АП как отрасль П:понят., особ., АПО

АП как отрасль П:понят., особ., АПО.

АП как отрасль П – система правовых норм, рег-щих общественные отношения(ОО), возникающие в процессе осуществления гос. управления (ГУ).

Предмет АП как отрасли П – отнош., склад-ся в проц. осущ. ГУ. Административно-правовое отношение(АПО) – возн-щее на базе норм АП ОО.

Особенности АПО.:1) возн. в упр-мой гос-вом сфере;2) имеется особый субъект (орган гос. управления);3) отнош. построены на началах «власть-подчинение»;4) отнош. возн. по иниц. любой из сторон;5) споры, возн-щие между субъектами, разреш. в большинстве случаев во внесуд. порядке;6) регламентируются АП нормами, имеющими свою специфику.

Структура АПО: объект – волевое поведение людей, совершаемые ими действия (выполнение обязанностей и использование прав);субъект – все, кому нормы АП предоставляют соответствующие полномочия и на кого возлагают соответствующие обязанности в сфере ГУ.

Виды АПО: По хар-ру взаимоотн. 1) вертик. (субординационные) – м/ду соподчинёнными субъектами; 2) гориз. (координационные) – м/ду несоподчинёнными органами ГУ; 3) возникающие м/ду органами ГУ и неподчинёнными им лицами, не являющимися органами ГУ. По целям (предназн.) правоотношений 1) внешние – м/ду органами ГУ и суб-ми, не вхо-ми в сист. этих органов; 2) внутренние – внутриорг-ые. По содерж. 1) мат-ые;2) процессуальные.По способу защиты 1) защищаемые в адм. порядке; 2) защищаемые в суд. порядке.Участники АПО – это конкретные орг-ции и лица, наделённые обязанностями и правами в сфере ГУ и способные их фактически реализовывать(органы исп. власти, гос служащие, орг-ции, труд. Коллект., общ-ые объед., граждане). Речь идёт обо всех субъектах АП, которые под влиянием юр. фактов стан-ся субъектами (участниками, сторонами) АПО. Общим усл. вступл. уч-ов в АПО яв-ся наличие у них А правоспособности(спос-ти приобретать комплекс прав и обязанностей в сфере ГУ, предусм-ных и обесп-ных Н АП). Это условие ещё не свид-ет о наличии конкр. АПО. Для этого необх., чтобы лицо обладало А дееспос.( практически реализовывало в правоотношениях свои юридические обязанности и права.

АПН: понят, виды, формы реализ-ции

АПН– устан-ое компет. гос. органами правило повед. субъектов в сфере ГУ.

Виды АПН:По содерж. – матер-ые и процессуальные.По функциям (целевому назначению) – регулятивные и охранительные.По методу возд. – обязывающие, запрещ., уполномоч., рекоменд., дефинитивные и поощрительные (стимулирующие). По юр. силе – конституционные, Н законов, Н президентских актов и Н подзаконных актов.По действию во времени – срочные и бессрочные.По действию в пространстве – республиканские, местные и межтерриториального (территориального) масштаба действия.По адресатам – регулирующие правовой статус госорганизаций, регулирующие правовой статус работников негос. орг-ий, определяющие правовой статус органов исполн. власти, опр-щие правовой статус госслужащих, опр-щие правовой статус граждан в сфере управления. К формам реализации АПН относятся: исполнение – активные действия субъектов права по выполнению юр. предписаний, запретов или дозволений, содержащихся в норме; соблюдение – воздержание субъекта от совершения запрещённых действий. Соблюдение отличается от исполнения пассивным поведением субъекта; использование – добровольное совершение субъектами права правомерных действий, которые связаны с осуществлением субъективных прав в сфере управления; применение – издание полномочным органом индивидуальных юр. актов, основанных на требованиях А норм.

Метод и источники АП

Метод АП – совокупность приёмов и средств, с помощью которых осуществляется регулирование общественных отношений административными правовыми нормами. К ним относятся:

1) предписания;

2) запреты;

3) дозволения;

4) рекомендации.

