Екатерине Васильевне Даниловой
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Хотя вы и на земле, хотя вы и в суетах, но ваше отече­ство не здесь, а на небесах! Тамо вечный свет и радость; тамо жизнь, любовь и сладость. Царствие Божие внутрь вас есть и верою ищущие его обретают...

Господи, просвети мое сердце, помилуй мя, видя немощь ду­ши моей!

Сказывают, что желание души есть жизнь души: а мне кажется, что это не жизнь, а страдание души, подобное тому, которое чувствуют жаждущие, или алчущие, пока не насытятся. В Св. Писании слышим воздыхания некоей души, устремившей все желания свои к Богу! какими же чертами изображает она свое состояние?—Она уподобляет его жажде еленя, ищущего источников водных, и говорит: быша слезы моя мне хлеб день и нощь... душа моя смятеся во юдоли плачевней, же­лает и скончавается душа моя во дворы Господни... Исчезе сердце мое и плоть моя... Не есть ли это страдание?—Истинная жизнь души есть ее соединение с Богом Иисусом Христом.

Июня 18-го, 1835 г

 

Екатерине Васильевне Даниловой

Обратимся к Одному! Предадим себя Тому, Кто нас создал и хранить, Вечно любит и живит!

„Господи, сподоби мя любити Тя от всея души моея и помышления, и творити во всем волю Твою".

Сего как себе, так и вам искренно желаю. Не надобно нам останавливаться на видимом, но очень нужно внимать истине и посредством видимого переноситься мыслью к неви­димому, святою верою разумеваемому, —где всех веселящихся жилище вечное.—Видимое временно; временное же непостоянно и всяко изменяется и проходит, скрываясь подобно тени.

Любовь плотская имеет такую крепость, как цветок в поле: любить же Бога всею душею и помышлением — есть по­беда над самой смертью. И самая память о Боге—о, как много увеселяет сердце! Мирские забавы, шутовство и смех остроумцев очень чужды сего света истины.—Любовь вечная, святая чиста, мирна, долготерпелива, сострадательна; она покрывает множество грехов; она плачущую душу утешает надеждою небесных благ; одевает ее светом и питает неизреченною радостью, с которой ничто сравниться не может в семь мире. Когда сердце ваше жаждет благоугождать в жизни сей еди­ному Богу, то вам уже тот не друг, кто уклоняет вас от Бога и тем самым наносит скорбь вашему сердцу, и огор­чает чистую сладость души вашей, покрывая взор ваш, устрем­ляющийся к небесным, темными облаками, тучнеющими от сластей плотского мудрования. Одним словом: всякий помысл, увлекающий вас к чувственности и суемудрию, хотя бы он был одет в прекраснейшее тело и преображался в светлого Ангела, чтобы только вас прельстить и отвесть от Бога, по сему самому есть уже враг ваш. Слово Божие—свет ваш!

1юня 27-го, 1835 г.

 

К А.П.Р.

Милостивая Государыня! Благодарение Господу Богу, созидающему в божественной Его любви сердца наши! Спасение наше — Иисус Христос — столь непреоборимо, что никакие адские силы, ни сам сатана, со множеством мрачных демонов — не поколеблют. Любовь к Иисусу от всего сердца доказывается тем, чтобы всегда о Нем помнить, имя Его носить в сердце, и с великим желанием призывать устами, и охотно исполнить все, что им пове­лено и предложено в Евангелии. Мы разумеем, кого любим; нам и слышать и читать о нем приятно, сладко и весело; так восхищается сердце, что и от обычного обеда отказываемся, или очень мало употребляем, питаясь сладчайшею пищею—лю­бовью ко Христу. Итак, да возлюбим паче всех Господа Бога, провидящего сердца наши; а без Него все пропало! можем погибнуть вечно, и люди не спасут нас. Видели вы вчера, как гроб в яму опустили, засыпали землей? Слезами оросили сраженные то­ской! Все нас побуждает помнить смертный час.

Ах, простите меня, я уже много заговариваюсь. Вы желае­те, по усердию вашему, изготовить мне по вкусу пищу. Очень я рад! Очень, очень вкусна бываетъ пища, изготовленная с молитвою; молитва и любовь чрезмерно услаждаютъ пищу. Я люблю простую, и благоразумные врачи так советуют; простая пища здоровье в употреблении, и чистота крови сохраняется более, нежели от вымышленных и роскопшых, исполненных разными яствами столов.

