И шкалы нравственных ценностей воспитанников
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Сегодня в системе светской культуры воспитания, в основном, отсутствует духовная, нравственная основа для этого сложного процесса. Ситуация выглядит достаточно сложно на всех педагогических фронтах: в детском саду, в школе, в ВУЗе. Педагогику оторвали от исторических корней, заменили нравственность, духовность абсурдностью либеральных идей. Социальные пороки и негативные зависимости среди несовершеннолетних множатся, а система образования фактически ничем этому противостоять не может и до сих пор боится вернуться на свою православную родину. В этой ситуации педагогический состав лагеря не имеет право на ошибки, так как имеет дело с душами детей.

Православная педагогика - это наполнение уже сложившейся научной теории и категориального строя православным смыслом. Это «педагогика преображения, направленная на прояснение Образа Божия в человеке, явление Его миру посредством духовно-нравственного совершенствования человека, в добродетели, в святости, в достижении даров Святого Духа». [6] Смысл понятия православной педагогики указывает на ее главную цель духовно – нравственное учение и земная жизнь является "единым на потребу". (1 Кор. 13:1-2)

Цель православной педагогики «постоянна и неизменна, ибо находится в тесной взаимосвязи с целью христианской жизни по замыслу Божию о человеке».

Иерархический подход в образовании определяется и ключевым составляющим словом этого понятия – это слово «образ». Согласно православной антропологии человек создан по образу и подобию Божию и поэтому ориентирован на высшее, духовно, нравственное предназначение.

Духовно-нравственное развитие представляет собой сложные процессы, в которых формируются и укрепляются ценностно-смысловые сферы личности: способность человека сознательно выстраивать отношение к себе, другим людям и к миру, в котором он живет.

По определению В. И. Даля, духовность – все относящееся к человеческой душе, духу, Богу, а нравственность – это внутренние духовные качества, этические нормы, правила поведения, которыми руководствуется человек. Эти качества в русском сознании всегда почитались как главные. Мировоззрение русского человека как живая составляющая всей нашей культуры и всего исторического процесса много веков было укоренено в вере, сращено с жизнью Православной Церкви. Именно из этих традиций берет свое начало православная педагогика. Свое название Святая Русь получила потому, что в ней царили идеалы святости. Сокровенные, одухотворенные жизненные идеалы были производными от веры, от духовных связей человека с Богом, от множественных откровений, данных Русскому народу в его историческом пути. Они были укоренены во всем строе жизни русского человека и освящали пути жизни многим и многим поколениям. Идеалы святости, веры и благочестия напоминают нам о тех нравственных постулатах, на которых воспитывалось не одно поколение наших предков. «Стойкость в испытаниях, приоритет духовных ценностей и призрение к материальным благам, стремление к правде и добросовестный труд, любовь к родной земле, честность, благородство и целомудрие, духовное трезвление – этому учат нас православные святые»  

Православная педагогика, имея четкую мировоззренческую позицию, конечно, выглядит более реалистично, упорядоченно, цельно и устойчиво. Это происходит благодаря своей определенности и чуткому, внимательному, охранительному отношению к человеку, воспитуемому. Православная педагогика в своей сути и своим содержанием противостоит разрушительным реалиям современного мира. Но «сокровищницей» с многовековой историей сегодня пользуются далеко не все, а лишь те, кто действительно, искренне осознает всю ее важность. Православная педагогика, это педагогика воспитания православных и православноориентированных граждан нашего Отечества.

Одним из наиболее эффективных способов решения данных задач является привлечение детей, подростков и студенческой молодежи в православное воспитательное пространство детского православного лагеря.

Детский православный лагерь «Изборский Посад» являясь составной и неотъемлемой частью храма, призванной организовывать духовное просвещение и содействовать воцерковлению (создание условий активного совершенствования в духовной жизни) детей и взрослых»

Положение ДПЛ, находящееся на стыке религиозной и светской систем образования открывает для воспитанников новые перспективы развития. Исходя из особенностей, возможностей и пожеланий воспитанников и родителей, как основных заказчиков проекта, педагоги лагеря имеют возможность выбирать наиболее приемлемую стратегию. Значимость деятельности ДПЛ «Изборский Посад» обусловлена ее высоким социально - педагогическим потенциалом.

Сложно измерить и проанализировать религиозность, духовность и воспитанность участников лагеря. Но, приобщение их к богослужению и церковным таинствам, воспитание молитвенного навыка, возможность раскрытия индивидуальных способностей каждого в системе творческих занятий, приобретение опыта общения в православной среде - все то создает условия для воспитания традиционного религиозно-культурного понимания мира, где есть место совершенству, нравственности, общим ценностям и мирному настроению сердца.

 

Летом 2018 года педагоги лагеря и старшие ребята были приглашены сразу на две свадьбы. Обе пары – наши посадники.

Сегодня среди семей наших воспитанников – 15 многодетных.

Многие из них регулярно посещают службы, Причащаются сами и, Причащают детей. Во взрослой жизни наших ребят сохраняются дружеские связи, обретенные в лагере: они регулярно встречаются, осуществляют благотворительные проекты, посещают выставки и музеи, ездят в паломнические поездки, участвуют в конкурсах. И, конечно, очень важно, ценно, что в дни больших праздников «Изборского Посада» они считают важным для своих семей приехать в лагерь, чтобы вновь взяться за руки, поглядеть в глаза друг - другу и обняться.

