К графине Ивановне Жадовской
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Слава Богу! По милости Благомыслителя о спасении нашем Господа, я, недостой­нейший, много утешен вашею любовью. Сей дар никем не отъемлется во Иисусе Христе. Говорит Священное Писание: Бог есть огнь, поедающий нечестие. Да истребится из сердца всякая мысль, не благоугодная пред вечным милосердием. Благо нам сообщатися чистою любовию и исповедатися пред Сердцеведцем Господом, в прославлении Его.

Никакие расстояния местные не могут разделить сердца любящих друг друга в повсю­ду сущем Утешителе. Смею просить вас со­крыть мое имя и, сколько можно, последовать мирной осторожности, о всем благодаря Господа. А когда будете стоять на молитве и жерт­вовать своим сердцем Богу ( сердце сокрушен­но и смиренно Бог не уничижит — Пс 50, 19), тогда и мне будет на сердце знак вашего жерт­воприношения, ежели Господу будет сие угод­но, для утверждения нас в святой молитве, которая от Него внушается и бывает Им содействуема, по одному только с нашей сторо­ны соизволению. Вам всегда остается разби­рать свои мысли.

 

К Н. А. В.

Милостивая государыня!

Кто не говорит ни одного праздного слова, тот хотя бы ты­сячами людей окружен был, действительно избегает мирской суеты.

Наставник и Спаситель всего мера Иисус Христос. Его разумеют слышащие, когда внимают в простых сердцах своих следующим словам Его: „Мои ученики есть те, которые имеют любовь между собою; если любите Меня, слово Мое соблю­дете, соблюдающий заповеди Мои, любит Меня! Любите врагов ваших, добро творите ненавидящим вас". Вот что угодно все во благо устраивающему Богу, а противящиеся ему, погибнут.

Непотребный раб Егор. 8-го Мая, 1824 года.

 2.4. Марии Петровне Колычевой

Блистанием озарили мое мрачное сердце Златые уста. Признаюсь вам: в чтении моем каждая речь Иоаннова пленяла мысль мою! Это я говорю о небесных мыслях, что усердием вашим внесены в ущелины камня, в котором пресмыкающийся червь плетет вам сии строки. Столько рад, что все строки потерял и ничего не осталось к изъяснению столь великия радости!

Когда же дочитался до слова о любви, не мудрено было загореться мне и не могли не пламенеть чувства мои, когда повторял тут внесенные Павловы слова: «Друг друга любите прилежно, горяще Духом». Огнь сей чистей­шей любви никогда не имеет волнения, какое бывает от воспаления крови, по чему свиде­тельствуется Священным Писанием, что кровь и плоть не внидет в Царствие Божие. Правду вы пишете, что без истинной любви на сем све­те и самая наша жизнь нам мучение, а истинная любовь и в самой лютейшей смерти приносит утешение.

И то все не истина, что происходит не от Иисуса Христа; только один Христос — сущая Истина, и всякое уклонение от Него не что иное, как прелесть врага, алчущего поглотить весь мир.

Сорадуюсь вашей мысли, которою вы просите Бога, чтобы сподобил и все то любить, что сближает с Ним, и не любить того, что уда­ляет от любви Божией. Просите, и дастся вам. Усердно просите до самой смерти, и непременно получите.

Пребывающим в небесной любви уже гроб не страшен, как прочим, но, напротив, очень вожделенен: во-первых, потому, что он разрешает нас от оков суетного мира, во-вторых, потому, что служит нам переднею комнатою, в которой мы, скинувши тяжелую одежду - тело наше; входим в вечное собрание неизменных радостей и всякую светлость превосходящего просвещения!

Приятно ли вам это??? Не надобно под­ражать миру, что бы он ни представлял нам, единственно покорить себя учению Христову...

Ежели вы одни теперь и в комнате вашей никого нет, то взаимно преклоним наши коле­ни и прольем сердечное моление ко Господу: Господи! Сподоби нас любить Тя от всея души и помышления и творити во всем волю Твою.

