Княжне Татьяне Андреевне Волконской
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Слава Богу! Великий пост; пятой недели поне­дельник.

Бог — благости пучина!..

А суетам — придет кончина.

Давно уже об этом я с вами не говорил. Быстрее стрелы несется время к цели оконча­ния своего! Как все проходит неприметно, возлюбленная моя сестра о Господе, и прохо­дит невозвратно! Когда довольствуемся насто­ящим, тогда и следующее встречает нас; от бла­гих начинаний — благие и последствия; от воздержания и поста — следует чистота ду­шевных чувств, радость сердца и веселие такое приятное и сладкое, какого любящие со услаж­дением до насыщения пить и есть не могут вме­стить; оно вмещается в алчущих и жаждущих небесного Света — Христа...

Вам известно, что любители временного удовольствия восхищаются, когда находят и видят пред собою довольно перемен к на­слаждению и насыщению себя; и огорчаются, ежели кто напомнит им о должном воздержа­нии и посте; бесстрашно нарушают все пост­ных дней установления Святой Церкви; бранят и порицают рачительно постящихся и не согла­сующихся с ними; называют таковых, благо-угождающих Господу, тщеславными, гордыми и грубыми невежами; а к тому еще приговари­вают, желая оправдать невоздержное свое сла­столюбие: «Ведь любовь спасает, а не пост» (конечно любовь, только не самолюбие).

Они не могут того слышать и верить то­му, что Сам Господь глаголет в Евангелии: ничимже изгоняются бесы (а с ними и душевные злые страсти), только молитвою и постом (Мф 17, 21), которыми свидетельствуется и чис­тейшая любовь.

Но насыщающиеся не чувствуют горя своего, о котором Сам Христос свидетельству­ет, говоря: горе насыщающимся ныне (Лк 6, 24): таковые вечно взалчут и не утешатся. Да и ны­не пространно питающиеся уже приходят в бедственное состояние, впадают в долги, в нищету! И сами же всех обвиняют, на всех ропщут: будто другие были причиною их ску­дости и бедствия.

Горе невоздержно живущим: в них не­престанная молва, клевета, лесть, коварство; они смущаются и поносят всех, которые не по их мыслям и не соучаствуют в их мнениях, у них междоусобная распря, а другие ими об­виняются, и в насыщение их гнева нередко не­винные должны терпеть от них оскорбления. И всему этому причиною презрение поста и гордое о себе мнение!

Господи и Владыко живота моего! Дух праздности, уныния, любоначалия и праздно­словия не даждь ми. Дух же целомудрия, сми­ренномудрия, терпения и любви даруй ми, рабу твоему. Ей, Господи Царю, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки веков, аминь. …1826, марта 29-го

 

Марии Петровне Колычевой

Великий пост — великие крылья, чтобы быстрее пролететь сквозь мрачные об­лака в небо.

Любезно поздравляю вас, сестра моя о Господе; внимательной мыслью смотрел я на печатку вашу: она живо выражает Голгофу, спасительный Крест, Адамово смирение, и возвы­шение, и искупление — всего человеческого рода; ваш вензель (под Крестом на стороне, на которую Спаситель Бог благоволил при­зреть, склоня Свою главу), представляет глу­бокую философию в рассматривании Голго­фы, Креста и головы Адамовой; тут пленяется весь ум глубиною Божией Премудрости и вы­летают, подобно голубю, сии спасительные слова: «Смирение высоко!» — и сим кротким произношением поражается гордость, надмен­ный дух исчезает и поглощается тартаром...

Камень, представляющий имя и фами­лию вашу, склонен под правое крыло Креста Господня. А Адамова голова, как бы для удив­ления таинству Креста, вынесена из недр земли и положена к крестному подножию; бугроватые холмики служат к величественному изображению той важной истины, что вся высота уступает свое преимущество смире­нию! Истинно ли я выразумел смысл печати вашей?..

Истинная христианская любовь, как чи­стое зеркало, без прелести показывает всякую вещь точно такою, какова она в самом деле есть; наша совесть, верный друг наш, в сей люб­ви может хорошо познавать себя и показывать очищенному уму душевные погрешности для исповедания пред Господом и пренесения в том истинного покаяния.

Тот истинно кается, кто отвращается от грехов, как от мерзости, и просит Господа, чтобы укрепил в продолжение истинного по­каяния и не допустил бы его более согрешать к тому.

Что есть грех? Грех есть беззаконие. Ни в пище, ни в вещах нет греха! Но в беззакон­ном употреблении оных есть грех; в мясе нет греха, но в пожелании мяса во время поста и в неповиновении постановлениям Церкви есть немалый грех. Не грех есть, но грех нару­шать заповедь и желанием привязываться ко вкусу пищи: вкусил Адам запрещенной пищи — и потерял рай! Так и ныне теряют те рай, кото­рые о себе умствуют и не повинуются правиль­ным положениям Апостольской Церкви.

