К Ф.Я.
Слава Богу, что вы, Ф. Я., исполнили благую мысль вашу здесь и там, с помощью Вседержителя, вознаграждающего вас утешением. Благодарение Господу, исполняющему во благих желание ваше! Он же Сам и есть подающий вам то желание, да исполнится приемлющее сердце ваше истинной радости о Господе своем. В этом мы убеждаемся тем истинным словом Св. писания, что всякое даяние благо нисходит свыше от Отца светов; а потому оно и озаряет душу и привлекает смиренного человека от земного к небесному, от временного к вечному, да возвеличится Христос в сердцах наших. Еще до получения изображенного святителя схимонаха Митрофана Макария, ныне явно Богом прославляемого, был и я многогрешный внутренне утешен словом Господним. Слава Богу за все! Слабый и н. р. Егор.
К Ф.Я.
За все слава Богу. Милостивый Государь Ф. Я.
Жаждущее сердце слова да пьет от неиссякаемого источника Христа словеса Господни, чистые, как серебро раскаленное, очищенное совершенно! И одна искра воспламеняет душу, просвещает, утешает и радует всего человека. Припомните, как, щедро обогащенный пророческим даром Духа Святого, Св. Царь Давид изъясняется о себе и исповедуется пред Господом, что словеса Господни прикосновением своим произвели в нем величайшую сладость; и как он, ощущая в устах своих бессмертное превосходство этой сладости, восклицает: «словеса Твои слаще меда устам моим». В этом слове все заключается: и поучение, и наставление, и таинство, и просвещение, и самое насыщение всех алчущих и жаждущих правды. Вкусите, и видите, как благ Господь. Очистим чувства и узрим самого Господа, призывающего нас: «придите ко Мне все труждающиеся и обремененные и Я упокою вас...» «Верою ходим, а не видением», возвещает избранный сосуд Христов Св. Ап. Павел... Мир вам о Господе. Милостивый Государь! Спасению вашему соучаствующий о Христе н. р. Георгий.
1.78. К А.Н. Б.
Господи! Дай мне веру, да верую, что мы все люди промыслом Твоим всяко благоустраиваемся на лучшее. Ты нас наказываешь и милуешь, попускаешь нас злострадать, да научимся терпению, и принесем тебе в жертву истинное наше сердечное сокрушение со смирением духа! И тогда, о, милосердный Боже! Ты не уничижаешь нас, но восставляешь и возводишь в блаженнейшее состояние! И так предаемся святой воли Твоей: буди, Господи, по воле Твоей.
О Боже! Временных или вечных благ ищу,
Все будь, как хочешь ты, не как я хочу.
Непременно с этой доверенностью мы обязаны быть к Господу! Благодарящий за усердие ваше, негодный раб, грешный Е. Декабря 31-го, 1823 г.
К Е.М.В.
Благослови, душа моя, Господа! Добрый путь вам, М. Е. М.— Путь ваш есть Иисус Христос: на что сомневаться, когда верующим вся возможна суть о Господе! Недоумею ли чего? прошу: «Господи, вразуми меня моими делами управлять в славу имени Твоего. Чего я не могу и помыслить о себе, то все могу самым делом при помощи Твоей о имени Твоем. Если и обойдут везде меня враждующие суетно, то я именем твоим, Господи, удобно буду сопротивляться им. Заступник мой и покровитель на всяком месте и во всякое время, в словах и делах моих, буди мне во спасение. Тебе единому вездесущему все возможно есть....». 23-го Августа, 1885 г.
К Е.М.В.
«Слава и благодарение Господу Богу, оставляющему грехи истинно кающимся грешникам, и непрестанно призывающего к себе всех труждающихся и обремененных! Благость Божья не оставляет руководствовать идущих в след Христа; благость Господня внушает слушающим во смирении что им делать, и просвещает в терпении просящих истинного просвещения: просвети очи мои, Христе Боже мой, да ни когда усну в смерть; и буди заступник души моей, когда борет меня враг; все желание мое и рачение мое в тебе едином да будет, Господи! Ты есть радость моя и утешение мое, избавляющее от нападающих на меня: буди на нас, Господи, милость твоя в век, так как нет нам иного упования, кроме Тебя! В делах, словах и помышлениях наших содействуй нам помощью Твоею, да угождаем пред Тобою во всякое время, и да будет воля Твоя, если же хочешь».—В этой-то преданности себя Богу единодушно с вами молимся,—матушка, да благоустроит промысел Божий по благому намерению вашему, и да приведет к благому концу все дела, касающиеся вашего сердца.—Покров наш Матерь Божья! 16 Февраля, 1836 г.
