Феномен двойственной природы человека
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Человек – высшая ступень развития живых организмов на Земле. Как уникальный биологический вид человек возник, как уже было сказано, примерно 3 миллиона лет назад. Это было результатом длительного процесса становления общества и одновременного процесса формирования человека (в процессе антропосоциогенеза). Это говорит о том, что человек по своей природе является биосоциальным существом. Социальное в нём не противоречит биологическому и не проистекает из него. От рождения человек получает такую телесную организацию, в которой изначально запрограммирована возможность её универсального социально-деятельностсного развития. Хотя сущность человека (по К.Марксу) состоит в совокупности всех общественных отношений, она призвана отразить лишь те устойчивые связи, которые определяют внутреннюю логику развития человека как существа природного. Таким образом, социальная жизнь утверждает и развивает антропогенетические качества, которые выражаются в многообразных аспектах жизнедеятельности человека.

По Эриху Фромму (нем-америк. учёной (1900-1980) , философ, психолог и социолог, представитель неофрейдизма, опиравшийся на идеи психоанализа, экзистнциализма и марксизма. Стремился разрешить основное противоречие человеческого существования – между эгоизмом и альтруизмом, обладанием и бытием, негативной «свободой от» и позитивной «свободой для»)

« Появление человека можно определить как возникновение той точки в процессе эволюции, где инстинктивная адаптация свелась к минимуму. Но человек появился с новыми свойствами, отличающими его от животного: осознанием себя как отдельного существа; способностью помнить прошлое, предвидеть будущее и обозначать предметы и действия символами; разумом для постижения и понимания мира; и воображением, благодаря которому он выходит далеко за пределы своих ощущений».

Можно считать, что человек, будучи самым беспомощным из всех животных, приобретает силу, несосягаемую для представителей животного мира. Сила эта в отмеченных ранее его специфических свойствах.

Именно поэтому сама природа человека изначально двойственна. Он часть природы, субъект его физических законов, неспособный изменить их. И в то же время он выходит за пределы остальной природы. Он обособлен, будучи в то же время и частью целого. Благодаря разуму человеческая жизнь не может «проживаться» по образцу, заданному родом, так как человек должен жить сам. Человек в отличие от других животных может быть недовольным своей жизнью. Его собственное существование всегда составляет для него проблему, которую он стремится разрешить. Он не может вернуться к чисто биологическому существованию, обеспечивающему ему полную гармонию с природой. Он должен продолжать развивать свой разум, пока не станет хозяином природы и самого себя.

Сам же динамизм человеческой истории связан с развитием разума, в ходе которого создаётся особый «человеческий» мир.  В нём человек чувствует себя в согласии с собой и со своими ближними. Каждая достигнутая стадия развития рождает новую неудовлетворённость его двойственной природы и является источником дальнейшего развития. Именно противоречивость существования человека заставляет его стремиться к новому. Врождённого, биологического стремления к постоянному развитию у человека нет. В процессе постоянного развития человек пытается преодолеть свой внутренний разум, приблизиться одновременного и к природе, и к своим ближним, и к самому себе. Данное противоречие неустранимо, но на него человек реагирует различными способами. Это зависит от его уровня культуры и свойств характера. Эффект таких реакций в значительной степени зависит от наличия чувства солидарности с ближними, с прошлыми и будущими поколениями. Это требует от человека принятия ответственности за самого себя и признания, что только собственными силами он может придать смысл своей жизни.

Дата: 2019-02-02, просмотров: 209.