Екатерине Васильевне Даниловой
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Если мы что помышляем и делаем ра­ди Бога и в славу Божию, то сие не вводит нас в уныние, но исполняет неизреченною радос­тью, все сердце обвеселяющею и все чувства сладко погружающею в тишину премирную, даруемую снисходительным Промыслом Все­вышнего в упокоение изнемогающим. Если бо­лее всего любим Бога и ближнего любим, как себя, то вместе с сим и самих себя любим ис­тинною, чистою и богоугодною любовью, и лю­бовь Божия пребывает в нас.

То ли значит истинная любовь к самому себе, что я люблю только себя? Нет! Это пре­лесть, это ложь, это гордость, это не любовь, а заблуждение чувств и тьма душевная. Истин­ная любовь есть свет души: в ней мне виден ближний мой; я люблю его, как себя, и это са­мое свидетельствует, что я поистине в моем ближнем люблю самого себя. Таким образом, единодушно, посредством взаимно-искренней любви, мы обретаемся в любви Божией, как во свете всеобъемлющем.

Все душевные беды бывают от про­извольного нашего уклонения от любви Бо­жией.

Ни место, ни народ, ни случаи, ни дни,—

Тому, что страждем мы, виною мы одни

и потому во всякой скорби будем сознавать виновными только самих себя; смирим себя и с повинной головой, с искренним покаянием, обратимся к Господу — и Он обновит дух наш Своею милостиво объемлющею нас любовью. Он предал Себя нам в пищу и питие: вот что де­лает любовь!..

И все это, что говорю я о любви, крайне слабо и недостаточно! Ибо любовь нельзя изъяснить словом, подобно как свет не можно нарисовать на бумаге. Все видимые нами вещи подлежат воображению: но любовь никак не вообразима; она превосходит все то, о чем говорится на языке человеческом; она такой не­изреченный свет, которым пленяются в без­молвии и самые высшие ангельские умы...

Это достойное вас занятие, когда вы пребываете в познании самих себя, всячески уклоняясь от молвы и суетных разговоров.

Но не в другом каком зеркале мы позна­ем самих себя, как только чрез крайнее смире­ние в Слове Божием — в Самом Иисусе Христе.

Благодарю вас за искренность вашу и приятное убеждение меня к молитве. При этом мне припоминается Самою Исти­ною реченное: непрестанно молитеся; бдите и молитеся, да не внидете в напасть (Мф 26, 41). Сии слова не требуют толкования; они яс­ны, как светлый день,— а требуют самого де­ла: да молимся с верою и упованием, смирен­но, как молился мытарь: Боже, милостив буди ми грешному. Молился и фарисей, но велере­чиво выставляя добрые дела свои пред Серд­цеведцем Богом и еще укоряя и уничижая ближнего своего, кающегося грешника. Что ж было следствием молитв фарисея и мытаря? Сей сниде в дом свой оправдан паче онаго (Лк 18,10-14).

Господи, научи мя молитися, якоже по­добает!

Июля 26-го, 1835 года

 

К Екатерине Александровне Маркович

Рукой моей слабой кое-как плету вам, матушка, изъявление сердца, исполненного благодарности за усердствуемую вами мне книжку. Во множественных обстоятельствах участь ваша действительно стеснена; но любовь... столько свободна, что и в самообширнейших пространствах без нее очень тесно жить; также и в теснении прискорбностей держит любовь сладкую свободу. Где только любовь, —там исчезли страсти! И теперь вам нет границ к распространению, под разными видами, душевных благотворений.

Всегда желаю вам истинных благоприятностей о Господе!

Непотр. раб Егор.

1825 г., 1юня 5-го.

 

К А.П.Р.

День святого Иоанна Златоуста.

Любезно вхожу в простодушный разго­вор с вами о святом Златоусте: он был сенатор­ский сын и, пожелав благоугодить Сыну Божию, принял на себя звание духовное и по­следовал неотступно учению Христову... Во время же его святого служения как он прекрас­но проповедовал в церкви правоверных! Угодно вам слушать? Хоть крошечку вкусим для заго­вения от сладкой словесной трапезы. Вот нази­дательные слова его: «Ближнего должно ис­правлять. Великое добро — сносить обличения; великое также добро — уметь обличения тво­рить; потому что сие особенно до попечения о ближнем нашем принадлежит.

