Традиции и новаторство как черты формирования деловой этики российских предпринимателей
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Ны­нешние предприниматели представляют собой весь спектр быв­шего советского общества: красные директора, бывшие партийные работники, начальники цехов и завлабы, музыканты, врачи, таксисты, спекулянты, уголовники. Современная рос­сийская деловая культура складывалась стихийно в процессе перестройки и далека от общемировых стандартов.

.Деловая культура современных российских предпринимате­ лей – это «пеструю смесь» стереотипов по­ведения эпохи командной экономики, заимство­ваний из западной деловой культуры и не вполне оформившихся «правил игры», складывающихся в процессе перехода России к подлинно рыночной экономике  ( Национальная программа «Рос сийская деловая культура». М, 1997 ).

Объективные факторы, тормозящие развитие российской деловой культуры:

- незначительный опыт ведения дел в условиях рынка;

- несовершенное законодательство; 

- отсутствие политической стабильности;

- переходный характер экономики; ее криминализация;

- социокультурные факторы: традиции, психология, при­вычки, склад ума.

Характерные элементы хозяйственной деятельности и деловой культуры предпринимателей России:

- отсутствие привычки строго следовать букве закона;

- сила неформальных отношений;

- избирательная этика в деловых отношениях: со «своими» все же принято вести себя порядочно, с «чужими» допустимо не проявлять  щепетильности.

- использование силовых методов;

- «брак по расчету» с властями. Неоспори­мым фактом является наличие чиновничьих вымогательств. Отно­шения с властями трудно назвать партнерскими, это скорее вынужденное сотрудничество;

- независимость и отстраненность от политики;

- создание команд и централизация управленческих функций. Предприниматели редко имеют дело с незнакомыми людьми, предпочитают привлекать своих родственников, друзей. Они стремятся сосредоточить в своих руках максимум функций - управленческих и собственнических.

- технократизм и патернализм руководства;

- трудоголизм;

- повышенная склонность к риску и диверсификация деятель­ности (расширение ассортимента изделий и услуг; проникновение специализированных фирм в другие отрасли производства и т.п.);

- отношение к благотворительности - достаточно сдержанное;

- пиетет к иностранцам и гостеприимство;

- высокое значение образования как ценности;

- слабовыраженное потребительство.

Своеобразие стиля общения российских предпринимателей

 

На формирование отечественного стиля поведения и общения с иностранными партнерами в первую очередь оказывают влия­ние черты русского национального характера, среди которых ака­демик Д. С. Лихачев отмечает  терпимость к культу­ рам других народов, стрем­ ление доводить все «до крайностей, до пределов возможного». Зарубежные партнеры (американский автор Р. Смит) отмечает, что обсуждая конкретную проблему, участники пе­реговоров от России обращают внимание скорее на общие цели и  мало уделяют внимания тому, как их осуществлять, в то время как для иностранных партнеров именно вопросы достиже­ния той или иной цели остаются ключевыми.

 

10.4. Социально-психологический и мораль­ но-этический портрет современного идеального предпринимате­ ля

Социально-психологический и мораль­но-этический портрет современного идеального предпринимате­ ля:

1. Инициативность и способность вести поиск.

2. . Упорство и настойчивость.

3.  Готовность к риску.

4.  Ориентация на эффективность и качество.

5.  Вовлеченность в рабочие контакты.

6.  Целеустремленность.

7.  Стремление быть информированным.

8.  Умение систематически планировать и наблюдать

9.  Способность устанавливать связи и убеждать.

10. Уверенность в своих силах и независимость.

 

 

Список литературы:

 

1. Петрунин Ю.Ю., Борисов В.К. Этика бизнеса. М., 2000. С. 182 — 195

Дата: 2019-02-02, просмотров: 250.