Нынешние предприниматели представляют собой весь спектр бывшего советского общества: красные директора, бывшие партийные работники, начальники цехов и завлабы, музыканты, врачи, таксисты, спекулянты, уголовники. Современная российская деловая культура складывалась стихийно в процессе перестройки и далека от общемировых стандартов.
.Деловая культура современных российских предпринимате лей – это «пеструю смесь» стереотипов поведения эпохи командной экономики, заимствований из западной деловой культуры и не вполне оформившихся «правил игры», складывающихся в процессе перехода России к подлинно рыночной экономике ( Национальная программа «Рос сийская деловая культура». М, 1997 ).
Объективные факторы, тормозящие развитие российской деловой культуры:
- незначительный опыт ведения дел в условиях рынка;
- несовершенное законодательство;
- отсутствие политической стабильности;
- переходный характер экономики; ее криминализация;
- социокультурные факторы: традиции, психология, привычки, склад ума.
Характерные элементы хозяйственной деятельности и деловой культуры предпринимателей России:
- отсутствие привычки строго следовать букве закона;
- сила неформальных отношений;
- избирательная этика в деловых отношениях: со «своими» все же принято вести себя порядочно, с «чужими» допустимо не проявлять щепетильности.
- использование силовых методов;
- «брак по расчету» с властями. Неоспоримым фактом является наличие чиновничьих вымогательств. Отношения с властями трудно назвать партнерскими, это скорее вынужденное сотрудничество;
- независимость и отстраненность от политики;
- создание команд и централизация управленческих функций. Предприниматели редко имеют дело с незнакомыми людьми, предпочитают привлекать своих родственников, друзей. Они стремятся сосредоточить в своих руках максимум функций - управленческих и собственнических.
- технократизм и патернализм руководства;
- трудоголизм;
- повышенная склонность к риску и диверсификация деятельности (расширение ассортимента изделий и услуг; проникновение специализированных фирм в другие отрасли производства и т.п.);
- отношение к благотворительности - достаточно сдержанное;
- пиетет к иностранцам и гостеприимство;
- высокое значение образования как ценности;
- слабовыраженное потребительство.
Своеобразие стиля общения российских предпринимателей
На формирование отечественного стиля поведения и общения с иностранными партнерами в первую очередь оказывают влияние черты русского национального характера, среди которых академик Д. С. Лихачев отмечает терпимость к культу рам других народов, стрем ление доводить все «до крайностей, до пределов возможного». Зарубежные партнеры (американский автор Р. Смит) отмечает, что обсуждая конкретную проблему, участники переговоров от России обращают внимание скорее на общие цели и мало уделяют внимания тому, как их осуществлять, в то время как для иностранных партнеров именно вопросы достижения той или иной цели остаются ключевыми.
10.4. Социально-психологический и мораль но-этический портрет современного идеального предпринимате ля
Социально-психологический и морально-этический портрет современного идеального предпринимате ля:
1. Инициативность и способность вести поиск.
2. . Упорство и настойчивость.
3. Готовность к риску.
4. Ориентация на эффективность и качество.
5. Вовлеченность в рабочие контакты.
6. Целеустремленность.
7. Стремление быть информированным.
8. Умение систематически планировать и наблюдать
9. Способность устанавливать связи и убеждать.
10. Уверенность в своих силах и независимость.
Список литературы:
1. Петрунин Ю.Ю., Борисов В.К. Этика бизнеса. М., 2000. С. 182 — 195
Дата: 2019-02-02, просмотров: 250.