Екатерине Васильевне Даниловой
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Уныние и грусть побеждаются раз­мышлением о жизни будущего века, о блажен­стве вечно веселящихся о Господе, которые здесь претерпели многие скорби и удостоились наследовать жизнь вечную. Они, наконец, со­вершенно избежали уныния; им не грустно там, где все объемлются радостью и торжествуют в неизреченном утешении!

А ныне для нас нужно терпение, чтобы благодушно переносить находящие уныние и грусть. Не терпят сего уклоняющиеся в обычаи языческих забав и гуляющие в про­странстве своих веселостей: они играючи жи­вут. Но решившиеся следовать путем истины здесь бывают оскорбляемы от любящих изне­женную жизнь и нимало не внимающих, чему поучает Слово Божие — Иисус Христос.

Поистине спасительно здесь терпеть скорби ради Господа, но ужасно там, где кон­ца не будет, терпеть за нетерпение свое веч­ные муки...

Молимся: «Господи, даждь ми здесь терпение, великодушие и кротость» и «сподоби мя любити Тя от всея души и помышления, и творити во всем волю Твою».

Мая 3-го, 1835 года

 

К А.Т.Б.

Сотвори ей, Господи, вечную память! — Так вопиет Св. Церковь, умоляя Господа о преставившейся монахине, матери Евгении... Много ли лет жития ей было во временном здесь мире? Одной минутой все житие кончилось, и кончилось все временное: дела, слова и помышления! Но воскреснет она, и настанет вечное! Вечных благ желает вам от искренности сердца, Божией милостью о Христе Иисусе, Спасителе нашем,

непотр. раб Георгий.

Прошу вас не унывать: в унынии нет спасения. Нужно молиться Господу, верить слову Его, слушать Его заповеди и надеяться на Его благость, которою получают прощение и милость кающиеся грешники. Размышление о вечности избавляет нас от привязанности к вещам временным. Очень пользует душу повторять в разуме и 22-й Псалом Давидов.

Ноября 3-го, 1833 г. 

 

К А.Ф.А.

Спасайтесь, пока время не ушло! А что прошло, того возвратить нельзя. — Меня тяготит тяжкий сон; сожительница моя — леность ходатайствует мне муку, а бесстрашие и нерадение помогают ей: видите, в какой опасности состояние мое. Посудите сами, что в такой крайности делать, и от находящих злых чем избавиться! Ничего не придумаем от себя; только что вздохнем ко Всемогущему: помилуй мя, Господи, яко немощен есть: душа моя дремлет от уныния, и рыкающий лев — дьявол злой дух, ищет во всякое время поглотить ее и свести во ад, не сущу избавляющу, ниже спасающу. Одно только еще помню часто внушаемое мне: восстань спать и воскресни из мертвых, и освятит тебя Христос! был некто, который уснул и спал, потом восстал, и получил заступление от Господа (Пс. 3, ст. 6); и я говорю себе: Господь просвещение мое и Спаситель мой: кого убоюся? Заступи мя, Господи, и побори борющих меня сопротивных злых духов: разорви все сети их и избавь меня, радость моя и спасение мое вечное!..

9-го Декабря, 1834 г. 

К В.В.Г.

Едино на потребу — вечное спасе­ние. Человек бывает ложь и суета, ежели не по­мнит о вечном блаженстве и не готовится к нему. Смертная память побуждает его к со­вершенному взысканию внутри себя Царствия Божия, и тем понуждается он поучаться в за­коне Господнем день и ночь. Верою же испол­няя заповеди Господни, удостаивается каждый вечного спасения.

Не грустно ли вам? Когда грусть и скука обымут душу, тогда полезно размышление о вечных муках и бесконечном страдании грешников, осужденных за непокаяние. А ког­да сердце пожелает утешения от удовольствий и забав многосуетного мира сего или захочет насладиться его спокойствием, тогда пользует душу размышление о райском наслаждении и утешении, никак не изменяемом в блаженст­ве вечном. Кто любит размышлять о сем, тот, чтобы не лишиться за временное удовольствие и сладость будущего, отвергает мечтательное временное спокойствие и с радостью предпо­читает ему тесный и прискорбный путь, кото­рым идут все благоугождающие Господу в Царствие Небесное. Лучше временно огор­читься, чтобы вечно утешиться. Святой Ангел Хранитель да сохранит вас от неприязни и от празднословия!

