Допрос – это процессуальное действие, заключающееся в получении и фиксации в установленном процессуальном порядке показаний лиц об известных им фактах, имеющих значение для расследования преступления.
Итак, допрос – процессуальное действие. Особенности этого процессуального действия - получить определённую информацию, зафиксировать её строго в том порядке, как это предписано в норме уголовно процессуального закона. Допрашиваем свидетеля, подозреваемого, обвиняемого. Допрашиваем о конкретных обстоятельствах события. Мы должны всегда помнить, что допрос - это основной источник информации помимо осмотра места происшествия и допрос направлен на установление события преступления. Помните, что это одна из главных задач – имело ли место событие преступления и лица, которые привлечены к ответственности – причастны ли они к совершению, должны быть об этом доказательства.
Предмет допроса – обстоятельства:
· входящие в предмет доказывания;
· необходимые для достижения промежуточных целей расследования;
· с помощью которых обнаруживаются доказательства;
· знание которых необходимо для проверки и оценки доказательств;
· которые, не имея доказательственного значения, могут играть тактическую роль.
Предмет допроса. Лицо должно быть опрощено о тех обстоятельствах события, которые могут быть ему известны. Если речь идёт о свидетеле, о каких обстоятельствах события он может сообщить? Очевидцем которых он был. Как правило, это совершение определённых действий. Например, взятка дана под контролем. Есть ли необходимость в допросе сотрудников полиции, которые осуществляли? Да. Зачем? Чтобы разграничить сам факт взятки от провокации. Если потерпевшая, то она нам даёт какую информацию? Тоже о действиях. Которые предшествовать могли, о характере нападения, о механизме совершения каких-то действий по отношению к жертве и после совершения преступления. Свидетели могут быть те, которые могут нам дать информацию о последствиях, которые наступили в результате неправомерных действий. То есть у нас всегда перед глазами должны быть обстоятельства, которые должны быть установлены и исходя из того свидетеля или потерпевшего, которого мы опрашиваем и уточняем эти детали. Какая тут тактика очень важна? Изначально дать возможность свободно рассказать, а потом мы уже начинаем детализировать. Потому что нам важно зафиксировать, что наиболее ярко осталось в сознании и запечатлелось в памяти у субъекта.
Эти знания нам важны не только для установления обстоятельств события, но и для проверки и оценки доказательственной информации. Потому что, например, жертва может привирать. Это достаточно часто бывает, когда действия сексуального характера совершены в отношении детей. Особенно когда ребёнку 4-5 лет и до 13-14 лет дети склонны к фантазиям. И тут разграничить, что было на самом деле и то что придумали, а если ещё перед этим ребёнок пообщался со взрослым, то идёт очень мощное наслоение. А сейчас ещё дети имеют возможность просматривать интернет, и их фантазия ещё более усиливается и очень трудно разграничить правдивость этих показаний. Особенно сложно допрашивать девочек с признаком Лолиты. Это очень сложные субъекты, любящие фантазировать. Приходится проверять, что она читала, на какие сайты заходила в Интернете. Им часто назначается психологическая экспертиза, где часто ставится вопрос, свойственны ли фантазии. Оценка доказательств имеет значение при допросе свидетеля, так как они могут уточнить. Был эксперимент. Пригласили 50 человек. Судьи, оперативные сотрудники, адвокаты, и они же не знали, что будет. Перед ними была сценка разыграна, она была логическая как бы. Потом субъекты, которые были, они вышли и попросили описать, что происходило и описать внешность тех субъектов, которые только что были перед ними. Каков результат? Ни один из них объективно ничего не описал. И правдивость их показаний было в пределах 10-15%. Остальное они фантазировали.
Можно ещё сказать о психотипах. Есть такой психолог-американец, который вывел классификацию, разделив людей на 4 типа. 2 типа до полового созревания – оральный тип и мазохист. Далее, когда начинается половое созревание, тип делится уже по половому признаку: мужчина - это фаллически-нарцистический тип, а женщина — это истерический тип. Оральный тип - это тип исполнитель. Он при допросе очень сложный свидетель. Ещё сложнее потерпевший. Почему? Потому что он никогда не говорит правду. Когда они излагают картинку, очевидцами которой они были, они никогда не говорят правду. Потому что они не излагают, что они видели, они комментируют через собственное восприятие. Мазохист – это совершенно другой тип. Это хорошие актеры. У них очень подвижная психика и т.д. Мазохисты — это драматурги шахматисты, это люди, которым свойственен системный подход, они все описывают детально. Надо сказать, что серийных убийц много мазохистов. Они рассчитывают все детально. Этих преступников просто так не изобличить. Его надо убедить, что ты располагаешь достаточной информацией, чтобы привлечь его к ответственности. Орального типа раскрутить гораздо проще. Следующий тип истерический. Это руководители. Это кожаная куртка, нога на боку. Среди руководителей, белых воротничков, много таких. Они организаторы. У них плохо с системным подходом, плохо с логическим мышлением, но они могут за собой народ повести. Среди них много энергетических вампиров. Поэтому допрашивать их довольно сложно. Могут отвечать вопрос на вопрос. Фаллическо-нарцистический тип — это тоже руководитель, организатор, который любит давить, требовать, подавлять и т.д. Довольно такой угрюмый тип в плане допрашиваемого лица, потому как он пытается навязать своё видение, свой комментарий к событиям. Тоже нужно терпение, потому как рано или поздно он выдыхается и можно переходить к допросу. Но. Чистых типов нет. Все смешанные. Поэтому фаллический тип может через 15-20 допросов стать мазохистом. Тогда нужно менять тактику. 4 тип – это шизоидный тип. Это не шизофреники. Это люди всегда недовольные жизнью.
