Сущность и существование человека в контексте его деятельности
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Как уже отмечалось выше, проблема сущности человека находится в центре философского учения о нем. Это объясняется тем, что раскрытие сущности входит в само определение любого предмета, а без этого вообще невозможно вести разговор о его функциях, значении, существовании и т.д.

В истории развития науки ее представители усматривали отличие человека от животного и объясняли его сущность, используя различные специфические качества человека. Действительно, человека можно отличать от животного по плоским ногтям, по улыбке, по уму и т.д. При этом сущность человека пытаются определить исходя не из самого человека, а апеллируя к тем признакам, которые отличают его от ближайшего вида, т.е. как бы со стороны. С методологической точки зрения такой прием оказывается не совсем правомерным. Ибо сущность любого предмета определяется, прежде всего, имманентным способом бытия самого этого предмета, внутренними законами его собственного существования, т.е. сущность человека необходимо определять не в сравнении его с животным, а в зависимости от его собственной, имманентной субстанции, выражающей его качество.

Трудовая деятельность. Субстанцией, лежащей в основе исторического бытия и развития человека и составляющая его сущность, как свидетельствует современная наука, является трудовая деятельность. Человек при этом вступает прямо или опосредовано в общественные отношения.  Совокупность этих отношений и образует общество в той степени, в какой индивид аккумулирует, осваивает и реализует совокупность общественных отношений. В них происходит и его собственное развитие. Деятельность – это целеустремленная активность, реализующая потребности субъекта. Речь при этом идет обо всей совокупности общественных отношений: материальных, идеологических, настоящих и прошлых, т.е. человека надо понимать не вульгарно-материалистически, не идеалистически, не метафизически, а диалектически. Другими словами, его нельзя сводить лишь к «экономическому человеку» или только к «человеку разумному», или к «человеку играющему» и т.д.

 Человек есть существо и производящее, и разумное, и культурное, и нравственное, и политическое и т.д. одновременно. Он аккумулирует в себе в большей или меньшей степени весь комплекс общественных отношений и таким образом реализует свою социальную сущность. Другой аспект этого вопроса состоит в том, что человек – дитя человеческой истории, речь идет о единстве человека и человеческого рода. Однако человек не только результат развития общества и общественных отношений, он в свою очередь и творец их. То есть,  человек оказывается одновременно и объектом и субъектом общественных отношений, в нем реализуется единство, тождество субъекта и объекта.

Таким образом, можно говорить о социально-деятельностной сущности человека.

Уже Аристотель рассматривал человека как существо социальное и разумное. Он писал о том, что добродетельная жизнь человека имеет проявление в деятельности, в которой заключена единственная возможность самореализации личности. Имеется концепция человека как стержня развития культуры, согласно которой деятельность человека является основой динамики культуры. Основу любой культуры составляет человек со всеми его потребностями и интересами, он в процессе своей деятельности творит культуру и одновременно сам является ее произведением, можно сказать, что человек одновременно и художник, и картина. Этнолог Б. Малиновский (концепция человеческой природы) считает, что в основе любой культуры находится универсальный биологический детерминизм. Культура не может существовать вне человека, относящегося к одному из видов животных. В связи с этим человек должен, прежде всего, удовлетворять свои основные биологические потребности (пища, размножение, самосохранение). Вместе с тем, удовлетворение основных биологических потребностей человеком в отличие от животных происходит в рамках культуры. Опосредованное культурой удовлетворение биологических потребностей приводит к появлению и развитию новых потребностей человека. Преобразуя окружающую среду в процессе своей деятельности человек трансформирует также структуру и форму своих потребностей, а следовательно,  создает новые детерминанты своего поведения и преобразует самого себя. Человек при этом из биологического существа превращается в личность. Именно деятельность человека придает развитию культуры динамичность, обусловливает ее дифференциацию на формы или сферы, к каковым относят религию, искусство, философию, науку и проч. После возникновения культуры с различного рода символическими системами человек осваивает мир в пространственных и временных параметрах не только физически, но и эмоционально, интеллектуально: искусство, религия, философия, наука вскрывают глубины духовного мира человека и мира Вселенной, физически не доступные индивиду, раскрывают смысл человеческого бытия. Вне деятельности, социальных отношений и общения (как формы их реализации) человек просто не сможет стать человеком. Основными характеристиками деятельности являются предметность и субъектность. Специфика предметной детерминации деятельности состоит в том, что объекты внешнего мира не непосредственно воздействуют на субъекта, а лишь будучи преобразованы в процессе деятельности, благодаря чему достигается большая адекватность их отражения в сознании. Предметность проявляется в развитой форме исключительно в человеческой деятельности. Она проявляется в социальной обусловленности деятельности человека, закрепляясь в орудиях труда, определенных схемах действий, в языке, социальных нормах, социальных ролях.

