Екатерине Васильевне Даниловой
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Скажите мне, в каком разуме вы на­зываете жизнь тяжким бременем? Жизнь есть истинное познание чрез видимый мир невиди­мого Бога, научающее нас чрез постижимые вещи разуметь Его непостижимость и видеть Его преблагое снисхождение ради нашего спа­сения... Сердечное ощущение чистой радости и утешения есть дар небесный от Господа!

Благородное чувство любви состоит в том, чтобы любить ближнего, как себя, и куп­но радоваться о Господе!

Мая 12-го, 1835 года

 

К Н.М.С.

Книги ни от кого не скрыты; спа­сайтесь по ним, желающие спастись. Иисус Христос хощет всем спастися и в разум истины прийти. Спасение — премудрость! А начало премудрости страх Господень (Притч 1,7; Пс 110, 10). Кто не имеет страха Божия, тот не может разуметь и истины.

Многие читают, как орехи перебира­ют,— один только шум делают, но не грызут. Слово, как орех: его надобно раскусить креп­ким и острым зубом — то есть здравым разумом, и видеть, есть ли ядрышко; ведь много есть пустых, гнилых; для этого надобно иметь глаза чистые,— то есть ум, который может ви­деть гнилые и пустые слова и отвергать их прочь! И все это — одна только наружность и виды, но еще до внутренней силы не дошли. На­добно вкусить то, что кажется хорошо и прият­но по видимости,— на это нужно иметь про­стой и здравый вкус, то есть простое сердце и беспристрастную мысль. Как ядрышко бывает по наружности хорошо и думается быть слад­ко, приятно, вкусно, но лишь только вкусишь, ан горько! — так и при чтении книг: сочинение кажется хорошо, слог приятен, слова мягки, содержание нарядно, объяснение красиво. Кажется, не расстался бы с таким утешением, даже чувства тают! Но лишь только опытным смыслом вкусишь — ан тут ересь, вся испещ­ренная священными словами и по видимости соглашенная с догматами.

Вот в этом-то неискусный ум пленяется, любезная сестра моя, и набивает полную голо­ву подложною святостью, как неискусный про­стачок свой кошелек фальшивыми монетами: он тоже собирает вместо золота и серебра ядо­витую медь и непотребное олово. Яд в меду приметен ли? О нет — он прикрывается сладо­стью и прельщает вкус наш.

О горе мне сластолюбцу! Много, много повреждаюсь чувственными утешениями!

Уклонение к земным отлучает от небес­ных, а отвращение от оных и скорбное терпе­ние сближают с Царствием Божиим. И кто не ищет прежде всего Царствия Божия, тот ниче­го не найдет. Члены, покоящиеся в земных на­слаждениях, не могут быть членами Главы, увенчанной тернием. Здешняя наша жизнь ко­нечна и маловременна; но мы в забвении самих себя живем, как бессмертные!

Представьте себе: вот теперь вы читаете сии строки, или действительно невидимая душа ваша беседует с моею душою, и так мы оставляем сердечный разговор о спасении; и ежели бы не изменилось сие, то и остались бы вечно в сем состоянии; подобно и последняя минута жиз­ни, в чем кого застанет, в том и представит на Страшный Суд! Спасайтесь о Господе! Любовь прощает множество грехов! Готовьте сердце ваше к приятию Христа! Да укрепит вас святой Ангел в смиренномудрии и кротости. Помяни­те и мою худость пред Господом!

Вас благодарящий за усердие —

непотребный раб Г...

22 марта 1824 года

 

Е.П.

Вот что пишет Святитель Христов Тихон: „духовная мудрость во всем разнится от плотской или мирской. Плотская мудрость горда, духовная смиренна; плотская мудрость самолюбива, духовная Боголюбива; плотская мудрость нетерпелива и злобна, духовная терпелива и кротка; плотская мудрость непримирительна, духовная мирна; плотская мудрость немилостива, духовная милостива и исполнена благих дел; плотская мудрость ненавистна, завистлива, духовная любительна; плотская мудрость лукава, лестна, хитра, духовная простосердечна, истинна, чистосердечна; плотская мудрость неправдива, духовная правдива, плотской мудрости смирение, поношение, страдание и крест Христов есть буйство, духовной есть великая премудрость. Так и в прочем духовная мудрость плотской противится".

