Наиболее часто встречающимися причинами выхода из строя деталей цилиндро-поршневой группы двигателей является нарушение теплового режима — высокая температура деталей (локальных зон) или, наоборот, низкая температура охлаждающей жидкости и, соответственно, деталей двигателя.
На практике отдельные участки поршня и головки блока нагреваются порой до 300 °С и выше. Однако предел прочности металла на разрыв начинает резко снижаться уже при 150 °С. Кроме того, повышение температуры выше 150 °С приводит к быстрому пригоранию поршневых колец, а также к интенсификации окислительных процессов в масле и нагарообраованию. С ростом температуры увеличиваются температурные деформации гильзы, искажающие ее форму, что увеличивает давление поршневых колец на гильзу в некоторых местах контакта, особенно в верхней части. При этом происходит закоксовывание распылителей форсунок, что приводит к ухудшению качества распыливания топлива и, как следствие, к повышению температуры. Таким образом, происходит как бы замкнутый цикл, при котором следует учитывать не только действие, но и взаимодействие рассматриваемых факторов. Следует отметить, что на температурный режим двигателей оказывают влияние режим работы и качество регулировок.
Перегрев двигателя вызывает понижение вязкости масла, срыв масляной пленки, что ведет к повышению скорости изнашивания и деформации деталей. При этом происходят быстрое окисление и старение смазочного масла и, как следствие, интенсивные лаковые отложения. Однако наиболее опасно не повышение температурного режима, а его снижение.
Температурный режим работы двигателя в эксплуатации обычно оценивают по температуре охлаждающей жидкости или масла (рис. 4.4). Как видно из графика, оптимальный тепловой режим, при котором износ двигателя будет минимальным, находится в диапазоне 70—90°С, а при отклонении температуры охлаждающей жидкости в ту или иную сторону износ двигателя увеличивается.
Многочисленными исследованиями установлено, что суммарный износ поршневых колец, поршня, гильзы и подшипника нижней головки шатуна при температуре охлаждающей жидкости на выходе 30 °С в 6,5 раза больше, чем при номинальной температуре (85 °С), а при t = 115 °С суммарный износ оказался выше по сравнению с номинальным тепловым режимом в 1,5 раза. При снижении температуры охлаждающей жидкости ниже 70°С отдельные участки поверхности гильз увлажняются конденсатом воды, и содержащиеся
Рис.4.4- Зависимость износа деталей двигателя от температуры охлаждающей жидкости.
продукты сгорания сернистых соединений и другие коррозийно-активные элементы растворяются. При этом образуются серная и сернистая кислоты, что способствует интенсивному коррозийно-механическому изнашиванию цилиндров.
Содержание серы в топливе влияет на образование нагара в камере сгорания, на поршне, клапанах, на процесс старения масла, снижает октановое число бензина. Нагар и коксующиеся отложения в двигателе при наличии серы в топливе приобретают повышенную твердость и более высокие абразивные свойства.
При повышении содержания серы увеличивается содержание железа в моторном масле, что способствует его окислению. При этом увеличивается содержание в масле кокса и зольность, а износ поршневых колец резко увеличивается (рис. 4.5).
Рис.4.5- Зависимость износа поршневых колец от содержания серы в топливе.
По некоторым данным при работе двигателя СМД-14 на сернистом топливе при прочих равных условиях скорость изнашивания верхнего поршневого кольца увеличивается в 2—2,5 раза по сравнению с работой на топливе с малым содержанием серы.
Рис.4.6- Зависимость изменения продуктов износа в пробе картерного масла двигателя типа ЯМЗ от запыленности воздуха.
Очистка воздуха, поступающего в цилиндры,— одна из важнейших мер по увеличению долговечности двигателей.
Коэффициент очистки воздуха определяют зависимостью
η0 = (1-φ2/φ1)۰ 100
где φ1 и φ2 — соответственно запыленности воздуха на входе в воздухоочиститель и выходе из него, г/м3. В лучшем случае η0 — 99,5...99,7 %. Однако даже при столь высоком значении η0 при запыленности воздуха от 0,1 г/м3 через воздухоочиститель попадает в цилиндры 0,075 г/ч пыли, вызывая их форсированное изнашивание.
При несоблюдении правил ухода за воздухоочистителем (несвоевременная замена масла или промывка кассет и пр.) количество попадающей в цилиндры пыли увеличивается и, как следствие, увеличивается интенсивность изнашивания.
Зависимость количества продуктов изнашивания от запыленности воздуха приведена на рис. 4.6, а зависимость скорости изнашивания ν изн. от коэффициента пропуска воздухоочистителя (ξп = 100 — т0) — на рис. 4.7.
Как видно из графика, при увеличении ξп до 1 % износ возрастает незначительно, а далее начинает интенсивно расти, что можно объяснить, с одной стороны, увеличением количества попадающей в цилиндры пыли, а с другой,— увеличением фракций пыли.
Особенно опасен подсос воздуха через неплотности в системе, минуя фильтры. Так, если в цилиндры двигателя, минуя воздухоочиститель, поступает всего 1 % воздуха, скорость изнашивания возрастает в 4 раза. А на практике, как показали исследования, в результате недооценки герметичности фильтрующей системы количество воздуха, поступающего в цилиндры минуя фильтр, составляет от 5 до 50 %, что значительно снижает ресурс двигателя.
Исследованиями установлено , что применение воздухоочистителя на карбюраторном двигателе с картонными фильтрующими элементами по
Рис.4.7- Зависимость скорости изнашивания ν изн. компрессионных колец и среднего срока службы верхнего кольца Т сл.ср до предельного износа от коэффициента пропуска воздухоочистителя ξп :
1,2,3- первое, второе, третье компрессионные кольца.
сравнению с инерционно-масляными уменьшает износ примерно в 2 раза, а время до обслуживания воздухоочистителя — в 5 раз.
Применение воздухоочистителя на пусковом двигателе ПД-10М2, который ранее не устанавливался, позволило увеличить ресурс двигателя в 2 раза.
Таким образом, в целях повышения износостойкости двигателя необходимо улучшать его защиту от попадания в цилиндры абразивных частиц с воздухом, маслом и топливом, повышать антикоррозийные и смазывающие свойства масел, обеспечивать оптимальный тепловой режим двигателя, совершенствовать его конструкцию и применять более долговечные материалы.
Дата: 2019-02-02, просмотров: 366.