Но мы ныне, если увидим какого чело­века, имеющего одежду расстегнутую или на­выворот или другое какое платье, ему не при­ставшее, то увещеваем его и исправляем, а ежели усмотрим жизнь его распутную, то ни слова не говорим. Когда узрим жизнь его не­пристойную, то проходим мимо,— хотя при­надлежащее к одежде неприличие рождает только смех, а до души касающееся — беду и мучение. Когда ты видишь брата своего, по стремнинам несомого, о жизни своей не пе­кущегося, не радеющего и не туда, куда надле­жит, стремящегося, то не подаешь ли ему ру­ку помощи? не восставляешь ли от падения? не обличаешь ли, не выговариваешь ли?.. А видя ближнего, погибающего во грехах, ужели ты страшишься показаться ему докучливым и это занимает тебя более, нежели забота о его спа­сении? Какое ты у Бога будешь иметь проще­ние? какое извинение?

Не слышал ли ты, что иудеям Бог прика­зал, чтобы они, встретивши заблудившийся или упавший в яму скот врага, не оставляли на том месте и не проходили мимо? Если повелевается иудеям скота врагов своих не презирать, то мы ли о душах братий наших, ежедневно претыка­ющихся, вознерадим? Не крайнего ли бесчело­вечия и зверского сердца признаком сие будет не столько старания употреблять о человеках, сколько они о скотах?

Сие опровергает все; сие жизнь в заме­шательство приводит, что мы ни сами обличе­ний великодушно не сносим, ни других обличать не хотим. Ибо от того мы и досадительны дру­гим бываем, когда их обличаем, что сами раз­дражаемся, когда нас обличают. Потому что ес­ли бы брат твой знал, что ты его похвалишь, когда б он обличил тебя, то и сам бы, обличен­ный тобою, тем же тебе воздал: то есть благода­рил бы за обличение и на каждый день исправ­лялся бы на лучшее».

Благодарение о Господе празднуемому ныне Златоусту! Вот живой человек! Хотя и не видится с нами явно, однако гроб не скрыл его к нам благоприятнейшие и назидательные ве­щания. Ах, матушка! Можно ли любить то са­мое, что удаляет нас от Бога и уклоняет от Царствия Божия? От искренности моей желаю вам истинных благоприятностей и претерпения находящих искушений — до конца.

Ноября 14-го дня, 1824 года

 

К П. И. В.

Какую жизнь вести христианину? Этому научает та самая книжка святителя Ти­хона, которую вы единственно для сего и имее­те, чтобы с приятностью ее прочитывать и по ней жизнь вести.

Пишет святой Златоуст, что любовь та, которая бывает ради Христа, крепка, постоян­на и непреодолима, и ничто не может оную: ни клеветы, ни бедствия, ни смерти, ни иное что подобное; и хотя бы тако любящий тысящные за таковую любовь к нему приближающиеся ви­дел печали, однако не отстал бы от нее. Любящий бо для того, чтоб его любили, если увидит какую неблагодарность, разрывает любовь; а ради Христа связанный любовью никогда не отстанет от нее; посему-то Павел говорит: лю­бы николиже отпадает (1 Кор 13,18).

Поэтому сами видите, что всякое дело надобно делать с любовью и в славу Божию. Да поможет вам Господь с радостью исполнять Его святые заповеди! Они суть свет живущим на земле.

 

Е. П.

Христос воскресе!

Радостным сердцем душевно вас поздравляю со всерадостнейшим праздником...

О, с какою радостью и внутренним весельем встречала дни сии вдовствующая Анна Ивановна, любезнейшая мать моя! Родная сестра моя Надежда от радости плакала и жалела, что мы еще оставлены бедствовать в жизни сей. «Ах, когда возьмет нас Господь к Себе?»— так говорила она с сердечным чувством, и мать наша, смотря на нас, сладко обливалась слезами, видя нашу преданность Господу.

Прошу вас никогда не сомневаться в моей искренности. Искренняя любовь о Господе ничем не отягчается; кто же гневается на доброе сердце, тот — не человек.

