Без номера. К Татьяне Григорьевне Викулиной
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Милостивая государыня, матуш­ка Татьяна Григорьевна!

От благочестивых душ приятный слух проникнул к моему недостоинству — о вашей хри­стианской жизни: вы только то и думаете, как бы кому добро сделать и подать требующим руку помощи, что вы — утешение в кругу ис­тинных христиан! Слава Богу, подающему вам мысль благую в прославлении имени Его. Все истинно доброе, благое даруется свыше от Господа, но мало приемлющих оное с верою и сви­детельствующих делами,— поэтому и вы не из числа многих... Да и это за редкость видится, чтобы два месяца как помолвленная в одну минуту изменилась сердцем. Вам разумно это; не есть ли сие измена десницы Всевышнего!

Словом искренности смотрительно сие предоставляется вашему благорассуждению, чтобы сердце, пораженное грустью и тоской, преложить о Господе на истинный покой.

Буди вам мир и тишина о имени Хрис­тове.

Непотребный раб Георгий

24 сентября 1830 года

 

Молитвы – рассуждения

 

 

К священнику о. Иосифу.

Милостью вездесущего Бога я обрадован теперь, получив от ва­шего усердия приятные для сердца моего предметы. И вы меня удостаиваете вашим поминанием пред престолом Божьего ми­лосердия! Сие богоугодное исполнение ваше меня столько утешает, сколько Вседействующий по своему милосердию хочет согласиться излить на сердце мое. Сформировавшуюся любовь со светильником Христовым в ту же минуту получения навесил на бренной моей груди против бьющегося сердца.

О, источник жизни, всегда влекущий к спасению! „Влеки меня к себе, владей ты мною и управляй; Возьми всего меня и приведи к Отцу; Очисти, освяти, приведи к воздержанности, исправь, Как свято должно быть, принадлежать Творцу! Да никогда ничем от тебя не отвернусь; Да вера и любовь сделают Твоим. Тебе я предаюсь, вручаюсь, освящаюсь. И ты мне дай себя; я - Твой; Ты будь моим!" Повторив воспетое певцом, известным Вездесущему, ос­таюсь покорнейшим. Грешник Георгий. 12 час 6-го Октябрьского дня, 1822 года.

 

К княгине Т.А.В.

Слава Богу! Утешил меня Господь вами: слово сердца вашего единомысленно сердцу моему. Победоносное оружие—Крест Иисуса Хри­ста поистине есть верным спасением нашим; оно дано нам на всех врагов наших—видимых и невидимых, да пора­жаются и исчезают. Любезно ограждая себя знамением честного креста: да знаменуется на нас свет лица твоего, Господи!..

Искреннее слово от души вашей всегда приятно сердцу мо­ему, любезнейшая сестра о Господе! Вы более года не имеете в руках газетных сведений о проходящей суетности мира. — Радуйтесь! Дай Господи и мне не видеть суеты, да не блуждает мысль моя в непотребных знаниях: надобно, по Апо­столу, задняя забывать, а в передняя простираться... Удиви, Господи, на мне милость твою: да напечатлевается на сердце моем слово твое, призывающее нас в жизнь вечную. Здесь припоминается мне сказанное Святителем Тихоном: что многие хотят знать, что делается в чужих странах; а что в своей душе находится, не ищут. Да как же можно познать что-нибудь в себе, если весь ум вне себя, и мысль сердца скитается по внешним видам — в посторонних судах, а не дома? Ах! сколько прелестей на свете, коими пленяется сла­бое сердце, уклонившееся от памяти Божьей: грусть, уныние, печаль, оставление во мраке забвения! Что это такое, если не испытание сердца, как оно действуете в таком, или другом положении? Что есть в желудке, познается чрез рвотное, а что есть в сердце, добро или зло, познается чрез оскорби­тельное искушение. Да и вся жизнь временная — одно лишь иску­шение! Господи, дай мне терпение. Скучно без тебя, о, Свет мой! Озари тьму мою, просвещение мое и Спаситель мой! Дай мне помнить тебя; сие веселит меня в пении имени Тво­его, в котором исповедует о себе пророк Твой: „вспомнил Бога, и возвеселился." Но, размышляя о немощи моей, малоду­шествует дух мой: да подкрепит меня сила Твоя, Царь ца­рей, и Бог богов! Небо и земля мимо идут; глагол же Твой пребывает во веки, что и един волос главы нашей не погиб­нет без воли Твоей: Господи, уста моя отверзеши, и уста моя возвестят хвалу Твою: да будет воля Твоя, как на небесах и на земле; да повинуется весь человеческий род Тебе, как служебные духи—Ангелы Твои—непрестанно славословящие имя Твое. Буди, Господи, милость Твоя на нас, яко же уповаем на Тебя. За вольное же неповиновение человек сам собою укло­няется от Бога и подвергается мучению. Мы имеем одного Отца — на небесах! И покров наш — одна Матерь Божья! Вера спасает, упование не посрамите, любовь николи же отпадает! Это самим делом свидетельствует Ап. Павел, который гово­рит: „подражатели мне бывайте, как же и я Христу". За книж­ки благодарю вас; в них славится имя Божье. Обрадованная вашим приветствием Еф. Гр. не скрыла от меня вашего расположения; говорит: рай у вас; тихо, радостно, мирно, хоро­шо! но никак не вспомнит, какую вы читаете книгу очень хорошую. 30-го июля, 1830 г.

 

Марии Петровне Колычевой

Внутренняя речь к святым мощам Божиих угодников, посетивших мою убогую келью:

В слезах, с радостным благоговением, благодаря сердечно Господа славы, провожаю Его святых угодников, гостей моих небесных: прошу их ходатайства и предстательства, Да прольют святое свое моление ко Господу о рабе ничтожнейшем Егоре. Сердце жалостью сжимается, капли слезные превращаются в по­токи. И душа тяжко, тяжко износит вздохи к засвидетельствованию внутренних чувств: сокрушилось сердце, ум, облеченный в одежду глубокого смирения, снисшел в глубину безмолвия и, опустивши крыла разумения, почтил всех святых угодников почтением истинного сознания своей ничтожности. Тело поверглось к стопам их и отдало с должным благоговени­ем свое земное поклонение. Святые, милостиво восприветствовав благоуханием небесной люб­ви, направили шествие свое далее.

Помалу сердце начинает биться,

Чтобы из глаз моих слезам пролиться.

И в этом ощущении,

Приятностей в лишении

Дух мой томные стоны издает.

Жалобно он к небесам зовет,

Нежно вздыхает и поет:

Вот теперь-то я печален! мою радость всю отверг,

И остался безотраден время продолжать в скорбех.

Беспрестанно воздыхаю, льются токи слез из глаз;

Себя в перси ударяю, вознося Творцу мой глас:

Ах! услышь мое стенанье, всеблагий, небесный Царь!

