Возрастающая роль инноваций обусловлена, во-первых, самой природой рыночных отношений, во-вторых, необходимостью глубоких качественных преобразований в экономике с выхода на траекторию устойчивого роста. Активное развитие и внедрение инноваций способствовало появлению такого понятия, как "инновационная экономика". При этом прибыль в основном создается за счет интеллекта новаторов и ученых, развития и использования информационной сферы, а не за счет материального производства (как в индустриальной экономике) и не за счет концентрации финансов. Особенности ИЭ: -динамика и качество роста определяются технологическими сдвигами в экономике, происходящие на базе инноваций; -ускорение технологического процесса, сокращение жизненного цикла продуктов; -наука ориентируется на потребности экономики; -ускоренная автоматизация и компьютеризация всех сфер производства и управления; -наличие системы подготовки и переподготовки профессиональных кадров в области инноваций. Основной общехозяйственной эффективности инновационных процессов в новой экономике является механизм диффузии инноваций, посредством которого происходит распространение новшеств между предприятиями одной или различных отраслей. Современное общество и экономика становятся все более и более информационными. Это проявляется в постоянном расширении информационных потоков, росте качественного разнообразия информации, появлении новых способов ее передачи и организации. Всеобщее распространение персональных компьютеров, Internet технологий открыло перед обществом массу возможностей. Люди получили возможность практически мгновенно получать всю необходимую информацию. Такое масштабное развитие информационных и телекоммуникационных технологий превратили информацию в самостоятельный фактор производства, играющий первостепенную роль во всех сферах экономической жизни.
Влияние кластеров на процветание наций. Кластеры в современной российской экономке
Michael Eugene Porter
Профессор кафедры делового администрирования Гарвардской бизнес школы. В совей книге "On Competition" (Конкуренция) , Boston Harvard Businss School, 1998) вводит понятие "кластеры".
Кластеры: это группа географически соседствующих взаимосвязанных компаний и связанных сними организаций, действующих в определенной сфере, характеризующихся общностью деятельности и взаимодополняющих друг друга. Структура кластера:
· Компании готового продукта или сервиса;
· Поставщики специализированных факторов производства;
· Финансовые институты;
· Фирмы в сопутствующих отраслях;
· Сбыт;
· Инфраструктура;
· Образовательные учреждения;
· Предпринимательские объединения и др.
Функции кластеров:
· Кластеры - критические двигатели в экономической структуре национальной и региональной экономики. Процветание региона зависит от значимых позиций в определенном количестве конкурентоспособных кластеров
· Кластеры могут определять фундаментальные задачи в национальных или региональных условиях ведения бизнеса: кластеры в большой мере соотносятся с природой конкуренции и микроэкономическими факторами, которые влияют на конкурентные преимущества.
· Кластеры обеспечивают новый способ мышления в сфере экономики и усилий по развитию ее организации. Так, кластер заставляет пересмотреть роли частного сектора, правительства, торговых ассоциаций, образовательных и исследовательских учреждений в экономическом развитии, а также определить общие возможности, а не только общие проблемы фирм и компаний всех форм собственности.
Кластеры и процветание нации:
· Повышение качества продукции;
· Развитее малого и среднего бизнеса;
· Развитее сопутствующих отраслей;
· Точка роста внутренней экономики;
· База для экспансии для всей национальной экономики.
Кластера в современной российской экономике.
Кондитерская промышленность
Фармацевтическая промышленность
Банковский сектор
46. Причины экспонционального роста динамичных компаний среднего бизнеса - "газелей"
Газель, если:
· выручка к итоговому году исследования 10 -- 350 млн.долларов;
· -- выручка компании должна прирастать на 30% ежегодно четыре года подряд и более;
· -- компания-"газель" за рассматриваемый отрезок времени в четыре года должна хотя бы раз получить чистую прибыль;
· -- претендент на звание компании-"газели" не должен быть госпредприятием, дочерним предприятием какой-нибудь крупной корпоративной структуры или иностранного стратегического инвестора.
Возможности для быстрого роста компаний:
· Наличие свободных свободных ниш
· Введение инноваций
· Формирование потребительской аудитории, отличающийся высококвалифицированным спросом.
Причины экспоненциального роста :
· Рост фирмы ограничивается нехваткой внутрифирменных специфических ресурсов
· Нехватка специфических ресурсов - абсолютный ограничитель темпов роста
Дата: 2019-02-02, просмотров: 338.