Даруй, Господи, и мыслить, и говорить, и делать все благоугодное пред Тобою. Я ленив и слаб — вот причины моего молчания пред вами... Будем молиться Господу: «Аще и ничтоже благо сотворих пред Тобою, но даждь ми по благодати Твоей положити начало благое». Господи, даруй ми конец благий...

Прошу вас, не желайте мне здесь продолжения жизни, а только благоприятного окончания с должным покаянием. Простите; покойтесь в Господе.

3 апреля 1825 года

 

К Е.Я.Т.

Соболезновать болезнующим и сострадать страждущим поистине приятно; и столь же больно видеть страждущего, что, казалось бы, лучше самому, взяв на себя болезни другого, болеть, и страдать, и душевно радоваться, представляя себе облегчение другого. Любезное радование сердца не дает чувствовать всю болезненную тяжесть.

Во время самой жесточайшей моей болезни в Одессе, лишь только я услышал, что идет посетить меня К., сердце объялось радостью и я забылся: сел на ложе свое, как неболящий, и с той минуты оставил смертный одр. Вот как действует любезное радование сердца на чувства страждущего и на самую смертную болезнь! Тогда я был отчаянно болен, и уже окружающие меня ожидали последней минуты моей и преселения в вечность...

Видно, трава зверобойная не принесла вам пользы при однократном употреблении. Ах! возлюбленная сестра, обратимся, по учению апостольскому, к лучшему и спасительнейшему врачеванию: призовите священников, пособоруйтесь святым маслом и, по приобщении Святых Тайн, по вере вашей, можете милостью Божией получить душевное и телесное исцеление. Усердно желаю вам здоровья, благодарящий о Господе,

ваш брат Егор

3 сентября 1825 года

 

К Е.Я.Т.

Поклонение воздвиженному Кресту.

Кто сеет в плоть, тот пожнет истление; а рожденный от Духа дух есть, и, пребывая в любви, в Боге пребывает: Бог именуется любовью! Любящие Бога презирают мир и плоть и предаются Богу. Родные в плоти не могут так мирно жить, как рожденные по духу. Здесь никакого нет сравнения. О любовь святая! Ты составляешь в нас любезнейшее родство, и благоприятно соединяешь нас воедино. Все благоугодившие Господу научают презирать плоть, и всякое попечение иметь о душе бессмертной. По наружности нашей мы разделены и сидим в разных покоях; но духом и мыслью в сию минуту вместе: и кто же может разделить нас, когда мы мыслью и сердцем соединены в Боге? Как зажженные свечки одна другой сообщают свет, так и душа душе сообщает мысль и бывает един свет и одна душа. Покойтесь о Господе!

13-го Сентября, 1825 г. 

К П.И.А.

Слава Богу о всем! Да ублажится сердце ваше мыслию бла­гою о Господе. Радость наша и неизъяснимое утешение — Иисус Христос посреди нас! Жизнь наша во Христе и спасение наше Он Сам есть: без Него не можем... Всякое помышление наше явно пред Ним. Воспоминаю слова Златоустовы: что любовь та, которая бывает ради Христа, крепка, постоянна и непреодолима и ничто не может отвратить ее — ни клеветы, ни бедствия, ни смерти, ни иное что подобное. И хотя бы тако любящий тысящные за таковую любовь приближающиеся к нему видел печали, однако не отстал бы от нее. Любящий бо для того, чтоб его любили, если увидит какую неблагодарность, разрывает любовь; а ради Христа связанный любовью никогда не отстанет от нее. Почему Павел и говорил: любы николиже отпадает (1 Кор 13, 8). Видите вы — не одними только этими глазами, которые теперь на письмо смотрят,— но и внутренними сердечными, коими внимательно самую силу слова разумеете, ви­дите, что все делаемое с любовью в славу Бо­жию не только не тяжело бывает нам к перене­сению, но еще и веселием исполняет сердце наше, потому что ваше терпение проистекает из любви Божией, ради которой не только имения, но и самой души своей не пощадили бы, когда бы то благоугодно было Господу. Одну ли я имею мысль с вами? Молитвами прославляемо­го Богом святого Тихона, к которому ныне вы притекли, да благоустроится спасение ваше!

4 сентября 1831 года

 

К П.И.А.

В молчании никто еще не раскаи­вался. Лучше украшать свой разум, нежели тело.

Люби уединение и убегай сообщества злых сердец.