К Е.М.В.
Непрестанно молитесь, да не войдете в напасть. Всегда полезно нам к Господу молиться: «сердце чисто созидай во мне, Боже, и дух прав обнови в утробе моей». Господь ублажает чистых сердцем, так как те Бога узрят: и он есть сам спаситель и спасет грешников, обращающихся всем сердцем к нему. Он сказал: если два, или три собраны во имя мое, то Я есть посреди их: и, если два от вас совещаются о всякой вещи, если же еще и просите, будет вам. Это объявлено тем же словом Божьим, которое говорит: да будет свет: и быть свету. — Христос посреди нас: великого совета чудный Ангел, Отец будущего века, снисходительно нас призывающий в жизнь вечную; а ныне милостиво ограждающий заповедью, удобной нам к исполнению, свято выражаемою в полном смысле истинного разума: да любим друг друга, как Господь возлюбил нас! — И вот какая любовь Его: чтобы избавить нас грешных от вечной смерти и муки, он претерпел за нас смерть крестную и даровал победу над смертью и адом, верующим во имя его: и всей вселенной объявил, что верующий в него не умрет, но прейдет от смерти в жизнь... Здесь по благорасположению дается заметить почтеннейшей М. А-не, сколь необходимо есть причащаться тела и крови Господа Бога нашего Иисуса Христа, по его же заповеди:—„Едущий мою плоть и пьющий мою кровь, во мне пребываете, а Я в нем". Что же ей возбраняет сию тайну Христову? Надобно смириться и молиться ей от всей души к сердцеведцу Богу... Мне видны из вашего письма благоприятные отзывы Высокопреосвященного Антония: это для меня драгоценно: ибо он Божий человек.
1.167. К Н. А. В.
Покоряющиеся Святому Божьему промыслу, сколько бы ни были боримы с противоположной стороны, имеют надежду спасшимися быть, следуя всегда исполнению заповедей Господних.
1.181. К директрисе Харьковского института А.Г.Л.
Да утешит вас памятуемое в сердце вашем Слово Божье — Иисус Христос. Он исцеляет больных и воскрешает мертвых; он от земных возводит к небесному, избавляет от злого и благим наполняет душу. Вы вздохнули — и Он видит всю скорбь вашего сердца; вы плачете — и Он ублажает плачущих ныне, имущих наследовать вечное утешенье...— Да возрадуется душа ваша о Господе и уповает на него.
Словом Господним искренно вам соучаствующей, больной грешный и непотр. р. Георгий. 24-го Февраля, 1835 .
К Т. С.
Матушка! Господь хочет всем спастись и в разум истины прийти, и всех призывает на упокоение—всех труждающихся и обремененных: да примет грядущих к нему верою и любовью, но не по принуждению. Господу угодно каждой души свое произволение, да исполняют люди, при помощи Господней, заповеди, данные Богом, и исполняя их, да спасутся. Слово Божье да водворяется в сердцах наших, оживотворяющее и обновляющее нас. — Господь видит наше сердце и жертву усердия вашего об имени Его. Да воздаст он вам по прошению вашему во славу имени его. Святой Ангел хранитель да хранит вас от уныния. Вашему семейству — покров Матерь Божья. Мир вам и благословение буди Господом нашим Иисусом Христом. 5-го Августа, 1829 г.
Марии Петровне Колычевой
Верующим о Господе «вся возможна». И где есть изволение, там не постоит сопротивление. Хотя одна слеза падет от искреннего вашего сердца на место освященное, то милостивым на сие призрением Божиим может связаться премирною любовию весь дом ваш. И тогда с веселым сердцем и обрадованною душою непременно вам надлежит ехать в Киев с благодарностью и с живейшим чувствованием к Печерским святым угодникам.
Сущею над всеми Истиною — Иисус Христом умоляю вас никогда никак не предаваться человеку паче Бога. Сколько бы ни преимуществовал человек, однако всегда должно разуметь его человеком, имеющим свои немощи.
Не подумайте, чтобы я ослаблял вашу к Д... О... доверенность,— нет, я готов к утверждению оной, но только должно нам основываться на слове Божием и говорить согласно с совестью, которая имеет быть точным свидетелем и тогда, когда все соборы Ангелов и человеков предстанут Страшному Суду Христову! Чистая Истина нас освобождает от слепой приверженности и соединяет в святой любви своей так верно, крепко и постоянно, что без малейшего сомнения, где бы мы ни находились, навсегда остаемся единомысленны. Но как о себе ничесоже можем творити, то и предаемся Промыслу Божию. Истинное житие наше не здесь, но на небесех есть, как святой апостол Павел изъясняется. Ежели меня кто-либо удостоит за истинное исповедание презрения, то сим уничижением, как бесценным знаком, сблизит меня с высочайшим смирением Иисуса Христа. Ах! кто может изъяснить сию неизъяснимую радость, когда Сам Спаситель приходит и укрепляет, говоря сердцу: «не бойся! Аз есмь с тобой!!!» Такового посещения удостоиваемы были святые мученики и мученицы.