Предписание – это возложение безусловной юридической обязанности совершать определённые действия при наличии обстоятельств, предусмотренных правовой нормой.

Запрет – это возложение обязанности не совершать соответствующих действий при обстоятельствах, предусмотренных правовой нормой.

Дозволение – это правовое разрешение совершать при наличии обстоятельств, предусмотренных правовой нормой, определённые действия или отказаться от их совершения по своей воле.

Рекомендация – это советы юридического характера, как наилучшим образом поступить в условиях, предусмотренных правовой нормой.

Источники административно-правовых норм:

1) Конституция Республики Беларусь;

2) законы Республики Беларусь;

3) нормативные акты Президента Республики Беларусь;

4) постановления Правительства;

5) нормативные акты местных исполнительных и распорядительных органов;

6) нормативные акты республиканских органов управления;

7) межгосударственные соглашения; 8) нормативные акты руководителей государственных организаций.


4. Система АП, соотн с др. отрасл. П. АП как наука.

Система АП – совок. АП норм, сгруппированных и расположенных в опред. Послед-ти в завис-ти от их содерж., хар-ра регулируемых ими ОО и значения самих норм. Систему АП, как отрасли, составляют следующие подотрасли:

1. Управленческое право – совокупность правовых норм, рег-их управленческие ОО. Включает общ часть и особенную часть. 2. Административно-деликтное право – совокупность правовых норм, рег-щих общественные отношения, возникающие в связи с совершением лицом А правонаруш. Включает общую часть и особенную часть, 3. Процессуально-исполнительное право – совокупность правовых норм, рег-щих процессуально-исполнительные отношения, возникающие в связи с привлечением лица к А ответст-ти. Включает - общую, процессуальную и исполнительную части.

АП связано с конст.П, фин.П, налог.П, труд.П, эколог.П, хоз.П, уг.П и др

АП как наука – совок научных взглядов и представлений об АП как отрасли права, науке и учебной дисц., кот-е находят отражение в научн. изданиях.

Предмет науки АП: 1) административно-правовые нормы;2) административно-правовые отношения;3) административно-правовые категории;4) практика применения норм административного права.

У АП теории, как и всякой отраслевой юр. науки, более широкий предмет, чем у отрасли права. Наука обязана изучать и нормы, и соответствующие им общественные отношения. Научный анализ АП явлений предполагают изучение их динамики. Наука обязана разрабатывать рекомендации по совершенствованию структуры и деятельности гос. администрации, системы административно-правового рег-ния.

АП как учебная дисциплина выступает в учебниках, учебных пособиях, лекциях и других учебно-методических материалах. Учебная дисциплина базируется на науке АП, её содержание зависит от достижений науки, от того, насколько полно исследованы учёными АП нормы и отношения.

 


ПРАВОВЫЕ АКТЫ УПРАВЛЕНИЯ:ПОНЯТИЕ, КЛАС-ИЯ, ТРЕБОВАНИЯ

ПАУ – подзаконное офиц. решение, принятое органом гос. управления в односторонне-властном порядке с соблюдением установленной процедуры по управленческим вопросам, отнесенным к его компетенции, облечённое в предусмотренную законом форму и порожд. юр. последствия.

Классификация правовых актов управления:

По юридическим свойствам: нормативные (письм., направлен. на опред. ряд лиц: установлен., изменен. и отменен. нормы) и индивидуальные (примен. однократно к опред. лицу: решения по кадровым вопросам, решения о награждении и т.д.).

По органам, их издающим: акты Президента (декреты, указы, директивы, распоряжения), Совета Министров (постановления), республиканских органов государственного управления (постановления, приказы), органов местного управления (решения), структурных подразделений органов местного

управления (приказы).

По порядку принятия: принимаемые в коллегиальном порядке (постановления Совмина, решения местных органов управления), принимаемые в единоличном порядке (все остальные).

Требован., предъявляемые к актам органов исполнительной власти:

1. Треб. к разработке и принятию: издание в пределах компетенции; обоснованность принятия; недопустимость прав и интересов граждан и организаций; издание в установленном порядке и с соблюдением установленной процедуры; соблюдение формы.