Призри на мое страданье, укрепи бессильну тварь.

Будь в бедах моих отрада, Непостижный в небесах;

Ты избавь меня от ада, Бог мой, зря меня в слезах.

О, унылых ободритель! Неба и земли творец!

Будь мне в скорби покровитель, и заступник и отец.

На тебя я уповаю, — о, Господь всесильный мой!

И с надеждою взываю: защити в печали злой.

Бодрствуй духом, да крепится

Сердце верой к небесам,

Что понести тебе случится,

Все с терпением неси,

Будь уверен в надежде;

Кто понес крест тяжкий прежде,

Тот и твой крест понесет,

Он управит и спасет.

Обыми ты мыслью всею

Волю Божью, не свою;

Согласись всем сердцем с нею

Укрощать волю твою.

Будь смирна, Христу подобна,

И кротка, душой незлобна.

Он один тебе удобен

Рай повсюду обрести,

Защитить тебя, спасти!—

Прости!—

1824 года, июня 20-го.

 

К М.П. Колычевой

Ах? куда убегу я от себя? куда убегу от невидимых препятствий моих? Они, как львы, рыкают на меня; куда ни обращусь, преследуют меня ополчениями, возмущениями, стра­хованиями... Где же скроюсь, и от искушающих меня стра­стей, сладострастиями воюющих на душу мою? Ах! где, где сокро­юсь, где себя оставлю — весь обольщенный самолюбием? Куда пойду, куда обращусь, где найду себе тихое пристанище, что­бы сокрыться от мятежников, внутри приседающих? Ах! где и как устроюсь — весь расстроенный? Безверие, сомнение и прочие страсти во мне, как в котле кипят, поджигаемые не­навистью, злопамятством, гордостью и яростным неистовством. Они, ожесточая душу, и помрачая ум, нечувственно ведут, как слепого, на край бездны, чтобы столкнуть в ад и потом по­грузить в геенский огонь, в реку огненную, протекающую от востока и до запада и клокочущую на грешников. Это явится во время страшного суда, по писанию. О, увы! какой тогда ужас несносный — и трепет нестерпимый!.. А что пи­сано, то сбудется; тогда скажут грешники: горы и камни, покройте нас от сидящего на престоле славы! Тогда стихии сгорят, и силы небесные подвинутся; какой ужас! какой страх и трепет обымет тогда всю тварь судимую! Ах! где я тогда явлюсь, грешнейший всех грешников? Увы! Увы, и горе мне еще горчайшее за то, что не брегу и не забочусь о ныне возможном душе спасении моей. О, коль близок стал я к вечной пропасти пагубнейшего отчаяния! Ах! остановлюсь... к Царице обращусь, — к отчаянным Надежде, к покрову Бого­родицы прибегну отчаянный: призри, Мати Божия! Помилуй, Царице неба, уничиженного лютыми грехами; не отрини, со­храни от лютого аспида, хотящего поглотить меня и свести в ад живого. Увы мне грешному! защити, Владычице, повергшегося к стопам Твоим; принеси твое моление к благосердому Господу! О Заступнице усердная! изведи от ада преисподнего кающегося грешника, и утверди прочее неколебимо смущениями во благости Божьей, материнским Твоим предстательством,— да воспою радостно, повторяя песнь Ангельскую в сладчайшем приветствии: радуйся, радость всего мира! радуйся, Марие благодатная! — Господь с Тобою! О, источник, небесными сла­достями вечно текущий! Будь со мной, всегда напояй меня постоянно жаждущего Твоей сладости; будь мне всегда утешением огорченному! В сокрушении сердца молится Тебе плачущий Ге­оргий.

 

К М.П. Колычевой

Господи! удиви на нас милость Твою.

О вожделеннейшая вечность! когда ты нас примешь в безопасные объятия твои? Но, покуда медленность дней наших удерживает нас в сей многомятежной жизни, благоволи, Господи, Благопромыслителю наш, чтобы мы всегда были воз­буждены Тобою ко благоугождению Тебе делом, словом, и мыслью и намерением, и всеми мерами и всеми силами просла­вляли бы Тебя единого в трех ипостасях непостижимого Бо­га. Удиви на нас милость Твою; удивляя—удиви на нас ми­лость Твою, Господи! Мы ничего без Тебя не можем благо сотворить; помогай нам, Помощник наш и покровитель, да ничто же нас не посрамит уповающих на Тебя. Покрой нас Твоею кротостью и смирением от уловляющих тайно мысль нашу, чтобы надменно возвысить нас выше благочестия и вдруг низринуть в пропасть адову на вечную погибель. О нет! не попусти, Господи, быть сему уловлению бесовскому, да не прель­стит нас оно подложным блеском в виде светоносного Ан­гела; даруй нам понимать прилоги его, да не примем нико­гда никакой коварной лжи его вместо истины Твоей, о Спаси­телю наш! Ты сам разорви его сети, и ими же веси судьба­ми, спаси нас. Даруй нам, Господи, работать Тебе со страхом и трепетом, яко же повелевавши: да не отпадем за бесстрашие наше от Твоей милости и любви. Молитвами всех Святых Твоих умоляем Тебя, Многомилостиве! помилуй, обрати и заблудшего от Тебя по предлогу губителя и обольсти­теля наших душ древнего врага дьявола, который, как отпадший от славы Твоей за превозношение свое, ищет всех уклонить к падению неисчислимыми пронырствами и обольщениями своими. Призри на немощь нашу, желающий всем спастись! воззри на предстательствующую о нас Приснодеву Марию, Матерь Твою, вочеловечивыйся Господи! Она со всеми небесными си­лами Твоими предстоит Тебе, Царю славы, умоляя о роде человеческом; и нет Тебе ничего невозможного, о Всемогущий Боже! Прими Царицу сию, молящуюся о нас,—да прославится имя Твое пред Ангелами о спасении нас грешных и отрекшихся от Тебя. Аминь.

Повергаясь пред стопами всещедрого Бога в крайнем смирении и уничижении самих себя, мы не сомневаемся в мило­сти его и призрении на бедность и нищету нашу. Марта 13-го, 1825 г.

 

К М.П. Колычевой

Ночь, 12-й час.