Если речь идёт о доказательственной информации, но не совсем является доказательством, потому что точнее назвать источником для разработки мероприятий по получению доказательств. Оно имеет значение особенно на стадии подготовки к преступлению. Допустим в аптеке говорят, что приходил Иван Иванович и приобрёл большое количество марганцовки. Из неё можно сделать взрывчатое вещество. Но также у него может быть большой участок земли. Он может там использовать её для совершенно иной цели. Но для оперативников это источник информации, который можно проверить. Вполне возможно, что у этого дяди есть племянник, который может быть причастен к террористической деятельности. Это пример, как важно устанавливать источники информационные, которые помогут спланировать или ОРМ, или следственные действия.
Цель допроса:
· получение от допрашиваемого полных и достоверных сведений о расследуемом событии
· и других обстоятельствах, имеющих значение по делу.
Цель допроса - это получить наиболее полные, достоверные сведения о обстоятельствах события, о характеристике личности подозреваемого, обвиняемого и др. Полнота и достоверность во многом зависит от психотипа. Но с каждым психотипом можно по-разному работать, понимая, что человеку свойственен особый стиль повеления. Но вы должны активизировать его память.
Виды допроса различаются от:
· процессуального положения допрашиваемого;
· возраста допрашиваемого;
· состава участников: с участием защитника, эксперта, родителей или законных представителей и т.д.;
· места проведения допроса;
· характера следственной ситуации;
· допрашивалось ли лицо ранее или нет.
Виды допроса различаются. От процессуального статуса. Возраста. Возраст имеет значение, потому как надо понимать, что с возрастом память ослабевает и поэтому допрашивая человека пожилого, то не надо торопить его. Это имеет отношение к детям и отношение к пожилым. Конечно, с учётом психотипа вы должны рассчитывать, что допрос может затянуться надолго.
Теперь состав участников допроса. Все приходят как правило с юристом, адвокатом. Отсюда тактика допроса конечно меняется. У следователя нет уже возможности свободного плавания. Потому что адвокат рядом. Он знает приемы и начинает возмущаться на стадии задавания вопросов. Вы знаете, чем допрос свидетеля отличается от допроса подозреваемого? Разные тактики. Далее, это допрос несовершеннолетних детей и т.д. Вот мы говорили о виктимности. Дети достаточно виктимны, особенно подростки. То есть они нарушают те установки, которые им дают родители. И они конечно будут это скрывать при допросе с родителями. Поэтому лучше допрашивать без родителей, а с психологом. Нет психолога – воспитатель, преподаватель. При преподавателе тоже не стоит. Преподаватели очень болтливые. Эта информация станет известна и ребёнку будет причинена травма психологическая. Поэтому лучше всего психолог. В плане допроса мы отстали от других стран европейских. Допрос малолетнего там производит следователь, который получил психологическое образование.
Далее, конечно мы должны учитывать характер следственной ситуации. Кто может вспомнить, какие ситуации бывают? Перед экзаменом повторите, так как это может быть на экзамене. Для каждой следственной ситуации есть набор тактических приемов.
Далее, допрашивалось ли лицо ранее или нет. Не обязательно по этому делу. Потому что, когда лицо вызывают для допроса, это все равно психологическое напряжение. Допрашивал я одного свидетеля. Свидетель был полезный, уважительный для следствия. У него дрожали руки. В прошлом он лётчик. Я спрашиваю, почему вы так нервничаете. Он говорит: знаете, как волнительно приходить в следственный орган, не страшно, но волнительно, что подвергнут допросу. Потом выяснилось, что у него была очень сложная ситуация при полёте однажды.
Специальные виды допроса:
· очная ставка,
· допрос эксперта,
· допрос специалиста.
Дата: 2019-02-02, просмотров: 235.