18 апреля 1828 года

 

К П.И.А.

Слава Богу о всем! Радуйтесь о Господе! Когда находит на нас скука или грусть от многого помышления, тогда, конечно, бывает очень тяжело. Но вы оградитесь крестным знамением и скажите сами себе: сейчас начинаю терпеть, Господи, ради имени Твоего и спасения моего: укрепи меня в терпении и благоустрой о мне, как Тебе угодно... Не унывайте, возлюбленная сестра о Господе, Господь укрепит вас милостью Своею.

Посещение во гробе почивающего свя­тителя Тихона, прославляемого Богом, пред­ставляется каждого изволению; посещающие же, воспоминая христианское учение его и последуя руководству оного, приятно назидаются о имени Христове в путь вечного бла­женства.

19 мая 1831 года

 

К П.И.А.

„Крепость моя и пение мое Господь, и будет мне во спа­сение!" — Что же далее открывает Пророк? — Помянул Бога,— и возвеселился. Вот что вещает нам Псалмопевец: па­мять Божия веселит сердце... А уныние и грусть от чего бы­вают? — Конечно, от произвольного уклонения сердца в па­мять суетностей во зле лежащего мира... Обратись, душа моя, в покой твой, яко Господь благодействовал тебя…

 

К П.И.А.

Чтобы с радостью исполнять правило Св. молитв, угождая Господу, надобно оставить все то, что опечаливает Господа. Грустно ли будет, или скука нападет, и помысел скажет: позови кого-нибудь к себе поговорить: — не нужно слушать та­кого помысла; лучше утвердиться терпением и сказать себе: этого ли я не хочу потерпеть ради Господа моего? Как же Го­сподь мой ради меня потерпел! Дай ми, Господи, терпеть с радостью ради имени Твоего, что бы ни приключилось. С любо­вью читайте Псалтирь, и придет вам утешение от Господа.

7-го Февраля, 1832 г.

 

К П.И.А.

Укрепляйтесь о Господе в смирении для спасения вашего, и не изнемогайте унынием и не принимайте неподобающих помыслов, находящих на сердце ваше; но радуйтесь, что вы промыслом Божиим отлучены от многомятежной жизни и пре­лестей суетного мира сего. Ваше пребывание здесь, в монасты­ре как в дому Божием, где только о том и прилежат, чтобы угодить Господу, день и ночь поют и славословят имя Божие, подобно Св. Ангелам. Станем искренне молиться о том, да будет как на небеси, так и на земли, во всем воля Божия; и яко же Господу изволися, тако и бысть... Востани спяй, воскресни от мертвых и осветит тя Христос!.. Читайте акафист Иисусу Христу и Богородице и канон Св. Ан­гелу Хранителю—и милостью Божией отступит от вас уны­ние и тьма, утомляющая душу. „Господь просвещение мое и Спа­ситель мой: кого убоюся? Господь защититель живота моего: от кого устрашуся?" Прочитывайте от находящего уныния и этот псалом. Берегите себя от пустых разговоров и неподобающих суждений: имже судом судите других, судится и вам. Буди вам ради Господа на сердце одна добродетель, и отступит от вас всякая тьма, и неправда, и лесть, — и свет Христов просветит вас, и исполнится сердце ваше неизреченный радости и веселья. Прошу вас читать книгу: Православное Исповедание—о истинной вере, о истинной надежде, о истинной любви! Итак, очень утешительно будет вам произносить от всего сердца сии слова: да возрадуется душа моя о Господе и уповает на Него. Се есть истинная радость!

2-го Марта, 1833 г.

 

К П.И.А.

Приближается Великий пост — умерщвление страстей, просвещение души, радость Ангельская, милость Божия и отпущение грехов кающимся грешникам, обращающимся ко Господу с сокрушенным сердцем и с упованием на призывающего к Себе труждающихся и обремененных на вечный покой. Радуй­тесь о Господе, а не унывайте; вы сами знаете, что в унынии нет спасения: уныние помрачает душу и расслабляет чувства. Зачем унывать? Прочь уныние! — Да возрадуется душа моя о Господе и уповает на Него. Молитесь, трудитесь, пойте, чи­тайте, все во славу Божию творите—утешайте себя и говорите все, что душу наставляет и к царствию Божию ведет. Тогда самым делом уверитесь, как вся ваша душа покроется мир­ными мыслями, и сердце ваше возвеселится, будучи объято не­изреченною радостью о Христе Иисусе.