Только и слышно, как часы непрестанным боем напоминают, что всякое время сближает нас с неизбежным концом временных дней наших. В сию минуту обращаю взор мой на образ Св. Троицы Единосущного Бога, и вижу, как по содей­ствию Всемогущего, победоносный воин, поразив великого змия, повелевает, оживотворенной святою любовью, Царевне взять лютого зверя на поясок и вести в город, как послушную собаку. Он ей сказал: не бойся, — и вместе с словом его отступил от сердца ее всякий страх. Ах, посмотрите, как смело приступает она к страшилищу, накладывает на него царский пояс, и как, подданного раба, ведет врага народного на место сожжения, чтобы пожирателя детей самого предать в пожирание огню. Как ужаснулись зрители с трепещущими сердцами? Они не знают, верить ли глазам своим, что это не привидение. О, чудо, в чудесах преславное! Гордое животное идет под рукой смирения, по самой земле влача свою ядовитую голову и уплачи­вая своею змеиною кровью, по следам его текущею, за кровь жертв, им пожранных. Славная победа! Небесному воину вос­кликнули хоры Ангелов, и вся тварь принесла хвалу великого совета Ангелу — Христу-Богу, спасающему мир. Тысячи душ сердцами и исповеданием веры засвидетельствовали совершен­ную преданность Господу Иисусу, познали чего не знали; идолопоклонники обратились к истинному Богу, тьма озарилась светом, и стал день.

Теперь и нам можно — хотя с Августином — воскликнуть радостное восклицание: о радость над радостью, радость, которая превосходит всякую радость, и вне которой нет радости! Когда войду к Тебе, когда увижу Бога моего? Пойду туда и увижу видение сие великое. Что же еще меня удерживает? Увы, мне, как пришествие мое продолжится. Увы, мне, до каких пор говорят мне: где есть Бог твой! До каких пор говорят мне: ожидай! И ныне кое мое есть ожидание? Господи Боже, не Спасителя ли Господа на­шего Иисуса Христа ожидаем, иже преобразит тело смирения нашего, сообразно телу славы своей? Ожидаем Господа, когда возвратится от брака, да введет нас во браки Свои. Приди, Господи, и не медли; приди, Господи Иисусе Христе, и посети нас в мире, приди и изведи нас связанных из темницы, да сердцем совершенным пред Тобою возрадуемся. Приди, Спасителю, наш, приди; всеми языками желанный, покажи лице Твое и спасемся; приди, Свете мой, Искупителю мой, изведи из темницы душу мою, исповедатися имени Твоему Святому.

 

К М.П. Колычевой

Воскресение Христово. Антифон. 2.

Если не Господь бы был в нас, никто из нас не смог бы против вражьей брани устоять. Побеждающие же здесь возносятся.

Надеющиеся на Господа врагам страшны и всем дивны, так как небесное видят.

Не того боюсь, что в землю, Владыка Христе, возвращусь: Ты же из земли возвел меня если забвенного, благоутробия ради многого, к высоте нетления воскресением Твоим.

Ангельские силы на гробе Твоем, и стерегущие омертвели, и стояла Мария во гробе, ищущи пречистого тела Твоего. Пленил если ад, не искусился от него, встретил если Деву, даруя живот: воскресший из мертвых Господи, слава Тебе.

Всегда прославлять имя Твое, Господи даруй нам! Сего просит Георгий непотр раб.

Сего дня Св. 33 мучеников в Милитине, и Преподобного Отца нашего и Чудотворца Лазаря, в Галисейской горе постившегося.

Мученицы Твои, Господи, во страданиях своих венцы прияли нетленные от Тебя Бога нашего: имея же крепость Твою, му­чителей низложили, сокрушили и демонов немощные дерзости: тех молитвами спаси души наши! Бденными молитвами, течении слезными столп омочил если, и из глубины воздыханиями, во сто трудов уплодоносил если, и был если пастырь, всем подавая про­щение: Преподобне Отче наш Лазаре, молись Христу Богу, спастись душам нашим.

С праздником имею радость поздравить вас. С приятностью для сердца повторяю изреченное Св. Павлом:

Любовь долго терпит, милосердствует, любовь не завидует; любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет сво­их сих, не раздражается, не мыслит зла, не радуется о не­правде, радуется же о истине: всех любит, всему веру приемлет, всему уповает, все терпит. Любовь никогда не отпадает! Ноября 7-го, 1826 г.

 

К М.П. Колычевой

И я болен сердцем, что отягчил вас нескромным суждением и словом, и очень стою того, чтоб меня бранили и посердились на меня. Рад искренности вашей; душой благодарю вас; мне жаль, что и доныне пылкость нрава моего не потухла. Ах! мне надлежит к себе иметь большее внимание, чтобы быть кротким и умеренным в суждениях и слове. Господи! Ты зришь нас не покоряющихся воле Твоей; для Тебя нет ничего сокрытого: восставь меня спящего на усердное делание и прославление воли Твоей и имени Твоего, да работаю Тебе со страхом день и ночь. Благоволи, Господи, вознаградить милостью Твоею и рабу Твою Марию: сохрани и соблюди ее от находящих смущений и скорбей, которыми сокрушается сердце ее, и душа смущается горестью, наносимою от сопротивных, злоковарствующих духов во дни и ночи. Господи! Ты един прибежище наше и упо­вание: не оставь нас слабых подкреплением Твоим; избавляй нас от враждующих на нас духов злобы поднебесных, да не порадуются льстивые о нашей немощи, видя благодать Твою, покрывающую нас. Аминь.

 

Марии Петровне Колычевой

Помолитесь о мне, да дастся милостию Божиею исправление жития моего, да по­грузятся ожесточенные гордостью чувства мои в бездну смирения и клеветливый мой язык да свяжется, господство же мое да накажется ли­шением всякой помощи человеческой, и те, ко­торые претерпели лютость нрава моего, да воз­наградятся свободою, по воле их. Итак, мое непотребство да попирается человеками ради смягчения жестокости моей, и столько лет на­носящий тяготу больному брату своему — да буду сам под тяжестью презрения от всех бра­тии, носящих имя христианское! Тебе, о Госпо­ди, предаюсь, преданный прежде рождения моего: един Ты можешь помиловать меня и пременить из непотребства в благопотребство. О Творец мой! сотвори из меня все то, что Ты Сам предназначил сотворить. Сколько крат Ты спасал меня от потопов, от огня и меча, от внезапных смертей, от нападения разбойни­ков и почти из самых челюстей ада воздвиг ме­ня! Буди воля Твоя и ныне со мною! Предаюсь Тебе; прости меня, многогрешного, и устрой о мне спасительную вещь; внуши сердцу моему слово Твое, да последую верою повелению Твоему и буду всем раб и слуга, укрепленный силою Твоею, слабый и немощный Георгий

 

Марии Петровне Колычевой

 

Молитва негра!

Будь благ ко мне, о въчный Боже!

Я здесь минутный гость, —я раб!

Ты безконечен, я ничтожен;

Всесилен ты, —я нищ и слаб!

Ты жизни Царь, —я дань гробницы!

Ты весь во свете, —я в темнице;

Чтоб щедрить всех, —Ты благ на то,

Ты Всемогущ, а я—ничто!