Много обязан вам благодарностью за ваше искреннее серд­це; вы меня утишаете, побуждая к прославлению Иисуса Христа: да воздаст вам Бог, обещавый воздать сторицею!... Прошу вас приказать испечь один белый хлеб со исполнением завещания Христова: да не знает левая рука, что делает правая.

Все Ангелы радуются на небесах душе, обращающейся ко Христу и возлюбившей Иисуса более всего. Тогда душа, повиную­щаяся слову Божьему, не угождает человеческим желаниям, но благо угождает Единому Всесильному Богу, и печется, ради име­ни Христова, о помощи беднейшим и не имеющим где главы приклонить. „В темнице был, и посетили Меня; странствующий был, и приютили Меня: алчущий и жаждущий был, и дали Мне поесть и напоили Меня; наг был и одели Меня". Так сам Господь принимает милостыню в лице нищего! И сколь счастлив тот, кто в презренном лице беднейшего человека подает от своего усердия самому Богу! Здесь нет сравнения! — Все сие ве­лико и неизреченное таинство!!!

Да сохранит вас Святой Ангел от строптивого! Желающий вам всяких благ, вам известный, непотребный раб Георгий. Не показывайте прочим до времени, что относится собствен­но к вам: это не надобно знать другим. Положи, Господи, хранение устам моим! Мая 27-го дня, 1822 г.

 

К А.П.Р.

День Святаго мученика Трифона.

Радуется ли ваше сердце о промысле Божием? Господь наш все о нас к лучшему устрояет: одних преселяет, а других оставляет, чтобы чрез совершенное покаяние приготовили себя к вечному блаженству. Истинная вера Христова дает нам правый разум о сердце и душе, когда всеми силами, всею лю­бовью мы привержены к Богу и преданы Ему, и поэтому все имеем, хотя бы и всего в свете лишились; а потому и не печалимся, не воздыхаем о преходящих вещах; ибо не вещи любим, а Бога — Творца всех вещей. Смертный человек — тоже тленная вещь; только душа бессмертна. И когда любезный наш брат возьмется от сея жизни, то о чем нам должно сожалеть, и что предпочитать? Тело, как земное, обыкновенно предается земле, и жалеть о том недолжно: не наше и было оно. Но что душа в теле делала и какой конец совершила, о том следует помышлять и радоваться; или умолять Господа о упокоении преставившейся души и отпущении ей грехов каких-либо неисповеданных. Это общий наш долг — испра­шивать милость Господню. Сорокоусты и милостыня и в аде подают отшедшим помощь и облегчение.

Часто надобно спрашивать себя: какою любовью уязвлено сердце мое? Люблю ли я Иисуса Христа более всего? Он ли, Господь и Бог мой, — утешением мне? Не иное ли что-либо занимает меня и памятуется более Бога в сердце моем? Не пристрастилось ли к чему паче Господа окаянное сердце мое, и не мечтает ли воображениями, противными святой любви Божией? Приди в себя, душа моя, и помысли: ежели Сам Бог не утешит и не призрит тебя, то кто может дать отраду тебе? Какая тварь, любимая тобою? — Ах возвратись душа моя, в покой, твой, Господь благодействова тебе: и ты ли иного ищешь удовольствия? Так скажем же в заключение сущую правду: горе, горе некающимся грешникам! ждет их мука вечная! конец приближается: покайтеся и веруйте! Спасайтесь о Господе!

Февраля 1-го дня, 1824 года.

 

К М.М.

Господи! озари сердца наши истиною! Действуя на сердце друг друга, мы невидимо видимся и безгласно говорим: как бы, как бы соделаться рабами правды и временную жизнь во истине провести!.. Ведь во многословии цар­ствует грех! Святые отцы свидетельствуют, что безгрешия корень есть молчание, а корень бла­гих есть на сердце Божий страх. Об этом мо­лился святой Иоанн Златоуст: «Господи! всели в мя корень благих — страх Твой в сердце мое!» Вот его молитва. Покуда сердце уклоня­ется в слушание непотребного разговора и ищет утешиться изменяемою вещью, до тех пор не имеет покоя; ежели оно и покоится ми­нутами, то в мечтании прелести; а поистине во временных вещах не может быть покойно.