Матерь Божия да сохранит вас под кро­вом Своим.

Георгий. 1 февраля. День св. мч. Трифона. 1824 года

Марии Петровне Колычевой

Милостию Божиею мне дано разуметь любовь и дружбу или что есть лю­бовь истинная и что есть друг верный. Любовь есть совершенство добродетелей, а тайна сердца открываема бывает единственному верному другу. Истинный и верный друг не имеет шуточных мыслей и не терпит праздно­словия или сообщения с кощунством, в чем за­ключает свою дружбу мир; его сердце ограж­дено страхом Божиим, душа, исполненная любви, питается правосозерцательными исти­нами и с благоговением сообщает слово небесного утешения искреннему и верному другу своему. Ежели один имеет болезнь на сердце и какую-либо мысль, медлящую на па­мяти, тотчас ее сообщает другу, приятно ища совета его и пособия; друг, благоговейно хра­ня взаимность искреннего чувства, усердно служит сообщением своего сердца, ума и мыс­лей, соответствуя благонамеренным предпри­ятиям верного друга. Искренность есть жизнь, дышащая лю­бовью. Искренность на друга клеветы не тер­пит и того чуждается, кто клевещет на него. Друг верный — кров крепок, и, как град, обне­сенный крепкими стенами, он огражден благи­ми мыслями.

Кто оставляет такого друга, тот оставля­ет крепость своей жизни, уклоняется в развра­щение и попадает на льстивых друзей, которые умеют все угодное по сердцу говорить и пред­лагать,— от таких друзей спаси нас, Господи. Жалеть должно, каяться и плакать о том, что смешные и неподобные мысли ожес­точают сердце и разлучают ум с Богом; следу­ет сострадать друг другу и плакать о невоздер­жании, о бесстрашии и неблагоговении к слову Божиему. Друг мой довольно просвещен ду­ховными познаниями, не может смеяться, где Силы Небесные со страхом невидимо служат, или замечать пороки других, осуждать и обра­щать их в памяти своей! Мало этого, но что должно было выкинуть из памяти, то еще сооб­щает искреннему другу сердца своего: сообще­нием таким не может не оскорбиться в страхе Божием благоговеющая любовь. Когда бы то же сообщено было с раскаянием и с сознанием немощи своей и своего порока, а не других, тогда бы искренний друг менее оскорбился, а более умножил бы сострадательное моление ко Господу о спасении друга своего и о покровении от соблазнов. Объяснивший вам истин­ный разум любви и дружества, примиряюсь с вами о Господе искренностью моего сердца.

Марии Петровне Колычевой

Святая любовь познавательна, умна, чиста, как свет, незазорна и приятна пред Ан­гелами; но самолюбивый мир чужд сей любви; он имеет свою любовь — зазорную, беспокой­ную, подозрительную, слепую и гнусную пред Ангелами и добрыми людьми. Мирская любовь нетерпелива, мучительна, беспокойна и очень непостоянна; духовная же любовь долготер­пелива, покойна, постоянна, немнительна, не­лицемерна, но бессмертна и исполнена всех благих дел. Мирская любовь оканчивается не­навистью, духовная преселяет в небесные чер­тоги. Ни око, ни ухо, ни сердце плотское не ощущало той радости, которая уготована пре­бывающим в чистейшей любви.

