Екатерине Васильевне Даниловой
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Взаимно поздравляю вас со святым сорокадневным постом. Это самое благоприятное время для покаяния и очищения души от грехов; сею дверью покаяния отверзается небо, и входно бывает покаявшимся грешникам. О, какое неизреченное торжество Ангелов! Какое мучение и скрежетание диаволов! Они мучаются завистью и рвутся злобою, что человеки грешники, по­каявшись и исповедавшись, обращаются и приступают к не­приступному Богу, по Его к ним снисхождению, и повинуясь Его заповеди, удостоиваются такой Его милости, на славу ко­торой мрачные духи и взглянуть не могут; трясутся от нена­висти, рыкают как алчные львы, но поглотить не могут спасающихся о Господе Иисусе Христе.

Не унывайте же, возлюбленная сестра о Господе. Господь про­свещение мое и Спаситель мой и ваш и всех верующих и спасающихся во имя его. С радостью посылаю вам книгу Святаго Ефрема Сирина: вы увидите в нем чего не видели в мире.

Господи, отверзи ми ум разумети писания Святых Твоих, возвещающих волю Твою и поучающих словом Твоим спасе­нию вечному.

Февраля 18-го дня, 1885 г.

 

К А.П.Р.

С Ангельским праздником приветствую вас о Господе. Желаю побеседовать с вами о царствии Божием. Где же его искать, если не в сердце, если не внутри себя? — царствие Божие внутри вас есть, сказал Иисус Христос. Из этого видно, что какие бы наружные вещи ни окружали нас и сколь­ко бы ни услаждали взор и чувственность, однако в них царствия Божиего нет. А где нет его, там тьма объемлет идущих. И все те идут во тьму, которые не возвращаются к свету, которые полюбили тьму паче света, полюбили темные и дымные мечтания, воображения, мысли и разговоры, предались неправым предрассудкам, ложно представляющимся вольно мысленному суждению за истину, и привыкли действовать и жить по чувственному желанию сердца своего, а не по заповеди Бо­жией. Вот несчастие больше всякого несчастия, и опаснейшее самой смерти!

Как же избавиться от этого несчастия в малом времени здешней жизни? Кого другого нам спрашивать о средствах к тому, когда сам Спаситель Иисус Христос научает всех спасаться молитвою и постом? — А которые шутят и смеются, не хотя принять на себя сего нужного предлагаемого Богом подвига, те как разумеют себя, и как познают Бога, пре­зирая заповедь Его? — Скажут иные: мы верою познаем, что милостив Господь, не погубит нас слабых. — Да ведь это и есть Его милость, что Он, любя всех, всем открыл сред­ство, как спасаться, когда сказал ко всем слабым, чтобы молитвою и постом пришли в силу спасения, отвращаясь от Египетских мясных котлов. Пусть лютеранин указывает на слово Господне: не сквернит в уста. Точно так Господь сказал, когда фарисеи осудили учеников Его, что они сели за стол кушать, не умыв рук: но Лютер худо понял силу Господня слова. Поистине об этом объясняться долго; мы веруем во едину Соборную Апостольскую Церковь, и все посты, утвержденные вселенскими соборами и чрез Святых Отцов установленные, приемлем и почитаем. Святая Церковь особен­но похваляет тех, которые особенно просияли постом и мо­литвою, и Господь почтил тела их нетлением и благоговением: следовательно, пост приятен Господу. К сему присово­куплю: что свято приемлем в чистом разуме, то не сквер­нит входя в уста: так—ежели бы по необходимой нужде го­лодному случилось и мясо мертвого коня покушать: не согрешил бы, что поел за нужду, как уверяет Василий Великий. Но без нужды и вопреки правилам Церкви прихотно пожелав­ши мясного жаркого и накушавшийся в сытость, согрешит за непристойное пожелание и услаждение похотения своего. Не сквер­нит уста пища, по нужде употребляемая; но скверные мыс­ли рождает излишне приемлемая. И святой Апостол объявил, что в пище нет царствия Божиего; но он же заметил, что кто пространно питается, тот живой умер. Он сказал, чтобы один другого не осуждал за пищу: однако не как-нибудь, не по прихоти велел избирать пищу, какую угодно: а научил при всех делах, — едим ли мы, пьем ли, все творить во славу Божию. И кто не сознается, что воздержанием и постом про­славляется Господь, а невоздержных насыщением и пожела­ниями различных яств прельщает враг даже и желающих жить благочестиво? — Кто пожелает мяса, или хоть и гороху с пристрастием, тот согрешит прихотливым пожеланием; а в ком не возбуждается пристрастное пожелание, кто имеет другую пищу и ищет царствия Божиего, тот не будет без нуж­ды есть лакомых кушаний, и особенно вопреки постановлениям Церковным. Простите грешного раба Георгия.