2. Требования к содерж. и стр-ре: конституционность и законность; юр. точность; использование установленного стиля, терминологии и т.п.; соблюдение языковых требований; соблюдение требований к оформлению и содержанию; соблюдение требований к структуре.

3. Требования к действию актов: вступление актов в действие в соответствие с установ. правилами; доведение до сведения заинтерес. лиц; соблюдение правил продолжит.и действия акта и требований территор-ти.

СТАДИИ – подготовка акта, вынесение решения, придание решению юрид.формы, доведение акта до исполнителей и заинт.лиц.

 

 

Административные процедуры

(Закон от 28.10.2008 «Об основах административных процедур)

 

АП – действия уполномоч. органа, совершаемые на основании заявл. заинтересованного лица, по установлению, изменению, приостановлен., сохранен., переходу или прекращению прав и (или) обязанностей, и заканчив-ся выдачей док. или иным обр. исполнения.

Признаки административных процедур:

- представляют собой деятельность;

- осуществляются уполномоченным органом;

- основание – заявление заинтересованного лица или инициатива уполномоченного органа;

- по результатам принимается административное решение, т.е. решение уполномоченного органа, принимаемое при рассмотрении заявления заинтересованного лица;

- юридической формой выступает определённый документ (справка, решение органа и т.д.).

Участники административных процедур:

Уполномоченный орган – государственный орган, иная организация, а также межведомственная и др. комиссии, к компетенции которых относится осущ. админ. процедуры.

Заинтересованное лицо – гражданин или юр. лицо, обратившиеся (обращающиеся) за осуществлением админ. процедуры.

Стадии админ. процедуры:

начало административной процедуры: подача заявления заинтересованным лицом,

рассмотрение заявления срок 15 дней,

обжалование принятого решения: подача админ. жалобы,

исполнение административного решения посредством выдачи заинтересованному лицу справки или другого документа, производства записи в соответствующем регистре, реестре или ином док. или информац. ресурсе, а также предоставления денежных средств, иного имущества и (или) услуг.

Требования к гос. служащим и квалификационные разряды.

Право на поступление на гос. службу имеют граждане РБ, достигшие 18лет,владеющие гос.языками РБ и отвечающие иным требованиям, установленным законодательными

актами о гос. службе.

3 вида требований:1.общие – гражд-во, возраст; квалификационные – образование, необх.стаж и опыт работы по спец-ти, владение гос.языками, знание Конституции и законов к своим должн.обязанностям; другие – отсутствие ограничений для занятий, предоставление документов, процедура допуска к гос.секретам, прохождение стажировки или спец.обучения, заключение контракта, сдача квал.экзамена и др.

Гражданин не может быть принят на гос. службу в случаях: – признания его в установленном законом порядке недееспособным или ограниченно дееспособным; – лишения его судом права занимать гос.должность в течение определенного времени; – наличия подтвержденного мед. заключением заболевания, препятствующего исполнению служебных обязанностей; – отказа от прохожд.процедуры оформления допуска к сведениям, составляющим гос. секреты, если исполнение служебных обязанностей по гос. должности, на занятие которой претендует гражданин, связано с использованием таких сведений; – несоответствия квал. требованиям, предъявляемым к гражданам для занятия соответствующих гос. должностей; – близкого родства или свойства (родители, супруги, дети, родные братья, сестры, а также родители, дети, родные братья и сестры супругов) с гос.служащим, если их служебная деятельность будет связана с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому; – отсутствия гражданства РБ; – представления заведомо недостоверных сведений, необходимых для занятия гос. должности; – непредставления декларации о доходах и имуществе или умышленного внесения в декларацию о доходах и имуществе неполных либо недостоверных сведений; – увольнения гос.служащего за систематическое неисполнение служебных обязанностей без уважительных причин, появление на работе в состоянии алког., наркотич. или токсич. опьянения, а также за распитие спиртных напитков, употребление наркотических или токсических средств на рабочем месте и в рабочее время до истечения двух лет со дня увольнения за такие действия.