Пусть набежит на сердце какая-нибудь беспокойная и сопротивная мысль, но при объ­явлении от сердца сердцу тотчас делается рас­сматривание и при истинном рассуждении истребляется всякий непотребный помысл. А против досадителей и клеветчиков не возму­щаться духом и благодушно переносить обидЫ — это знак кроткого сердца. Наносимые скорби и обиды от ненавистников, и озлобле­ния от злых людей, и всякое суждение и поно­шение мирское не могут поколебать сердец, ут­вержденных в христианской любви, но еще больше послужат им к укреплению во истине и к презрению суетных и ложных удовольствий и предрассудков. В терпении наше стяжение душевное: терпят и за суету, и за тленность; а за вечное и неизменное небесное сокровище мы ли будем уклоняться от терпения? Чего себе, того и другим пожелаем — пребывать в любви к Гос­поду и жить, по Его заповедям, в кротости и смирении, а на оскорбляющих нас не гневать­ся и не оскорбляться — вот смирение! Декабря 1-го, 1824 года

Марии Петровне Колычевой

И самые пламенеющие любовью духи, каковы суть Херувимы и Серафимы, сми­ряются пред Господом славы, трепещут и тря­сутся, покрываясь крыльями, потому что не могут без страха воззреть на любящее лице Господне; свято сказано: страх Господень чист, во век пребывает (Пс.18,10); бойтеся Гос­пода, вси святии Его, яко несть лишения боящимся Его (Пс 33, 10). В бесстрашии светоносный Ангел диаволом сделался, из рая изгнан; Иуда предал Господа на распятие. Вы скажете: «Совершенная любовь изгоняет страх, — как говорит святой апостол Иоанн (4, 18)». Действительно, изгоняет тот страх, который требуется от рабов; но страх, который надлежит иметь сынам, вовеки пребы­вает. Представим, что кто-нибудь любит госу­даря и взаимно любим государем: не имеет ли же и он страха и опасностей, чтобы всяко со­хранить любовь государя и чем-нибудь не про­гневать его? Пламенное сердце сильно горит любовью, так что трепещет и трясется, как бы в чем не прогневать Господа, а прочие страхи гонит прочь. Не боящиеся Бога грешат, и вся­кой безделицы боятся, и ужасаются человечес­кого страха; в этом довольно им наказания за то, что Бога не боятся. Декабря 3-го, 1824 года

Марии Петровне Колычевой

Слава Богу. Во вторник подали мне с почты письмо ваше с поразительным выражением: «Помни последняя твоя». Гроб, могила и лопата — как будто в первый раз столь живо глазам моим представились, что были проникнуты все чув­ства мои... Помысливши с моей душой, как с вещью бессмертной, ныне заключенной в тем­нице тела моего,— я ощущал быстрое и стре­мительное соединение сил ее; родился вздох из самой глубины сердца к Самому Сотворшему меня, и я повергнулся к спасительным стопам Его, покуда мысль свела меня вновь познать мое заключение и усугубить труды покаянной жизни в теперешнем пребывании моем.

Поэтому есть мое изволение прекратить переписку — может быть, с теми, которые ищут довольствоваться одним любопытством, а не жизнью царского пути, только не с вами. С вами желал бы я иметь переписку до окончания здесь дней наших, посвященных Богу. Да укрепит нас в этом Крепость наша Иисус Христос, без чего и одной минуты прожить не можем сами о себе.

Пусть кто бы нибудь представил вам горы злата, и множество драгоценных вещей, и все утехи сего мира, и сказал бы: вот такова моя к вам любовь! Теперь, не ожидая на это вашего ответа, достойно смеюсь и говорю с уничижением: это все гнилой навоз — противу любви Божией, блистающей небесными красо­тами. Одна ли с моею ваша мысль? Конечно, любовь Божия сравнений не имеет. Пред сею любовью всякий высокий ум смиряется и уничтожается всякая вещь. Нет богатее ду­ши, любящей всеобъемлющею любовью, и нет беднее души, уклоняющейся от Него. Марта 20-го, 1825 года

