Физические лица как субъекты админ.права

Содержание админ.-прав. статуса гражданина составляют:

а) комплекс их прав и обязанностей, закреплённых нормами админ. права;

б) гарантии реализации этих прав и обязанностей, включая их охрану законом и механизм защиты органами гос. власти.

В РБ различаются: граждане РБ, иностранные граждане и лица без гражданства. Каждая из данных категорий лиц состоит из значит. числа различных подкатегорий, прав. положен. которых определяется, исходя из характера выполняемых ими социальных функций, служ. положения, наличия особого админ.-правового статуса, специальных прав и многих других обстоятельств.

Т.о. к особенностям административно-правового статуса физических лиц относятся:

1) основывается на конституционном статусе; 3) изменяется в процессе жизни физического лица;

2) объём не может быть чётко и полностью определён; 4) не имеет закрепления в едином нормативном правом акте. 4) зависит от пола, возраста, гражданства, социальных ролей физического лица;

11.Органы государственного управления: понятие, виды, компетенция .

Орган гос. управленияобразованная в соответствии с Конституцией РБ, иными законодательными актами организация, осуществляющая государственно-властные полномочия в сфере гос.управления.

Признаки:1) являются основным субъектом администр. права и обязательным субъектом администр. правоотношений; 2) представляют собой гос.организацию; 3) являются основными носителями исполнительной власти; 4) основное назначение – реализация исполнительной власти путём осуществления гос. управления; 5) формируются государством; 6) разнообразны, но при этом образуют единую взаимосвязанную систему;7) имеют спец.назначение и свои задачи; 8) наделяются гос. властью в виде властных полномочий; 9) правовой статус определяется законодательством; 10) осуществляют деятельность в определённых формах, в т.ч. принимая правовые акты управления; 11) имеют свою компетенцию; 12) имеют свою внутреннюю структуру. 13) в построении системы органов гос.управления наиболее выражена иерархическая организация: а) вертикальная (все органы подчинены центру, например, налоговые органы), б) горизонтальная (органы подчиняются только соответствующему местному исполнительному и распорядительному органу, например, отделы (управления) капитального строительства), в) смешанная (органы находятся в двойном подчинении, как по вертикали, так и по горизонтали, например, органы внутренних дел).

Виды:По масштабу деятельности: республиканские и местные. Республиканскими явл. те органы, деятельность которых распространяется на всю территорию страны (Президент и подчинённые ему органы, Совет Министров, Министерства, Гос.комитеты и гос. организации, подчиненные Совету Министров РБ). Местные органы гос. управления охватывают своей деятельностью одну, а иногда несколько административно территориальных единиц: область, район, город и т.д. (исполнительные комитеты местных Советов депутатов, администрации районов в городах, местные органы органов республиканского управления). По занимаемому положению в системе : вышестоящие и нижестоящие. По характеру компетенции – органы общей, специальной отраслевой, межотраслевой (функциональной), внутриотраслевой, внутренней компетенции. По сфере деятельности: органы управления хозяйственным комплексом, органы управления социально-культурным строительством, органы управления в области административно-политической деятельности государства. По порядку образования – образуемые Президентом, Советом Министров, республиканскими органами государственного управления, исполкомами.  По порядку решения вопросов: органы коллегиального и органы единоличного управления. По источнику финансирования – госбюджетные и хозрасчётные.

Компетенция органа государственного управления – предусмотренное законодательством особое полномочие на осуществление государственного управления в сфере (отрасли) или по установленному кругу вопросов, возникающих в процессе этого управления. Компетенция – сложное правовое явление, имеет свои территориальные границы и ограничена временем существования органа. Органы государственного управления обязаны реализовывать компетенцию и несут ответственность за её ненадлежащее выполнение.

12. Принципы построения и порядок формирования органов государственного управления.

Принципы: Общие: законность, демократизм, централизм, иерархия и подконтрольность, разделение труда, специализация – используются одновременно. Специальные: 1) отраслевой принцип – построение органов с учётом структуры материального и нематериального производства. Управление осуществляется по отношению к объектам, находящимся в организационном подчинении. Например, Министерство промышленности, областной комитет здравоохранения, районное управление образования. Используется предметный критерий;2) функциональный принцип – построение органов с учётом осуществления управления в отношении организационно не подчинённых объектов управления по одному какому-либо вопросу, функции (в одной сфере). Например, Национальный статистический комитет, Государственный военно-промышленный комитет, органы государственной безопасности. Используется функциональный критерий (специализация в управлении);3) территориальный принцип – построение системы органов с учётом необходимости развития страны и равномерного развития административно-территориальных единиц. Например, исполкомы и местные администрации.

По действующему законодательству органы государственного управления формируются в распорядительном порядке. Суть его состоит в том, что должностное лицо или орган государственного управления посредством издания соответствующего решения, выражает своё властное волеизъявление.

Порядок формирования органов государственного управления:

1) определение потребности в наличии органа; 2) определение источников его финансирования; 3) определение его названия; 4) определение компетенции и территориального масштаба деятельности; 5) определение органа (должностного лица), его формирующего и подчинённости, подконтрольности, а также взаимоотношений с другими организациями; 6) определение организационной структуры и штатов; 7) утверждение положения об органе, структуры, штатной численности, других документов; 8) формирование штатов.

Система органов государственного управления:

1.Президент Республики Беларусь. 2. Органы, непосредственно подчинённые Президенту:Аппарат Президента (Администрация Президента, Управление делами Президента, Совет Безопасности Республики Беларусь, Служба Безопасности Президента, Оперативно-аналитический центр при Президенте);Комитет государственного контроля Республики Беларусь; Национальный статистический комитет; Национальный банк Республики Беларусь; Национальная академия наук Республики Беларусь; Высшая аттестационная комиссия Республики Беларусь; Государственная инспекция охраны животного и растительного мира при Президенте Республики Беларусь. 3. Совет Министров Республики Беларусь. 4. Республиканские органы государственного управления, подчинённые Совету Министров Республики Беларусь: министерства; государственные комитеты; Уполномоченный по делам религий и национальностей; государственные организации, подчинённые Совету Министров. 5. Местные исполнительные и распорядительные органы (исполнительные комитеты советов депутатов, администрации районов в городах). 6. Структурные подразделения исполкомов отраслевой и функциональной компетенции.

7. Местные органы управления, созданные республиканскими органами государственного управления, не входящие в структуру исполкомов (местных администраций). 8. Администрации государственных организаций.

Дата: 2018-12-28, просмотров: 83.