Содержание и классификация методов денежно-кредитного регулирования экономики. Экономические (нормативные, корректирующие) и административные, общие и селективные методы денежно-кредитного регулирования экономики.
Методы ДКР представляют собой набор его инструментов, объединенных каким-либо общим признаком. По характеру инструментов ДКР его методы подразделяются на экономические и административные.
Экономические методы, воздействующие на экономические интересы субъектов, включают в себя набор инструментов, предполагающих определенную свободу выбора субъектов денежно-кредитного регулирования в принятии решений.
Выделяются три основные группы экономических методов денежно-кредитного регулирования:
- налоговые;
- нормативные;
-корректирующие.
Использование налоговых методов является прерогативой финансовых органов, а нормативных и корректирующих – Центрального банка.
Нормативные методы применяются путем установления и периодического пересмотра контрольных цифр в виде соотношения двух величин. К нормативным методам денежно-кредитного регулирования относится использование таких инструментов, как нормативы отчисления в фонд обязательных резервов, нормативы достаточности банковского капитала, ликвидности, риска отдельных банковских операций и т.д.
Корректирующие методы реализуются путем проведения Центральным банком кредитных операций и операций с ценными бумагами и предполагают использование таких инструментов, как процентная политика и операции на открытом рынке.
Административные методы включают в себя набор инструментов, являющихся директивными, т.е. обязывающими применять только строго определенные решения и не оставляющих свободы выбора для субъектов денежно-кредитного регулирования.
При использовании административных методов ДКР наиболее широко применяются следующие инструменты:
- квотирование отдельных видов пассивных и активных операций коммерческих банков;
- введение потолков (лимитов) на выдачу различных категорий ссуд и на привлечение кредитных ресурсов;
- ограничение на открытие филиалов и отделений;
- лимитирование размеров комиссионного вознаграждения, тарифов за оказание различных видов услуг, процентных ставок;
- определение номенклатуры операций, видов обеспечения, а также перечня банков, допущенных к отдельным видам операций (так называемое контингентирование).
По хар-ру возд. на хоз. субъектов (по масштабу этого воздействия) различают общие и селективные методы осуществления денежно-кредитной политики.
Общие методы являются преимущественно косвенными и оказывают влияние на денежный рынок в целом:
1) установление и изменение размеров мин. резервов, кот фин. институты страны обязаны хранить в ЦБ (резервная норма) – Обязательные банковские резервы – вклады коммерческих барков, экономические нормативы, вклады коммерческих банков в ЦБ, размер которых устанавливается законодательно в определённом отношении к баковским обязательствам, то есть вкладам клиентов. Обязательные резервы имеют двойное назначение:
1. они должны обеспечивать определёный постоянный уровень ликвидности коммерческого банка.
2. они являются инструментами ЦБ по регулированию уровня денежной массы.
При проведении рестрикционной политики нормативы банковких резервов увеличиваются (растет предл. денег и кредитов). При проведении экспансионистской политики – уменьшаются.
2) учетная ставка % - процент, который удерживает ЦБ при переучёте (покупке) коммерческих векселей у коммерческих банков; %, под кот ЦБ выдает кредиты ком банкам – снижение уч. ставки стимулир. заимствования у ЦБ и увел. ден предл.
3) операции на открытом рынке – покупка и продажа ценных бумаг по заранее обусловленному курсу. Если ЦБ преследует цель уменьшить количество денег в обращении (рестрикционная политика), то в этом случае он будет продавать ц.б. по цене, несколько ниже рыночной, чтобы заинтересовать коммерческие банки в приобретении ценных бумаг. Это приведёт к снижению банковской ликвидности. Банковская ликвидность – отношение кассовых остатков коммерческих банков к объёму банковских депозитов, то есть к сумме долга банка.
Если ЦБ хочет увеличить денежную массу (экспансионистская политика), то он будет скупать государственные ценные бумаги по курсу несколько выше рыночного и тем самым увеличивать банковскую ликвидность и следовательно, возможность по кредитованию юридических лиц и населения.