 

Марии Петровне Колычевой

 

Удиви, Господи, благость Твою на нас, покрывая сердца наши неизреченною Твоею радостию. Возсияй в мыслях наших свет истинного разума, да приидем в познание самого Тебя — истинного света, и всякая другая ложная радость, обличаемая Твоею благодатию, да не касается льстивно душ наших. Даруй нам лучшее: слезы и умиление, и отъими от нас неблагоугодную Тебе радость... Пусть многие скорби поразят все наши чувства! но ради Тебя и ради спасения нашего, мы веруем неизреченно вознаграждены быть за них Твоим вечным утешением. Слава Тебе, Господи! Слава Тебе, Царю небесный. Слава Тебе, Боже наш!

Г...

Февраля 19-го, 1828 г.

 

Марии Петровне Колычевой

 

Господи! Страхом Твоим покрой сердце мое, да не воз­несшееся отпадет от Тебе, Всещедре!... Память смертная нам приятна. Она смиряет нас и убеждает ко благоугождению пред Господом. Молимся Господу о чистоте сердца и об обновлении в нас духа, да будет нам радость спасения нашего в утверждение в любви Божией.

Февраля 26-го, 1828 г.

 

Марии Петровне Колычевой

Аще не Господь бы был в нас, никтоже от нас возмогл бы вражиим бранем одолети: побеждающее бо от зде возносятся. На небо очи мои возвожу к Тебе, Слове: ущедри мя да живу Тебе.

Что смущени есте, и почто помышления входят в сердца ваша? Сие глаголал Господь ученикам Своим... Невольно находящим в сердце помышлениям следует противиться: в этом состоит весь подвиг истинного христианина. Господи! даждь ми мысль благую на потребление находящей злобы... Сие нужно повторять во всякое время: покрой нас, Господи, от че­ловек некоторых и бесов, и страстей, и от всякия иныя не­подобныя вещи... Ты вся веси, Господи: да будет воля Твоя с нами; яко же Ты сам хощеши, удивляя удиви на нас ми­лость Твою, и спаси благодатию Твоею. Аминь.

Господи Боже сил! услыши молитву мою: внуши Боже Иаковль. Защитниче наш, виждь, Боже, и призри на лице Хри­ста Твоего. Яко лучше день един во дворех Твоих паче тысящъ: изволих приметатися в дому Бога моего паче, неже жити ми в селениях грешничих. Коль возлюбленна селения Твоя, Господи сил!... Яви нам, Господи, милость Твою, и спасение Твое даждь нам... В день скорби моея воззвах к Тебе, яко услышал мя еси. Сотвори со мною знамение во бла­го: и да видят ненавидящии мя, и постыдятся: яко Ты, Госпо­ди, помогл ми, и утешил мя еси. Господи, воздвигни силу Твою, и прииди, во еже спасти нас...

Борюсь, борюсь с страстями,

Сражаюсь всякий день.

Страшат меня мечтами,

В ночи являют тень,

Тень злобы, зверский вид,

И тысячу обид

Готовы вмиг нанесть,

Плетя лукавством лесть;

Но вера, упование,

Ко Господу взывание—

Прочь гонят тьмы бесов,

Как подлых черных псов.

Января 18-го, 1831 г.

 

Марии Петровне Колычевой

Ангел Божий, Ангел мирный, ограждай нас верою, просвещай любовию—не тою, которою мир самолюбствует, но ко­торою Господь приветствует.

В мире сем смущенном чем угодно вам прельщать се­бя? Каждый человек живет как хочет. Блажен, кто укло­няется от зла и творит благое по изволению души своей: но творящий злое получит воздаяние за дела свои и не хотяй. Бу­дет праведный суд и воздаяние комуждо по делом его.

Жизнь и свет,

Тьма и смерть!

Нас в жизнь и свет Христос зовет

Тесным и прискорбным путем.

Путь сей в небо; что-ж стоим? пойдем!

Господи! В он же аще день скорблю, скоро услыши мя; и прииди, во еже спасти мя. По множеству болезни моея возвеселиши душу мою, и распространяеши сердце мое в скорби мо­ей, яко на Тя уповах. Ты избавиши мя от всех ловящих мя. Надеющиися на Тя да не постыдимся.

Положи, Господи, хранение устом моим, и дверь ограждения о устнех моих, да не исходят гнилые слова из необузданных уст моих; но да славословит язык мой всесвятое имя Твое Отца, и Сына, и Святого Духа, ныне и присно и во веки веков, с непрестанно поющими на небеси славу Твою святыми Ангелами. Аминь.

Покров Пресвятой Богородицы да покрывает тебя от всякого зла!

Февраля 7-го, 1831 г.

 

Марии Петровне Колычевой

Господь просвещение мое, спасение мое и защититель мой!

Да умножится мое желание о Тебе глаголати, о Тебе писати, о Тебе беседовати, о Твоем блаженстве и славе. О жизнь веч­ная! да возможем, молитвою и постом, от бедствий и томлений сея смертной и скорогибнущей жизни, под облако приятного воздуха Твоего преселиться: и таким образом в чаянии вку­шать Твои сладости не столь чувствительны нам будут сея временныя жизни горести.

Да работает Тебе, Премилосердый, мысль моя, да воздыхает к Тебе всегда душа моя, да горит любовью к Тебе сердце мое и да почиет в Тебе, Боже, мой дух!

 

Марии Петровне Колычевой

Когда, земное полюбя, нельзя без слез пробыть:

Не лучше-ль красоты небесные любить?

Твори благо, бегай злаго, и спасешися. Помолимся Господу: сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей. Не отвержи мене от лица Твоего, и Духа Тво­его Святаго не отыми от мене. Воздаждь ми радость спасения Твоего, и духом владычним утверди мя. Обышедше обыдоша мя яко пчелы сот, и именем Господним противляхся им. Да будет в нас сердце чисто от находящих чуждых помышлений. Само слово Божие научает нас молиться, чтобы не внити в напасть и не ходить туда, где смятение, а кому кто угождает, тому и служит, тому и рабствует. Слава Богу, ко­гда кто богоугодные дела творит и со всеми мирно говорит. Человекоугождение же так рассыплется, что и не соберется. Писание говорит, что Бог рассыплет кости человекоугодников. Извольте размышлять, о каких человекоугодниках Писание объявляет. Моя мысль меня вразумляет о тех, которые угождают не ко спасению и не к назиданию душу...

Молитва ваша и милостыня может много, когда вы угождаете Богу всем сердцем: и даст Господь по сердцу вашему покой и утешение здесь и там, где нет конца. Мы здесь ми­нутные гости; нас ожидает вечность. Когда Господь милостивно приимет нас к себе и покроет наше недостоинство бла­гостью Своею, тогда увидимся в веселии и радости, и свиданию нашему уже не будет разлучения никогда. Мы сотворены для неба, для вечной славы; почто же прилепляемся к вещам земным и тленным? Ищите прежде Царствия Божия, и сия вся приложатся вам...

Сорадующийся вашему спасению о Господе Г-й.

