближенной оценки реакции ЛА на указанные возмущения пренебрежем изменением моментов и заменим изменения аэродинамических сил вследствие порывов ветра эквивалентными им ускорениями. Тогда:
(9)
где — расстояние центра масс сбрасываемого груза до центра масс ЛА.
Для линеаризации уравнений (1)÷ (6) предположим, что невозмущенное движение летательного аппарата характеризуется параметрами удовлетворяющими тем же уравнениям. В качестве невозмущенного движения можно взять горизонтальный полет с постоянной скоростью, полет с заданным наклоном траектории, полет при известном программном изменении некоторых из величин, например, или и т. д.
Пусть в некоторый момент времени вследствие возмущений, действующих на ЛА, имеем:
,…,
где - малые приращения указанных параметров.
Из этих выражений видно, что движение ЛА можно представить состоящим из невозмущенного движения и малых отклонений от него.
Разлагая силы , , и момент в ряды Тейлора по малым приращениям и ограничиваясь линейными членами приращений, получим:
где члены с верхними индексами обозначают частные производные по соответствующим переменным в окрестности невозмущенного движения, которое обозначено нижним индексом «0».
Лекция 6.
План
1. Линеаризация уравнений продольного движения ЛА.
2. Частные случаи продольного движения ЛА.
Для частных производных, входящих в уравнения (10), можно с учетом выражений (8) написать:
(11)
Здесь - число Маха, где - скорость звука.
При дальнейших преобразованиях воспользуемся тем, что
(12)
Используемый в формулах параметр является функцией высоты:
(13)
где ; — градиент температуры; — газовая постоянная; Тн — температура на высоте ; и — температура и плотность атмосферы на уровне моря. После этого находим:
(14)
В целях сокращения записи введем относительные величины:
(15)
где - аэродинамическая постоянная времени ЛА.
Вместо приращений будем писать , придавая последним величинам смысл тех же приращений.
Уравнения (10) с учетом введенных обозначений можно представить в виде:
(16)
здесь
- радиус инерции самолета.
Система дифференциальных уравнений (16) является линейной математической моделью продольного движения лета тельного аппарата.
Дата: 2019-02-02, просмотров: 469.