Ноября 8-го дня, 1824 г.

 

К П. И. В.

Не старайтесь находить предска­зателей, кои будущее предрекают, ибо, кроме Бога, никто будущего знать не может. Господь силен назначить и отменить самую минуту смертную, что мы видим в предании: ниневитские жители чрез молитву, пост и добрые дела получили отпущение грехов и самая смерть, им предсказанная пророком Ионою, отменена бы­ла. Посему, кто соблюдает с верою посты и молитвенные правила, того Господь со избранны­ми причтет, а кто постов не уважает, тот на Вселенских Соборах подвержен проклятию, что в Требнике усмотреть удобно можете.

 

Е.П.

Утешение в печали есть возложение печали на Господа.

О, как мне это больно, что по сие время не умею презирать себя! Будем же усерднее повергать себя пред назирающим сердца наши Господом, да научит нас кротости и смирению, чтобы быть покойными...

Святые Отцы правильно называют пост и молитву двумя крылами; ведь без них не можно отягченному земными пристрастиями и заботами приблизиться к небесным радостям.

6-ю Февраля, 1825 т. 

 

3. 94. К Е.Я.Т.

Вы мне открылись, что в постные дни кушаете постное, а в скоромные — мясо. Оно вам нездорово; оставьте, пожалуйте; кушайте одно молочное, какое вы сами любите. Только прошу принять сие с вашего изволения, а не вынужденно. Угодно вам иметь чистую мысль и приятную легкость тела? Так полюбите умеренный пост: в три месяца вы можете получить новые силы, новые мысли и светлый ум, когда будете заняты частым чтением псалмов, Евангелия и Апостола. Молитвою утверждается душа и очищается память. Может, покажется вам это трудно? Но где есть любовь, там все легко... Любовь нас сближает и дает дерзновение говорить друг к другу сколько можно прямее и простее. Может ли сердце смущаться там, где веселит сущая истина?.. Потерпеть временно, а радоваться и наслаждаться вечно — это верный выигрыш. Ведь многими скорбями можно приобрести неизменяемое утешение. 

К Е.Я.Т.

Скажите мне, кто вас наградил пространной такой молитвой? Кто это сочинил вам и столь смело предал ее к упражнению вашему? О мраки! Они текут от парящего неведения и дымоватой едкостью ослепляют дерзкую душу. О, истина святая! Ты, присносущный свет наш, озаряй сердца ваши и ограждай нас от суесловия, противных святому завещанию твоему. Господи, дай нам на всякий час мыслить благо и благоустояться в правоверии Св. исповедания Твоего.

Свято обязаны мы хранить установленные Церковью посты относительно качества пищи и умеренного воздержания, чтобы покорить пожелания плотские разумному духу. Для этого-то и не щадили своего тела те, которые во всем разумно покорялись правому духу. Св. Апостол Павел сознавался: когда немощствую, тогда силен есть": итак в немощи нашей сила Божия совершается. Любезнейшая сестра! Необходимое только нужно: среду, пятницу, а когда есть произволение, и понедельник сохранять повоздержнее прочих дней. Если угодно, можно в сии дни однажды кушать, а в прочие дважды, только умеренно и не более трех перемен; и чем проще кушанье, тем оно здоровее для желудка: тело наше слабеет от услаждающих его кушаний.— Простите меня.

Августа 13-го, 1825 г. 

 

К Е.Я.Т.

Поздравляю вас с Воскресением Христовым. Как себе, так и вам искренно желаю о имени Христове во всяком воздержании воскреснуть в жизнь вечную и молю Господа Спасителя, да никакое нездравое слово не исходит из уст наших.