 

Марии Петровне Колычевой

Умом и мыслию пишу и к сердцу слово приношу: обратися, душе моя, в покой твой, яко Господь благодействова тя: яко изъят душу мою от смерти, очи мои от слез и нозе мои от поползновения (Пс 114, 6). Что воз­дам Господеви о всех, яже воздаде ми (Пс 115,3)? Крепость моя и пение мое Господь, и бысть ми во спасение (Пс 117,14)...

Что же далее открывает? Помянух Бога, и возвеселихся. Вот что возвещает нам Псалмо­певец... Память Божия веселит сердце...

А уныние и грусть от чего бывают? Ко­нечно, от произвольного уклонения сердца в память суетностей во зле лежащего мира...

Обратися, душе моя, в покой твой, яко Господь благодействова тя. Приятно ли вам это повторение?

Ищущим прежде всего Царствия Божия прочее само прилагается Промыслом всемогу­щей десницы душе, верующей во истину.

Июня 3-го, 1831 года

 

Марии Петровне Колычевой

К сердцу сердцем извещаю, слово Божие вещаю:—сладости пию в горести моей.

Коль многое множество благости Твоея, Господи, юже скрыл еси боящимся Тебе, соделал еси уповающим на Тя пред сы­ны человеческими...

„О коль блаженни бояпцеся Господа! Аз же рех во изступлении моем: отвержен есмь от лица очию Твоею: сего ради услышал еси глас молитвы моея, внегда возвах к Тебе... Господь не оставляет взывающих к нему: Ты еси прибежище мое от скорби обдержащия мя: радосте моя, избави мя от обышедших мя". Видно из сего, что во всякое время от обдержания скорби прибежище Господь.—„Рцы души моей, спасение Твое есмь Аз".—Это взывание души, уповающей на Господа. „Душа же моя возрадуется о Господе, возвеселится о спасении Его". Душе вся радость и веселее — Господь. „Посли свет Твой и истину Твою: та мя настависта, и введоста мя в гору святую Твою, и в селения Твоя"... Вразумляющий свет и ис­тина вводят душу в небесное отечество. — Вскую прискорбна еси душе моя, и вскую смущаеши мя? уповай на Бога, яко исповемся Ему: спасение лица моего, и Бог мой". Душе в прискорбии и смущении одна надежда—Бог. „Господь сил с нами, заступник наш Бог Иаковль". От всякого страхования заступ­ление—Господь.—„Яко Той есть Бог наш во век и в век века! Той упасет нас во веки". Пища и питье души и един­ственное несомненное упование—Бог. „Помыслих дни первыя, и лета вечная помянух, и поучался". Помышление о временных и вечных есть свойственное душе поучение во всякое вре­мя.—„Яви нам Господи милость Твою, и спасение Твое даждь нам". Просящим милость и спасение дается от Господа.—„Аще не Господь помогл бы ми, вмале вселилася бы во ад душа моя". От ада избавляет душу един Господь.—„По множеству болезней моих в сердце моем, утешения Твои возвеселиша душу мою". Посему единственно утешения Господни возвеселяют болезненную душу и растворяют ее. „Сеющии слезами ра­достью пожнут"!

Июня 16-го, 1832 г.

 

Марии Петровне Колычевой

Слава Богу о всем! Любовью убеждаюсь ради Господа все­гда помнить и писать вам искреннюю мысль сердца моего. Теперь я говорю с собою: пред­ставь себе все обстоятельства свои и проникни в них — какое начало? какое следствие и какой конец им будет?.. Воля Божия да будет! По не­котором времени все окончится... Еще пред­ставляю, что все видимое телесно; оно пременяется и скоро исчезнет; невидимое же духовно: оно ныне верою приемлется и вовеки пребывает. Избрать то или другое есть дело из­воления самовластной души; и кто что избира­ет себе разумно, к тому и сердцем склоняется, того и ищет всеми средствами, всем желанием сердца своего...

Дай, Господи, всегда избирать Тебе угодное и нам полезное! Размышляю, что есть поистине избираемое душою моей: изобилие ли земных наслаждений, чтобы на всяк день ве­селиться и принимать новые утешения до самого конца жития моего? О нет! Это обман чувств и кратковременная прелесть сего мира; да бу­дет сие чуждо моему сердцу!

Кто имеет счастье поистине называться христианином, тот пусть взывает с матерью своей, Святой Церковью: на небо очи свои воз­вожу, к Тебе, Слове! Ущедри мя, да живу Тебе. Смотрю в псалмах на душу, взыскующую Господа. Она вопиет и открывается в стремительнейшем уподоблении: яко елень на источники водныя, сице желает душа моя к Тебе, Боже  (Пс 41, 2). А елень, когда пожирает змиев и от того делается в нем воспалитель­ный огонь, тогда, как стрела, несется на источ­ники водные для утоления нестерпимой жажды своей. Таково уподобление души, жаждущей Бога своего. Возжада душа моя к Богу крепкому, живому, когда прииду и явлюся лицу Божию (Пс 41,3)?

В крайнем же оскорблении от некоторых душа испове­дуется пред Богом; говорит в болезни сердца своего жалостнейшим произношением; озлоблен бых, и смирихся до зела, рыках от воздыхания сердца моего. Господи, пред Тобою все желание мое, и воздыхание мое от Тебе не утаится... Вот самые убедительнейшие слова, которые она произносит от сокрушенного сердца; призри на мя и помилуй мя, скоро услыши мя; сохрани мя, Господи, яко на Тя уповах. Сохрани мя, Господи, пзбави душу мою от устен неправедных и от языка льстива; удиви милость Твою, спасаяй уповающия на Тя от противящихся деснице Твоей. Сохрани мя, Господи, яко зеницу ока, в крове крилу Твоею покрыеши мя. Человек, яко трава, дние его, яко сень, преходят. Милость же Господня пребывает во век.

Божией милостью сообщая сердцу ва­шему истинный разум сих возвышенных рече­ний, желаю, да просветит Господь душу, пре­данную в любовь, заповеданную Богом.

Июня 26-го, 1832 года

 

Марии Петровне Колычевой

Песнь 6-я.

Яко Пророка Иону, спаси нас, Господи. От зверя воззва Иона глаголя: возопих в скорби моей ко Господу Богу моему, и услыша мя. Из чрева адова вопль мой, услышал еси глас мой: отвергл мя еси во глубины сердца морскаго, и реки обыдоша мя. И аз рех: отринухся от очию Твоею: едва приложу призрети ми ко храму святому Твоему; возлияся вода до души моея, бездна обыде мя последняя. Попре глава моя в разсели­ны гор: снидох в землю, ея же вереи заклепи вечнии. И да взыдет из истления живот мой к Тебе, Господи Боже мой. Внегда скончаватися от мене души моей, Господа помянух. И да приидет к Тебе молитва моя, ко храму святому Твоему. Хранящии суетная и ложная, милость свою оставиша. Аз же со гласом хваления и исповедания пожру Тебе. Елико обещах, воздам Тебе во спасение мое Господеви.