Марии Петровне Колычевой

Все отпадет — любовь же отпасть не может. Ее только дознают одни истинные и верные христиане. Совершенное, бессмерт­ное, в себе все заключающее — само существо любви выше всех вещей и глубже всякой глуби­ны! Откуда же такой любви отпасть? Только чтоб мы сами не отпали от нее. Святой Павел познал ее и сказал (см.: Рим 8, 29): меня ничто не разлучит от любви Божией — ни высота, ни глубина! Это все объемлется любовью; лю­бовь же не объемлется ничем. Эта любовь та­кая пламенная, что горы истаевают, камения распадаются и всякое огненное пламя и веще­ственная горячность при появлении ее смиря­ется и уничтожается. Она же есть мирная, ти­хая и приятная. Любовь сию совершенно засвидетельствовали великие мужи — мучени­ки и жены-мученицы. Спаситель мира засвиде­тельствовал Свою любовь миру и всего Себя предал в пищу и питье алчущим и жаждущим Его. И сия любовь нам от Него дается. Так и мы друг другу обязаны любовью, любя более всего Господа Бога нашего. Словеса Господня раз-жжена, искушенна, очищена седмерицею (см.: Пс 11, 7). Внимающий слову Божию разгорается сердцем, искушается огнем, очищается любовью... Святая божественная любовь свела Гос­пода с небес для спожития с нами, недостой­ными: приняв на Себя человечество, Он гово­рил с нами грешными и терпел все наши немощи и огорчения, любя нас.

 

Марии Петровне Колычевой

Сообщаю слово вашему сердцу. Вы ищите успокоить душу любезнейшего N. N. Сие очень достойное попечение вашего сердца удоб­но может приобрести Господу его душу. Бесспорно, что вы много понесли прискорбных болезней, которыми повсюду страдало ваше чувствительное сердце, и потому необходимы были вам дороги и посещения св. мест, где почерпаемая отрада была вам особенным воздаянием за ваши труды, и раны сокрушенного сердца целились присещением свыше от десницы призираюшего Бога. — Потом вновь вы обращались с вашею забот­ливостью и убеждениями к его сердцу: но занятия его по всяким обстоятельствам вновь отделяли исполнение ваших христианских желаний и глубоко опечаливали вас, как вернейшего друга, при нежном чувствовании вашем; и сколько раз вы ни применялись, все находили себе новые затруднения. Однако на этом еще не конец! По всему видно, сколь вы усердно продолжаете трудиться, чтобы найти и приобресть его сердце, —и это вам возможно!

Любовь покрывает множество грехов, как свидетельствует Писание, которое всегда питает вас; и сие есть истинная кре­пость души вашей... Теперь, что бы ни представлялось вам противного и прискорбного в друге вашем, все то покройте вашею любовью, что только относится собственно до вас; — перенесите последние тяжести и мирным сердцем, при мирном слове вашем, вы его обрящете: только да не уклонится сердце ваше от долготерпения.—Сколько раз нанесет он вам оскорб­ление, столько или более, в молчании смиренною молитвою испрашивайте ему у Господа милости — и сие истинно сбудется по вере вашей. И еще повторяю истинное слово: Мир Божий, превосходяй всяк ум, да обымет вас в мужественном терпе­нии вашем! Благодушествуйте.

Христос посреди нас!

Марта 23-го, 1830 года.

 

Марии Петровне Колычевой

Болезнь моя наложила на меня молчание. Теперь слава Богу! Ваши истинные, от искреннего и верующего сердца благодеяния ценятся на небе, где, по жизни сей, будет вам праведное воздаяние.

Здесь же вам ныне настоит нужда: терпением и великодушием и над самыми жаж­дущими отъезда вашего одержать спаситель­ную победу. Ежели оставить на несколько вре­мени многими усилиями одержанное место, когда уже начатое приходит в некоторый по­рядок домашнего благоустроения, то после не к чему будет возвратиться вам, или увидите тогда предпринятые ныне труды ваши о благо­честии произвольным отсутствием вашим уничтоженными и недействительными. Истинным словом говорю вам: когда душа его побеждается кротостью вашею, тогда вам более и более надлежит хранить в себе заповеданное смирение к его и вашему спасению.