Благодарю вас за доверенность, кото­рою вы меня побуждаете и против воли моей открывать истину. Духовная мать, сохраняю­щая святое благочестие, из благопристойности выйти не может, хотя бы то стоило жизни: ей чужды поносительные слова, коими обнаруживается и самое ее сердце. Для уврачевания болящей души не яд, но спасительные лекарст­ва необходимы. Для сей цели есть тысячи слов, изнесенных в душевное благоприобретение: из них хотя немногими можно всегда заимст­воваться, по силе своей, и предлагать их в об­щее назидание ищущим спастись. Долг каждо­го — прежде осмотреться и осудить себя и так, проразумевая страсть и тяжесть греха, искать всеми средствами воспользовать падшую душу, чтобы примирить ее с богатою совестью и при­вести в Божие милосердие. Вот качества духов­ной матери! Слово не устроит миролюбия духовного, но развращает всякую слабую ду­шу. Надобно охуждать самый грех: он нас раз­лучает с Богом; а о душе сожалеть, сострадать и объяснить ей, что она сотворена по образу и по подобию Божию: поэтому страшно и тре­петно уклоняться от Бога во грех и рабствовать греху, предавшись адским духам, ищущим все­гда ввергнуть человека в уготованный для них геенский огонь... Нам очень нужно также быть осторожными от коварных ласкательств: ведь они те же сети, коими уловляет нас наш общий враг и клеветник. Небесная Царица да спасет вас под Своим покровом!

Долготерпеть и милосердовать есть свойство любви: из этого видно, что ярящийся и злобствующий чужд любви; но чуждый любви чужд Бога. Любовью именуется Бог: Бог есть Любовь! Любящий Бога никого не огорчает и ни на кого не огорчается за временное, огор­чает же и огорчается одною спасительною пе­чалью, каковою блаженный Павел и сам огор­чался, и огорчил коринфян. Что кто любит, к тому прилепляется всячески; и все препятст­вующее достижению предмета любви отверга­ет, дабы его не лишиться. Так, любящий Бога печется о чистой молитве и страсть, полагающую ему в том препону, от себя отгоняет. Лю­бящий Бога на земле провождает ангельскую жизнь: постится, бодрствует, поет, молится, о всех человеках всегда доброе мыслит...

Иные из подвижников отгоняют стра­стные помыслы, а другие отсекают и самые страсти. Помыслы отгоняют псалмопением, молитвою, размышлением о вышних предметах или иным каким местным упражнением; а страсти отсекают презрением тех вещей, к которым страстны.

21 сентября 1824 года

 

К А.Т.Б.

Сестра, мать и друг о Господе! Любезное сердцу и душеприятное слово сообщаю вам: любящим Бога все споспешествует во благое. Если не любили вчера, полюбим сегодня: и животворящим Словом уст Его оживет наше сердце в жизнь вечную!.. Простим нас оскорбляющих, и утешимся Божией милостью.

25-го Октября, 1835 г. 

 

К В.В.Г.

Когда душа умом своим обходит и рассматривает состояние житейского непо­стоянства и самую человеческую любовь, ко­леблющуюся подобно волне от обуревания, тогда поистине видит, что любовь человечес­кая ничтожна без любви Божией: по этому со­зерцанию и поверяется сердце словом Божиим. Любит ли оно более всего Бога, так, что хотя бы и всего в свете надлежало лишиться, однако и тогда не согласилось бы оно ни на черту уклониться от Бога?

А без любви к Богу мы не можем и друг друга любить, как Он заповедал. Взгляните на достойную внимания картину: вот вся земля пред вами и небо над вами! Кто ж художник се­го чудного и славного дела?! Бог, Творец наш, Иже везде Сый! Он вразумляет нас познавать Его видимую красоту и благоустройство, чтоб мудрствовали мы небесное, а не земное и что­бы более всего Его любили.

Опасно и бедственно житие тех, кото­рые только и ищут довольствоваться благами земными, чтобы в них всегда наслаждаться и благожительствовать.

Люта смерть тех, которые умирают благожительствованию земному и любят сладостраствовать.

