Социализация как процесс приобретения индивидом социальных качеств
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Стремление к полноте бытия свойственно всем людям, потому что двойственность и постоянная неудовлетворённость «достались» всем. В то же время каждый человек по-своему разрешает свою «человеческую» проблему. Это определяет уникальность каждого человека. Поэтому для человеческого существования характерно бесконечное разнообразие личностей.

Личность – это целостность врождённых (биологических) и приобретённых (социальных) свойств, характеризующих индивида и делающих его индивидуальностью.

 Индивид (конкретный человек) может вступать во взаимодействия, в отношения с другими людьми по-разному. Он может их любить, ненавидеть, быть к ним безразличным. Он может соперничать или сотрудничать. Он может построить социальную систему, построенную на равенстве или диктатуре, на свободе или насилии. Во всех этих отношениях реализуется человечекая энергия, проводником которой являются «качество» личности. Под «качеством» личности понимается степень освления человеком (индивидом) норм культуры, достигнутых обществом. Культурные модели и социальные институты при этом не просто «воздействуют» на индивида. Происходит взаимодействие, в ходе которого вся личность обычного индивида «штампуется» по образцу отношений, принятых в семье, социальных группах, организация и т.п.  В данном процессе настолько велика роль социально-экономических и политических структур общества, что из анализа одной личности можно вывести представление (хотя бы в общих чертах) обо всей социальной структуре, в которой он действует.

Внешний мир можно воспринимать двояко:  репродуктивно и созидательно. Репродуктивное восприятие подобно фотографированию. Созидательное восприятие можно сравнить с оживлением и воссозданием новых элементов среды (посредством спонтанной активности разума и чувств). Каждый человек воспринимает внешнюю среду и репродуктивно и созидательно. При этом нельзя, чтобы было преимущество у того или иного вида восприятия. Это будет отклонением от нормы При преимуществе репродуктивного восприятия человек видит в основном то, что на ходится на поверхности, не проникая в глубь, в сущность происходящего. Он видит детали, но не видит целого. Он не лишён воображения. Но оно лишь переносит в будущее результаты перечисления и комбинирования уже известных, существующих фактов. Такой человек обеднён социально.

При преимуществе созидательного восприятия человек вопринимает не те реальные факторы, которые видны всем. Он строит в своём внутреннем мире собственную реальность, которая является символом и отражением его внутреннего мира. Такой человек не может функционировать социально.

Нормальное человеческое существо в состоянии относиться к внешней среде одновременно и воспринимая её данность, и постигая её, и оживляя, и обогащая её собственной энергией. Результатом такого взаимодействия противоположных способностей восприятия внешней среды является не столько материальные вещи, произведения искусства, науки, литературы, сколько сам человек.  Это подразумевает, что человек должен дать жизнь интеллектуальным и эмоциональным возможностям, своему «полному Я». Учитывая, что многие факторы внешней среды часто мешают этому процессу, человек умирает прежде, чем успевает полностью раскрыться, то есть полностью родиться. Для полного раскрытя сущности человеческого Я необходимы и в нём самом, и во внешней среде такие элементы взаимодействия, как забота, ответственность, уважение, знания.

Процесс  и результат усвоения и активного воспроизведения индивидом определённой системы знаний, норм и ценностей (социального опыта), осуществляемый в общении и деятельности и позволяющий ему функционировать в качестве полноправного члена общества называется социализацией.    То есть, процесс, в ходе которого индивид приобретает те или иные личностные качества, определяющие его социальное положение, место в социуме. Человек проходит несколько видов социализаций в течение своей жизни.

Этот процесс начитается в семье, где происходит социализация детства или 1)первичная социализация.

Первичная социализация происходит   своей семье, к которой ребёнок приспосабливается, и где он обретает социальные качества. Эти качества позволят ему приспособиться к социальной жизни. Несмотря на то, что люди постоянно рождаются и умирают, социализация даёт возможность обществу воспроизводить самого себя. Это явялется условием сохранения и развития социальной культуры.

Кроме первичной существуют ещё 2)вторичная и 3)подготовительная  и 4)повторная виды социализации.

Вторичная социализация предполагает процесс последующего введения социализированного семьёй индивида в другие сектора общеста (детский сад, школа, професиональная группа, армия и т.п.).

Подготовительная социализация – это принятие индивидом ценностей группы, к которлой он хотел бы принадлежать. Это облегчает переход от одного этапа жизненного цикла к другому (абитуриент-сиудент, незамужняя-замужняя, неженатый, женатый ит.п.).

Повторная социализация (ресоциализация) возможна у взрослых людейв случае значительных жизненных изменений. Она возможна в двух формах:

1. В форме усвоения новых ценностей, ролей, навыков вместо прежних, недостаточно усвоенных, устаревших, утраченных (сельский житель-городской, житель России-житель другой страны, раблотающий- безработный, здоровый- инвалид)

2. В форме отступления от принятых в обществе систем ценностей, нлорм, ролей (например, преступления).

Таким образом, не только общество формирует личность, но и в определённой мере сама природа человека формирует общественные условия его жизни.  Следовательно, социальный процесс можно понять только исходя из знания подлинной сущности человека, его и физиологических, и психических свойств, изучая взаимодействие между природой человека и внешними условиями его жизни.

 Эрих Фромм: «Проблема человеческого существования совершенно уникальна: человек вышел из природы – и всё же пребывает в ней; он отчасти «божество», отчасти – животное, он и бесконечен и ограничен. Необходимость вновь и вновь разрешать противоречие своего существования, находить всё более высокие формы единства с природой, своими собратьями и самим собой. Вот источник всех душевных сил, движущих человеком, источник всех его страстей, аффектов и стремлений».

В той мере, в какой человек тоже животное, потребности в утодении голода, жажды, секса и т.д. являются обязательными. Но в той мере, в какой он очеловечен, удовлетворение этих инстинктивных потребностей недостаточно не только для счастья, но даже и для его душевного здоровья. В этой уникальности положенич человека и заключена Архимедова точка его развития. Осмысление человеческой психики дролжно быть основано на анализе потребностей человека, вытекающих из условий его существования.

Потребности, вытекающие из самой сущности человека:

- приобщённость ( в противовес нарциссизму);

- преодоление и созидательность (в противовес разрушительности);

- братство (в противовес кровосмешению);

-тождественность и индивидуальность ( в противипроложность стадному конформизму);

- разум (в противовес иррациональному).

Вто время как тедло подсказывает человеку, чем питаться и чего избегать, его совесть призвана подсказывать ему, какие потребности стоит культивировать и удовлетворять, а каким надо позволить истощиться и зачахнуть. Но голод и аппетит – фукции тела, присущие человеку с рождения, тогда как совесть, заложенна в нём потенциально и нуждается в руководстве со стороны.

 

Дата: 2019-02-02, просмотров: 246.