Где не пользует прекословие, там нужно молчание. Не оскорбитесь за напоминание. А бывающим во сне грезам, хотя бы они и сбы­вались, не предавайте вашего сердца. Гоните из памяти вашей зло напоминающего духа и духа мечты: тем избавитесь от прелести и смущения и святой Хранитель Ангел ваш неотступно пре­будет с вами до конца, милостью Божией охраняяй вас.

Мая 22-го, 1830 года

 

Марии Петровне Колычевой

Слава Богу! Теперь читайте письмо сердца моего к сердцу вашему, на котором воспоминается Златоустово изречение: что та любовь, которая бывает ради Христа,— крепка, постоянна и не­преодолима, и ничто не может оную отвра­тить — ни клеветы, ни бедствия, ни смерти, ни иное что подобное; и хотя бы так любящий тысящные видел печали, за таковую любовь приближающиеся к нему, однако, не отстал бы от нее; любящий бо для того, чтоб его любили, если увидит какую неблагодарность, разрывает любовь; а ради Христа связанный любовью ни­когда не отстанет от нее. Посему-то Павел и го­ворил: любы николиже отпадает (1 Кор 13, 8).

По чувствованию вашего сердца вы сами видите, что все то, что делается с любовью и во славу Божию, не только не обременительно, но и радостотворно: сие-то самое скорби и грусть пременяет в истинное утешение и ду­ховную сладость. Душа, взыскующая Бога, не лишится всякого блага. Да поможет вам Гос­подь с радостью исполнять Его святые запове­ди! Они-то суть свет живущих на земле верою.

В жизни человеческой нет ничего доро­же времени: купить его ничем не можно; что прошло, то невозвратно. Особенно полезно сколько можно чаще размышлять о смерти, о воскресении, о будущем суде, о вечном блажен­стве и о вечном мучении: ибо сии размышления помогают нам воздерживаться от грехов и отре­шаться от пристрастия к земным вещам, утеша­ют в лишении земных благ, побуждают соблю­дать в чистоте душу и тело, жить для Бога и вечности и таким образом достигать вечного спасения.

Непотр. р. Георгий, испрашивающий

взаимно молитв ваших

Августа 30-го, 1831 года

 

Марии Петровне Колычевой

Передаю вам слово души моей.

Песнь 2, Вонми, небо, и возглаголю, и да слышит земля глаголы уст моих. Да чается яко дождь вещание мое, да снидут яко роса глаго­лы мои; яко туча на молодую траву, и яко иней на се­но. Яко имя Господне призвах, дадите величие Богу нашему. Бог,— истинна дела Его, и вси путие Его, суд...

Жизнь и свет!

Тьма и смерть!

Суд —

и воздаяние — комуждо по делом его (Пс. 61,13)!

Весь погружаюсь в любовь к Богу и ближним: в этом состоит мое неизреченное богатство.

Близкими взаимно могут быть язычни­ки; нам же, истинным христианам, надлежит быть единодушными, единомысленными, словом: одна душа! одно сердце и одно стрем­ление, один путь мимо всего временного и не­постоянного — к вечному, без конца пребыва­ющему наслаждению.

Да поможет нам Господь понести мно­гие скорби с благодарностью ради имени Его, ради нашего вечного спасения!..

Себя и вас поручая Божиему Промыслу, остаюсь

н. р. Егор

Сентября 6-го, 1831 года

 

Марии Петровне Колычевой

Видите, какову любовь дал есть Отец нам, да чада Божии наречемся и будем. Сего ради мир не знает нас, зане не позна его.

Всяк, не творяй правды и не любяй брата своего, несть от Бога. Яко се есть завещание, еже слышасте исперва, да любим друг друга: не яко же Каин, от лукавого бе, и закла брата своего: и за кую вину закла его: яко дела его лукава беша, а брата его праведна.

Не любяй бо брата, пребывает в смерти; всяк, ненавидяй брата, человекоубийца есть: и весте, яко всяк человекоубийца не имать живота вечного в себе пребывающа. Не любим сло­вом, ниже языком, но делом и истиною.

 

Дата: 2019-02-02, просмотров: 185.