Мир вам милостью Божиею, когда мысль сердца вашего не ищет иного утешения и покоя ни в чем другом, как толь­ко в преискренном внимании Слову Божию!

С любовью напоминаю вам прочитать житие Священномученика Киприана и Мученицы девицы Иустины.

 

К М.М.

Господи! вразуми нас ко благоутождению Тебе; даруй нам самим себя возненавидеть и возлюбить Тебя более всего, Господи! Тебе предаемся, удиви на нас милость Твою. Та скорбь и грусть пусть будет нам приятна, которая сближает нас с царством Божиим и пресекает волю нашу, чтобы не услаждались мы в сладострастиях сего временного многомятежного мира. Может ли сердце, любящее Иисуса Христа, заниматься миром, враждующим против Господа? Ежели кто стыдится явно исповедывать Господа Иисуса Христа в роде сем прелюбодейном и грешном, то и Сын человеческий постыдится его, когда приидет во славе Отца Своего со Ангелы Святыми. Что же этого несчастнее? — О, нет! Не стыдитесь явно говорить о долге христианском и убегать непотребных разговоров и бесед. Рассудите: пусть весь мир возносит и оправдывает вас; но если это противно Господу, то кто может избавить от гнева Его? Лучше быть в милости у Господа и благоугождать Ему, — хотя бы весь мир возненавидел нас и осмеивал, — нежели, угождая миру, быть отверженным от Бога. Мир ничего не может сделать нам, разве более прославить наше упование о Господе и веру в благоустрояющий о нас промысел Его.

Предайте ваше сердце назирающему вас Господу.

7-го Декабря, 1824 г.

 

К М.М.

„Уязвлено и изранено буди всегда сердце мое Твоею божественною любовью, Господи, да с Пророком снова сия рачительная словеса глаголю: уязвлен есть добротою Твоею, Женише мой сладчайший! В след Тебе теку, в благоухание мира Твоего, его же жаждет душа моя. Где пасешь? или где почиваешь в полудни? Где воссияешь свет? Где просвещаешь тьму? Где утешаешь любимых? Где рачители твои упоишь, и исполняешь их божественное желание?

„Где же моей душе иметь непременный отдых? Где уму пристанище? Где сердцу непреложная тишина и покой, если не в Тебе, Господи, если не Ты Сам душу мою упокоишь, и присносущное утешение даруешь? Всякая же мира сего радость плач есть: всякое утешение его — скорбь и печаль. Всякое наслаждение земное — горесть и тяжесть души; всякая любовь плотская ложь есть и лицемерие; не свойственна и известна души моей ни едина мира сего сладость: но Ты Един да будешь мне радость и веселье и вечное присносущное наслажденье"!

Прошу вас повторять сии строки Св. Димитрия... Когда сердце жаждет небесного царствия, тогда все мирское, все земное очень сделается тягостно, и противно, и отвратительно.

 Мая 10-го, 1825 г.

 

К Н.П.К.

Сладчайший и всещедрый Господь Иисус да ущедрит сердце ваше своими милостями! О, благий сердцеведец! коснись сердца моего глаголом Твоим; Ты вездесущий сам вещаешь к нам: милости хочу. А мы, нуждающиеся в Твоей милости, сердечно умоляем Тебя: помилуй нас, Господи!

Блажени милостивии! Господи, даруй нам сострадательное сердце быть милостивыми к требующим нашей помощи, по всей возможности нашей. Призирая на сие, и Ты, по всемогуществу Твоему, помилуешь нас и прольешь на нас щедроты великой благости Твоей.

Возлюбленная сестра! я жестокосердый убедился просьбою отца Иллариона: он мне объяснил бедственную нужду К., которая теперь видится с вами лично и сердцем своим уже умоляет вас, чтоб вы удостоили ее вашей помощи: ее крайность столь увеличилась, что, не получив милостивого пособия, она будет вынуждена лишиться дома и земли. Матушка, утешь ее.—

10-го Октября, 1824 г.

 

К Е.Я.Т.

День Св. В. Екатерины.

Не угодно ли вам почтить прочтением житие ее, которое восхищает душу.

Слава Богу! Христос посреди нас! Сообщаю вам от истинного слова в любовь Божию пленяющие строки: да благоволит Господь в познании истинного света озарить ваши мысли и утешить душу!

„Душа, отвергающая утешение временное, удостаивается утешения вечного. Избирая же утешение в чем-либо другом, отпадает от Бога... О, высочайшая истина! Молю тебя, не допусти мене суетным каким утешаться утешением. Пусть все мне будет в горесть, только бы Ты один душе моей явился сладок; ибо Ты есть неизреченная сладость, чрез которую все горестное в сладость обращается.

Твоя же сладость усладила каменья Стефану; Твоя сладость усладила разожженную решетку Лаврентию; Твоей ради сладости шли Апостолы радуясь от лица собора, что удостоились ради имени Твоего претерпеть бесчестие; шел Андрей не устрашаясь, но радуясь, на крест, поспешая к Твоей сладости. Сия Твоя сладость первоверховных Апостолов так наполнила, что один крестную смерть избрал, а другой не устрашился под меч дать голову свою; сию Твою сладость желая стяжать, Варфоломей собственную свою дал кожу. Сию Твою сладость желая вкусить, Петр все земное позабыл, и как упоенный возопил: Господи, добро нам здесь быть, сотворим три сени; здесь да пребываем, Тебя да видим, ибо иного ничего нам не нужно; довольно нам Тебя, Господа, видеть; довольно толикою насыщаться сладостью. Единую каплю сладости сей вкусивши, он пренебрег всякой другой сладости; а что бы было, ежели бы он великое множество вкусил божественной сладости, ее же ты, Господи, сокрыл если боящимся Тебя... Сию Твою неизреченную сладость и оная вкусила девица, о ней же читаем, как с радостью и весельем, как на пир званая, шла в темницу. Сию, как видится, и оный вкусил, который воскликнул: коль многое множество сладости Твоей, Господи, которую скрыл если боящимся Тебя и уповающим на милость Твою! и который научая говорил: вкусите и видите, яко благ Господь. Сие-то есть блаженство оное, Господи Боже наш, еже нам от Тебя данное уповаем, его же ради Тебе, Господи, всегда воинствуем и его же ради Тебе весь день умерщвляемся, да поживем Тебе в Твоей жизни.

