Рассмотрим способы создания управляющих сил и моментов для некоторых типов ЛА. На самолетах и крылатых ракетах в качестве управляющих сил обычно используются аэродинамические и газодинамические силы. На баллистических ракетах и космических летательных аппаратах (КЛА) преимущественно используются газодинамические силы.
На рис.1 дана схема самолета, на котором в качестве рулевых органов применены элероны 4 с триммером 5, стабилизатор 6 и руль направления 7 с триммером 8. Подъемная сила у крылатых ЛА создается главным образом крыльями, частью которых являются элероны, поэтому посредством элеронов можно менять направление и отчасти величину подъемной силы. Устойчивость и управляемость ЛА обеспечивается горизонтальным (стабилизатор, нередко стабилизатор и руль высоты) и вертикальным (киль 12 и руль направления 7) оперением.
Рис. 1. Схема расположения органов управления самолета.
Управление элеронами и стабилизатором (или рулем высо ты) осуществляется посредством ручки 1, отклоняемой соответственно вправо — влево и вперед—назад. Движение ручки через систему тяг и бустерные механизмы (усилители) 9 и 10 передаются элеронам и стабилизатору. Для управления рулем направления воздействуют на педали 2, которые через бустер 11 передают движение рулю. Поскольку летчик управляет рулевыми органами не непосредственно, а через бустерные механизмы, то для создания «чувства» управления применяются загрузочные механизмы 3.
Управление самолетом в вертикальной плоскости осуществляется отклонением стабилизатора (руля высоты) из нейтрального положения вверх или вниз. Если стабилизатор отклонен вверх (вниз), то под действием встречного потока возникает аэродинамическая сила , создаваемая стабилизатором и направленная вниз (вверх). Момент этой силы поворачивает самолет относительно оси , увеличивая (уменьшая) угол атаки, вследствие чего меняется подъемная сила крыльев. При изменении подъемной силы меняется высота полета, а момент изменяет угол наклона продольной оси самолета (угол тангажа). Другими словами, стабилизатор (руль высоты) служит для управления углом тангажа и высотой полета.
Управление самолетом в горизонтальной плоскости осуществляется элеронами и рулем направления. При нейтральном положении элеронов подъемные силы правого и левого крыльев одинаковы. Если элероны отклоняются (если правый элерон поднимается, то левый — спускается, и наоборот), то подъемная сила крыла с поднятым элероном уменьшается, а с опущенным — увеличивается. Разность подъемных сил крыльев обусловливает возникновение момента относительно оси , называемого моментом крена. Под действием этого момента самолет накреняется (при этом подъемные силы остаются перпендикулярными плоскостям крыльев), в результате чего образуются горизонтальные составляющие этих сил, направленные в сторону крена. Под действием горизонтальных составляющих подъемной силы крыльев центр масс самолета будет перемещаться в горизонтальной плоскости в сторону крена. Таким образом, с помощью элеронов можно управлять углом крена и боковым движением центра масс самолета.
При отклонении руля направления вправо или влево от нейтрального положения возникает аэродинамический момент относительно оси , называемый моментом рыскания. Под действием этого момента самолет поворачивается в горизонтальной плоскости вправо или влево, т. е. изменяется угол рыскания самолета. Помимо изменения угла рыскания меняется также угол скольжения, т. е. угол, образуемый вектором скорости с плоскостью симметрии самолета. В результате этого возникает боковая сила, пропорциональная углу скольжения, вызывающая боковое движение самолета. Следовательно, с помощью руля направления можно управлять углами рыскания и скольжения, а также боковым движением центра масс самолета.
Существует большое разнообразие крылатых ракет, однако преимущественное распространение получили плоскокрылые (рис. 2) и крестокрылые (рис. 3) ракеты. В плоскокрылых ракетах в качестве рулевых органов используются элероны 1, руль направления 2 и руль высоты 3. Хвостовое оперение плоскокрылой ракеты крестообразное. В крестокрылых ракетах применяются руль направления 1 и элевоны 2.
Газодинамические рулевые органы применяются на крылатых ЛА при малых скоростных напорах (например, на самолетах с вертикальным взлетом и посадкой), а также на ЛА, совершающих полет вне атмосферы. Газодинамические рулевые органы реализуются в виде газовых рулей, поворотных шарнирно закрепленных маршевых двигателей и реактивных микродвигателей.
Рис. 2. Схема плоскокрылой ракеты
В простейшем случае ЛА можно рассматривать как твердое тело, движение которого характеризуется шестью степенями свободы. Для управления ЛА в общем случае необходимо создать управляющие силы и моменты по трем взаимно перпендикулярным осям и изменять их в соответствии с требуемыми законами управления. Формирование управляющих сил и моментов осуществляется в системе управления в соответствии с информацией о движении ЛА, при этом система управления должна иметь столько каналов управления, сколько степеней свободы имеет управляемый объект.
Рис. 3. Схема крестокрылой ракеты.
Лекция 2.
План
1.Цели и задачи управления полетом ЛА.
2.Информация, необходимая для функционирования систем управления.
Дата: 2019-02-02, просмотров: 565.