АП как отрасль П:понят., особ., АПО.
АП как отрасль П – система правовых норм, рег-щих общественные отношения(ОО), возникающие в процессе осуществления гос. управления (ГУ).
Предмет АП как отрасли П – отнош., склад-ся в проц. осущ. ГУ. Административно-правовое отношение(АПО) – возн-щее на базе норм АП ОО.
Особенности АПО.:1) возн. в упр-мой гос-вом сфере;2) имеется особый субъект (орган гос. управления);3) отнош. построены на началах «власть-подчинение»;4) отнош. возн. по иниц. любой из сторон;5) споры, возн-щие между субъектами, разреш. в большинстве случаев во внесуд. порядке;6) регламентируются АП нормами, имеющими свою специфику.
Структура АПО: объект – волевое поведение людей, совершаемые ими действия (выполнение обязанностей и использование прав);субъект – все, кому нормы АП предоставляют соответствующие полномочия и на кого возлагают соответствующие обязанности в сфере ГУ.
Виды АПО: По хар-ру взаимоотн. 1) вертик. (субординационные) – м/ду соподчинёнными субъектами; 2) гориз. (координационные) – м/ду несоподчинёнными органами ГУ; 3) возникающие м/ду органами ГУ и неподчинёнными им лицами, не являющимися органами ГУ. По целям (предназн.) правоотношений 1) внешние – м/ду органами ГУ и суб-ми, не вхо-ми в сист. этих органов; 2) внутренние – внутриорг-ые. По содерж. 1) мат-ые;2) процессуальные.По способу защиты 1) защищаемые в адм. порядке; 2) защищаемые в суд. порядке.Участники АПО – это конкретные орг-ции и лица, наделённые обязанностями и правами в сфере ГУ и способные их фактически реализовывать(органы исп. власти, гос служащие, орг-ции, труд. Коллект., общ-ые объед., граждане). Речь идёт обо всех субъектах АП, которые под влиянием юр. фактов стан-ся субъектами (участниками, сторонами) АПО. Общим усл. вступл. уч-ов в АПО яв-ся наличие у них А правоспособности(спос-ти приобретать комплекс прав и обязанностей в сфере ГУ, предусм-ных и обесп-ных Н АП). Это условие ещё не свид-ет о наличии конкр. АПО. Для этого необх., чтобы лицо обладало А дееспос.( практически реализовывало в правоотношениях свои юридические обязанности и права.
АПН: понят, виды, формы реализ-ции
АПН– устан-ое компет. гос. органами правило повед. субъектов в сфере ГУ.
Виды АПН:По содерж. – матер-ые и процессуальные.По функциям (целевому назначению) – регулятивные и охранительные.По методу возд. – обязывающие, запрещ., уполномоч., рекоменд., дефинитивные и поощрительные (стимулирующие). По юр. силе – конституционные, Н законов, Н президентских актов и Н подзаконных актов.По действию во времени – срочные и бессрочные.По действию в пространстве – республиканские, местные и межтерриториального (территориального) масштаба действия.По адресатам – регулирующие правовой статус госорганизаций, регулирующие правовой статус работников негос. орг-ий, определяющие правовой статус органов исполн. власти, опр-щие правовой статус госслужащих, опр-щие правовой статус граждан в сфере управления. К формам реализации АПН относятся: исполнение – активные действия субъектов права по выполнению юр. предписаний, запретов или дозволений, содержащихся в норме; соблюдение – воздержание субъекта от совершения запрещённых действий. Соблюдение отличается от исполнения пассивным поведением субъекта; использование – добровольное совершение субъектами права правомерных действий, которые связаны с осуществлением субъективных прав в сфере управления; применение – издание полномочным органом индивидуальных юр. актов, основанных на требованиях А норм.
Метод и источники АП
Метод АП – совокупность приёмов и средств, с помощью которых осуществляется регулирование общественных отношений административными правовыми нормами. К ним относятся:
1) предписания;
2) запреты;
3) дозволения;
4) рекомендации.
Предписание – это возложение безусловной юридической обязанности совершать определённые действия при наличии обстоятельств, предусмотренных правовой нормой.