Селективные методы регулируют конкретные виды кредита и носят в основном директивный характер. Их применение связано с решением частных задач, таких, как ограничение выдачи ссуд некоторыми банками или ограничение выдачи отдельных видов ссуд, рефинансирование на льготных условиях отдельных коммерческих банков, созд. спец. кредитно-фин учрежд., осущ. кредитование приор. секторов экономики и т.д. Используя селективные методы, центральный банк сохраняет за собой функции централизованного перераспределения кредитных ресурсов, несвойственных центральным банкам стран с рыночной экономикой, поскольку они искажают рыночные цены и распределение ресурсов, сдерживают конкуренцию на финансовых рынках. Применение в практике центральных банков селективных методов воздействия на деятельность коммерческих банков типично для экономической политики, проводимой на стадии циклического спада, в условиях резкого нарушения пропорций воспроизводства.
Содержание и типы денежно-кредитной политики Центрального банка.
Содержание денежно-кредитной политики Центрального банка. Операционные, промежуточные, конечные цели денежно-кредитной политики. Типы денежно-кредитной политики: экспансионистская и рестрикционная. Содержание «Основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики Центрального банка РФ».
Денежно-кредитная политика – это совокупность мероприятий, направленных на изменение денежной массы в обращении, объема кредитов, уровня процентных ставок и других показателей денежного обращения и рынка ссудных капиталов. Цели денежно-кредитной политики Центрального банка представлены на рисунке.
Инструменты Операционные Промежуточные Конечные
цели цели цели
2. Обязательные нормативы коммерческих банков 3. Операции на открытом рынке ценных бумаг |
Типы ДКП: Рестрикционная ДКП направлена на ужесточение условий и ограничение объема кредитных операций коммерческих банков, повышение уровня процентных ставок. Проведение такой политики обычно сопровождается проведением бюджетно-налоговой политики направленной на увеличение налогов, сокращение государственных расходов, а также другими мероприятиями, направленными на преодоление инфляции. Рестрикционная ДКП может быть использована не только в целях борьбы с инфляцией, но и для сглаживания циклических колебаний деловой активности.
Экспансионистская ДКП сопровождается, как правило, расширением масштабов кредитования, ослаблением контроля над приростом количества денег в обращении, сокращением налоговых и процентных ставок. Экспансионистская ДКП – политика направленная на увеличение объемов кредитных операций кредитных организаций и прироста денежной массы, а также снижение уровня процентных ставок. Экспансионистская ДКП используется для активизации экономической активности субъектов экономики.
ДКП 1 и 2 типа может иметь как тотальный, так и селективный характер. При тотальной ДКП мероприятия ЦБ распространяются на все кредитные организации. При селективной на отдельные из них, их группы или на отдельные виды деятельности.
Основной целью ДКП Банка России является защита и обеспечение устойчивости рубля посредством поддержания ценовой стабильности, в том числе для формирования условий сбалансированного и устойчивого экономического роста.
Основными инструментами и методами денежно-кредитной политики Банка России являются: - процентные ставки по операциям Банка России;
- нормативы обязательных резервов, депонируемых в Банке России (резервные требования);
- операции на открытом рынке;
- рефинансирование кредитных организаций;
- валютные интервенции;
- установление ориентиров роста денежной массы;
- прямые количественные ограничения;
- эмиссия облигаций от своего имени.
- другие инструменты, определенные Банком России.
Содержание «Основных направлений единой государственной ДКП ЦБ РФ на 2018 год и период 2019 и 2020 годов».
1) Целью политики, проводимой ЦБ, является достижение и сохранение целевого показателя по инфляции на уровне 4%, а также сохранение ценовой и финансовой стабильности. При этом в Основных направлениях отмечается, что на этапе перехода экономики к росту на первый план выходит задача создания условий и стимулов для устойчивого развития в дальнейшем.
2) В то же время регулятор, делает вывод о своей роли в обеспечении экономического роста, которая фактически ограничивается сохранением умеренно жесткой денежно-кредитной политики (с вероятностью её постепенного смягчения в дальнейшем).
3) В рамках освещения сценариев макроэкономического развития и денежно-кредитной политики в 2018–2020 годах, регулятор, формируя прогноз на ближайшие три года, полагает, что набор и характер действия фундаментальных факторов, оказывающих влияние на ситуацию в российской экономике и динамику цен, значимо не изменятся. При этом отметим, что темпы экономического роста в России на трехлетнем горизонте, по оценке Банка России, не превысят 1,5–2%.