 

 

 

 



III. 2 Заключение

 



Заключение

Как указывают дети в отзывах, (Приложение III .1.3) в процессе жизни лагеря ими приобретаются важные навыки практической жизни: почитание родителей и старших, понятия о добре и зле, правде и лжи, патриотизме, доверие, истинной дружбе, самостоятельности, ответственности, рассудительности, верности, целомудрии, милосердии, помощи ближнему, сострадание, искренность, культурное развитие, дисциплинированность, трудолюбие, общительность, самокритичность, внимательность, бесконфликтность, забота, способность к жертвенности, смирение и терпение. Они становятся членами духовной семьи - церкви, а некоторые уже создали семейные пары и воспитывают не менее двух детей.

Православный лагерь решает большое количество проблем семейной жизни, особенно неполных семей. Общие религиозные взгляды сближают детей и родителей, появляются общие интересы, навыки здорового образа жизни, активного отдыха, культурного развития, правильного воспитания юноши и девушки, мужчины и женщины.

Походы, паломнические поездки, встречи с интересными людьми, добрая музыка, христианская культура, насыщенная творческая и интеллектуальная программа, расширяют кругозор, любовь к малой и большой родине, культурному и духовному наследию, интерес к книге, паломничеству, исследовательской деятельности. Дети из разных регионов получают возможность участвовать в межкультурном диалоге с богатейшим культурным многообразием.

Таким образом, при правильной духовной и материальной организации, детский православный лагерь приносит величайшую пользу как детям, так и взрослым, гармонично развивая их в физической, культурно-социальной и религиозно-нравственных сферах. Максимальная эффективность достигается в семьях, где вложенные в детей святые семена, бережно сохраняются и усердно продолжают возделываться ведением православного образа жизни.

В ходе исследования были достигнуты поставленные цели работы.

Во-первых, доказано, что правильно организованный православный лагерь является одним из самых эффективных направлений духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Окунувшись в среду образа жизни православной общины, младшие школьники, подростки и студенты получают возможность непосредственно «примерить» такую жизнь на себя, почувствовать всю радость пребывания в атмосфере любви, центром которой является Богослужение, как в храме, так и за его стенами. Может увидеть, что православные люди, будучи верующими, могут одновременно быть достойными и полезными членами общества, вполне адекватными и развитыми, сочетающими в себе как веру в Бога, так и успешный, продуктивный контакт с окружающим современным миром. Осознать, что вера в вечного вездесущего Бога открывает смысл жизни и вселяет уверенность в завтрашнем дне.

Во-вторых, были исследованы и описаны разнообразные формы работы и виды православных лагерей. В результате можно констатировать, что данный вид миссионерской и духовно-просветительской деятельности доступен и применим к различным условиям.

В-третьих, в ходе работы были изложены методика работы в православном лагере, особенности воспитания детей именно в условиях жизни лагеря. Лагерь – это то место, где дети живут одним большим коллективом, соборно, духовной семьей. Смена должна стать своеобразным воспитательным «полигоном», на котором теория духовной жизни, полученная в повседневной жизни, должна применяться на практике под руководством священника, опытных педагогов, либо других старших, имеющих отношение к воспитательному процессу. Однако, чтобы воспитанники считались с мнением старшего – последнему необходимо самому обладать заслуженным авторитетом, безупречной нравственной жизнью, всесторонней развитостью и интересами в различных сферах, чтобы детям было интересно с ним.

Помимо описания организации, бытовой части и программы, был проведен анализ того, какие плоды с течением времени принесла работа в лагерях.

На основании этого можно сделать заключение: детский православный лагерь «Изборский Посад» – это весьма эффективное направление духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, которое необходимо применять и развивать, особенно в условиях современной жизни. Из описания видно, что за сравнительно небольшое время существования лагеря уже сейчас можно заметить значимые плоды этой работы. Как минимум, в детей посеваются семена веры, они знакомятся с Православием – таким светлым, какое оно есть на самом деле, а не как его представляют довольно часто в темных красках. Также лагеря дают возможность заполнить досуг детей разнообразными интересными и полезными делами.

В-четвертых, выявлены возможности применения форм, методов и технологий работы с детьми в детском православном лагере «Изборский Посад» к любым подростковым объединениям, например, за счет возможного введения профильности смен, путем личного примера в лагерях любого профиля.

Итак, выдвинутая гипотеза подтверждена, наполнение православным содержанием деятельности лагеря действительно возможно, что выявлено в результате исследования на базе детского православного лагеря «Изборский Посад» Описаны формы и методы наполнения этой деятельности.

Цель работы достигнута, изучены возможности наполнения православным содержанием и предложены для использования в любых детских лагерях.

Выявлены основные проблемы:

1) недостаток воцерковленных кадров в нашем обществе, без которых, невозможно это доброе делание, основанное в первую очередь на личном примере, собственной вере и реализации православных добродетелей в повседневной жизни;

2) развитие полученных детьми знаний и навыков необходимо продолжать в семье ведением православного образа жизни.

 

 

 



IV. Список использованной литературы

 

 

 



Библиография

Дата: 2019-02-02, просмотров: 238.