Запрет – это возложение обязанности не совершать соответствующих действий при обстоятельствах, предусмотренных правовой нормой.
Дозволение – это правовое разрешение совершать при наличии обстоятельств, предусмотренных правовой нормой, определённые действия или отказаться от их совершения по своей воле.
Рекомендация – это советы юридического характера, как наилучшим образом поступить в условиях, предусмотренных правовой нормой.
Источники административно-правовых норм:
1) Конституция Республики Беларусь;
2) законы Республики Беларусь;
3) нормативные акты Президента Республики Беларусь;
4) постановления Правительства;
5) нормативные акты местных исполнительных и распорядительных органов;
6) нормативные акты республиканских органов управления;
7) межгосударственные соглашения; 8) нормативные акты руководителей государственных организаций.
4. Система АП, соотн с др. отрасл. П. АП как наука.
Система АП – совок. АП норм, сгруппированных и расположенных в опред. Послед-ти в завис-ти от их содерж., хар-ра регулируемых ими ОО и значения самих норм. Систему АП, как отрасли, составляют следующие подотрасли:
1. Управленческое право – совокупность правовых норм, рег-их управленческие ОО. Включает общ часть и особенную часть. 2. Административно-деликтное право – совокупность правовых норм, рег-щих общественные отношения, возникающие в связи с совершением лицом А правонаруш. Включает общую часть и особенную часть, 3. Процессуально-исполнительное право – совокупность правовых норм, рег-щих процессуально-исполнительные отношения, возникающие в связи с привлечением лица к А ответст-ти. Включает - общую, процессуальную и исполнительную части.
АП связано с конст.П, фин.П, налог.П, труд.П, эколог.П, хоз.П, уг.П и др
АП как наука – совок научных взглядов и представлений об АП как отрасли права, науке и учебной дисц., кот-е находят отражение в научн. изданиях.
Предмет науки АП: 1) административно-правовые нормы;2) административно-правовые отношения;3) административно-правовые категории;4) практика применения норм административного права.
У АП теории, как и всякой отраслевой юр. науки, более широкий предмет, чем у отрасли права. Наука обязана изучать и нормы, и соответствующие им общественные отношения. Научный анализ АП явлений предполагают изучение их динамики. Наука обязана разрабатывать рекомендации по совершенствованию структуры и деятельности гос. администрации, системы административно-правового рег-ния.
АП как учебная дисциплина выступает в учебниках, учебных пособиях, лекциях и других учебно-методических материалах. Учебная дисциплина базируется на науке АП, её содержание зависит от достижений науки, от того, насколько полно исследованы учёными АП нормы и отношения.
ПРАВОВЫЕ АКТЫ УПРАВЛЕНИЯ:ПОНЯТИЕ, КЛАС-ИЯ, ТРЕБОВАНИЯ
ПАУ – подзаконное офиц. решение, принятое органом гос. управления в односторонне-властном порядке с соблюдением установленной процедуры по управленческим вопросам, отнесенным к его компетенции, облечённое в предусмотренную законом форму и порожд. юр. последствия.
Классификация правовых актов управления:
По юридическим свойствам: нормативные (письм., направлен. на опред. ряд лиц: установлен., изменен. и отменен. нормы) и индивидуальные (примен. однократно к опред. лицу: решения по кадровым вопросам, решения о награждении и т.д.).
По органам, их издающим: акты Президента (декреты, указы, директивы, распоряжения), Совета Министров (постановления), республиканских органов государственного управления (постановления, приказы), органов местного управления (решения), структурных подразделений органов местного
управления (приказы).
По порядку принятия: принимаемые в коллегиальном порядке (постановления Совмина, решения местных органов управления), принимаемые в единоличном порядке (все остальные).
Требован., предъявляемые к актам органов исполнительной власти:
1. Треб. к разработке и принятию: издание в пределах компетенции; обоснованность принятия; недопустимость прав и интересов граждан и организаций; издание в установленном порядке и с соблюдением установленной процедуры; соблюдение формы.