4) В предстоящих периодах также прогнозируются сохранение определенного инфляционного давления в экономике и рисков роста цен, в основном, из-за немонетарных факторов:
а) рост цен на энергоресурсы, в особенности, на бензин, дизельное топливо и электроэнергию в результате повышения себестоимости производства в рыночных условиях, в том числе из-за увеличения затрат на импорт необходимого сырья;
б) повышение зарплаты, пенсий и других социальных выплат.
5) Расширение программ социально-экономического развития, а также ускорение строительных работ может привести к сравнительно быстрому увеличению темпов совокупного, в том числе инвестиционного спроса, что будет оказывать повышающее давление на инфляцию.
6) В 2018 году также ожидается усиление инфляционных рисков в экономике из-за воздействия внешних факторов. В частности, увеличение объема экспорта продукции за счет роста внешнего спроса со стороны основных торговых партнеров и укрепления конкурентоспособности местных производителей в результате экономической и валютной либерализации, увеличение международных денежных переводов, а также положительные ожидания относительно притока капитала в страну из внешних источников могут привести к усилению давления на стабильность цен на внутреннем рынке.
7) в ближайшие годы можно ожидать сохранение тенденций к замещению кредитов облигациями
8) Рост инвестиций останется умеренным как из-за дефицита новых конкурентоспособных инвестиционных проектов, так и в условиях сохраняющихся институциональных проблем, увеличивающих стоимость инвестиционных проектов и ограничивающих горизонт планирования
9) Долговременная стабилизация валютного курса, снижение его реакции на изменения внешних условий, при которых он будет подвержен лишь небольшим колебаниям, а также уменьшение влияния валютного курса на инфляцию, настроения и ожидания населения и бизнеса, состояние экономики в целом станут по-настоящему возможны только после преодоления ее сырьевой зависимости.
10) В базовом сценарии снижение цен на нефть и доходов от экспорта в течение 2018 г. приведет к временному замедлению темпов прироста российской экономики в 2018 г. до 1,0 – 1,5% (относительно 1,7 – 2,2%, по оценке, в 2017 г.). Замедление роста доходов и связанное с ним локальное изменение настроений компаний и домашних хозяйств отразятся в ослаблении динамики инвестиций и потребления. Вместе с тем существенного ухудшения экономической ситуации не произойдет, учитывая, что российская экономика уже пережила период адаптации к низким ценам на нефть, которые, в частности, в среднем за 2016 г. составили 42 долл. США за баррель. В дальнейшем в 2019 – 2020 гг. темпы прироста ВВП восстановятся до 1,5 – 2%, которыми ограничен потенциал роста российской экономики на среднесрочном горизонте в связи с действием структурных факторов.
Инструменты денежно-кредитного регулирования экономики: процентная политика Центрального банка, обязательное резервирование, обязательные экономические нормативы, операции на открытом рынке, кредиты рефинансирования.
Влияние ключевой ставки на состояние финансового рынка. Функции обязательных резервов и порядок обязательного резервирования в РФ. Назначение и состав обязательных экономических нормативов.
Содержание и виды операций на открытом рынке. Назначение и виды кредитов рефинансирования. Содержание процентной политики Центрального банка. Ключевая ставка и ставка рефинансирования.
Инструменты ДКР – экономические переменные, находящиеся под непосредственным контролем денежных властей и служащие для управления операционными переменными.
1. Процентная политика Центрального банка может быть представлена двумя направлениями: как политика регулирования займов коммерческих банков у Центрального банка и как депозитная политика Центрального банка.
Учетная политика предполагает установление учетной ставки. Учётная ставка – это % или дисконт по которому ЦБ учитывает товарные векселя, что является разновидностью кредитования коммерческих банков под залог ценных бумаг.
Ключевая ставка — это минимальная процентная ставка, по которой Центральный банк России (ЦБ РФ) предоставляет кредиты коммерческим банкам на срок в 1 неделю, и одновременно это максимальная ставка, по которой ЦБ РФ готов принимать от банков на депозиты денежные средства. Она играет ключевую роль при установлении процентных ставок по банковским кредитам и оказывает влияние на уровень инфляции и стоимость фондирования банков
Учетная политика проводится ЦБ посредством установления и пересмотра официальной % ставки 2х ВИДОВ.