Вчера на вопрос мой к молодому вашему посланнику: «Где он промедлил?» — он отвечал мне: «Меня позвали чай пить, и я не умел отговориться». За это я не винил его, а сказал: «Вы сделали учтивость, это дело не худое. Но пользовались ли вы добрым словом так, как чаем?» — «Меня спрашивали,— отвечал он,— ем ли я мясо? И сказывали мне, что прежде бывшие монахи быков кололи и ели». Проговорив это, он меня стыдился и со слезами смотрел на меня, желая получить на это мой ответ. Я скромно отвечал ему: «Вы много можете получить пользы от искреннего вашего сознания. Прошу вас принять это к сердцу и помнить до гроба: лишь только первый человек Адам появился во вселенной, тотчас последовал и пост, и воздержание; это установил Сам Бог. Можно даже сказать, что Адам первый был монах и, покуда не преступил заповеди воздержания и поста, наслаждался в раю вкушением неизреченной сладости, истекавшей от всех райских источников; а за невоздержание и преступление заповеди Господней он был выгнан и осужден на смерть. Когда же явился во плоти Сам Господь Иисус Христос для искупления от погибели падшего человеческого рода, Он явно всем возвещал о силе поста и молитвы и говорил об изгнании духов нечистых так: сей род ничимже может изыти, токмо молитвою и постом (см.: Мф 17, 21). Вразумись, молодой человек, и убегай от сказок, повреждающих слух твой: не смотри на то, что делают и говорят люди, хотя бы они были и в монашеской одежде; но внимай слову Божию и живи не иначе, а так точно, как научает слово Божие: сохраняй все установления Православной Церкви, будь родной сын ее, а не пасынок, отметающийся от нее и уклоняющийся в своевольство вольнодумцев. Может быть, и ныне есть люди, которые, вопреки постановлениям Церкви и собственным обетам, едят мясо быков и вместе с тем поедают человеческие души, соблазняя оные. Мясо — вещь сама по себе мертвая, но употребляющие мясо в противость правилам Церкви — осуждаются за невоздержание. Не только от воспрещенных яств, но и от неумеренного употребления всякой другой пищи будешь воздерживаться, ежели хочешь быть спасен». Вот что, матушка, говорил я ему в его и общее наше назидание.

25 октября 1825 года

К П.И.А.

Радостно поздравляю вас с Великим постом. Даруй, Господи, препроводить оный с благоговением и с радостью встретить Свет­лый день Воскресения Христова. По искренне­му усердию вашему сообщаю вам маленькое правило. Да управит Сам Господь подвизаю­щихся истинным путем в жизнь вечную!

Восставши от сна, по прочтении утрен­них молитв, читать Псалтирь, сколько успеете до утрени. Потом от утрени, пришедши в ке­лью, еще продолжать оную. После порукодельничать, помолиться по четкам — и к часам. После часов немножко отдохнуть, ежели изне­могаете. Потом за чтение жития святых отец. По чтении рукоделие и молитвы. А после пове­черия трапеза: сухоядение или, по немощи, чай с хлебом; потом рукоделие, чтение Псалтири; каноны, сколько можете, и молитвы на сон грядущим.

Одним словом сказать о правиле: долж­но всегда быть в занятии — или в молитве, или в чтении, или в рукоделии, чтобы всячески из­бежать праздности и празднословия. Святой мирный Ангел Хранитель ваш да сохранит вас под кровом Матери Божией!

19 февраля 1832 года

 

К П.И.А.

Постом умерщвляется всякая страсть греховная и, как от тяжкого сна, про­буждается душа и животворится в жизнь веч­ную. Пост умерщвляет плоть и оживляет душу: убеждает ее на молитву и пленяет всю ее в лю­бовь Божию... Просиявый постом святой Илия Пророк на огненной колеснице взят на небо, а святой Иоанн Пророк и Предтеча и Самого Господа удостоился быть Крестителем. Да и Сам Господь наш Иисус Христос не постом ли посрамил ис­кусителя диавола? Пост, молитва и любовь человека земного делают небесным; о нем раду­ются святые Ангелы, а диаволу наносит он раны и посрамление. Простите. Прошу святых молитв ваших о соблюдении Великого поста, да укрепит нас Господь во спасение наше. Во всякое время и во всякой вещи с верою и лю­бовью поручаем себя покровительству Божией Матери.

10 февраля 1833 года

 

К П.И.А.

Радуйтесь о Господе! Приближает­ся Великий пост — ангельская радость, а сопротивникам язва! Бесы унывают, когда видят кающуюся душу: очень им мучительно это, что Господь дал грешникам покаяние и кающихся от всего сердца удостаивает прощения и ми­лости Своей. Полюбим пост святой и молитву чистую с покаянием о грехах своих: это пове­дет нас от земных прелестей к небесным кра­сотам, от временных скорбей к вечным утеше­ниям и преставит нас от смерти к жизни.

Тогда-то сколь приятно будет нам наслаж­даться вечною любовью!

2 февраля 1886 года

 

 

О тщеславии

 

 

Дата: 2019-02-02, просмотров: 185.