Квалификационные разряды вводятся для установления служебной иерархии и определяют карьеру государственного служащего. Устанавливаются для: государственных аппаратных служащих – классы государственных служащих, судей – квалификационные классы, прокурорских работников – классные чины, военнослужащих – воинские звания, военизированных служащих – специальные звания, дипломатов – дипломатические ранги, таможенных работников – персональные звания.

Каждой гос. должности соответствуют определенные классы государственных служащих, установленные Указом президента № 58 от 09.02.2004 и постановлениями Совета Министров от 28.06.2013 №№ 564, 565. Для государственных служащих устанавливается высший класс и 12 классов, из которых 12-й класс является низшим.

Присвоение классов осуществляется:

-Президентом РБ – в отношении руководящих работников республиканских органов гос. управления, председателей областных и Минского городского исполнительных комитетов и иных должностных лиц, назначение на должность которых осуществляется Президентом РБ;

-Премьер-министром РБ – в отношении гос. служащих республиканских органов госуправления, назначаемых Правительством РБ, в том числе по согласованию с Президентом РБ;

-председателями областных и Минского городского исполнительных комитетов – в отношении председателей городских, районных исполнительных комитетов, а также глав местных администраций.

Присвоение классов иным гос. служащим осуществляется на основании заявления гос. служащего или представления его руководителя комиссией по присвоению классов соответствующего государственного органа.

 

 

Экономическая сфера

Отрасли (сферы деятельности) Республиканские органы гос.управ.

промышленность

Министерство промышленности
Государственный военно-промышленный комитет
Концерн «Белегпром»
строительство Министерство архитектуры и строительства

агропромышленный комплекс

Министерство сельского хозяйства и продовольствия
Концерн «Белгоспищепром»

транспорт и коммуникации

Министерство связи и информатизации
Министерство транспорта и коммуникаций
жилищно-коммунальное хозяйство Министерство жилищно-коммунального хозяйства

природные ресурсы

Министерство лесного хозяйства
Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды
Концерн «Беллесбумпром»

торговля

Министерство торговли
Белкоопсоюз

топливно-энергетический комплекс

Министерство энергетики
Концерн «Белнефтехим»

Социально-культурная сфера

Отрасли (сферы деятельности) Республиканские органы гос.управ.

здравоохранение

Министерство здравоохранения
Республиканский центр по оздоровлению и санаторно-курортному лечению населения

культура

Министерство информации
Министерство культуры
образование Министерство образования
спорт и туризм Министерство спорта и туризма
труд и социальная защита Министерство труда и социальной защиты
наука Государственный комитет по науке и технологиям

Межотраслевая сфера

Сферы деятельности Республиканские органы гос.управ.
экономика Министерство экономики
финансы Министерство финансов
налоги и сборы Министерство по налогам и сборам
управление государственным имуществом Государственный комитет по имуществу
стандартизация Государственный комитет по стандартизации

 

Принципы контроля:

· презумпция добросовестности и невиновности проверяемого субъекта

· законности при назначении, проведении, оформлении результатов проверки

· открытости и доступности НПА, устанавливающих обязательные требования, выполнение которых проверяется при проведении гос.контроля

· постоянной возможности ознакомления с НПА

· равенства прав и законных интересов всех проверяемых субъектов

· ответственности контролирующих органов, их должностных лиц за нарушение законодательства при осуществлении контроля

· предупреждения совершения правонарушений.

 

Невменяемость

ВЕДУЩЕГО АДМ. ПРОЦ.

В случае признания действий и решений суда, органа, ведущего адм. проц., незаконными физ. лицо им. право на возмещ. вреда жизни или здоровью, имущ. и морал. вреда, восстановление нарушенных труд. и иных личных неимущ. прав, а юр. лицо - на возмещение имущ. вреда и восстановление деловой репутации.

Классификация вреда:

- по субъекту воздействия (в зависимости от потерпевших, благо которых было ущемлено) – физ. и юр. лица;

- по последствиям для одного лица - первичный и вторичный;

- по последствиям для разл. лиц - первоначальный и производный;

- по объекту причинения вреда - прямой (выражается в негативных изм-ях кач-ва того об., на кот. оказывается прямое воздействие) и косвенный (ущерб, кот. причинен другому объекту вследствие воздействия объекта, нах-ся в использовании);

- по форме выражения (в зависимости от негативных последствий, причиненных личности) – физ., морал. и мат.;

- по величине - предельный, значительный и незначительный;

- по характеру (причинам) проявления - противоправный (преднамеренный) и случайный;

- по содержанию (качеству) - однородный и комплексный.

