3.1. Сход граждан
В поселении с численностью жителей, обладающих избирательным правом, не более 100 человек для решения вопросов местного значения проводится сход граждан. На сход граждан могут быть возложены полномочия представительного органа муниципального образования, в том числе отнесенные к исключительной компетенции представительного органа муниципального образования.
Сход граждан может созываться главой муниципального образования самостоятельно либо по инициативе группы жителей численностью не менее 10 человек. Правомочия схода возможны при участии в нем более половины жителей поселения, обладающих избирательным правом. Его проведение обеспечивает глава местной администрации. При этом предусматривается обязательное участие в сходе граждан выборных лиц местного самоуправления.
Решение схода граждан считается принятым, если за него проголосовало более половины участников схода граждан. Решения, принятые на сходе граждан, подлежат официальному опубликованию (обнародованию). Они являются обязательными для исполнения на территории поселения. Органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления призваны обеспечивать исполнение решений, принятых на сходе граждан, в соответствии с разграничением полномочий между ними, определенным уставом поселения.
3.2. Собрание граждан
Они могут проводиться на части территории муниципального образования могут проводиться с целью обсуждения вопросов местного значения, а также для информирования населения о деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, о ходе осуществления территориального общественного самоуправления. собрания граждан.
Порядок назначения и проведения собрания граждан, а также полномочия собрания граждан определяются уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования, уставом территориального общественного самоуправления.
Собрание граждан может быть созвано как по инициативе населения, так и по предложению представительного органа муниципального образования, главы муниципального образования, а также в случаях, предусмотренных уставом территориального общественного самоуправления. Порядок назначения и проведения собрания граждан регулируется муниципальными правовыми актами и уставом территориального общественного самоуправления.
Собрание граждан, связанное с осуществлением территориального общественного самоуправления, считается правомочным, если в нем принимают участие не менее половины жителей соответствующей территории, достигших 16-летнего возраста.
Собрание граждан может принимать обращения к органам местного самоуправления и должностным лицам местного самоуправления, а также избирать лиц, уполномоченных представлять собрание граждан во взаимоотношениях с органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления. Обращения, принятые собранием граждан, подлежат обязательному рассмотрению органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления, к компетенции которых отнесено решение вопросов, содержащихся в обращениях, с направлением письменного ответа.
Собрание граждан, связанное с осуществлением территориального общественного самоуправления, принимает решения по вопросам, отнесенным к его компетенции уставом территориального общественного самоуправления. Итоги проведения собрания граждан подлежат официальному опубликованию (обнародованию).
3.3. Конференция граждан (собрание делегатов)
В случаях, предусмотренных уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования, уставом территориального общественного самоуправления, полномочия собрания граждан могут осуществляться конференцией граждан (собранием делегатов). Порядок назначения и проведения конференции граждан (собрания делегатов), избрания ее делегатов определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования, уставом территориального общественного самоуправления.
Конференция граждан, связанная с осуществлением территориального общественного самоуправления, считается правомочной, если в ней принимают участие не менее двух третей избранных на собраниях делегатов, представляющих не менее половины жителей соответствующей территории, достигших 16-летнего возраста.
Об исключительных полномочиях собраний, конференций граждан, связанных с осуществлением территориального общественного самоуправления. К этим полномочиям относятся:
- установление структуры органов территориального общественного самоуправления;
- принятие устава территориального общественного самоуправления, изменений и дополнений к нему;
- избрание органов территориального общественного самоуправления;
- определение основных направлений деятельности территориального общественного самоуправления;
- утверждение сметы доходов и расходов территориального общественного самоуправления и отчета об ее исполнении;
- рассмотрение и утверждение отчетов о деятельности органов территориального общественного самоуправления.
3.4 Территориальное общественное самоуправление
В федеральном законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» территориальное общественное самоуправление относится к одной из форм участия местного сообщества в местном самоуправлении.
Под термином «территориальное общественное самоуправление» понимается самоорганизация граждан по месту жительства для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив в вопросах местного значения.
Предложенная в федеральном законе трактовка термина «территориальное общественное самоуправление», на наш взгляд, не совсем точна и не в полной мере отражает его сущность и содержание. И вот почему.