16-го Ноября, 1824 г. 

 

К А.Т.Б.

Ради Бога успокойте смущаемую сомнениями NN и скажите ей: „и подумать нельзя, чтобы Солнце правды не светило вам, как и прочим; только можно думать и видеть, что не все равно принимают Его озарение; но каждый по изволению своему верою просвещается, или неверием помрачается: когда тьму предпочитают свету, тогда предпочитающим кажется свет тьмою, а тьма светом, и не стыдятся черное называть белым. Не удивительно, когда от рождения слепой только ощупью познает вещь; и если другой неведущий, подобный углю, скажет ему: посмотри, какой я белый, он на то соглашается, и оба они в такой уверенности и остаются без понятия о белизне. Подобно страждут и мудрствующие земное: один другому предлагает подробности исследований своих, и говорит: смотри, как ясно! а тот ему не верит: но оба не видят, что суетное мудрование их сокровенно им готовит вечную тьму. Так разум кичит, а между тем нуждающиеся в назидании претерпевают недостаток. Надобно разум покорить слову Божиему и отвести в плен послушания Христова, чтобы смириться и терпеть". — Обратимся от них к любезно назидающей любви Иисуса Христа. Душа есть существо простое и не может делиться на части, чтобы служить и Богу и миру: в том или другом пребывает вся. Небесный рай вечного веселья, или преисподний ад бесконечных мучений — каждому воздастся по делам его. Верные, уповающие на милость Божию, за добрые дела свои вознаграждаются; грешники же обращением от грехов и истинным покаянием спасаются.

Я приятно о вас известился, что сердце ваше имеет наклонность к уединенной жизни: что же это, если не внутреннее звание и убеждение души вашей на служение единому Богу?— Должно решиться и предпринять приличные меры, по установлению благоугодивших Богу Святых Отцов, славословимых по воле Божией Православною Церковью. Не надобно сомневаться: удаление себя от многолюдства и случаев ко греху будет первым шагом ко спасению и началом спасения души. Да призывается, на место многих помышлений, в сердце вашем имя Господне сими словами: Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешную: вразуми, наставь и оправдай мя. Сообщающий вам сие, милостью Божиею

Георгий непотребный раб.

Января 21-го, 1827 г

 

К А.Т.Б.

Я уверен, что простое сердце удобно к принятию истин небесной философии; только [сердце] мнящееся себе быти мудрым не видит, как заграждает само к себе вход святой мудрости любимыми прилогами помышлений.

Когда немоществую, тогда силен есмь о Господе,— сознается святой Павел (см.: 2 Кор 12,10). Требуется исполнение заповедей Божи-их, требуется и уничижение самих себя, чтобы во всех был всем действуяй Бог!..

Можно ли похвалиться незлобием своим, когда довольно и одного вспыльчивого нрава на пожжение всех прежде соделанных добродетелей! От искры недалек переход и до большого пламени, которым истребляются большие города...

Мы стремимся к вечности, да пламенеют мирные сердца наши, только в тебе единой, о любовь святая, простая, премирная, вечно непорочная!

Недостойный Георгий

Февраля 20-го, 1827 года

 

К А.Т.Б.

