а) вид памяти. У кого-то моторная память (запоминает, когда пишет), у кого-то зрительная (четко помнит, где записано).
б) время. Сколько прошло времени после того, как мы приступили к допросу. Чем дальше, тем хуже, информация замещается новой.
в) возраст. Нет страшнее допроса свидетельницы, которая переступила возраст 70 лет (вспомнит всех мужей, и школу, но не событие преступления, нужно терпеливо выслушать, и помочь выудить информацию).
г) темперамент. Начинают давать характеристики личности – это женщинам характерно.
д) алкоголизм, наркомания, травмы мозга. У них нет склероза, но печень разрушена. При этом, у них искаженное восприятие, осторожно записываем показания. Наркоманы- последние отморозки, есть только один метод их допроса, и он запрещенный.
е) профессия, род занятий. Допрашиваешь ты товароведа, чтобы он описал одежду преступника, опишет детально. Медик опишет черты лица. Девушка опишет по тем критериям, по которым оценивает мужчин. Молодые люди тоже самое. Род занятий – очень детально может описать человека, если это имеет отношение к его роду занятий.
ж) последующая деятельность человека. Накладываются последующие стрессы человека.
Виды памяти человека. Тоже должны учитывать, и иногда, если есть возможность, проконсультироваться можно у специалиста. Он может зайти, пообщаться 10 минут с человеком, выйти и он вам говорит, какой вид памяти у человека, и на что обратить особое внимание.
Виды памяти:
· По характеру психической активности
· По характеру цели деятельности
· По продолжительности сохранения материала
Па́мять — материальный феномен фиксации, сохранения и воспроизведения информации о взаимодействии между объектами. О чем информация? О событии? А это что такое? Это взаимодействие преступника и жертвы, преступника с предметом посягательства и с конкретными его действиями.
По характеру психической активности:
· Двигательная память (моторная) – запоминаются, сохраняются и воспроизводятся различные движения. Человек может описать точно, какие движения были произведены.
· Образная память - запоминаются, сохраняются и воспроизводятся образы, звуки, запахи. Характерно для художников, создают целую картинку.
· Эмоциональная память - запоминаются, сохраняются и воспроизводятся эмоции и чувства, но не сами по себе, а вместе с явлениями и предметами, которые они вызывают. Характерна для оральных типов, комментируют те события, свидетелями которых они стали.
· Словесно-логическая - запоминаются, сохраняются и воспроизводятся мысли. Это ведущая память у человека, самая сложная. Самая сложная память, характерна для мазохистов. Многие серийные убийства относятся к этому типу, много беседовать приходится, чтобы понять ход его мыслей, на что обращает внимание прежде всего и через этот подход можно его раскручивать на показания.
По характеру цели деятельности:
· Произвольная – есть цель, есть волевое усилие. Работает у жертвы посягательства.
· Непроизвольная – автоматическое запоминание, нет контроля сознания, нет цели. Скорее всего, это случайный свидетель, который видел мимолетно. Получить именно эту информацию, сложно.
По продолжительности сохранения материала.
· Краткосрочная (сенсорная) – быстрое запоминание, сохранение информации на короткий срок. Объем кратковременной памяти – от 5 до 9 единиц, то есть могут что-то вспомнить, какие-то конкретные детали.
· Оперативная память – хранение информации на определенный срок (от нескольких секунд до несколько дней). Зависит от состояния здоровья, кровеносных сосудов.
· Долговременная память – есть волевое усилие. Эта информация должна запоминаться на длительный срок. Относится к жертве посягательства, поскольку она не может отпустить эти воспоминания, прокручивает их постоянно. Особенно, характерно для психотипа – мазохист, он к этому постоянно возвращается. Жевать информацию и обиду, или свой поступок нужно научиться выплевывать.
Память также делится:
· на зрительную,
· слуховую,
· обонятельную,
· осязательную,
· вкусовую.
Есть даже направление в психологии – векторная, которое используется иногда при допросе.
Воспроизведение зависит:
- от субъективных данных допрашиваемого лица. Я вам рассказывал, как малолетних допрашивают к Голландии – дарят игрушки в конце допроса.
- от объективных условий допроса. Нам тоже полезно было бы прийти к такой системе. Это также и обстановка в кабинете следователя. Когда в кабинете сидят много человек и разговаривают по телефону, то, объективных условий для допроса нет.
Формы ложных показаний:
1) утверждение факта, которого не было. Часто бывает при допросе малолетних, которые склонны к фантазиям. Если видите, что лицо не совсем адекватное. То лучше пригласить специалиста.
2) сокрытие или отрицание имевших место обстоятельств. Часто подозреваемые по изнасилованиям пытаются доказать, что она сама хотела, что давно знакомы, но это не является основанием для насильственных действий.
3) искажение действительности. Лица могут объективно неспособны воспроизвести, либо в силу объективных причин, тогда применяет прием – рондо, задавая по кругу один и тот же вопрос, но в разных редакциях.
Технические основы допроса:
Три этапа допроса:
- подготовка к допросу. Подумать заранее, о чем я буду спрашивать по событию преступления.
- осуществление допроса,
- фиксация его хода и результатов. Если это важные доказательства, о способе совершения преступления, например, то лучше фиксировать их на видеозапись.
На этапе подготовки к допросу:
1) изучение материалов УД, определение цели, предмета допроса;
2) изучение личности допрашиваемого; не всегда есть возможность, увидеть лицо, которое будете допрашивать, поэтому, пока задаете вопросы об имени, фамилии, дате рождения, наблюдайте, как реагирует на ваши вопросы, куда смотрит, как сел по отношению к вам (если повернулся вполоборота, то личность что-то скрывает). Есть иногда смысл приехать к человеку и опросить его дома у него, а потом вызвать в кабинет на допрос, ему так будет психологически легче. Можно допросить на месте совершенного деяния, тактику допроса необходимо разрабатывать.
3) определение места и времени допроса, способа вызова допрашиваемого;
4) разобрать тактику допроса;
5) обеспечить участие в допросе переводчика, защитника, педагога (для несовершеннолетних), специалиста (при допросе о событии преступления, связанного с особой деятельностью – присвоение и растрата в организациях, на производстве), эксперта (при преступлениях, связанных с должностной деятельностью);
6) организовать техническое обеспечение допроса;
7) составить план допроса. Обязательно, особенно, на начальных этапах.
Вот примерный план допроса:
№ …
Обстоятельства, подлежащие выяснению – те задачи, которые необходимо решить, чтобы проверить версию. Далее, описать кратко информацию (запоминайте, это будете делать на экзамене. Некоторые спрашивают: «Что, переписать всю задачу??» Ну перепишите всю задачу. А можно выделить какие-то важные моменты, которые позволят вам выделить следственную версию из условий задачи).
Дата: 2019-02-02, просмотров: 236.