Милую псаломскую книгу, приятную душе моей, я усердно целую при всяком пении: таковая к ней любовь моя Евангелием и Апостолом утверждается в сердце моем.
Марии Петровне Колычевой
Сердце, соучаствующее в болезнях и оскорблениях, нередко наносимых от невидимых сопротивников нашего спасения, имеет самонаивернейшую надежду предаваться Промыслу Божию, чтобы ни прилучилось; ни малейшего нет сомнения в этом, что все Господь устрояет во благо, и без Него ничтоже бысть, еже бысть (Ин 1, 3). Нет более несчастия, как противиться Божию изволению или роптать на судьбу Его. Что определено по Его предведению, то исполнилось, исполняется и имеет исполниться... Очень нужно всегда обращать совершенное внимание на свое сердце и видеть его уклонение... Человеческое всегда всякому подлежит суду и изменению,— но Божие никогда! Чистой любви пламень Растопляет камень... Июля 6-го, 1824 года
К М.П. Колычевой
«Покойтесь в Господе». Это заключение письма вашего есть непреложным свидетельством нашего единомыслия. Не может мир успокоить сердце, не принадлежащее миру: тщетны старания и мертвы способы людей, служащих суетному корыстолюбию: ибо во всех и вся вседействует Господь Вседержитель; и кто дерзнет противиться его изволению! За сие возгорается гнев Его. Он же, кого хочет, живит, и кого хочет- мертвит; небо и земля полны есть величествия славы Его. Можем ли мы любить столько из ближайших наших любезнейших сердцу, сколько всех нас любит Господь? Сердце, призываемое в свободу, освобождается от рабства страсти, которою связан мир, если оно не озирается вспять к навыкам мира. Промысел Божий непостижим! Мы все спасаемся верою, в истине доказываемою свойственными вере делами. — Ведь в сию минуту смотрит Бог на сердце наше, в какой оно надежде и уповании, и любезно ли покоряется Его Святому Промыслу? и не ропщет ли на дела Всепровидящего? Когда Господь прекращает жизнь праведного, то делает сие к его успокоению; а когда лишает жизни грешника, то к всеконечному прекращению могущих усугубиться грехов его. Повсюду Промысел Божий свят, и вся тварь послушна Ему, небо и земля, и исполнение ее. Сентября 7-го, 1824 г.
К М.П. Колычевой
Ничто нас не разлучит от любви Божьей и любви друг к другу, если пребываем верою во Христе Иисусе. Милостив и щедр Господь боящимся его: уклонявшиеся же от него сами - причина праведного гнева Божьего. Что угодно Богу, то и нам приятно и сносно быть должно; а обращать к верованию неверующего всегда нужно и убеждениями и просьбой, если и не охотно склоняется и против воли своей. Да и конечно свою злую волю прочь откинуть должно ему. Какое же больше зло есть, как не веровать Истине - Иисусу Христу, когда и бесы веруют и трепещут Его? Господи, удиви на нас милость Твою! 12-го Октября, 1824 г.
Марии Петровне Колычевой
Когда я проходил под отлогою горой дорогу, с горы неслись, как стрела, разъяренные три собаки; казалось, вся их цель была меня растерзать — и ни одно чувство мое не тронулось этим страхом; мысль моя во мне говорила: аще Господь не попустит, они не могут ничего сделать; а если попустит, то зачем противиться воле Божией? Пусть терзают, на то я готов. Так они во время этого размышления приблизились ко мне, и две сторонние схватили среднюю третью и начали ее терзать. Я прославил Бога и нимало не смутился таким страшным приключением. Видите ль, как Промысл Божий хранит нас грешных среди явных опасностей.
Марии Петровне Колычевой
Преданность Господу да будет вам крепостью спасения и терпения в непременном делании заповедей Господних. Блюдение в разуме прочитываемого слова Божия согревает душу, воспламеняет сердце и восхищает всего человека в любовь Божию. В сие блаженство чрез многие скорби удостаиваются приходить любящие Господа. А кого Господь любит, того наказует, и самое наказание есть свидетельство истинной любви.
3-го, 1юля 1827 года.
Дата: 2019-02-02, просмотров: 225.