Господи, даждь ми мысль благую! Книги Сильвестра довольно отстоят от деятельных и простосердечных объяснений и смиренномудрия святителя Христова Тихона Задонского. Вот неоспоримое свидетельство драгоценности трудов святителя Тихона, вознагражденных плодами: многие от прочитывания оных — гордые смирились, развратно и пространно живущие уцеломудрились, не имевшие правого разума о Боге и христианстве совершенно вразумились и пришли в познание самой истины; ожесточенные и отчаянные грешники увещались его убеждением и пришли в покаяние, суемудрствующие и высоко о себе мечтающие познали свое ничтожество и прелесть высокоумия своего и смирились до крайнего раскаяния; слабого понятия люди находили удобное изъяснение мудрости; остроумные почерпали глубину истинного разума; так для всех сочинения преосвященного Тихона служат пищею, питьем и чистым зеркалом; самые закоснелые раскольники, посмотревшись в сие зеркало, познали черноту души своей, умылись слегами покаяния и присоединились к правоверующей Церкви. В его сочинениях нет неподобающего слова; смысл его повсюду полон истинного разума и по всем отношениям к назиданию и спасению достаточен. Он с богословами видится истинный богослов; с философами воистину глубокий философ; с риторами и витиями самый благочестивый и красноречивый ритор и вития; с простыми же и неучеными самый пре простой и рукою показующий им — словом и делом — прямой путь спасения. Его книги можно так назвать: откровение духовного сокровища истинной христианской веры и дел, надежды и утверждения, любви и преданности всего себя Богу.

Мое тоже желание к вам, чтобы нам разуметь Бога и спастись: для того-то мы непрестанно и убеждаемся словом Божиим всяко уклоняться всем сердцем от зла и неподобающих дел, творить же благо и жить по заповедям Христовым; на сие-то и помощь Божию испрашивают, и приемлют всем сердцем и всем помышлением все любящие и жаждущие Господа своего.

В сию минуту помыслим о разлучении души нашей от тела. Вот когда обнажится и отделится она чувствами душевными от телесных, тогда ясно будет видно, что она с телом творила, будучи сопряжена с ним в кратковременной жизни сей; тогда во мгновение ока все то представится, что только делала, говорила и помышляла она во все житие свое в мире сем; тогда очень жалко будет, что мы прежде конца своего не думали об этом и не радели о спасении своем, чтобы, покаявшись, всяко могли умолить Господа и получить неизреченную милость Его, покуда еще душа с телом не разлучена была. Но вот, слава Богу! и Господь долготерпелив! Еще конец не постиг нас. Итак, обратимся ко Господу со слезами! — се время благоприятно; се день спасения (см.: 2 Кор 6, 2)! Отложение же сего до иного времени удобно может обмануть нас, и что, ежели внезапно постигнет нас Страшный Суд и бедство нестерпимое?..

17 мая 1835 года 

 

К В.В.Г.

Сугуб человек: видимый и невидимый. Видимого, наружного, внешнего человека дела видимы, наружны и явны всем бывают; внутреннего же, умного, смысленного, благомыслящего — тайны недоведомы, неудобопостижимы. Приступит человек, и сердце глубоко (Пс 63, 7) — так изъясняется святой царь Давид. И святой апостол пишет: кто весть от человека, яже в человеце, точию дух человека живущий в нем (см.: 1 Кор 2,11)? Един только Испытуяй сердца и утробы весть вся тайны внутреннего человека.

О внешнем и внутреннем обучении:

Внешнее: в книгах, любомудрии, витийствовании, остроумии, художествах;

внутреннее: в богомыслии, боголюбии, молитве, горении духа к Богу, благомыслии.

Более о внутреннем нужно пещися. Внешний разум кичит, внутренний же смиряется; внешний любопытствует, хотя ведает все; внутренний же себе внимает и ничтоже иное желает ведати, кроме Бога. Давид к Нему глаголал: Тебе рече сердце мое: Господа взыщу. Взыска Тебе лице мое, лица Твоего, Господи, взыщу (Пс 26, 8); и паки: имже образом желает елень на источники водныя: еще желает душа моя к Тебе, Боже (Пс 41,1).

Нужно вам читать «Духовный алфавит» святителя Димитрия и каждый день повторять пятистишие, в конце «Алфавита» написанное для утешения души. А которые речи покажутся невразумительными, о тех можете спрашивать у могущих разумно изъяснить.