Во-первых, при рассмотрении понятия «территориальное общественное самоуправление» необходимо учитывать, что оно скорее отражает не только самоорганизацию граждан, но их непосредственную деятельность по решению тех вопросов местного значения, которые они способны решать самостоятельно, без вмешательства органов местного самоуправления. Обязательно ли при этом формировать территориальное общественное самоуправление? Или может, местные жители будут реализовывать свое право на решение вопросов местного (территориального) значения через другие формы общественной самодеятельности? Как мне представляется, право выбора должно оставаться за местным (территориальным) сообществом. И вряд ли стоит трактовать инициативу и деятельность граждан как их самоорганизацию, т.е. как территориальное общественное самоуправление. Содержание используемого понятия более емкое и широкое, чем оно дается в вышеупомянутом федеральном законе.
Во-вторых. Вместе с тем категории «местное самоуправление» и «территориальное общественное самоуправление» нельзя рассматривать в качестве синонимов. Территориальное общественное самоуправление, по нашему мнению, является, с одной стороны, организационной формой непосредственной демократии, закрепляющей право непосредственного участия граждан в решении вопросов жизнедеятельности сообщества жителей, проживающих в границах определенной территории. С другой стороны, его следует рассматривать в качестве обязательного элемента муниципальной организации местного самоуправления, наличие и развитость которого определяет эффективность ее функционирования.
О границах территории, на которой осуществляется территориальное общественное самоуправление. Они должны устанавливаться представительным органом поселения по предложению населения, проживающего на данной территории. Местные сообщества могут формировать территориальное общественное самоуправление:
- в границах определенной части территории муниципального образования;
- на территории поселений, не являющихся муниципальными образованиями;
- в границах микрорайонов, кварталов, улиц, дворов и других территорий.
К формам осуществления территориального общественного самоуправления относятся собрания и конференции граждан, а также создаваемые населением органы территориального общественного самоуправления.
Территориальное общественное самоуправление считается учрежденным с момента регистрации его устава. Порядок регистрации устава определяется соответствующим муниципальным правовым актом.
Устав территориального общественного самоуправления должен содержать статьи о границы территории, на которой оно осуществляется; цели, задачи, формы и основные направления деятельности; порядок формирования, права и обязанности, срок полномочий органов территориального общественного самоуправления; порядок приобретения, пользования и распоряжения имуществом и финансовыми средствами территориального общественного самоуправления; порядок прекращения деятельности территориального общественного самоуправления.
Порядок организации и осуществления территориального общественного самоуправления, в том числе порядок заключения договоров на осуществление хозяйственной деятельности, условия и порядок выделения средств местных бюджетов определяются уставом муниципального образования и правовыми актами представительного органа муниципального образования.
Органы территориального общественного самоуправления могут создаваться в пределах следующих территорий проживания граждан - подъезд многоквартирного жилого дома, многоквартирный жилой дом, группа жилых домов, жилой микрорайон, сельский населённый пункт.
Органы территориального общественного самоуправления избираются на собраниях или конференциях граждан, проживающих на соответствующей территории, и в соответствии с уставами могут являться юридическими лицами с регистрацией в организационно-правовой форме некоммерческой организации.
На органы территориального общественного самоуправления могут возлагаться следующие полномочия:
- представление интересов населения, проживающего на соответствующей территории;
- обеспечение исполнения решений, принятых на собраниях и конференциях граждан;
- осуществлять хозяйственной деятельности по содержанию жилого фонда, благоустройству территории;
- выполнение хозяйственной деятельности, направленной на удовлетворение социальных и бытовых потребностей жителей соответствующей территории, как за счёт средств граждан, так и по договору с органами местного самоуправления с использованием средств местного бюджета;
- внесение проектов муниципальных правовых актов, подлежащих обязательному рассмотрению органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления, к компетенции которых отнесено принятие указанных актов.
Практика местного самоуправления выявляет две основных тенденции в становлении и развитии территориального самоуправления. Согласно первой, территориальное самоуправление формируется «сверху, т.е. по инициативе органов местного самоуправления в соответствии с принимаемыми ими решениями. Вторая тенденция отражает стремление отдельных групп жителей развивать территориальное общественное самоуправление «снизу», т.е., исходя их своих собственных представлений о назначении данной формы непосредственной демократии в жизни местного (территориального) сообщества.
На наш взгляд, органы местного самоуправления, проводя свою политику вовлечения жителей в управление местным сообществом, должны всемерно создавать условия, для формирования территориального общественного самоуправления, не навязывая его гражданам как обязательную форму их самоорганизации. Необходимо в этих целях использовать некоммерческие организации, другие формы общественной самодеятельности, привлекать через них заинтересованных граждан в решение вопросов жизнедеятельности в границах территории проживания.