Размер убытков опред-ся суммир-ем затрат, необх. для восст-ия наруш. объекта (приведения его в первонач. сост.), стоимости утраченного объекта и убытков, вызванных неполучением ожидаемых доходов. Реал. ущерб включает в себя расх., кот. лицо произвело или д. б. произвести для восст. наруш-го права, а также утрату или повреждение его им-ва.

Право на возм. вреда им. лицо, в отн. кот. дело об адм. правонаруш.(АП) прекращено по след. осн-ям:

- отсутствие события АП;

- отсутствие в деянии состава АП;

- недостижение физ. лицом на день совершения деяния возраста, с кот. наступает адм. отв-сть;

- невменяемость физ. лица, соверш. деяние;

- наличие по тому же факту в отн-ии физ. лица, в отн. кот. ведется адм. проц., постановления о наложении адм.взыскания либо неотмененного пост.о прекращении дела об АП, за искл-ем постан. о прекращ. дела об АП при неустановлении лица, подлеж. привлечению к адм.ответственности, а также наличие по данному факту уголовного дела;

- недоказанность виновности физ. лица, в отн. кот. ведется адм. проц., в совершении АП;

- наличие по тому же факту в отношении юр. лица или ИП, в отн. кот. ведется адм. проц., постановления о наложении адм. взыскания либо неотмененного постановления о прекращении дела об АП;

- недоказанность виновности юр. лица или ИП, в отн. кот.ведется адм. проц., в совершении АП;

В случае смерти физ. лица, в отн. кот. дело об АП прекращено по ук. осн-ям, право на возмещ.вреда переходит к лицам, признанным в уст. з-ном пор. его наследниками.

Вред не подлежит возмещению, если лицо добровольно оговорило себя в совершении АП.

Полож.о пор. возмещ. вреда не прим-ся если:

- истек срок наложения адм.взыскания;

- принят законод. акта, устраняющего адм. отв-сть, либо акта зак-ва, устраняющего противоправность деяния;

- отсутствие заявления потерпевшего или его зак. представителя, либо примирение потерпевшего с физ. лицом, в отн. кот. ведется адм. проц., либо отказ потерпевшего от освидетельствования по АП, предусмотренному статьей 9.1 КоАП;

- смерть физ. лица, в отн. кот. был начат адм. проц., за искл-ем случ., уст.ПИКоАП, а также случаев, когда адм. проц. необходим для реабилитации физ. лица;

- ликвидация юр. лица, либо прекращение деятельности ИП, либо признание их эк. несостоят.(банкротами), им. место ко дню вынесения постановления по делу об АП;

- смерть ИП, в отн. кот. был начат адм. проц.

Отмена пост. по делу об АП с прекращ-ем дела об АП влечет за собой возврат ден. сумм, конфискованных предметов, а также отмену др. ограничений, связ.с ранее принятым постановлением. При невозможности возврата конфиск-го предмета возмещается его стоимость. Кроме того, возмещ-ся затраты на получение юр. пом. и иные расх., понесенные в связи с ведением адм. проц-а.

Помимо реал. вреда подлеж. возмещ-ию морал вред. Морал. вред.-причинение нравственных или физ.страданий д-виями, нарушающими личные неим. права гражданина, в т.ч. унижение его чести и достоинства, а также причинение ущерба деловой репутации.

Способы возмещ-ия морал. вреда: 1) принести лицу офиц. извинения за причиненный вред;

2) опубликовать опровержение порочащих лицо свед. в СМИ, если такие сведения были опубликованы в ходе ведения адм. проц-а;

3) направить по требованию физ. лица, его зак. предст-ля (наследника) в срок до 10 дн. сообщ. об отмене незак. реш-й по месту его работы, службы, учебы или жительства (пребывания).

