Развитие культуры самонаблюдения
Каждому педагогу, рано или поздно, приходится изучать и включать в практику своей работы новые технологии, активные методы воспитания и обучения, направленные на личностное воздействие. Но для того, чтобы знать, был ли этот процесс воспитания и обучения эффективным, необходимо его диагностировать. В «Изборском Посаде» педагогическая диагностика - совокупность приёмов контроля и оценки, направленных на решение различных задач воспитательного процесса, дифференциации детей, а также совершенствования форм и методов педагогического воздействия. В связи с личностной направленностью воспитания диагностику необходимо проводить с целью оценки педагогических перспектив и возможностей работы с каждым воспитанником. При этом в первую очередь необходимо диагностировать настроение для комфортного пребывания детей в разновозрастном детском коллективе:
· в сложных бытовых условиях,
· в условиях разнообразного эмоционального воздействия на личность ребенка
· в условиях максимально высокой насыщенности образовательной программы
Воздействие на ребенка, так или иначе, должно быть согласовано с уровнем его развития. Так как в лагере отношения между детьми и взрослыми носят доверительный характер, то нет нужды лукавить, изворачиваться, скрывать что-то, и каждый ребёнок подходит к заполнению цветограммы не формально, а искренне и осознанно. Прежде, чем выбрать цвет и значок, который даёт возможность выразить и запечатлеть сиюминутные ощущения, ребёнок заглядывает в себя, вспоминает, анализирует свои эмоциональные впечатления, проживает ситуацию ёщё раз. Цвет и условный знак помогают в этом, особенно, если учесть, что и цвета и условные знаки предложены и одобрены самими детьми. Не всегда удаётся выразить свои переживания, ощущения и впечатления словами. Особенно трудно это сделать маленьким или стеснительным, неуверенным в себе ребятишкам, а знак или цвет помогают в этом. Кроме цветограммы настроений, которую ребята заполняют трижды в день, мы используем социометрию, анкетирование, тестовые рисунки.
Кроме этого мы практикуем различные виды рефлексий: дети много анализируют, проговаривают вслух, размышляют, рассказывают, пишут сочинения и эссе. Дети с удовольствием принимают участие в исследовательской деятельности, так как в этой работе они являются «со-трудниками», союзниками, будучи сами включены в процесс интерпретации самой матрицы наблюдений, помогая руководителю лагеря писать научную работу. С другой стороны, все эти исследования - чудесный способ осуществить обратную связь с детьми. Эта связь даёт возможность педагогу «держать руку на пульсе». (Приложение III .1.1)
Цветограммы
Условные обозначения:
Настроение: | Причины настроения: | ||
Восторженное | В себе | ||
Радостное | В друзьях | ||
Светлое | В делах | ||
Ровное | В погоде | ||
Грустное | В природе | ||
Тревожное | В отношениях с взрослыми | ||
Плохое | Другие причин |
Если в таблице недостает цветов и знаков, соответствующих вашему настроению, вы можете добавить их сами.
Обычно в легенде цветограммы оставляется несколько пустых клеток, в которые ребята могут вносить дополнительные цвета настроений (например: тихая радость или светлая грусть) и знаки причин настроения.
С 1998 года дети и взрослые трижды в день заполняют клетки цветом, соответствующим настроению, и ставят знаки причин настроения.
Диаграмма 1.
После заполнения рабочей матрицы педагог получает реальную возможность фиксировать изменения настроений в детском временном социуме в различные периоды времени.
Рабочая матрица (диагр.1) анализируется:
· по персоналиям – преобладания и перепады настроений ребенка, склонность к тому или иному типу настроения, что существенно дополняет характеристику каждого ребенка.
Восторженное настроение более свойственно младшим детям: Маша Г. 7 лет, Даша А.10 лет, Маша Г.9 лет. Для жизнерадостного и энергичного Влада С. характерно радостное настроение. Посещение монастыря у каждого вызвало настроение, которое дети назвали «тихая радость». Ближе к концу лагеря, в ожидании грядущего расставания, у ребят грусть и тревога (диагр.2)
Диаграмма 2.
· по датам – анализ реакции детей на то или иное событие в лагере (табл.3). Например, 28 марта утром основная группа детей испытала восторг и радость во время Божественной Литургии. Во время занятий по катехизации ребята получили дополнительные знания о церковной службе и являлись непосредственными участниками, а не наблюдателями богослужения. 28 марта днем восторг испытала группа инструкторов и советников, участвующих в подготовке игры на местности «Клады России». В то же время дети, «нашедшие» «послание к потомкам из прошлого», справились с его переводом с церковнославянского языка, и, получив подсказку батюшки, испытали радость в ожидании чего-то нового и неизведанного. Ровное настроение наблюдалось у детей, которые несли послушание на кухне и не принимали участия в данных событиях. Вечер 28 марта отмечен подъемом настроения до состояния восторга у 50% участников игры - 8 человек, радостное и светлое настроение имели соответственно 5 и 1 человек. Ровное настроение испытали 2 человека. На двоих человек первый в этом году костер навеял тихую радость и один ребенок немного погрустил.