О, жизнь блаженная! Сладость души моей превеликая! Да возобладаю тобою посреди сердца моего; да возлюблю Тебя, Господи крепость моя, Господи утверждение мое, и прибежище мое и Спаситель мой! Да возлюблю Тебя, Боже мой, помощник мой, столб крепости моей и надежда моя сладкая во всех печалях моих! Да объемлю Тебя благого, без Него же ничто же благо; да насыщусь Тебе, превосходящей благости, без Него же ни единая превосходящая есть благость: Отверзи мне внутреннее ушей моих словом Твоим, всякого обоюдного меча острейшим, да услышу глас Твой. Просвети очи мои, Свете непостижимый; блесни молниею, и разжени тьму прелестей, да не видят суеты; пошли стрелы Твои, да смятеши, и явятся источники водные, и откроются основания вселенной; пошли свет, Свете невидимый, им же увидел Тебя; созижди благоухание новое, благоухание жизни, да последую Тебе в аромат благоуханий Твоих; исцели вкус, иже бы разумел и познал и рассудил, коль великое множество сладости Твоей, Господи, Ты же скрыл если любовью Твоею преисполненным. Дай сердце, о Тебе помышляющее, дух Тебя любящий, ум Тебя не забывающий, разум Тебя понимающий, смысл великою радостью Тебе всегда прилепляющийся, да всегда Тебя, Премудрость вечная, возлюбит любовь моя. О жизни, в ней же все живут; жизнь, всем живот дающая, жизнь моя, чрез нее же живу, а без нее умираю; жизнь, чрез нее же из мертвых восстаю, без нее же погибаю, о жизнь животная, сладкая и любезная, никогда незабвенная! Где, где молюсь тебе, где тебя обрету?—Во мне да изнемогаю я, а в Тебе да пребываю!—Близ буди души моей, близ буди сердцу моему, близ устам моим, близ ушам моим, близ в немощи моей: яко любовью изнемогаю, яко без Тебя умираю, Яко Тебя не забывая, из мертвых восстаю: аромат Твой меня оживляет, память Твоя меня исцеляет; но насыщусь, когда явится мне слава Твоя. О жизнь души моей! Желает и изнемогает душа моя от воспоминания о Тебе: когда приду и явлюсь лицу Твоему, веселье мое? О слово Божественное! укрепи меня; хвала моя! возвесели душу раба Твоего; войди в нее, радость моя, да в Тебе радуется; войди в нее, сладость величайшая, да насладятся сладости в Тебе. О свете вечный, просвети ее, да уразумеет, да познает и возлюбит Тебя: тот не любит Тебя, Господи, кто не познал Тебя; и тот не познал Тебя, кто не разумеет, что света Твоего не объемлет; и свет во тьме светится и тьма его не обнимет. О, умный свете! освящающая истина! О истинное сияние, просвещающее всякого человека, грядущего в сей мир, — грядущего же, но не понимающего, что если любит мир, враг Божий бывает:— отгони тьму, тяготеющую верху бездны ума моего, да видит Тебя понимая, да познает Тебя обнимая, да возлюбит Тебя познавая: всякий же познавая Тебя, любит Тебя, и забывает себя, любя же Тебя сильнее, нежели себя оставляет себя, и приходит к Тебе, да радуется о Тебе.

Господи, Боже мой! даруй мне это, да не удаляюсь от Тебя, истинной премудрости и внутренней радости моей, в радость внешнюю, прелестную; даруй мне сие, да не обольщает меня любовь прелюбодейная во внешнем; углуби меня в Себя, да не буду во внешнем, ибо Ты обретаешься во внутреннем, освободи меня Собою, да не связанным буду в мирском, ибо Ты есть в духовном. Утверди меня, да не рассыпаюсь душою во временном, да не обращаюсь в него умом моим, и да не уловлен буду словами, ибо Ты в вечном живешь, Господи, и Сам есть вечность! И еще умоляю Тебя, о сладчайший Иисусе Христе, Сыне Божий, привлеки меня к Себе, владей и управляй мною, возьми всего меня и приведи к Отцу; очисти, освяти, уцеломудри, исправь и сотвори меня, каким мне должно быть, принадлежа Творцу. Да никогда никак не отвращуся от Тебя; да Вера, Надежда, Любовь сделают меня Твоим: Тебе я предаю, врачую и посвящаю себя, и ты мне дай Себя, Я Твой, Ты будь моим. Страхом же Твоим покрой сердце мое: да не вознесшись отпадет от Тебя, Всещедрый.

Господи и Владыко живота моего! Дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь мне. Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любви даруй мне, рабу Твоему; Ей Господи Царю, даруй мне зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки веков. Аминь".

Приятно вам для повторения сообщать сии строки, желаю вам всегда заниматься полезнейшим и самонужнейшим для души размышлением о жизни будущей по смерти, и о том, что не чрез забавы, но чрез многие скорби подобает войти в царствие Божие...

О сем свидетельствует самая истина.

24-ю Ноября, 1828 г.

 

К А.Т.Б.

Возлюбленная сестра о Господе. Благодарение Господу, удостоившему нас причащения Святых Тайн Тела и Крови Его, во оставление грехов наших, во освящение чувств наших и в просвещение ума! Да разумеем любовь Его к нам и не оскорбляем Его более уклонением себя от Него!

Буди вам всесильная помощь Его!

Соусердствующий вам о Господе — непотребный раб Егор

(Выписка из сочинений святителя Тихона Задонского):

«Молитва о хранении языка: положи, Господи, хранение устом моим и дверь ограждения о устнах моих (Пс 140, 3). Никаким членом телесным не согрешает так человек, как языком; а наипаче во время скорби и напасти весьма трудно его удержать,— чего ради должно от Бога помощи просить, чтобы помог нам управлять им и тое только глаголати, что полезно, а о том молчать, что вредно.

Молитва о неотступной Божией помощи: не остави мене, Господи Боже мой, не отступи от мене: вонми в помощь мою, Господи, спасения моего (Пс 37, 22-23). Когда человек, отставши от грехов, мир презревпи и прелесть его, тщится Богу угождать, Христу последовать верою и терпением, сретает его ненависть мира и самые те, которые другами прежде были, врагами его делаются, так в том же псалме глаголется: <>друзи мои и искреннии мои прямо мне приближашася и сташа. И ближние мои отдалече мене сташа и нуждахуся ищущии... злая мне, глаголаху суетная и льстивным весь день поучахуся. Хотя и всегда, а наипаче в таком случае, должно к Богу сердце возводить с воздыханием, чтобы Он не оставил и не отступил с помощью Своею; а противу врагов и хульников должно быть, как глухому и немому, якоже псаломник о себе в том псалме глаголет: аз же, яко глух, не слышах, и яко нем, не отверзаяй уст своих (ст. 14). Тогда Бог, на Которого уповаеши, вместо тебя возглаголет делом самым, яко глаголет пророк: <>открый ко Господу путь твои. и Той сотворит и изведет, яко свет, правду твою, и судьбу твою, яко полудне (Пс 36,5-6). Д притом сам тщись не оставить Господа, ни сердцем отступать от Него, но внимать всегда закону Его, якоже глаголет: внемлите, людие Мои, закону Моему (Пс 77,1)».