30-го Января, 1835 г.

 

 

О Писании

 

 

К М.П. Колычевой

Любезное упражнение ваше в созидании святого храма меня утешает неизреченно. А об истине нас уверяет и самая со­весть. Отвергающие Св. Писание и противящиеся оному говорят против совести и не могут быт покойны. Мне было также внушаемо это деистическое умствование. Я потребовал удостоверения, на чем они утверждают такое глупое мнение, или по­чему почитают себя мудрыми, когда только принимают то, что в руках своих ощущают, прочее же не понимая, отвергают. Но лжемудрые не могли представить никаких твердых доказательств. Итак, ложь всегда будет лгать на истину. Помнится мне, издана и выпущена в свет ручная книжка на опровержение лжеумствующих деистов, перевод с английского.

Вы пишете: „достойно жалости, как телесная нечистота ослепляет душу". О драгоценное выражение! оно ободряет хранящих целомудрие и чистоту.

Господь просвещение и Спаситель наш! Господь защитник нашей жизни! Не страшимся ничего, по слову Св. царя Давида, всегда повергаясь в любовь Божью.

А это хорошо, когда польза наша от нас самих скрывается в тайне судеб Божьих, и мы о себе и помыслить не можем, чтобы мы сами собой в чем-нибудь могли успеть, успеть можем о Всемогущем Господе.

 

К М.П. Колычевой

Это последнее письмо получаете вы от странника в 1824 году. При появлении Нового года вот уже теряется девятой сот­ни 24 год: но лето Господне, любовью открытое, пребывает и пребудет во веки. Когда бы небесные чувствования не превос­ходили и не воскрылялись над земными, то как бы познали мы святое преимущество, сокрытое в смирении, которое пред­ставляется низким и безумным в глазах сего мира; но, на самом деле, есть превыспренняя мудрость, даруемая Иисусом Христом, посвятившим ему всю жизнь свою? О неизреченное пре­имущество! При нем мы бываем видимы невидимо, и остаем­ся невидимыми видимо. Все видимое временно, а невидимое веч­но. Вечно иметь преимущество над временным может тот, кто все временное имущество, по слову Христову, раздал нищим, и взяв крест свой, последовал скорбным и тесным путем превосходящему Господу.

Благ мне закон уст Твоих более тысяч злата и сере­бра! Коль сладки гортани моей словеса Твои, более меда устам моим! Возрадуюсь я о словесах Твоих, так как обретаю пользу многую. Нельзя сказать, какую сладость духовную и радование получают от источника Святого писания преданные Иисусу Христу. Они твердо понимают и уверены в том, что сие святое писание есть истиннейшее слово Бога, которое они всем сердцем любят, и любовное Царя Небесного послание, которое Он чрез пророков и апостолов роду человеческому послал и в котором волю свою святую открыл.

 

Марии Петровне Колычевой

 Любовь сильна истиною. Христос посреди нас!