Питающимся пространно неудобно по­нимать, что есть будущая жизнь и какое-то уму непостижимое блаженство, которого, как вас, так и меня недостойного, да удостоит Господь по велицей милости Своей. Здесь же буди нам произволение наше — благодарно терпеть тес­ноту и скорби ради имени Христова. В чем да укрепит нас Господь до последней минуты на­шего в жизни сей пребывания!

1 ноября 1829 года

 

 

Радость о Господе

 

 

Марии Петровне Колычевой

Слава Богу! — еще за неделю до Пас­хи плету пером к вашему сердцу мое искреннее слово. Дар Божий есть мысль благая; она внутрь сердца веселит и утешает душу, жаждущую вечного спасения. Какая бы ни была грусть и горесть — вдруг прелагаются в неиз­реченную сладость и погружаются все чувства души в тихое веселье... О торжество торжеств!

Душе твоей, душе моей взываю; привет­ствую, встречаю, вопию: Христос воскресе!!!

Радуйтесь о Господе все верующие воис­тину: уже смертью смерть пожерта, Христос за нас живая Жертва, един безгрешный за всех грешных, яко Агнец Божий, принесеся, и мы свободны ныне от вечной смерти, препровожда­емые к вечной жизни Его славным Воскресени­ем. Представьте себе: как над землей, так и на земле все исполнилось света — не такого, какое видимое нами солнце проливает, но во сто крат светлейшего, который только умом созерцается. О день, всех дней светлейший! о Пасха красная, всякую красоту превосходящая! о Пасха — Хри­стос избавитель, из гроба воссиявшее Солнце!..

Когда усердные жены мироносицы очень рано пришли ко гробу, чтобы еще поплакать и помазать миром Господне тело,— что они уви­дали? Светоносна Ангела взывающа: что ищете Живаго с мертвыми? престаните от слез, Хри­стос воскресе! Идите, скажите ученикам Его...

Да веселятся днесь народы!

Христос воскресе, смерть поправший,

Во гробах мертвым жизнь подавший:

Да славят все из рода в роды!..

О наша сила, наша радость,

Покой, утеха, мир и сладость!

О Слово — плоть, о Слово Бог!

Введи нас в горний Твой чертог!

Се глас божественный, небесный,

Се глас сладчайший, глас любезный!

Сый Бог богов, сый Царь небес

Обет неложный произнес —

Быть неразлучно, присно с нами,

Доколе веки за веками

Чредою будут протекать

И будет мир еще стоять.

О радость! Се предел желаний,

Венец надежд и упований...

Поздравляющий вас и сорадующийся вам пишет еще за неделю вперед, но вы, по по­лучении сего, смотрите мыслью уже на про­шедший, уже первый день Пасхи. Ах! где вы тогда носились, когда чувством играли, серд­цем веселились о Воскресении Христа? — по­вторяю вам сорадующийся,

нед. Георгий

Апреля 15-го дня, 1834 года

 

К А.П.Р.

Ни о чем столько не радуется сердце, как о том, если кто, по окончании сей бедственной жизни, удостоится быть в преблаженной вечности. Какое там неизреченное празднование! Праотцы наши радуются; Пророки торжествуют; Святые и Праведники все веселятся; Ангельские хоры произносят вечное воскликновение в радостном восторге, и трисвятою песнью проливают божественную сладость во все сердца, объятые любовью. Каждого праведника лице сияет как солнце: и свет неизре­ченный умножится повсеместно. Представьте, какой там свет­лый праздник! И еще тем радостнее, что там все увидимся, объятые святою любовью; и сие превосходное утешение уже не изменится и не кончится! Подумавши об этом, какое сердце не почувствует земной тягости сей темницы, в коей заключе­ны мы за наше преступление! Очень прилично здесь припом­нить, как прекрасно играл Царь Псалмопевец на божествен­ной лире, когда он, будто с жалобою, взывал к Господу: Господи! изведи из темницы душу мою, исповедатися имени Твоему:—мене ждут праведницы! О сладкозвучный Псалмопевец! проиграй еще божественную песнь твою! побудь с нами, утешитель чад Церкви! утешь и нас, как утешал и уте­шаешь ты всех верующих.

Прошу вас на меня никому не сказывать, что кому любопытствовать, кто пишет? Лучше то знать, что написано: перо на бумаге, а на сердце пишет Бог!