Непотр. раб Егор

Января 11-го, 1827 года 

 

К В.В.Г.

Когда, по Апостолу, заднее забывая, в переднее простираемся: то скажите мне, как вы теперь чувствуете себя и в каких обстоятельствах находитесь? Не сейчас ли полагаете начало жизни? Куда же скрылось все то время, которое прошло? и сие прошло, в которое я к вам писал; и это самое проходит, в которое вы читаете! Время течет как река, по которой мы плывем в неисследимую пучину всех времен. Не лиши, Гос­поди, небесных Твоих благ, избави вечных мук; умом ли или помышлением, словом или делом согрешил, прости мя.

Хотите быть покойны? — Это можно получить: послушайте, что Христос глаголет: научитесь от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем: и обрящете покой душам вашим. Ученье свет, а неученье тьма: так тьма томит душу, а свет весе­лит сердце и упоевает душу неизреченною радостью. Господь с вами! Радуйтесь о Господе. Поздравляю вас с наступлением четвертой седмицы высокоторжественного поста. Постом и молитвою потребляется род нечестивых: сие свидетельствует Сам Христос: как же не порадоваться? Что вы скажете о братце вашем? Лучше ли ему? Да, слава Богу за все! Вы сами знаете, как хорошо телесными болезнями врачуется ду­ша. — Дай, Господи, терпение.

Соусердствующий вашему спасению,

негодный раб, слабый Егор.

18-го Марта, 1829 г.

 

О подвиге мучеников

 

К княгине Т.А.В.

Размышляя о Св. Мучениках и о их терпении, удивляюсь, какою пламенною любовью их сердца горели ко Господу. Сви­репость мучителей и все изобретаемые мучения для них были ничто, или возбуждали одну улыбку. Между прочим, нашел и вашего Ангела — Св. Мученицу Татьяну; довольно посмотрев на нее мыслью, мое сердце пленилось ее подвигом; поэтому радо­стно, в утешение ваше, пишу вам три стишка, коими право­славная церковь восклицает ей хвалу (в 12-й день Января): «Ни меч, ни огнь, ни раны, ни скорби, ни глад, ни всякий „вид мучения, твоего еже к Господу не притупили рачения; „разожженным же сердцем того ищущи, все видимое отвергла, „если, Мученице, и внутрь Божественного чертога вселилась, если, „невеста всех царя бывши".

„Богатством тленным, Мученице, совершенно пренебрегла, если, „на небесах нетленное и пребывающее ищущи усердно: и радующиеся прошла, если мученическое страдание."

„Совершеннейшее зверье устыдилось, посреди совершения тризны мужественно страждущих тебя, как Феклу первую первомученицу, ее „же ревность стяжала если, приснопамятная."

Не могу опустить и 4-й стишок: „Представши, небесные Ангелы посреди темницы, тебя светом осияли, от болезней изымая, и как Божью агницу, прославляя". Простоты славянского слова и изречений прежде я чуждался, а ныне ими пленяюсь и нахожу, по милости Божьей, в таких изречениях сокровенную манну, для бессмертной души бессмертную пищу. Желал бы услышать: нравится ли вам эта небесная пища—святая простота?

Да утешит вас Ангел небесный! 16-го июля, 1824 г.

К М.П. Колычевой

В сей день, памятуемый церковью, 14000 младенцев по­свящаются Младенцу Христу, погашая текущею кровью разгоревшуюся злобу Ирода. Вот первые жертвы за имя Христово, начало Св. Мучеников! …

 

Марии Петровне Колычевой

Полсотни витийствующих мудрецов поражаются словом единыя Екатерины: ее премудрость—Христос! Святая Великомуче­ница, презирая красоту свою и временную жизнь, приобретает полк мудрых, и самую царицу присвояет Христу, и купно с ними преселяется от прелестей мирских в царство вечной любви и радости! Какое славное было зрелище для Ангелов и человеков, когда премудрая царевна явилась на суд, обличила суемудрие надменных философов самым кратчайшим словом и, победивши их в конец, восставила небесным учением к свету истинной веры. Слава Богу о всем.

