Положения по эффективному использованию ПТСДМ содержатся в ряде нормативно-технических документов: ГОСТы(ГОСТ 25646-95 Эксплуатация строительных машин-правила эксплуатации СМ), СНиПы(СНиП 3.08.01-85Механизация строительства. Рельсовые пути башенных кранов-возведение земляного полотна, устройство верхнего пути, заземление, содержание пути или СНиП 3.01.01-85Организация строительного производства.р5-Механизация и транспорт; р.10 Охрана окружающей среды), ВСН(ВСН-36-90 Указания по эксплуатации дорожно-строительных машин), ЕНиР(ЕНиР сб.Е2-1-1 Земляные работы.Рыхление немерзлого грунта бульдозерами рыхлителями или Е 1-5 Погрузка или выгрузка материалов(грузов) стреловыми кранами до 25т, ВНиР и т.д. Для решения вопросов, связанных с оценкой производительности машин, необходимо различать такие понятия, как расчетная эксплуатационная производительность и нормы выработки. Действующие в настоящее время производственные нормы выработки (часовые) приведены в Единых нормах и расценках (ЕНиР), Ведомственных нормах и расценках (ВНиР). Они получены обработкой хронометражных наблюдений за работой многих машин данного типоразмера в усредненных условиях и являются средневзвешенными. Нормы, установленные таким образом, не учитывают характерных особенностей машины данной модели (тип привода, функциональные особенности системы управления рабочим оборудованием, техническое состояние и др.) и предназначены, в основном, для расчетов с машинистами. Поэтому применение этих норм для разработки проектов производства работ, планирования может быть допущено только с учетом их корректировки для условий работы в конкретных организациях и управлениях механизации. Это связано с тем, что при заниженных плановых нормах выработки будет тормозиться инициатива ИТР и механизаторов, и снижаться фактически достижимый уровень производительности, а с другой стороны, при завышенных нормах выработки и даже интенсивной работе трудовых коллективов плановые нормы выработки могут оказаться недовыполненными.
В условиях рынка и полной хозяйственной самостоятельности предприятий механизации (акционерных обществ), это будет приводить к снижению конкурентоспособности выполняемых работ и неоправданным убыткам.
Наряду с часовой нормой выработки машин в строительстве различают еще годовую норму выработки. Для определения сметной стоимости строительства используют средневзвешенную, среднечасовую норму выработки. На их основе, т.е. с учетом всех внутренних перерывов в работе машин определяют также потребное количество машино-смен для выполнения определенного объема работ.
Полную норму выработки Вгод, м3/год, устанавливают на среднесписочную машину данного типа, находящуюся на балансе организации, и определяют по формуле
Вгод=ВчТр ,
где Вч – среднечасовая норма выработки, м3/ч;
Тр – число часов работы в год на одну среднесписочную машину.
В свою очередь,
Вч = ,
где V е – объем работ, принятый за единицу измерения в ЕНиР и др. нор-
мах(100 м3, 1000 м2, 1000 т и т.п. );
K усл – суммарный коэффициент, отражающий условия производства
работ и особенности применяемых машин;
H в i – норма времени, маш-ч, по ЕНиР, ВНиР на принятую единицу из-
мерения объема работ;
У i – удельный вес применения каждой нормы времени.
В реальных условиях эксплуатации ПТСДМ существенное значение на величину производительности оказывают постоянные и переменные факторы. К числу относительно постоянных факторов относят конструктивно-технологические факторы. В число переменных включают производственные, природно-климатические, организационные, технологические и социально-экономические. Большинство из этих факторов в условиях эксплуатации машин поддаются управлению.
Тема № 2 – Система показателей оценки эффективности использования ПТСДМ. Оценка эффективности машин по времени и производительности. Оценка использования машины по времени. Планирование режима работы машин. Основные виды производительности машин и методы ее оценки(с.р.).
ТЕМА З. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОБЛАСТЕЙ РАЦИОНАЛЬНОГО
ПРИМЕНЕНИЯ ПТСДМ И ИХ ВЫБОР
3.1. Общие сведения об областях рационального применения
Машин
Потребителям механизированных работ и услуг на практике приходится часто решать две взаимосвязанные задачи по эффективному использованию ПТСДМ. С одной стороны, это выбор машин для заданных условий производства работ, или, наоборот, подбор строительных объектов и определенных видов работ для имеющихся в распоряжении организации (УМ, ДСУ, ПМК и др.) машин соответствующей строительной специализации. И в том, и в другом случае речь идет о наиболее экономически выгодных производственных условиях применения ПТСДМ.
Многие ведущие фирмы – производители ПТСДМ и их деловые партнеры (консультационные фирмы, лизинговые компании и др.) за отдельную плату предоставляют сервисные услуги по определению наиболее рациональных производственных условий, в которых проданные ими машины будут приносить максимальную прибыль.
Таким образом, производственные условия, в которых экономически целесообразно использовать машины, принято называть областями их рационального применения (ОРП).
Следовательно, ОРП машины представляет собой определенную зону изменения параметров машины, в пределах которой данная машина по сравнению с другими обеспечивает наибольшую экономическую эффективность.*
ОРП сопоставляемых машин чаще всего представляют графически, при этом сравнивают не только машины одного и того же типа и разного типоразмера (бульдозеры разного тягового класса, экскаваторы разных типоразмеров), но и разные типы машин (бульдозеры и одноковшовые погрузчики, бульдозеры и скреперы) и, даже, комплекты машин (одноковшовый экскаватор-автосамосвалы и пр.).
Производственные условия работы машин оцениваются через их параметры, которые для определенных типов и видов ПТСДМ должны быть наиболее определяющими, значимыми. Как правило, выявление этих параметров производят факторным анализом, просто опытным путем или с использованием специальных компьютерных экспертных систем (ЭС).
Установлено, что для ПТСДМ с ковшовым рабочим органом (одноковшовые экскаваторы и погрузчики) наиболее значимыми параметрами являются такие, как объем работы на объекте V ,м3, и дальность перебазирования машины на объект L пб , км; для землеройно-транспортных машин – расстояние перемещения грунта L тр , м; коэффициент сопротивления движению f совместно с уклоном транспортного пути i ; объем работы V ,м3.
Дата: 2019-02-02, просмотров: 272.