Области рационального применения машин с ковшовым
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

  рабочим органом

    К ПТСДМ, имеющим ковшовый рабочий орган, относятся одноковшовые строительные погрузчики. Общеизвестно, что наряду с погрузкой штабелированных материалов в транспортные средства и перегрузочными работами, одноковшовые погрузчики используются также в режиме ЗТМ, разрабатывая различные материалы, грунт и самостоятельно перемещая их в ковше на небольшие расстояния – до 200 м. Такая работа часто встречается при штабелировании материалов, вывозе их с прирельсовых разгрузочных площадок, на вскрышных работах при добыче полезных ископаемых, в песчаных и гравийных карьерах, при уборке территорий, подаче песка и щебня в приемные бункеры АБЗ и ЦБЗ, возведении некоторых выемок, котлованов, каналов, вывозе из забоев негабаритных материалов и т.п. На подобных работах эти машины составляют конкуренцию одноковшовым экскаваторам, которые не обладают транспортирующими возможностями и нуждаются в обеспечении автотранспортными средствами.

       Парк одноковшовых погрузчиков в строительстве и муниципальном хозяйстве увеличивается. Рынок строительной техники предлагает широкий набор моделей погрузочных машин.

       Разнообразие типов, и в особенности типоразмеров, современных одноковшовых погрузчиков грузоподъемностью от 0,5 до 16,5 а в перспективе – до 40 т, представляет широкие возможности их выбора в зависимости от условий работы на объектах и в то же время требует тщательного подхода к выбору из-за риска повышенных издержек.

 

Для примера рассмотрим построение ОРП одноковшовых погрузчиков различных типоразмеров и их выбор, используя методику, разработанную в МАДИ (ТУ) .

      Вначале известное выражение стоимости машино-часа См-ч, руб/ч, сгруппируем в две составляющие, т.е. стоимость перебазирования Спб и остальные составляющие постоянных затрат См-ч.пост., которые не зависят от определяющих параметров, а именно от объема работ V , м3, и дальности перебазирования погрузчиков на объект L пб, км:

 

где t об – количество часов работы машин на объекте.     

Количество часов работы машин на объекте t об выразим через эксплуатационную часовую производительность Пэ.ч и объем работ V :

 

.

 

Стоимость перебазирования машин на объект Спб, руб, можно выразить как

 

где Сп-р – начальные затраты на погрузку-разгрузку (на транспортные  

           средства), монтаж-демонтаж рабочего оборудования (при 

           необходимости), руб;

Спб1км – удельная стоимость перебазирования на 1км, руб/км.

Тогда

.

 

   При этом удельная себестоимость работы Се, руб/м3 определяется как

                             .                            

 

  Для вывода уравнения равновеликих затрат обозначим через i и i+1 индексы первой и второй сопоставляемых машин, а через Vi / i +1 – граничный объем работы, м3.          Граничный      объем  работы     Vi / i +1 – это такой объем,    при       котором

 

 использование сопоставляемых машин будет равноэффективно.  В соответствии с известной методикой приравниваем правые части выражений Се для двух сопоставляемых машин:

 

.

 

 

    После соответствующих преобразований получим зависимость граничного объема Vi / i +1, м3, т.е. уравнение равновеликих затрат:

 

 

.                             

 

    Для пневмоколесных погрузчиков, перебазируемых своим ходом,

Спр = 0, и выражение упрощается:

 

     При этом следует учесть, что в ряде случаев из-за отсутствия достоверных сведений по параметру Пэ.ч, целесообразно использовать выработку по ЕНиР.

Построим по полученным зависимостям ОРП одноковшовых погрузчиков, которые повсеместно применяются для разработки и транспортирования материалов и в некоторых производственных ситуациях составляют конкуренцию одноковшовым строительным экскаваторам.

    На рис 3.1, 3.2, 3.3 представлены графики ОРП одноковшовых погрузчиков при разработке и транспортировании щебня крупностью до 50 мм и объемной массой 1,6-1,75 т/м3.

 

 

   Как следует из графиков V = f ( L тр ) на рис. 3.1 и 3.2, при малых объемах работ выгодны погрузчики меньших типоразмеров, которые имеют меньшую удельную стоимость перебазирования, т.е.

 

.

L тр, м
L пб, км
    50    100  150     
70 60 50 40 30 20 10 0
V3/4
V1/2
V2/3
I
II
IV
III
V, м3
V, м3
1 2 3
70 60 50 40 30 20 10 0
I
II
III
IV
V3/4
V2/3
V1/2
б)
а)
При L=50м

 


Рис.3.1.Области рационального применения пневмоколесных фронтальных погрузчиков в зависимости от объема работы на объекте V , расстояния транспортировании  материалов L тр (а) и дальности перебазирования машин L пб (б): I – ТО-31, ПУМ-500 (грузоподъемностью Q =0,5-0,6 т); II – ТО-30 ( Q =2,2 т);III – ТО-18Б ( Q =3 т); IV – ТО-11 ( Q =4 т)

 

 

  Однако при увеличении объема работ на объекте значение этого слагаемого в составе затрат Се уменьшается, но одновременно возрастает влияние большей производительности погрузчиков большего типоразмера.

   С увеличением расстояния  транспортирования  L тр, м,  при  одинаковом объеме V, м3, сначала   выгодны  погрузчики малых  типоразмеров, а  затем,  при

 

увеличении дальности транспортирования, вследствие уменьшения их производительности Пэ.м., м3/ч, наиболее выгодно использовать погрузчики больших типоразмеров.