Диаграмма 3.
Летом 2003 года пик восторженного настроения выпал на 2 дня пребывания в монастыре, куда мы ездили не только на экскурсию, но и работать на монастырских полях. Следующий пик выпал на творческую мастерскую в природе «Живая душа природы». Важно отметить, что после мастерской наступило умиротворение, которое выразилось в «ровном» настроении. Итогом имитационной игры «Куликовская битва» стали восторг, радость и великодушие «победителей». Плохое «черное» настроение появляется у новичков, скучающих по дому (диагр.4).
Диаграмма 4.
В программе «Земное и небесное» осенью 2007 (диагр.5) года пик восторженного настроения пришелся на празднование Казанской иконы Божьей Матери и творческую мастерскую «Притча».
Диаграмма 5.
· по причинам настроения, что позволяет делать выводы о взаимоотношениях в коллективе: взаимоотношениях старших и младших, детей и педагогов, целесообразности и результативности проведенных дел и другим причинам, влияющим на настроение детей (диагр. 5,6,7). Так, все дети довольны питанием в лагере. Даже те, кто дома ест не очень хорошо, в лагере просят добавки. Творческие мастерские, которые очень любимы детьми, всегда сопровождаются большой заинтересованностью и повышением настроения. Впервые на этой смене дети положительно отметили новую систему управления. Погода и природа также являются немаловажными факторами воздействия на настроение.
Причины настроения на смене «Воскресение души»
Диаграмма 6.
По данному графику (диагр.6) можно отметить, что Саша Б. (опекаемая девочка из детского дома) своей роли в жизни лагеря не увидела. Невысоко оценивает и роль ребят, но дает достаточно высокую оценку педагогам. Отмечается повышение (по сравнению с предыдущими графиками) самооценки Маши Х.: с неуверенностью, застенчивостью и робостью этой талантливой девочки мы «боролись» с 2003 года. Диаграмма 7.
Анкетирование
Как правило, первичное анкетирование проводится для диагностики степени воцерковленности, проверки уровня развития кругозора, выявления интересов детей, когда на смену приезжает много новичков. Анкета проводится по дороге в лагерь или, если не позволяют условия дороги, в первые часы пребывания детей на территории лагеря.
В процессе подготовки свечи «Быть, а не считаться православным» была проведена анкета, цель которой – познакомиться с самооценкой детей и видением окружающего мира.
Промежуточное анкетирование позволяет определить степень заинтересованности и удовлетворенности лагерной программой и взаимоотношениями с коллективом.
Конечное анкетирование проводится чаще всего на обратном пути домой. (Приложение III .1.2)
Рефлексии
Самоанализу детей способствуют и рефлексии, которые так нравятся нашим ребятам. Порой заполночь продолжается разговор о самом сокровенном у костра или лампы. ( Приложение III .1.3) Используются следующие формы рефлексий:
· Стоп – кадр. Если бы тебе предложили получить в подарок одну лишь фотографию прошедших 3 дней (как правило – организационного или заключительного периода), чтобы ты хотел на ней увидеть?
· Мое открытие. Каждый человек, ежедневно открывает для себя что-то новое. Подумайте минутку, что вы открыли сегодня для себя и тех, кто с вами рядом?
· Снимается кино. Вы знаете, каждый год после окончания летней смены мы делаем кино про наш лагерь. Сегодня каждый из вас участник творческого коллектива, снимающего фильм под названием… Подумайте пожалуйста, что бы вы хотели увидеть в этом фильме? В каких тонах и красках был бы снят этот фильм?
· «Давай с тобой поговорим…» Разговор по кругу о серьезных проблемах, так часто возникающих в подростковом возрасте. Каждый участник разговора начинает со слов, обращенных к соседу – «Давай с тобой поговорим о…»
· Находки дня. Расскажите нам о находках - хороших и плохих, полезных и вредных…
· Хорошие новости. Просто разговор о хороших новостях.
· «Наши песни носим в сердце…» Попытайтесь выразить сегодняшнее состояние души словами какой–либо песни. Выступления ребят перемежаются пением любимых песен.
· Шесть перчаток мышления. Используется при анализе, какого – либо дела или определенного периода времени или событий в лагере. Из цветной бумаги изготавливаются перчатки шести цветов (на цветной бумаге обводятся ладошки) по количеству детей в коллективе. Каждому ребенку предлагается выбрать перчатку того цвета, который нравится. Затем дети объединяются в группы по цвету перчаток. Каждой группе участников рефлексии предлагается рассмотреть объект обсуждения с точки зрения:
1. БЕЛАЯ – информация, голые факты.
2. ЧЕРНАЯ – осторожность, негатив, просчеты, недостатки.
2. ЖЕЛТАЯ – позитив, преимущества, все плюсы.
3. ЗЕЛЕНАЯ – креативность, творчество, перспективы творчества на будущее.
4. КРАСНАЯ – выплеск эмоций, раздражители.
5. СИНЯЯ – управление процессом, анализ, итог.
Тестовый рисунок организационного периода.
Дата: 2019-02-02, просмотров: 407.