2. Требования к содерж. и стр-ре: конституционность и законность; юр. точность; использование установленного стиля, терминологии и т.п.; соблюдение языковых требований; соблюдение требований к оформлению и содержанию; соблюдение требований к структуре.
3. Требования к действию актов: вступление актов в действие в соответствие с установ. правилами; доведение до сведения заинтерес. лиц; соблюдение правил продолжит.и действия акта и требований территор-ти.
СТАДИИ – подготовка акта, вынесение решения, придание решению юрид.формы, доведение акта до исполнителей и заинт.лиц.
Административные процедуры
(Закон от 28.10.2008 «Об основах административных процедур)
АП – действия уполномоч. органа, совершаемые на основании заявл. заинтересованного лица, по установлению, изменению, приостановлен., сохранен., переходу или прекращению прав и (или) обязанностей, и заканчив-ся выдачей док. или иным обр. исполнения.
Признаки административных процедур:
- представляют собой деятельность;
- осуществляются уполномоченным органом;
- основание – заявление заинтересованного лица или инициатива уполномоченного органа;
- по результатам принимается административное решение, т.е. решение уполномоченного органа, принимаемое при рассмотрении заявления заинтересованного лица;
- юридической формой выступает определённый документ (справка, решение органа и т.д.).
Участники административных процедур:
Уполномоченный орган – государственный орган, иная организация, а также межведомственная и др. комиссии, к компетенции которых относится осущ. админ. процедуры.
Заинтересованное лицо – гражданин или юр. лицо, обратившиеся (обращающиеся) за осуществлением админ. процедуры.
Стадии админ. процедуры:
начало административной процедуры: подача заявления заинтересованным лицом,
рассмотрение заявления срок 15 дней,
обжалование принятого решения: подача админ. жалобы,
исполнение административного решения посредством выдачи заинтересованному лицу справки или другого документа, производства записи в соответствующем регистре, реестре или ином док. или информац. ресурсе, а также предоставления денежных средств, иного имущества и (или) услуг.
Требования к гос. служащим и квалификационные разряды.
Право на поступление на гос. службу имеют граждане РБ, достигшие 18лет,владеющие гос.языками РБ и отвечающие иным требованиям, установленным законодательными
актами о гос. службе.
3 вида требований:1.общие – гражд-во, возраст; квалификационные – образование, необх.стаж и опыт работы по спец-ти, владение гос.языками, знание Конституции и законов к своим должн.обязанностям; другие – отсутствие ограничений для занятий, предоставление документов, процедура допуска к гос.секретам, прохождение стажировки или спец.обучения, заключение контракта, сдача квал.экзамена и др.
Гражданин не может быть принят на гос. службу в случаях: – признания его в установленном законом порядке недееспособным или ограниченно дееспособным; – лишения его судом права занимать гос.должность в течение определенного времени; – наличия подтвержденного мед. заключением заболевания, препятствующего исполнению служебных обязанностей; – отказа от прохожд.процедуры оформления допуска к сведениям, составляющим гос. секреты, если исполнение служебных обязанностей по гос. должности, на занятие которой претендует гражданин, связано с использованием таких сведений; – несоответствия квал. требованиям, предъявляемым к гражданам для занятия соответствующих гос. должностей; – близкого родства или свойства (родители, супруги, дети, родные братья, сестры, а также родители, дети, родные братья и сестры супругов) с гос.служащим, если их служебная деятельность будет связана с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому; – отсутствия гражданства РБ; – представления заведомо недостоверных сведений, необходимых для занятия гос. должности; – непредставления декларации о доходах и имуществе или умышленного внесения в декларацию о доходах и имуществе неполных либо недостоверных сведений; – увольнения гос.служащего за систематическое неисполнение служебных обязанностей без уважительных причин, появление на работе в состоянии алког., наркотич. или токсич. опьянения, а также за распитие спиртных напитков, употребление наркотических или токсических средств на рабочем месте и в рабочее время до истечения двух лет со дня увольнения за такие действия.
Квалификационные разряды вводятся для установления служебной иерархии и определяют карьеру государственного служащего. Устанавливаются для: государственных аппаратных служащих – классы государственных служащих, судей – квалификационные классы, прокурорских работников – классные чины, военнослужащих – воинские звания, военизированных служащих – специальные звания, дипломатов – дипломатические ранги, таможенных работников – персональные звания.