Понятия не всех равны: потому и разум духовный даруется от Господа духовно живу­щим; впрочем, и всем нам явно дается разу­меть, что плоть и кровь не войдет в Царствие Божье и ничто скверное в Царствие Божье не войдет. Нужно и необходимо очистить чувства от видимых, плотских, и невиди­мых — мысленных приражений, чтобы узреть Христа, в неприступном свете блистающего и радостно говорящего: не бойтесь: Я победил мир. Я есть с вами до скончания века. Любящим Христа предлежит первый и непременный долг — знать волю Его и разуметь все дела, ко­торыми человек благо угождает Господу, что­бы не сказать бессмысленно: «Так Господу угодно», — тогда, когда что-нибудь делается противно Ему. Трудами и подвигами смиряется человек ради Господа и тем, по неизреченной милости, удостаивается божественного снисходительнейшего воззрения. Глаголет Господь Вседержитель: небо престол Мой, земля же подножие ног Моих: кий дом созиждете Ми и кое место покоища Моего? Вся бо сия сотвори рука Моя, и вся сия суть Моя... и на кого воззрю? токмо на кроткого, и молчаливого, и трепещущего словес Моих (см.: Ис 66,1-2). По такому благоволению Господню да исполнится наше скудоумие истинного разума словес божественных! Словеса Господня — словеса чиста (Пс 11,7); они так приятны сердцу и сладки, без всякого сравнения, что Псалмо­певец, по чувству вкуса, сказал: коль сладка гортани моему словеса Твоя, паче меда устам моим (Пс 118,103)! О друг души моей! мне больно, как и вам, слышать речи буйно умствующих и неправо ра­зумеющих Священное Писание и песни, славо­словимые Святою Церковью: горе злое мудрствующим хитрецам мира сего! горе и ревнующим не по разуму! Простое слово осудит их. Жиды, ревнующие не по разуму, распя­ли Господа своего. Спасение наше не в хитрости слова, но в силе Духа Христова, приемлемого про­стым сердцем — верою и любовью: блажени чистии сердцем, яко тии Бога узрят (Мф 5, 8). Смеющиеся сами тонут в своей хитрости. Луч­ше бы на этот случай онеметь, нежели непри­личное говорить о чистоте слова и смысла не­порочного витии. «Хитрость» — это выражение, по обще­му разуму, означает нечто вымышленное, вы­думанное, приноровленное, из многих частей составленное или ко многим целям направлен­ное; и, кто двусмысленно говорит, называется хитрец. Истинные христиане и простонравные не подходят под такое нарицание коварства. Коварство и хитрость есть делание ума, в кото­ром господствует самомнение — близкая родня самонадеянию; ведь корень гордости много имеет близких родичей, и все они, как дым, парят под свод небесный! Уж не солнце ли за­коптить хотят? Нет, не закоптят; они рассеют­ся и исчезнут сами собою. Есть хитрость и мудрость злая; а чтобы избежать зломудрия и злоковарной хитрости, есть и другая мудрость и хитрость — спаси­тельная; и сия не умышлениями человеческими совершается, но верою и любовью привлекает­ся от Господа в незлобивые сердца. Так, неко­торые святые отцы выражаются: «Из мудро­стей мудрость, и из хитростей хитрость — монашеская жизнь». В простых сердцах Бог почивает! Здесь всякая мудрость и хитрость поглощается. Я уверен, что вы в сердце своем соглас­ны со святым Иоанном Дамаскиным: он в гармонической своей песне, прославляя Пречис­тую Деву, Матерь Божью, Которая удостоена быть приятелищем Нестерпимого и селением Невместимого, в глубоком смысле выразился так: «Всех хитрецу — Слову плоть взаимодавшая», не усомнился назвать хитрецом сладчай­шее Слово, все горькие хитрости поглощаю­щее. Видите святое выражение, приложенное благоговейно к премудрому Зиждителю, попирающему лукавого хитреца, враждующего зло-коварною мудростью, соплетателя сетей — дьявола... Со страхом и опасностью надлежит нам размышлять о слове Божьем, а не со рве­нием сердца...

...Хитрость вражеская побеждена муд­ростью Слова, воплотившегося от Духа Свята и Девы Марии и вочеловечшася. Вся премудростью сотворил еси (Пс 103, 24) — так выражает силу действия Божьего Священное Писание. Но злокозненный враг, отпадший ангел, что наде­лал дьявольскою свойственною себе хитрос­ть? Он в человеческом роде произвел возму­щение и, продолжая оное до совершенной погибели, всегда ищет человеческую волю склонять в прелесть видимых вещей, чтобы ими связать душу и вечно разлучить от Бога, чтобы оковать плотскими сострастиями и лишить бесстрастия. Тонкий и проницательный дух злобы редко представляется в собственном своем виде: он для уловления в сеть любящих услаждаться преобразуется в сладкого Ангела, для любящих свет — в светлого Ангела, для любящих ласки — в приветливого и ласкового. Древняя злоба, старый ласкатель, навык чрез столько тысяч лет преображается по нравам человеческим, кому как угодно.

Нужно вас теперь побранить и спасительною войною покорить и взять в плен послушания Христова. Когда еще встретится многосложный разговор о Священном Писании, отвечайте: надобно разуметь точно так, как написано, и непременно делать, что повелевает Христос, - и тем все словопрения кончатся.