Ноября 24-го, 1829 г.

 

Марии Петровне Колычевой

Ныне Св. Церковь приносит похвальную песнь пред Господом Св. мученику Леонтию: „Мученик Твой, Господи, Леонтий, во страдании своем венец прият нетленный от Тебе, Бога нашего: имеяй бо крепость Твою мучителей низложи, сокруши и демонов немощныя дерзости: того молитвами спаси души наша".

Кондак.

Мучителей посрамил еси лукавая коварства, и Еллинов обличил еси безбожное служение, возсиял еси благоразумие всем человеком ученми благочестия, благомудре Мучениче. Сего ра­ди твою память почитаем любовию, премудре Леонтие.

Из жития 117 стран.

Св. Леонтий ищущим его, когда спросили, как имя ему, отвечал: „о имени моем пишется в книгах сице: на аспида и василиска наступиши, и попереши льва и змия. Подобает бо мне попрати льва-диавола—врага невидимого, змия же игемона— врага видимого: на советники же и теплейшие бесов служите­ли, яко на аспиды и василиски, наступити: и егда буду над всем полчищем левских торжествуяй, тогда от дел явится светло имя мое." Потом, угостивши врагов своих, как любезнейших приятелей, изобильною трапезою, объявил себя, что он тот самый Леонтий, которого они ищут. Ужаснулись вои­ны добродетельного мужа, пали к ногам его и молили о про­щении их, называя его рабом Бога Всевышнего, и сами по­желали и сделались христианами. Какая была радость в этот час воина Христова—о пременившихся язычниках в христи­анство, никакое перо описать не может. Такая радость превыше всех радостей земных!

Июля 18-го, 1832 г.

 

К А.Т.Б.

Воистину Христос воскрес!

Радуйтесь о Господе!

Приношу вам поздравление с днем вашего Ангела. Приятно вспоминать, как Св. Мученица Александра, только что познала истину, прославляемую Великомучеником Георгием, как тотчас, не отлагая времени, всем сердцем предалась Господу Иисусу Христу, исповедала его, последовала ему и немедленно увенчана Им: ныне же славится на небесах и на земли в лике Св. Мучеников! Вот что значит свидетельствовать самым делом истинную веру во Христа!

21-го, Апреля, 1835 г. 

К П.И.А.

Торжественно воспоминая со Святою Церковью Святую му­ченицу Параскеву, прошу вас приклонить слух и внимание к тому, как радостно поют земные лики хвалебные песни обитающим на небеси. Они высоко, а мы низко, но и там и здесь соединенным любовью святою все слышно.. Соберите ваши мы­сли внутри вашего сердца, и вы в нем услышите победную песнь, которую поет Православная Греко-Российская Церковь Св. мученице Параскеве.

Троп. гл. 4. Премудрая и всехвальная Христова Мученица Параскева, мужескую крепость приемши, женскую же немощь от­вергши, дьявола победи и мучителя посрами, вопиющи и глаголющи: приидите, тело мое мечем ссецыте, и огнем сожгите; аз бо радующися иду ко Христу жениху моему. Тоя молитвами, Христе Боже, спаси души наша.

Кондак гл. 3. Всесвятое и непорочное мучение принесши, яко вено пречестное, бессмертному жениху Христу, Ангельское ликостояние возвеселила еси, и победила еси демонские козни: сего ради тя честно верою чтим, мученице Параскево много­страдательная.

Теперь прошу вас вообразить в душе вашей, сколько удобно вам, и представить страдания и муки, претерпенные с любовью за Христа Святою мученицею. Страдания и муки кон­чились, но слава ее в радости Ангельской бесконечно пребывает. Прошу помыслить и об истинной славе на небеси. Она неизреченно содержит в себе все сладости небесные: как же нам не оставить и не отвергнуть земные блага ради неизреченных небесных благ, и не претерпеть с радостью всякие скор­би, сопровождающие нас в блаженную вечность—в царствие Божие?.