Каждой гос. должности соответствуют определенные классы государственных служащих, установленные Указом президента № 58 от 09.02.2004 и постановлениями Совета Министров от 28.06.2013 №№ 564, 565. Для государственных служащих устанавливается высший класс и 12 классов, из которых 12-й класс является низшим.
Присвоение классов осуществляется:
-Президентом РБ – в отношении руководящих работников республиканских органов гос. управления, председателей областных и Минского городского исполнительных комитетов и иных должностных лиц, назначение на должность которых осуществляется Президентом РБ;
-Премьер-министром РБ – в отношении гос. служащих республиканских органов госуправления, назначаемых Правительством РБ, в том числе по согласованию с Президентом РБ;
-председателями областных и Минского городского исполнительных комитетов – в отношении председателей городских, районных исполнительных комитетов, а также глав местных администраций.
Присвоение классов иным гос. служащим осуществляется на основании заявления гос. служащего или представления его руководителя комиссией по присвоению классов соответствующего государственного органа.
Экономическая сфера
| Отрасли (сферы деятельности) | Республиканские органы гос.управ. |
| промышленность | Министерство промышленности |
| Государственный военно-промышленный комитет | |
| Концерн «Белегпром» | |
| строительство | Министерство архитектуры и строительства |
| агропромышленный комплекс | Министерство сельского хозяйства и продовольствия |
| Концерн «Белгоспищепром» | |
| транспорт и коммуникации | Министерство связи и информатизации |
| Министерство транспорта и коммуникаций | |
| жилищно-коммунальное хозяйство | Министерство жилищно-коммунального хозяйства |
| природные ресурсы | Министерство лесного хозяйства |
| Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды | |
| Концерн «Беллесбумпром» | |
| торговля | Министерство торговли |
| Белкоопсоюз | |
| топливно-энергетический комплекс | Министерство энергетики |
| Концерн «Белнефтехим» |
Социально-культурная сфера
| Отрасли (сферы деятельности) | Республиканские органы гос.управ. |
| здравоохранение | Министерство здравоохранения |
| Республиканский центр по оздоровлению и санаторно-курортному лечению населения | |
| культура | Министерство информации |
| Министерство культуры | |
| образование | Министерство образования |
| спорт и туризм | Министерство спорта и туризма |
| труд и социальная защита | Министерство труда и социальной защиты |
| наука | Государственный комитет по науке и технологиям |
Межотраслевая сфера
| Сферы деятельности | Республиканские органы гос.управ. |
| экономика | Министерство экономики |
| финансы | Министерство финансов |
| налоги и сборы | Министерство по налогам и сборам |
| управление государственным имуществом | Государственный комитет по имуществу |
| стандартизация | Государственный комитет по стандартизации |
Принципы контроля:
· презумпция добросовестности и невиновности проверяемого субъекта
· законности при назначении, проведении, оформлении результатов проверки
· открытости и доступности НПА, устанавливающих обязательные требования, выполнение которых проверяется при проведении гос.контроля
· постоянной возможности ознакомления с НПА
· равенства прав и законных интересов всех проверяемых субъектов
· ответственности контролирующих органов, их должностных лиц за нарушение законодательства при осуществлении контроля
· предупреждения совершения правонарушений.
Невменяемость
ВЕДУЩЕГО АДМ. ПРОЦ.
В случае признания действий и решений суда, органа, ведущего адм. проц., незаконными физ. лицо им. право на возмещ. вреда жизни или здоровью, имущ. и морал. вреда, восстановление нарушенных труд. и иных личных неимущ. прав, а юр. лицо - на возмещение имущ. вреда и восстановление деловой репутации.