Субъектность деятельности находит выражение: во-первых, в обусловленности психических образов прошлым опытом, потребностями, установками, эмоциями, целями и мотивами, определяющими направленность и избирательность деятельности конкретного человека; во-вторых, в личностном смысле (значение деятельности для меня) мотивов различных действий и событий. Социальная деятельность человека в процессе общественно-исторического опыта преобразуется в индивидуальную. На основе деятельности человека возникает такая его сущностная характеристика, как разум. Но человек не сводится к своей сущности. В своем реальном про-

явлении она обнаруживается в его существовании. И если сущность человека – это общая характеристика рода «человек», то существование каждого индивида всегда индивидуально в своем конкретно-эмпирическом выражении и не исчерпывается сущностью. Оно (существование) есть бытие индивида, как целостного существа во всем многообразии форм, видов и свойств его проявления. Эта целостность выражается в первую очередь в том, что человек

есть единство биологического, социального и психологического, это, таким образом, биопсихосоциальный феномен. Уничтожив один из этих факторов, мы уничтожим человека. Поэтому развитие способностей человека и его целостное формирование всегда связаны с этими основными факторами: природными задатками, социальной средой и внутренним «Я» (волей, стремлениями, интересами и т.д.) человека. Проблема человеческого существования имеет не менее важное значение, чем проблема сущности человека. Свое наибольшее оформление, как отмечалось выше, она нашла в философии существования или

экзистенциализме (от лат. Existentia – существование). Человеческое существование трактуется здесь как человеческое бытие, соотнесенное с трансценденцией, т.е. выходом человека за рамки индивидуально-реального, посюстороннего мира. Существование – это всегда индивидуальное существование, это существование, в котором хотя и живут вместе, но умирают в одиночку. Поэтому в экзистенциализме индивид и общество рассматриваются

как противоположные образования, находящиеся в постоянном и непримиримом конфликте. Индивид – это всегда личность, общество – безличность. Подлинное существование связывается с индивидуальным бытием

личности, ее свободой и стремлением к трансцеденции. Неподлинное существование – это бытие в обществе, стремление утвердиться в нем и принять его законы. Социальная сущность человека и его подлинное существование оказываются несовместимыми. А с точки зрения их соотношения «существование предшествует сущности» (Ж.П. Сартр). Лишь по мере социализации человек «приобретает» сущность, становится все в большей степени носителем общественных отношений, представителем и субъектом социума. Человеческая сущность не дана индивиду изначально. Она формируется в процессе его индивидуального существования и лишь по мере

того, как он аккумулирует социальный опыт человечества, он все в большей степени становится человеком. Часто подлинное значение человека обнаруживается в «пограничной ситуации» на грани жизни и смерти и даже спустя некоторое время после нее (смерти). Ниже мы рассмотрим подробнее сущность человека в различных аспектах его существования

 6. Контрольные вопросы и задания

1. Охарактеризуйте взгляды на человека в современной философии.

2. Расскажите о смыслоориентированном направлении в философ-

ской антропологии.

3. Проведите сравнительный анализ, установите сходство и разли-

чие человека и крупных приматов.

3. Рассказите о двойственности человеческой п ироды.

4. Раскрой сущность социализации как процесса приобретения индивидом социальных качеств.

5. Освятите проблему сущности и существования человека.

6. Охарактеризуйте деятельностную сущность человека, предмет-

ность и субъектность деятельности.

 

 

ЛЕКЦИЯ 3

 

    ВЗАИМОСВЯЗЬ ЦЕННОСТЕЙ И СОЦИАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА

План:

1. Человек в различных аспектах существования: индивид, личность,

индивидуальность.

2. Система ценностей человека и её динамика в современном российскои

обществе.

3. Ценностные установки и закономерности поведения человека.

4. Контрольные вопросы.

 

Дата: 2019-02-02, просмотров: 284.