Я не сомневаюсь в вашем воздержании, что вы по-христиански соблюдаете установ­ленные посты ради спасительного приобрете­ния. Сластолюбцы Царствия Божия не насле­дят,— это повторяет святой апостол Павел. И медики не отрицаются утверждать, что про­стая пища лучше приносит здравие человеку, нежели иная сладкоприемная. Я говорю о со­вершенных в знании и испытании человечес­кой натуры — и нелестных медиках; а прочие пусть умствуют, как хотят. Истину пишу: что человек, какой бы ученый ни был, покуда мудрствует о себе и привязан к земным удо­вольствиям, никак не может иметь истинного понятия о небесных вещах! К понятию сему ближе простосердечный земледелец, нежели надменный философ; для принятия веры нужно простое сердце, и тогда бывает то, что верующему — вся возможна суть о Господе; а неверующий уже осужден есть и не может разуметь истины, но живет по своей воле и тонет в пожеланиях своих, прельщая себя временными услаждениями. Вот совершенное несчастие: ежели человек не обратится от сего чувственного очарования к истинному свету. Истинный свет — Иисус Христос! Все проти­вящиеся Ему — тьма; любящие Его охотно и радостно исполняют заповеди Его. Свет по­веления Твоя на земли — сии слова произно­сит царь Давид (Исаия); следовательно, уклоняющие­ся от повелений Господних непременно во тьме ходят, как бы они ни умствовали и как бы что себе ни представляли. Горе называющим тьму светом, а свет тьмою!

И среди народа вы можете призывать в сердце имя Иисусово и приносить сердечные молитвы ко Господу. Да озарится сердце ваше сущей Истиной — Иисус Христом!

Мне ваше предложение приятно; ищу, сколько можно, все обратить вам в пользу при содействии Божием, да устроит Господь путь ваш к лучшему. Когда некая израильтянка, ос­тавивши суетные труды, единому внимала сло­ву Божию,— тогда Христос произнес сии сло­ва: Мария благую часть избра, яже не отымется от нея (Лк 10, 42). Господь похвалил Марию пред Марфою, которая много труди­лась и заботилась о телесных вещах; однако Господь приемлет и телесную добродетель: он у них в то время остался кушать, и Марфины труды не тщетны были, ибо она с великим усер­дием готовилась угостить Его.

О, коль приятно благоволение Господ­не! Радуйтесь, радуйтесь сердца наши о Госпо­де! Хвалите Господа с небес, хвалите Его в вышних! Хвалите Его вси Ангели Его! Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человецех бла­говоление! Аллилуиа — вовеки!

Георгий. Февраля 22-го, 1824 года, в 5-й день Великого поста

 

Марии Петровне Колычевой

Умеренность во всем приятна, излише­ство же отягощает или расслабляет. Но как люди не одинаковые имеют меры сил своих, по­тому и умеренность поста каждый свою имеет. Пост каждому нужен и весьма полезен: постом обуздываются плотские страсти и умеряются душевные пожелания; постом утончаются мыс­ли, приемлется истинный разум и ум делается зрительнее. Молитвою и постом прогоняются бесы; что ж еще искать превосходнее сей си­лы? Однако объявил Господь: не радуйтесь, что бесы вам повинуются; но радуйтесь... что имена ваша написаны суть на небесах (см.: Лк 10, 20).

 

Марии Петровне Колычевой

Вы убеждаете меня хотя одну строчку написать к вам.

О мудрость, разум, просвещение,

Коснися мысленных очей!

В нас мраки, бури, возмущение

Лишают душу ясных дней...

Вы мне дали видеть ваше мерное воздер­жание и с любовью спрашиваете письмом сво­им об употреблении всякой предлагаемой вам пищи. И я вас взаимно спрошу: можете ли вы предлагаемую вам всякую пищу употреблять, как простое зелье?

Я сознаю себя из немощных немощней­шим; вы лучше меня пользуетесь мерностью воздержания. Спросите сами себя — и вы радо­стно удовлетворитесь, что, где только царству­ет воздержание, там не владычествует холера. Это говорю собственно о холере, а не о той бо­лезни, которую ныне везде, где только могут, как некое чудовище, стерегут и караулят...

Лучше бы каждому охранять себя от всякой неправды, чтобы избежать вечной смерти; а временной истинные христиане не боятся. Мир и тишина, питающая душу небес­ною любовью, да водворяются богатно в серд­це вашем о имени Христове!

30 ноября 1830 года

 

Марии Петровне Колычевой

Радостно мне поздравлять вас с наступающим победоносным подвигом великого поста. Ныне Ангелы радуются, а бесы унывают: ибо знают, что покаянием, постом и молитвою грешники обретают небо, с которого они свержены за гор­дость.

Покойтесь в Господе! Покров вам Матерь Божия! Утешайтесь чаянием радостной жизни в будущем веке за претерпеваемые здесь скорби.

Помнящий вас о Господе,

непотр. р. Егор.

Января 26-го дня, 1836 г.

 

Дата: 2019-02-02, просмотров: 219.