Классификация вреда:
- по субъекту воздействия (в зависимости от потерпевших, благо которых было ущемлено) – физ. и юр. лица;
- по последствиям для одного лица - первичный и вторичный;
- по последствиям для разл. лиц - первоначальный и производный;
- по объекту причинения вреда - прямой (выражается в негативных изм-ях кач-ва того об., на кот. оказывается прямое воздействие) и косвенный (ущерб, кот. причинен другому объекту вследствие воздействия объекта, нах-ся в использовании);
- по форме выражения (в зависимости от негативных последствий, причиненных личности) – физ., морал. и мат.;
- по величине - предельный, значительный и незначительный;
- по характеру (причинам) проявления - противоправный (преднамеренный) и случайный;
- по содержанию (качеству) - однородный и комплексный.
Размер убытков опред-ся суммир-ем затрат, необх. для восст-ия наруш. объекта (приведения его в первонач. сост.), стоимости утраченного объекта и убытков, вызванных неполучением ожидаемых доходов. Реал. ущерб включает в себя расх., кот. лицо произвело или д. б. произвести для восст. наруш-го права, а также утрату или повреждение его им-ва.
Право на возм. вреда им. лицо, в отн. кот. дело об адм. правонаруш.(АП) прекращено по след. осн-ям:
- отсутствие события АП;
- отсутствие в деянии состава АП;
- недостижение физ. лицом на день совершения деяния возраста, с кот. наступает адм. отв-сть;
- невменяемость физ. лица, соверш. деяние;
- наличие по тому же факту в отн-ии физ. лица, в отн. кот. ведется адм. проц., постановления о наложении адм.взыскания либо неотмененного пост.о прекращении дела об АП, за искл-ем постан. о прекращ. дела об АП при неустановлении лица, подлеж. привлечению к адм.ответственности, а также наличие по данному факту уголовного дела;
- недоказанность виновности физ. лица, в отн. кот. ведется адм. проц., в совершении АП;
- наличие по тому же факту в отношении юр. лица или ИП, в отн. кот. ведется адм. проц., постановления о наложении адм. взыскания либо неотмененного постановления о прекращении дела об АП;
- недоказанность виновности юр. лица или ИП, в отн. кот.ведется адм. проц., в совершении АП;
В случае смерти физ. лица, в отн. кот. дело об АП прекращено по ук. осн-ям, право на возмещ.вреда переходит к лицам, признанным в уст. з-ном пор. его наследниками.
Вред не подлежит возмещению, если лицо добровольно оговорило себя в совершении АП.
Полож.о пор. возмещ. вреда не прим-ся если:
- истек срок наложения адм.взыскания;
- принят законод. акта, устраняющего адм. отв-сть, либо акта зак-ва, устраняющего противоправность деяния;
- отсутствие заявления потерпевшего или его зак. представителя, либо примирение потерпевшего с физ. лицом, в отн. кот. ведется адм. проц., либо отказ потерпевшего от освидетельствования по АП, предусмотренному статьей 9.1 КоАП;
- смерть физ. лица, в отн. кот. был начат адм. проц., за искл-ем случ., уст.ПИКоАП, а также случаев, когда адм. проц. необходим для реабилитации физ. лица;
- ликвидация юр. лица, либо прекращение деятельности ИП, либо признание их эк. несостоят.(банкротами), им. место ко дню вынесения постановления по делу об АП;
- смерть ИП, в отн. кот. был начат адм. проц.
Отмена пост. по делу об АП с прекращ-ем дела об АП влечет за собой возврат ден. сумм, конфискованных предметов, а также отмену др. ограничений, связ.с ранее принятым постановлением. При невозможности возврата конфиск-го предмета возмещается его стоимость. Кроме того, возмещ-ся затраты на получение юр. пом. и иные расх., понесенные в связи с ведением адм. проц-а.
Помимо реал. вреда подлеж. возмещ-ию морал вред. Морал. вред.-причинение нравственных или физ.страданий д-виями, нарушающими личные неим. права гражданина, в т.ч. унижение его чести и достоинства, а также причинение ущерба деловой репутации.
Способы возмещ-ия морал. вреда: 1) принести лицу офиц. извинения за причиненный вред;
2) опубликовать опровержение порочащих лицо свед. в СМИ, если такие сведения были опубликованы в ходе ведения адм. проц-а;
3) направить по требованию физ. лица, его зак. предст-ля (наследника) в срок до 10 дн. сообщ. об отмене незак. реш-й по месту его работы, службы, учебы или жительства (пребывания).