  При сравнении ОРП погрузчиков гусеничного хода ТО-7А и пневмоколесного ТО-30 примерно равной грузоподъемности (рис. 3.2) видно, что кривая граничного объема имеет асимптоту при L тр = 18м. Очевидно, в данных производственных условиях гусеничный погрузчик целесообразно применять на короткие расстояния – до 18 м и при больших объемах

V > 230м3. При L тр >18 м производительность гусеничного погрузчика ТО-7А значительно падает из-за меньшей скорости передвижения с грузом, и его затраты Се превышают затраты более скоростного пневмоколесного погрузчика.

 

 

                  10            18 20            L тр, м
  400     300     100
V, м3
ТО-7А
 
ТО-п33030

 

 



Рис3.2. Области рационального применения пневмоколесного погрузчика

ТО-30- ( Q =2,2 т) и гусеничного погрузчика ТО-7А ( Q =2 т) в зависимости от объема работы V и расстояния транспортирования L тр .

 

 

      При сравнении ОРП гусеничных погрузчиков одного типоразмера ТО-10А (фронтальный) и ТО-1 (с задней разгрузкой) получаем картину, аналогичную предыдущей (см. рис. 3.3).

     Погрузчик ТО-1 имеет более низкие скорости передвижения с грузом, но остается выгодным на коротких расстояниях L тр <12 м и на повышенных объемах V > 400 м3.

    Как только доля транспортных операций увеличивается (L тр >12 м) преимущество получает более скоростная машина, т.е. ТО-10А.

При решении практических задач построения ОРП для некоторого набора машин и выбора необходимого типоразмера погрузчика при заданных определяющих параметрах V и L пб целесообразно применение ЭВМ .

 

600   500   300   200   100     0
L тр, м
           10  12            20                 30                40
V, м3
V2/4
V1/2
V2/3
I
II
III
IV

 


Рис.3.3. Области рационального приме­нения гусеничных погрузчиков в зависимости от объема работы V и рассто­яния транспортирования L тр : I , II , III — фронтальные

 соответственно ТО-7А ( Q = 2 т), ТО-10А ( Q = 4 т) и ТО-24 ( Q =10 т); IV — с задней разгрузкой ТО-1 ( Q = 4 т)

 

          Блок-схема алгоритма определения ОРП одноковшовых погрузчиков по известным технологическим параметрам Пэч приведена на рис. 3.4,а, а по известной норме выработки Вч - на рис. 3.4,б.

       В блоках 1 и 2 алгоритма формируется время рабочего цикла Тц, мин,  погрузчика и рассчитывается эксплуатационная часовая производительность Пэ.ч, м3/ч (на схеме блоки 1 и 2 представлены в укрупненном виде), которая учитывает конкретные (заданные) условия эксплуатации (коэффициент разрыхления Крх, фактические объемы работ V ф, коэффициент наполнения ковша и т.п.). В блоке 3 определяется граничный объем равновеликих затрат Vi / i +1, м3, для двух сравниваемых погрузчиков. В блоке 5 фактический объем V ф работ на объекте сопоставляется с граничным объемом Vi / i + 1. При этом, если V ф < Vi \ i +1, то выбирается погрузчик i-го типоразмера, если нет – в расчет вводится следующий типоразмер погрузчика. Для выбранного погрузчика определяется удельная себестоимость работ С * е (блок 6) и на печать выводится его типоразмер i * , часовая эксплуатационная производительность П * э.ч. и непосредственно достигнутая удельная себестоимость работ С * е (блок 7). При определении ОРП по алгоритму целесообразно задавать большой объем работ V ф > 1000м3 и обеспечить вывод на печать в блоке 4 граничный объем Vi/i+1 для каждой пары сравниваемых типоразмеров.

         Как уже отмечалось ранее, в ряде случаев, на практике достоверные сведения по параметру Пэ.ч. могут отсутствовать (новые машины, объекты, технология производства работ и т.п.). В этих случаях необходимо использовать выработку машин, руководствуясь ЕНиР .

      При использовании выработки машин по ЕНиР (вместо Пэ.ч), алгоритм определения ОРП одноковшовых погрузчиков упрощается, т.к. отпадает необходимость перерасчета Тц и Пэ.ч. (блоки 1 и 2). Вместе с тем, выбор выработки по ЕНиР требует знания технических возможностей машин и особенностей конкретных условий производства, в части правомерности применения повышающих (понижающих) коэффициентов выработки, и должен осуществляться высококвалифицированными специалиста

 

Vi/i+1
i³imax
i*; Пэ.ч; С*е
Конец
Начало
Сiм.ч,пост; Сiпб,1км; Vфакт; Lпб; Кн; Крх; Кв; параметры цикла tij
i = 0
i = i + 1
= ti1 + ti2 + .. + ti8
=
Vi/i+1 =
Vфакт£Vi/i+1
Выбирается погрузчик max. типоразмера i*=imax
Выбирается погрузчик i-го типоразмера i*=i
=  
а)
1
2
3
4
5
6
7
Нет
Нет
Да
Да

 


Рис. 3.4 Алгоритм определения ОРП одноковшовых погрузчиков: а - по эксплуатационной производительности; б - по норме выработки (ЕНиР),

 

 

Начало
Сiм.ч,пост; Сiпб,1км; Vфакт; Lпб; Ve; HBi; Уi; Кусл
i = 0
i = i + 1
Вч =
Vi/i+1 =
Vi/i+1
Vфакт£Vi/i+1
=  
i*; Вч; С*е
                Конец
i³imax
Выбирается погрузчик i-го типоразмера i*=i
Выбирается погрузчик max. типоразмера i*=imax
б)
1
2
3
4
5
6
Нет
Нет
Да
Да

 

 








Дата: 2019-02-02, просмотров: 385.