Практика показывает, что для сохранения регламентированных зазоров трущихся сочленений и обеспечения долговечности работы машин необходима их приработка, которая осуществляется работой вхолостую и постепенным нагружением с целью предотвращения повреждений поверхностей трения в начале их работы.
Приработка — это процесс изменения геометрии поверхностей трения и физико-механических свойств поверхностных слоев материала в начальный период трения, обычно проявляющийся при постоянных внешних условиях в уменьшении силы трения, температуры и интенсивности изнашивания.
Переход от исходного состояния поверхностей трения к установившемуся сопровождается сложными необратимыми явлениями, протекающими в тонком поверхностном слое.
При трении в начальный период приработки участвует очень небольшое количество контактирующих между собой выступов, что вызывает весьма высокие напряжения трущихся поверхностей, сопровождающиеся частичным или полным устранением первоначальных неровностей и установлением новых, отличных от первоначальных по форме и размерам.
При приработке имеющиеся выступы на поверхностях трения приобретают оптимальную кривизну, обеспечивающую наибольшую устойчивость масляной пленки .
Наибольшее изменение претерпевает более мягкая из сопряженных поверхностей, шероховатость, которой изменяется в сторону приближения к шероховатости более твердого тела до тех пор, пока не наступит равновесное состояние, характерное для данных условий эксплуатации. На поверхности более мягкого элемента пары трения постепенно формируется кольцевой рельеф, достаточно точно копирующий поперечный рельеф сопряженной поверхности более твердого элемента. После каждой разборки узла опять идет направленное изменение шероховатости поверхности, сопровождающееся интенсивным изнашиванием пары. Вот почему так важно без необходимости не разбирать сочлененные элементы.
Установившаяся после приработки шероховатость становится оптимальной (равновесной) для данных условий трения и обеспечивает минимальное изнашивание. Она может быть как больше, так и меньше исходной, и наблюдается после приработки на всем последующем процессе стационарного изнашивания в период нормальной работы трущихся сопряжений. При переходе к стационарному режиму наряду с изменением геометрических характеристик большое значение имеет изменение исходной структуры и физико-механических свойств поверхностных слоев.
Если пластическая деформация проходит ниже порога рекристаллизации, то возрастает прочность поверхностных слоев, увеличивается их твердость. В некоторых случаях образовавшийся на поверхности слой обладает твердостью, превышающей твердость мартенсита, а иногда наблюдается разупрочнение.
Таким образом, микротвердость поверхностных слоев зависит от режима приработки и других факторов, рассмотренных выше. Все факторы, прямо или косвенно влияющие на эффективность приработки, можно разделить на основные и сопутствующие. К основным факторам относят: нагрузку, скорость, исходные физико-химические свойства материалов и смазочную среду, к сопутствующим— температуру и связанные с ней различные физико-химические изменения контактирующих поверхностей.
Нагрузка (давление на поверхности трения) оказывает существенное влияние на качество и продолжительность приработки. С увеличением нагрузки в начальный момент приработки растет доля пластической деформации тонкого поверхностного слоя, что приводит к увеличению количества выделяемой теплоты и поглощенной энергии и, как результат, к возникновению дефектов в структуре поверхностей трения. Вот почему нагрузка в период приработки не должна превышать заданную.
С увеличением давления до некоторого значения, не превышающего критического ркр, качество прирабатываемых поверхностей, например зубчатых передач и подшипников скольжения, улучшается.
При давлениях выше критических контакт перейдет в пластическое состояние и шероховатость будет увеличиваться. Вот почему нагрузочный фактор при приработке считается одним из основных.
Скорость приработки зависит от качества промежуточной среды, смазки, количества и рода абразива и пр.
Исходная шероховатость. определяемая технологией изготовления деталей, влияет на износостойкость сопряжения в основном только через приработку. Установлено , что при испытании пары «гильза цилиндра — поршневое кольцо» микрогеометрия всех цилиндров после 367 ч нагружения независимо от первоначального состояния устанавливается постоянной и соответствует девятому классу шероховатостей.
Смазочный материал при прочих неизменных условиях трения оказывает существенное влияние на изменение микрогеометрии при приработке. Существенным фактором, облегчающим приработку, является применение приработочных масел. Применение, например, полимерных добавок (10—18 % полиэтилена) к маслам сокращает время приработки и способствует получению более гладкой поверхности (примерно на 2 класса выше исходной).
Таким образом, с увеличением параметра молекулярной связи (за счет ухудшения смазочных свойств, например) шероховатость приработанных поверхностей должна увеличиваться, а с увеличением модуля упругости материалов и с ростом контурного давления до некоторого значения, не превышающего p кр, она должна уменьшаться.
Умение анализировать влияние рассмотренных факторов на установление равновесной шероховатости с учетом физико-механических свойств материалов и условий эксплуатации открывает широкие возможности для подбора пар трения с. целью оптимизации процесса приработки и увеличения долговечности узлов трения за счет уменьшения приработочного износа. Оптимизация процесса приработки дает значительную экономию средств.
Дата: 2019-02-02, просмотров: 457.