Из слов познается человек.

Терпение всякую печаль облегчает.

Многие имеют тысячу коротко знако­мых, но ни одного друга. Иметь верного и ра­зумного друга — иметь от Бога великую ми­лость. Истинные друзья суть один для другого целый свет. Верный друг есть утешение в сей жизни и сокровище неоцененное.

Сходство нравов рождает любовь.

Из увещания Антония Великого:

Гл. 24. Словесным людем не подобает многим беседам внимати, но полезным, имиже управляет воля Божия. Тако бо к животу и све­ту вечному возвращаются люди.

Гл. 27. Поучение доброму житию и тща­ние о душе благих боголюбивых мужей соделовает. Ищущий бо Бога обретает Его, побеждая похоть во всем, от молитвы не отступая: тако­вой бо бесов не боится.

Гл. 31 В беседах ни единыя строптиво­сти да не будет: словесных бо людей стыд и це­ломудрие паче неже деву украшати весть. Боголюбивый бо ум свет есть, осиявающий душу, якоже солнце тело.

23 апреля 1832 года

 

К П.И.А.

О сем разумеют вси, яко Мои ученицы есте, аще любовь имате между собою. Вся вам любовью да бывают.

Любовь сердца животворит,

Любовь все чувства услаждает:

Печали в радость претворяет,

С крестом и скорбью вас мирит.

Любовь есть веры совершенство,

Прекраснейший надежды цвет;

Елей ума, души блаженство;

С любовью жить—повсюду свет!

Любовь смиряет бурю брани,

Она к уму прострет лишь длани,—

И с детской верой — ум готов

Отдаться в сладкий плен Христов.

10-го Июня, 1835 г.

 

К П.И.А.

Когда вас оскорбляет какое-нибудь зло, побеждайте оное благом. Такая победа славнее всех побед: о такой победе радуются все святые Ангелы! Ничего нет сильнее любви: любовью человек соединяется с Богом; при появлении любви исчезает ненависть, блистает в сердце свет, который радует и веселит всю душу. Любовь Христа свела с небес, плени­ла ад, победила смерть и воскресила мертвых. С любовью нигде тьмы нет. В гордых нет люб­ви, в них — тьма; любовь же светит в кротких и смиренных сердцем и боящихся преступать заповеди Божии. Она утешает кающихся греш­ников и укрепляет идущих путем тесным и при­скорбным. Потому вам очень полезно любить N... Как бы она вас ни оскорбляла, но наконец никак не устоит: всяко победится вечно непо­бедимою любовью.

Прошу вас, не унывайте. Псалмопение да будет всегдашним вашим утешением.

24 января 1836 года

 

К П.И.А.

Христос посреди нас! А Он весь есть любовь, весь сладость, весь радость, и веселие, и утешение неизреченное!!! И нет ничего такого ни на земле, ни на небеси, чего бы не превосхо­дила любовь! Нет такой горести, которая бы при появлении любви не пременилась в сладость; нет такой скорби, которая бы при появлении любви не пременилась в великое утешение. Нет ничего столь великого, что бы могло сравняться со всепревосходящею и всеобъемлющею любо­вью... Любовь есть Бог, и пребывающий в любви в Боге пребывает. Новую заповедь даю вам, да любите друг друга — Господь сие изрек ученикам Своим (Ин 13, 34)... Но многими скорбьми подобает внити в сию вечную любовь...

27 января 1836 года

 

К П.И.А.

Любовь и воздержание освобож­дают душу от страстей; чтение же и созерцание избавляют ум от невежества, а молитвенное состояние поставляет молящегося пред Само­го Бога. Вот видите, что нам следует наблюдать и делать, пребывая в терпении до самого конца. Нет в том сомнения, что любящим Бога вся споспешествуют во благое (Рим 8, 28)... По спо­койствии и тишине бывает буря, гром и дождь, а потом и опять — красное солнышко! Оно явилось — и все оживилось, и птички поют, и овечки бегут на зеленую травку по освежив­шимся долинам; так после тьмы — свет, после печали утешение бывает и все объемлется лю­бовью. Радуйтесь о Господе! Его святым Про­мыслом мы спасаемся и руководствуемся в жизнь вечную.

28 января 1836 года

 

Дата: 2019-02-02, просмотров: 184.