65. Основание, принципы и прокурорский надзор (ПН) за исполнением адм. взысканий (АВ)

ПН осущ-ся Ген. прокурором РБ и подчиненными ему прокурорами.

При наличии обст-в, препятствующих исп-ию пост. о нал-ии АВ в виде адм. ареста, депортации, штрафа или конфиск. дох. в уст. сроки, суд, орган, ведущий адм. проц., вынесшие пост. о налож-ии АВ, по ход-ву лица, подвергнутого АВ, или по собственной инициативе могут отсрочить исполнение адм. ареста на срок до 1 мес., депортации, штрафа или конфиск. дох. - на срок до 6 мес.

По дан.осн-ям судья, ДЛ органа, ведущего адм. процесс, вынесшие пост. о налож-ии АВ, по ход-ву лица, подвергнутого АВ, могут рассрочить исполнение АВ в виде:

1) административного ареста - до 2 мес.;

2) штрафа - до 6мес.;

3) конфиск. дох.- до 6 мес.

Об отсрочке, рассрочке исп-ия АВ выносится пост., в кот. ук-ся сроки и пор. отсрочки, рассрочки исп-ия АВ. Пост. объявляется лицу, подвергнутому АВ, и направляется органу, исполняющему пост. о наложении АВ.

При наруш-ии лицом, подвергнутым АВ, сроков отсрочки, рассрочки исполнения АВ, а также пор.исполнения рассрочки АВ пост. об отсрочке, рассрочке исполнения АВ утрачивает силу по реш-ию суда, органа, ведущего адм. проц., вынесших пост. о наложении АВ.

 

 

АП как отрасль П:понят., особ., АПО.

АП как отрасль П – система правовых норм, рег-щих общественные отношения(ОО), возникающие в процессе осуществления гос. управления (ГУ).

Предмет АП как отрасли П – отнош., склад-ся в проц. осущ. ГУ. Административно-правовое отношение(АПО) – возн-щее на базе норм АП ОО.

Особенности АПО.:1) возн. в упр-мой гос-вом сфере;2) имеется особый субъект (орган гос. управления);3) отнош. построены на началах «власть-подчинение»;4) отнош. возн. по иниц. любой из сторон;5) споры, возн-щие между субъектами, разреш. в большинстве случаев во внесуд. порядке;6) регламентируются АП нормами, имеющими свою специфику.

Структура АПО: объект – волевое поведение людей, совершаемые ими действия (выполнение обязанностей и использование прав);субъект – все, кому нормы АП предоставляют соответствующие полномочия и на кого возлагают соответствующие обязанности в сфере ГУ.

Виды АПО: По хар-ру взаимоотн. 1) вертик. (субординационные) – м/ду соподчинёнными субъектами; 2) гориз. (координационные) – м/ду несоподчинёнными органами ГУ; 3) возникающие м/ду органами ГУ и неподчинёнными им лицами, не являющимися органами ГУ. По целям (предназн.) правоотношений 1) внешние – м/ду органами ГУ и суб-ми, не вхо-ми в сист. этих органов; 2) внутренние – внутриорг-ые. По содерж. 1) мат-ые;2) процессуальные.По способу защиты 1) защищаемые в адм. порядке; 2) защищаемые в суд. порядке.Участники АПО – это конкретные орг-ции и лица, наделённые обязанностями и правами в сфере ГУ и способные их фактически реализовывать(органы исп. власти, гос служащие, орг-ции, труд. Коллект., общ-ые объед., граждане). Речь идёт обо всех субъектах АП, которые под влиянием юр. фактов стан-ся субъектами (участниками, сторонами) АПО. Общим усл. вступл. уч-ов в АПО яв-ся наличие у них А правоспособности(спос-ти приобретать комплекс прав и обязанностей в сфере ГУ, предусм-ных и обесп-ных Н АП). Это условие ещё не свид-ет о наличии конкр. АПО. Для этого необх., чтобы лицо обладало А дееспос.( практически реализовывало в правоотношениях свои юридические обязанности и права.

Дата: 2018-12-28, просмотров: 33.