( Вздох сердца моего.)

О, Всещедрый Боже! Ущедри нас щедротами Твоими и оставь нам долги наша, как и мы оставляем должникам нашим, и не введи нас в искушение, но избави нас от лукавого. Господи, удиви на нас милость Твою и да прославится в нас Имя Твое. Сердца и мысли, намерение и конец, и все в нас сокровенное и нам самим несведомое – Тебе явно, благоустрой все в нас по воле Твоей милостью Твоею, и не попусти нас быть в радость врагам нашим. Сердце сокрушается, слеза течет, душа вопиет слезно: спаси нас, Господи!

Накажите себя сами, когда будете в Кирсановской Общине: за трапезой будучи с матушкой Татьяной Пахомовной, попро­сите, чтобы она вам что-нибудь назначила к уничижению ва­шему,— и тем над собою одержите победу, побеждая прозорливого духа. Спасительно себя зазирать, предпочитая себе других—ради Христа.

О пременении сердца и мысли вашего N. N. нужно умолять Господа всем сердцем и по многим церквам поминать имя его на про­скомидии,— пока не придет недоведомыми судьбами в страх Божий. Гордые мысли смиря­ются болезнями. Нужно наблюдать всегда угодное Господу, а не человеческому изволе­нию. Спасти душу от вечной погибели есть де­ло, важнейшее всех дел! Вся община, по прос­ьбе вашей и вере, с усердием может читать Псалтирь и на всяком славе поминать имя его, умоляя о нем Господа: и так тайная молитва каждого сердца привлечет вам явную милость Божью. Прощайте. Января 9-го, 1827 года

 

Марии Петровне Колычевой

Радуйтесь о Господе!

Христос посреди нас. Вышел сеятель святи семя. Ово пало на камени—посохло: ово при пути, и птицы позобали его; ово в тернии, и подав­лено было тернием; ово же пало на добрую землю, и выросло и принесло обильный плод. Так! зерно, ежели не умрет, еди­но пребывает; аще же умрет, многий приносит плод. Как вам угодно, рассуждайте и познавайте, что есть истина... — Сердце—земля; Божие слово—семя; земледелец— ум. Возде­лывайте же землю вашу, чтобы плоды ее собрать в житницу Христову. Будет суд живым и мертвым. Господь воздаст комуждо по делом его. Нужно успевать, пока время есть: нуж­но возрастать в любви Божией; а любящим Бога вся споспешествуют во благое.

Искренно любящий вас о имени Христове,

Марта 6-го, 1832 г.

непотр. р.

 

Марии Петровне Колычевой

Когда всем сердцем, всей душой

Мы в Боге Слове ищем свой покой,

Тогда мы веселимся и радуемся о Господе;

Тогда мы все имеем,

Когда Христос посреди нас:

Сый истинный наш Бог!

Заповеди Его свет для нас.

Нет ничего нужнее в свете и нет выше сей науки, как только знать Бога и соблюдать заповеди Его, делать, говорить и жить по ним в кротости и смирении души своей. Делать, говорить и жить о Господе есть свет души, есть то же, что ходить в полудни, все видеть как за собой, так и перед со­бой, и не спотыкаться, не соблазняться, следовать только по заповедям.

О заповедях:

В 1-й заповеди повелевается знать еди­ного только Бога истинного, Который есть Отец, Сын и Дух Святой, есть Бог пресущественный и непостижимый, и кроме Него нет иного; ложным же богам и идолам не служить и не поклоняться.

Во 2-й заповеди предписывается не де­лать никаких кумиров и ничего такого, что могло бы быть почитаемо вместо Бога.

В 3-й заповеди внушается благоговеть со страхом к имени Божию и не произносить оного всуе.

В 4-й заповеди предписывается те дни, которые празднуются и посвящаются Господу, проводить с благоговением, в прилежном чтении Священного Писания, во всякой чисто­те и святости; так, чтобы в сии дни и думать, и размышлять о Боге, поучаться Его благоугождению и не заниматься никакой суетнос­тью ни словом, ни делом; но особенно в оные дни прилежно слушать слово Божие и пещись о своем спасении.