Июля 2-го, 1822 г.

 

Е.П.

Не иное что истинно обрадовать сердце ваше может, как провещающее все радости радование о Господе... У вас голова болит, и за это вы благодарны Господу: как же при этом быть нетерпеливо? Ведь нетерпеливые благодарными быть не могут. Благодарность свидетельствуется благоприятным терпением: и тогда посещением святым сердце восхищается в небесную радость, минуя земную суету. Помилуй, Господи, от лености требующих научаться благим делам.

27-го Октября, 1826 г.

 

К А.Т.Б.

Слава Богу!

О, радость сердца моего!

О, утешение души моей!

О, небесное посещение — душевных и телесных

чувств моих!

Оно объемлет и животворит все силы мои; оно упоевает меня до восхищения умилительным вином, приснотекущим от вечной любви...

О, таинство неисследимое! О, премудрость непостижимая! Упремудри меня, да благодарю Тебя, яко же подобает, до самого истощения жизни моей и в самую минуту скончания моего, по неизреченной милости Твоей. Благостью Твоею благоволи приять предающийся в руки Твои дух мой, Боже мой!

Слава Тебе, Боже!

Слава Тебе, Боже!

Слава Тебе, Боже!

Приношу вам благодарность мою и взаимное поздравление с принятием Св. Таин Тела и Крови Господа нашего Иисуса Христа в жизнь вечную.

Сердечную изъявляю вам мою сознательность о радости нашего спасения! Едва, едва в силах излагать мысль мою скачущим пером...

Августа 17-го, 1828 г. 

К А.Т.Б.

Поздравляю вас с праздником Рождества Христова, с наступающим Новым годом и с блаженным переселением в премирный мир души вашего родителя... Однако вы не сирота, когда ваш Отец на небеси: Он призывает к Себе всех труждающихся и обремененных на вечное упокоение. Может ли еще привязывать вас к себе обращение и прелесть многосуетного мира? Ежели вам угодно, Сам Господь поможет вам, ищущим найти смиренную обитель или место, где удобнее для вас провести дни вашей жизни в заповеданной Господом непрестанной молитве. Благодарение Господу за дарование христианской кончины вашему родителю... Всегда мне очень приятно слышать о той душе, которая, произвольно оставляя все земное, предается единому Богу.

Радуйтесь о Господе, спасающем весь мир и радостно приемлющем обращающихся к Нему всем сердцем.

25 декабря 1831 года  

 

К А.Т.Б.

Нельзя нарадоваться о Господе! Помянул Бога, и возвеселился. И самое воспоминание в сердце вашем о Боге веселит всю вашу душу. Явный знак любви к Богу есть сердечная радость о Боге. Ибо что любишь, о том и радуешься: так и любовь к Богу без радости быть не может. Сия радость есть духовная, небесная, есть предвкушение сладости вечной.

Душа, любящая Бога, все, что в мире есть, презирает: честь, славу, богатство и все мира сего утехи за ничто вменяет. Ей один Бог есть многоценный бисер; о Нем поминает, размышляет и тем утешается, и восхищается к Нему: где же есть сокровище ваше, тут и сердце ваше...

Ноября 9-го, 1834 г. 

К В.В.Г.

Пишу слово, произнесенное жаждущей душою.

Якоже желает елень на источники водныя, сице желает душа моя к Тебе, Боже. Возжада душа моя к Тебе, Богу, источнику живому. Когда прииду и явлюся лицу Твоему, о источниче жизни, источниче воды живой! Когда приду к водам сла­дости Твоея от земли пустой, непроходной и безводной, и утолю от вод милосердия Твоего жажду мою? Жажду, Господи, Тебя, источника жизни; насыти мене: жажду, Господи, жажду Тебя, Бога живого. О, когда приду, Господи, и явлюся лицу Твоему? Когда увижу день оный, день веселья и радости, день, его же сотвори Господь, да возрадуемся и возвеселимся в онь?

Блаженны удостоившиеся войти в радость Господа своего! О, воистину счастливы те, иже от моря ко брегу, от изгнания в отечество, из темницы в светлую палату пришли и наслаж­даются покоем вечным, его же чрез многие скорби достигли, да радуются во веки. О радость над радостями, радость побеждающая радость, вне коей нет радости!