65. Основание, принципы и прокурорский надзор (ПН) за исполнением адм. взысканий (АВ)
ПН осущ-ся Ген. прокурором РБ и подчиненными ему прокурорами.
При наличии обст-в, препятствующих исп-ию пост. о нал-ии АВ в виде адм. ареста, депортации, штрафа или конфиск. дох. в уст. сроки, суд, орган, ведущий адм. проц., вынесшие пост. о налож-ии АВ, по ход-ву лица, подвергнутого АВ, или по собственной инициативе могут отсрочить исполнение адм. ареста на срок до 1 мес., депортации, штрафа или конфиск. дох. - на срок до 6 мес.
По дан.осн-ям судья, ДЛ органа, ведущего адм. процесс, вынесшие пост. о налож-ии АВ, по ход-ву лица, подвергнутого АВ, могут рассрочить исполнение АВ в виде:
1) административного ареста - до 2 мес.;
2) штрафа - до 6мес.;
3) конфиск. дох.- до 6 мес.
Об отсрочке, рассрочке исп-ия АВ выносится пост., в кот. ук-ся сроки и пор. отсрочки, рассрочки исп-ия АВ. Пост. объявляется лицу, подвергнутому АВ, и направляется органу, исполняющему пост. о наложении АВ.
При наруш-ии лицом, подвергнутым АВ, сроков отсрочки, рассрочки исполнения АВ, а также пор.исполнения рассрочки АВ пост. об отсрочке, рассрочке исполнения АВ утрачивает силу по реш-ию суда, органа, ведущего адм. проц., вынесших пост. о наложении АВ.
АП как отрасль П:понят., особ., АПО.
АП как отрасль П – система правовых норм, рег-щих общественные отношения(ОО), возникающие в процессе осуществления гос. управления (ГУ).
Предмет АП как отрасли П – отнош., склад-ся в проц. осущ. ГУ. Административно-правовое отношение(АПО) – возн-щее на базе норм АП ОО.
Особенности АПО.:1) возн. в упр-мой гос-вом сфере;2) имеется особый субъект (орган гос. управления);3) отнош. построены на началах «власть-подчинение»;4) отнош. возн. по иниц. любой из сторон;5) споры, возн-щие между субъектами, разреш. в большинстве случаев во внесуд. порядке;6) регламентируются АП нормами, имеющими свою специфику.
Структура АПО: объект – волевое поведение людей, совершаемые ими действия (выполнение обязанностей и использование прав);субъект – все, кому нормы АП предоставляют соответствующие полномочия и на кого возлагают соответствующие обязанности в сфере ГУ.
Виды АПО: По хар-ру взаимоотн. 1) вертик. (субординационные) – м/ду соподчинёнными субъектами; 2) гориз. (координационные) – м/ду несоподчинёнными органами ГУ; 3) возникающие м/ду органами ГУ и неподчинёнными им лицами, не являющимися органами ГУ. По целям (предназн.) правоотношений 1) внешние – м/ду органами ГУ и суб-ми, не вхо-ми в сист. этих органов; 2) внутренние – внутриорг-ые. По содерж. 1) мат-ые;2) процессуальные.По способу защиты 1) защищаемые в адм. порядке; 2) защищаемые в суд. порядке.Участники АПО – это конкретные орг-ции и лица, наделённые обязанностями и правами в сфере ГУ и способные их фактически реализовывать(органы исп. власти, гос служащие, орг-ции, труд. Коллект., общ-ые объед., граждане). Речь идёт обо всех субъектах АП, которые под влиянием юр. фактов стан-ся субъектами (участниками, сторонами) АПО. Общим усл. вступл. уч-ов в АПО яв-ся наличие у них А правоспособности(спос-ти приобретать комплекс прав и обязанностей в сфере ГУ, предусм-ных и обесп-ных Н АП). Это условие ещё не свид-ет о наличии конкр. АПО. Для этого необх., чтобы лицо обладало А дееспос.( практически реализовывало в правоотношениях свои юридические обязанности и права.
Дата: 2018-12-28, просмотров: 494.