3. 5. Другие формы непосредственного участия граждан в местном самоуправлении
3. 5.1. Правотворческая инициатива граждан
Под ней понимается право граждан, обладающих избирательным правом выступать с инициативой в порядке, установленном нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования.
Проект муниципального правового акта вносится гражданами и подлежит обязательному рассмотрению органом местного самоуправления или должностным лицом местного самоуправления, к компетенции которого относится его принятие. Срок рассмотрения - не более трех месяцев со дня внесения проекта. При этом представителям инициативной группы граждан предоставляется возможность изложения своей позиции при рассмотрении внесенного проекта муниципального правового акта. Если принятие правового акта, проект которого внесен в порядке реализации правотворческой инициативы граждан, относится к компетенции коллегиального органа местного самоуправления, то указанный проект должен быть рассмотрен на его открытом заседании.
Результаты рассмотрения проекта муниципального правового акта, внесенного в порядке реализации правотворческой инициативы граждан, должны быть официально доведены до сведения инициативной группы граждан.
3.5.2. Публичные слушания
Для обсуждения проектов муниципальных правовых актов по вопросам местного значения с участием жителей муниципального образования по инициативе населения, представительного органа муниципального образования, главы муниципального образования могут проводиться публичные слушания. Публичные слушания проводятся представительным органом муниципального образования, главой муниципального образования.
На публичные слушания выносятся в обязательном порядке:
- проект устава муниципального образования, а также проект муниципального правового акта о внесении изменений в устав;
- проект местного бюджета и отчета о его исполнении;
- проекты планов и программ развития муниципального образования;
- вопросы о преобразовании муниципального образования.
Порядок организации и проведения публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования. В нем предусматривается заблаговременное оповещение жителей муниципального образования о времени и месте проведения публичных слушаний, предварительное ознакомление с проектом муниципального правового акта, определяются другие меры, обеспечивающие участие в публичных слушаниях жителей муниципального образования, опубликование (обнародование) результатов публичных слушаний.
3.5.3. Опрос граждан.
Опрос граждан проводится на всей территории или на части территории муниципального образования для выявления мнения населения и его учета при принятии решений органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления, а также органами государственной власти. Результаты опроса носят рекомендательный характер.
В опросе граждан имеют право участвовать жители муниципального образования, обладающие избирательным правом.
Опрос граждан проводится по инициативе: 1) представительного органа муниципального образования или главы муниципального образования - по вопросам местного значения; 2) органов государственной власти субъектов Российской Федерации - для учета мнения граждан при принятии решений об изменении целевого назначения земель муниципального образования для объектов регионального и межрегионального значения.
Порядок назначения и проведения опроса граждан определяются уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования. Решение о назначении опроса граждан принимается представительным органом муниципального образования.
В нормативном правовом акте представительного органа муниципального образования о назначении опроса граждан устанавливаются: 1) дата и сроки проведения опроса; 2) формулировка вопроса (вопросов), предлагаемого (предлагаемых) при проведении опроса; 3) методика проведения опроса; 4) форма опросного листа; 5) минимальная численность жителей, участвующих в опросе.
Жители муниципального образования должны быть проинформированы о проведении опроса граждан не менее чем за 10 дней до его проведения.
Финансирование мероприятий, связанных с подготовкой и проведением опроса граждан, осуществляется: 1) за счет средств местного бюджета - при проведении его по инициативе органов местного самоуправления; 2) за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации - при проведении его по инициативе органов государственной власти субъекта Российской Федерации.
3.5.4. Обращения граждан в органы местного самоуправления
Граждане имеют право на индивидуальные и коллективные обращения в органы местного самоуправления. Должностные лица местного самоуправления обязаны дать письменный ответ по существу обращений граждан в органы местного самоуправления в течение одного месяца. Порядок и сроки рассмотрения обращений граждан в органы местного самоуправления устанавливаются законами субъектов Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.
Тема 10. Местные сообщества как социальная основа муниципальной организации местного самоуправления
Вопросы для рассмотрения
1. Местное сообщество в общественных науках.
2. Местное сообщество как объект местного самоуправления.
3. Местное сообщество как субъект местного самоуправления.
Дата: 2019-02-02, просмотров: 247.