На современном этапе развития экономики при определенных условиях именно фармацевтическая отрасль может стать локомотивом реального инновационного развития.
В советское время фармацевтическая отрасль не была приоритетной для народного хозяйства. В связи с этим руководство страны опрометчиво согласилось с тем, что изготовление большинства современных высокотехнологичных препаратов было признано сферой специализации европейских стран соц. лагеря (ГДР, Чехословакия, Венгрия, Польша).
Таким образом фармацевтика в СССР страдала от недостатка финансирования, что приводило к снижению качества выпускаемых лекарств и медленному обновлению ассортимента.
После распада союза на территории России осталось 85% фарм. Промышленности. Это был вертикально интегрированный комплекс: от первых стадий химического синтеза до выпуска готовых лекарств.
Негативно влияние на отрасль оказал разрыв хозяйственных связей, возникновение таможенных барьеров и нескоординированные правила взаимоотношений предприятий.
В ходе кризиса первых лет реформ больше всего пострадал сектор выпуска субстанций. Производство ГЛС (готовые лекарственные средства) сильно уменьшилось только в 92- 93 гг.
Формирование фарма-рынка России началось с 1992 года. Важной особенностью стал переход в специфических условиях. Это был переход к новой системе здравоохранения построенной на принципах страховой медицины и рыночных отношений.
Значительная часть мощностей фарм. промышленности предназначалась для производства субстанций. Технический парк отечественных производителей изначально ориентировался на выпуск несложных, в первую очередь жизненно важных средств и препаратов, обеспечивающих первоочередные потребности населения.
В 92-93 гг. производство готовых ЛС сократилось на 35%.
В 1994 г. было остановлено 156 видов готовых форм препаратов.
В дальнейшем тенденция сменилась и большинство производителей перешло к резкому расширению ассортимента выпуска ГЛС.
Напротив свертывание производства субстанций оказалось необратимым процессом. К 96 году объем выпуска субстанций по сравнению с 92 годом сократился в 3 раза. Из 272 субстанций остались только 100.
В результате процесса приватизации, а также появления новых субъектов на рынке занимающихся куплей-продажей лекарственных средств (в том числе появление зарубежных компаний) поспособствовало к 1997 году к смещению соотношения отечественных и импортных лекарственных средств на российском рынке. К 1997 году соотношение составляло 3:7, в то время как в 1990 году 6:4.
Открытие в ходе реформ свободного доступа на рынок для иностранных медикаментов немедленно создало ситуацию острой конкуренции. Отечественные п/п столкнулись:
1.С интенсивной ценовой конкуренцией со стороны развивающихся стран, от чего пострадали производителе субстанций.
2. Конкуренцией более высокого качества
3. Конкуренцией более новых препаратов.
Доля импорта:
1985-90 55% - 45%
1999.2%-.8%
2001Л%-62.9%
2005%-%
Таким образом в конце 98 начале 99 гг. благодаря единственному в то время преимуществу отечественной фарм. продукции, связанной с ее невысокой относительно импортных препаратов ценой, структура рынки резко изменилась в пользу российских ЛС.
В 2003 -- 2010 годах российский фармацевтический рынок был одним из наиболее динамичных и быстрорастущих в мире. Начиная с 2003 года объем российского рынка (в рублях) увеличивался ежегодно на 10 -- 12%.
Вместе с тем отметим что рост рынка в последние годы сопровождается постоянным увеличением объемов импорта и сокращением доли российских производителей. Отрасль по-прежнему находится н прямой зав-ти от импорта субстанций.
Роль государства в фарм отрасли увеличивается. Осуществляется обеспечение по след направлениям:
-обеспечение доступности ЛС;
госконтроль и обеспечение качества ЛС;
госконтроль наркотических средств.
урегулирование цен на ЛС
осуществление надзора за соблюдением фармацевтического порядка, фин.дисциплины.
Инновации являются решением проблем фарм сектора. Именно инновации могут стать тем самым конкурентным преимуществом, которое так необходимо для экономики России в целом.
Дата: 2019-02-02, просмотров: 245.