Февраля 4-го, 1826 года  

К А.Т.Б.

Господь просвещение мое!

Мысль сердца внутри души моей да взывает непрестанно день и ночь: жажду Тебя, источника жизни, Господи мой, спасение мое! Утоли жажду мою, напои словом Твоим и услади огорченное сердце мое, да возлюблю Тебя единого всем сердцем моим и всею душою моею: Ты же вечное утешение и радость, о, Боже мой! Исполни божественной любви душу мою: излей на меня пресвятую Твою милость, пронзи и уязви сердце мое Божественным Твоим желанием. Ты есть жизнь моя, богатство и вечное сокровище. Да умножится мое желание воистину о Тебе глаголати, о Тебе писать, о Тебе беседовать, о Твоем блаженстве и славе, о жизнь моя, на всяк день читать и читанное рассуждать, да возмогу от сей смертной и скоро гибнущей жизни похотей, бедствий и томлений преселиться под Твое жизненного воздуха сладкое прохлаждение, и так Твоей вкусить сладости, дабы не столь чувствительны были мне временной сей жизни горести. Душа, не ищущая, Тебя, Господа своего, не любящая, любит мир, работает греху и подвержена беззакониям: всегда мятется, всегда в страхе обретается. Да работает всегда Тебе, Премилосердный, мысль моя, да воздыхает к Тебе всегда пришествие мое, да горит в любви Твоей сердце мое, и да почиет в Тебе, Боже мой, душа моя».

„Прискорбности ради Христа сносить должно. Бедствия нам не вредят. Бедствия для нас нужны. Любящим Бога вся поспешествуют во благое. Любовь пред всеми себя унижает. Человеческая любовь ненавистью и завистью наполнена; а Божеская всякого преступления чужда. "Помни это!" Так я говорю душе моей, чтобы не забыла.

Февраля 27-го, 1831 г. 

 

К А.Ф.А.

Послушай, возлюбленная сестра о Господе, что вопиет душа, желающая Бога: «Боже, свете сердец видящих и животе душ, Тебя любящих; крепосте помыслов, Тебя ищущих! Даждь ми прилепитися святой Твоей любви! Прииди, молю, в сердце мое и от изобилия радости Твоея напой его, да позабуду сия временная».

Спасайтесь о имени Христове!

Января 20-го, 1834 года 

 

К П.И.А.

О, Ангел мой!

Пребудь со мной

До самой смерти,

До самого конца!

И дай мне победить и стереть

Злохитрого льстеца.

Да просветится тобою во мне имя Христово! Вот мой вздох к Св. Великомученику Георгию.

23-го Апреля, 1831 г.

 

К П.И.А.

И вздох, и слово, и самую тайную мысль сердца Сердцеведец Бог слышит, и хощет всем спастися, и повелевает просить у Не­го всего, что сопровождает нас к вечному спа­сению... Будем же молиться Ему: Господи, по милости Твоей благоволи устроити о нем, как угодно пред Тобою, и внуши благую мысль сердцу, внемлющему слову Твоему, что подо­бает творити в сие настоящее время к благоугождению Твоему. Даруй мне разуметь волю Твою и последовать заповедям Твоим.

Помолитесь и Покровительнице ва­шей — Матери Божией, и что дастся вашему сердцу, то и исполните.

23 августа 1835 года

 

 

О духовной мудрости

Марии Петровне Колычевой

Господи Иисусе Христе, Сыне Бо­жий, отверзи ум мой разумети святое Твое слово, якоже апостолом Твоим отверзл еси.

О духовной мудрости.

Знаки духовного любомудрия: тщатель­ное поучение в слове Божием, искание совета у разумных и благочестивых людей. Любление наставления, наказания, полезного совета, об­личения. Рассуждение о дивном Промысле Бо­жием, о правде и милосердии Господа. Частое воспоминание о смерти и о последующем за оною, то есть о Страшном Суде Христовом, о блаженной и неблагополучной вечности. Презрение мира. Паче всего молитва, без кото­рой духовная мудрость обрестись не может. Иаков апостол глаголет: яже свыше премуд­рость, первее убо чиста, потом же мирна, кротка, благопокорлива; исполнь милости и плодов благих, не сомнительно, не лицемер­на (см.: Иак 3, 17). Она боится Бога и любит Его, от суеты мира отвращается и к единому при­лепляется Богу. Все позволенное, как то: пищу, питие, одежду и прочее — со страхом употреб­ляет ради нужды, а не ради роскоши; приклю­чающиеся беды и напасти великодушно пре­терпевает, послушливу себя Богу и человекам ради Бога показывает. Ей не тягостно все то делать, что Богу угодно, и от всего уклоняться, что Ему противно. Гордости, зависти, вражде, нечистоте, сребролюбию и прочим душевным язвам нет в ней места; она любит всех без разбору, со всеми простосердечно и чистосердечно об­ходится; что словом объявляет, то и внутрь се­бя имеет; что обещает словом, то исполняет де­лом, когда нет никакого препятствия; ей запи­ски не нужны в договорах: слово, ею сказанное и другими слышанное, то ей твердая запись. Видит страждущего брата — и сама с ним серд­цем состраждет; требующему помощи помога­ет; о всяком злополучии ближнего болезнует и благополучию радуется; с плачущими плачет и с радующимися радуется.

Все это святителем Тихоном изнесено от священного сердца. Георгий.

 

Марии Петровне Колычевой

Да возрадуется душа моя о Господе и уповает на Него. Из 4-й беседы Василия Великого повторяю: „Душа, желанием прилепившаяся к своему Творцу и Его красотою обыкшая услаждаться, величайшую сию радость и услаждение никогда не променяет на все различные плотские вожде­ления, а напротив, в чем другие находят скуку, от того умножается ее веселье. Таков был Апостол, который охотно желал быть в немощах, в скорбях, во изгнаниях, в бедах и теснотах; от чего ныне люди сетуют и жизни отчуждаются, о том он веселился". Это потому, что он ясно видел, как скоро все временное проходит, и пройдет, и настанет вечное, и будет радость неизреченная без конца. Всели в мя, Гос­поди, страх Твой в сердце мое: это корень благих дел; и сподоби мя любити Тя от всея души моея и помышления— и творити во всем волю Твою. Господи! покрый мя от человек некоторых, и бесов, и страстей и от всякая иныя неподоб­ныя вещи.

Приятно поздравляю вас с радостью Ангельскою—с наступающим Великим постом. Ублажаются те, которые благовременно приготовляют себя к оному не с унынием, но с приятным вожделением.

Января 31-го дня, 1832 г.

 

Дата: 2019-02-02, просмотров: 223.