В 5-й заповеди предписывается чтить отца своего и мать свою, а под именем их почи­тать и всех пекущихся о спасении и благосо­стоянии мира.

В 6-й заповеди повелевается не убивать никого злобою: ни словами, ни делом.

В 7-й заповеди повелевается не прелю­бодействовать, но иметь чистосердечную лю­бовь и хранить целомудрие.

В 8-й заповеди предписывается ничего не красть, но поступать во всем праведно, от­кровенно и благочестиво.

В 9-й заповеди предписывается не про­износить, не слушать и не принимать никакого ложного свидетельства на другого.

В 10-й заповеди предписывается не по­желать ничего такого, что принадлежит дру­гому.

Из учения Христова видно, что ублажа­ются: 1) нищие духом, то есть не гордые, не высокомудрствующие, но сами себя смиренномудренно уничижающие; 2)  плачущие о грехах, не смеющиеся и не утешающиеся в забавах мира сего; 3) кроткие: нестроптивые и немутящиеся; 4) алчущие и жаждущие правды: уклоняющиеся от лжи и от всякого лукавства; 5) милостивые, сострадательные к страждущим и усердно слу­жащие на пользу другим всем, чем только мо­гут утешить ближнего и оказать в нужде его спасительную помощь; 6) чистии сердцем: не имеющие лукавого помысла, ни злого пожела­ния ни суеверия, ни ереси; 7) миротворцы: из­бавляющие от злобы и примиряющие с Богом во имени Христове каждого человека; 8) изгнанные правды ради: которые всегда говорят истину и страдают за правду Божию со смире­нием; 9) поносимые, уничижаемые и ложно злословимые за Христа или за исповедание Его учения. Таковым следует не унывать, а радо­ваться и веселиться в уповании, что они имеют за это многую мзду на небесех.

Мая 20-го, 1833 года

 

Марии Петровне Колычевой

Посылаю вам слово души моей во извещение сердца вашего о великой пользе слова Божия,— искренно прошу вас, не укло­няйтесь от него; оно ныне всего нужнее для вашего благополучия. Вам нужны терпение и си­лы к пренесению всякой скорби и болезни: все сие даруется словом Божиим. Вам нужно во время туги вашей облегчение; оно также дает­ся словом Божиим. И что сильнее слова Бо­жия? Им содержится вся тварь,— небо и земля. Кто так совершенно может исцелить болезни и немощи, как одно только слово Божие? Не мо­гу пожелать вам смрада мертвенности в поль­зование, но животворное слово, возбуждаю­щее мертвых, желаю вам иметь неотступно в памяти сердца вашего; оно приемлется и удер­живается верою. Уведомление ваше о себе мне принесло утешение, что Господь Бог хранит вас на опас­ном пути жизни вашей. Благодарение Господу, во всякое время назидающему нас святым Сво­им Промыслом в жизнь вечную. Мне приятно воспоминать сердцу вашему от души моей, что мы сопутствуем друг другу в прохождении на­шего времени в вечность. Что прошло, того уж нет; и то, что проходим, неприметно скрывает­ся от нас; что помышляем, о чем говорим, чего желаем и ищем — все сие подлежит праведно­му суду и истязанию, ежели не теперь, то по­сле... Господи! умом ли, или помышлением, сло­вом или делом согреших, прости ми. Господи! избави мя от всякого неведения, и малодушия, и окамененнаго нечувствия. Господи! избави мя от всякого искушения. Ваши обстоятельства требуют частого повторения сих молитв спаси­тельных. Вы сами видите, сколь нужно всем нам слово Божие, чтобы в оном пребывать, где бы мы ни находились, и тем спастись от напаствующих, а более от прельщающих забавами, не подобающими истинным христианам, алчущим и жаждущим быть со Христом, егда приидет со славою судить живых и мертвых. Себя и вас поручаю молитвам Святой Православной Церкви и всех святых, прославленных Богом. Прошу смиренным поклоном покровительства Божией Матери, да сохранит нас до конца под Своим материнским покровом, и данный при святом крещении вам святой Ангел Хранитель да пребудет до самого исшествия души от тела, охраняя вас от всяких неприязней.

Июля 11-го. 1833 г.

 

Дата: 2019-02-02, просмотров: 190.