Радуйтесь о Господе!

23-го Ноября, 1828 г.

 

К П.И.А.

Христос посреди нас, если два или три собраны во имя Его! Радуйтесь, возлюбленные сии о Господе! Вы видите, какое благоприятное собрание во имя Христово посвятившихся Ему душ, окружающих вас. Тут нет места унынию, где славословится имя Божие! Печалится и унывает враг человеческого рода, ко­гда видит душу, обращающуюся к Господу. Поздравляю вас с наступающим праздником Воскресения Христова. Какая не­изреченная радость, когда запоют: Христос воскрес!!!

9-го Апреля, 1831 г.

 

К П.И.А.

Воистину Христос воскрес!

Радость неизреченная всем верующим во имя Его. Всякая печаль исчезла; день веселья настал! Нет места гневу, когда все сердце радостью кипит! Рцем, братие: и ненавидящим нас простим все воскресением, и тако возопиим: Христос воскресе из мертвых: смертью смерть поправ, и сущим во гробех живот даровав. Мир вам и благоволение Господом нашим Иисусом Христом!

Спасительно вам будет эту всю Светлую неделю читать с размышлением и особенным вниманием Святое Евангелие, не смотря на то, что мир делает: ваше утешение и радость никак не мир, но Иисус Христос, Его же возлюбила душа ваша! Да любит она Его более и да делает все то, что угодно Господу. О любовь, распеншаяся ради нашего спасения! Да сраспнемся и мы божественной любви: пострадаем в сей жизни, да прославимся в будущей вечной,—и тогда-то радости нашей не будет конца!

 

 3. 346. К П.И.А.

Истинная радость наша и утешение—Христос посреди нас. Господи, покрый нас от человек нвкоторых и бесов и страстей и от всявия иныя неподобныя вещи! Радуйтесь о Гос­поде! Нет такой скорби и грусти, которую бы Господь не мог пременить в радость и утешение, когда Его благость и самую нашу смерть пременяет нам в жизнь вечную. Святый Пророк и царь Давид ничего не хотел ни на земли, ни на небеси, кроме Господа. Достоверно знал он, что без Госпо­да нет нигде истинной радости и утешения, и потому непре­станно искал и желал всем сердцем и всей душой Господа Бога, и стремился к Нему так, как жаждущий олень стре­мится на источники водные...

Буди вам благоволение Божие, упокоивающее ваше сердце и напояющее душу благодарными струями во псалмопении и молит­ве, в поучении и прочитыванииа книг божественных и во вни­мании житию Святых, прославивших Бога! Ничего не осталось, чего бы они не претерпели ради Бога. Слава Богу! Да дарует Господь и нам терпение, чтобы мы не только безропотно, но и с радостью переносили всякие скорби ради Господа нашего Иисуса Христа. Так нам подобает войти в царствие Божие: и тогда радости нашей никто не возьмет от нас. Ныне же очень нужно бодрствовать, быть осторожным, всегда молиться, чтобы избавиться от лукавого.

Мое и ваше покровительство одно—истинное всемилостивое, спасающее нас от неприязни—Матерь Божия, заступница беззаступных и всех скорбящих радость.

Спасению вашему, как в скорби, так и в радости, ми­лостью Божией соучаствующий о Христе Иисусе ваш брат,

непотр. р. Е.

27-го Мая, 1833 г.

 

К П.И.А.

Не унываете ли вы? Христос посреди нас, когда двое или трое собраны во имя Его! О, радость, радующая печальных, утешающая унывающих, воскрешающая мертвых! Где только Ты предстанешь как хо­чешь, тут гробы отверзаются, мертвые оживают и торжествуют воскресение. О веселье неизреченное! О, жизнь небесная, вечная, бессмертная! Христос посреди нас, и все стало светло!!! Радуйтесь о Господе, возлюбленная сестра моя; с радостью серд­ца приимите лиру царскую—Псалтирь, вещающую Слово Божие и мыслью благою летая по струнам чувств ваших, внимайте гласом разума песнь благоугодную Господу:

"Благослови душе моя Господа, и вся внутренняя моя имя святое Его! Благослови, душе моя, Господа, и не забывай всех воздаяний Его!.. Продолжайте песнь сию святую до конца.

 

 

Дата: 2019-02-02, просмотров: 187.