Октября 28-го, 1833 г.

 

 

Об унынии и скуке

 

 

К Т. С.

Надежда ваша Бог! Прошу вас не унывать; но когда грустно, тогда принуждайте сами себя прочитывать из книжки: Размышления Святителя Тихона, те самые листочки, кои перегнуты для вашего внимания. Матерь Божья — ваш покров, и молитвы Свя­тителя Христова Тихона да вспомоществуют вам во спасение ваше. Путь ваш — Иисус Христос. Спутник ваш н. р. Е. Августа 13-го, 1835 г.

 

К М.П. Колычевой

Буди вам утешение от Господа на сии слова: «Что-то скучно мне».

Благие мысли утешают,

А сопротивные смущают.

Лишение благих

Рождает скуку и досаду;

Хранение же их

Дает душе покой и в горестях отраду.

 

Марии Петровне Колычевой

Когда приходят скука и уныние, тогда нужно более пребывать в молитве, неже­ли в каких-нибудь других занятиях. Бедствен­но уклоняться от молитвы: уныние расслабля­ет душу и расточает сердце на взыскание земных удовольствий. Наше отечество — небо, и потому неприличны нам мудрования земные.

Впрочем, кто как хочет; каждая душа имеет свою волю — благоугождать Богу или сопротивно угождать своим чувствам. Мы же убеж­даемся непрестанно молиться, да не внидем в напасть. Господь Сил с нами: да покоряем во­лю свою воле Его! Мир вам! Недостойный Г...

Мая 19-го, 1829 года

 

2.241. Марии Петровне Колычевой

Господи! удиви на нас милость Твою.

Уныние — грех смертный! Когда мрач­ный дух, по попущению Божию или по нашему уклонению от Господа, омрачает душу и сме­шивает мысли, тогда наводит он мучительную скуку. Мне кажется, немалое различие — ощу­щать ли ее только сряду дня три или постоянно пребывать в глубокой тьме уныния. Почто же вы любите каждый день забавлять себя уныни­ем? Причины посторонние никогда не принад­лежат вашему сердцу и никакого для вас не содержат в себе повода к унынию.

Суетность и споры — один лишь смех. Желаю вам успокоения в Господе.

Января 30-го [1833 года] День Трех святителей.

 

Марии Петровне Колычевой

Предаю вам слово о себе:

Тяжкое уныние напало на меня, и спрашиваю сам себя: откудова это такая темная туча нашла на душу мою? Скучно, груст­но, так что и не знаешь что делать, чем пособить себе к разогнании тяжкой тьмы такой. Томительно быть в таком мрачном состоянии. Едва только движется мысль в сердце моем, и обнадеживая жизнью, убеждает к постоянному терпению всего находящего; едва только тихо шепчет она: „вот еще немного, и Всевидящий призрит на смирение твое, и утешит спасением вечным. Молись самым сердцем твоим: жертва Богу дух сокрушен! Помяни слово Божие; оно не богатых ублажает, но нищих духом: блажени нищии духом, яко тех есть царствие небесное. Молись, терпи, смиряйся; напасти и скорби, тебе приключающиеся, тоже споспешествуют во благое и вводят в царствие Божие! Помни и храни, и делай то самое, что Христос заповедал. Твой крест — твое терпение за любовь Христову. Верою и любовью совершается добродетель, и отсюда преселение—в будущую жизнь". Таким-то представлением истинных предложений душа, присещаемая Богом, избавляется от мрачных уз и простирается в приятное созерцание будущего века. Аминь.

Прошу молитв ваших к Повелевшему непрестанно молитися, чем взаимно обязан вам и многогрешный,

непотреб, р. Егор.

Вечер.

Марта 25-го, 1834 г.

 

Дата: 2019-02-02, просмотров: 201.