Ставка рефинансирования — размер процентов в годовом исчислении, подлежащий уплате центральному банку страны за кредиты, предоставленные кредитным организациям.
Векселя переучитываются по ставке редисконтирования (переучет ц.б.). Эту ставку называют также официальной дисконтной ставкой, обычно она отличается от ставки по кредитам (рефинансирования) на незначительную величину в меньшую сторону. ЦБ покупает долговое обязательство по более низкой цене, чем коммерческий банк.
В случае повышения ЦБ ставки рефинансирования коммерческие банки будут стремиться компенсировать потери, вызванные ее ростом (удорожанием кредита) путем повышения ставок по кредитам, предоставляемым заемщикам. Изменение учетной ставки (рефинансирования) прямо влияет на изменение ставок по кредитам коммерческих банков. Последнее является главной целью данного метода ДКП ЦБ. Повышение официальной учетной ставки в период усиления инфляции вызывает рост процентной ставки по кредитным операциям коммерческих банков, что приводит к их сокращению, поскольку происходит удорожание кредита, и наоборот. Затруднение или облегчение возможности коммерческих банков получить кредит в Центральном банке влияет на ликвидность кредитных учреждений. Изменение официальной ставки означает удорожание или удешевление кредита коммерческих банков для клиентуры, так как происходит изменение процентных ставок по активным кредитным операциям.
Влияние учетной ставки на состояние фин. рынка
Ставка рефинансирования или уровень платы за кредитные ресурсы, предоставленные ЦБ другим банкам несколько выше ставки редисконтирования (0,5 – 2 процентных пункта), т.к. ссудные операции банков являются более дорогими, чем торгово-комиссионные (покупка ценных бумаг). Поэтому коммерческие банки прибегают к получению межбанковских кредитов после того, как использованы все возможности по переучету ценных бумаг.
Регулируя уровень процентных ставок, ЦБ влияет на величину денежной массы в стране. Повышение официальных ставок затрудняет для коммерческих банков возможность расширять масштабы операций с клиентурой.
Официальные процентные ставки оказывают косвенное воздействие на рыночные процентные ставки, устанавливаемые коммерческими банками (КБ) самостоятельно и не находящиеся под прямым контролем ЦБ. Уровень офиц. ставок служит для КБ ориентиром для проведения собственной процентной политики.
ЦБ может устанавливать 1 или несколько процентных ставок по разным видам операций посредством манипуляций с официальными процентнми ставками. ЦБ воздействует на состояние не только денежного, но и всего финансового рынка. Рост офиц. процентной ставки влечет за собой рост процентных ставок по кредитам и депозитам, что в свою очередь приводит к падению спроса на ценные бумаги. Спрос на них падает со стороны как небанковских организаций потому, что более привлекательными становятся депозиты, так и со стороны кредитных институтов, т.к. при более дорогих кредитах более выгодным становится прямое кредитование клиентов. Продажа ценных бумаг в свою очередь нарастает, а рыночная цена падает.
Депозитные операции ЦБ – это операции по привлечению временно свободных денежных средств кредитных организаций в депозиты, открытые в Центральном банке. Депозитные операции используются как инструмент оперативного изъятия (абсорбирования) излишней ликвидности банковской системы в случае возникновения ее избытка для повышения сбалансированности спроса и предложения в различных секторах финансового рынка. В настоящее время Банк России проводит следующие виды депозитных операций с кредитными организациями-резидентами РФ в валюте РФ:
- по фиксированным процентным ставкам;
- по процентным ставкам, определенным на аукционной основе (депозитные аукционы).
2. Обязательные мин. резервы – наиболее ликвидные активы, которые обязаны иметь все кредитные организации, либо в виде нал. денег в кассе, либо в виде депозитов в ЦБ. Норматив резервных требований – это установленное в законодательном порядке % отношение суммы Min резервов к абсолютному показателю пассив. или активных операций банков. Использование норм обязательных резервов может иметь как тотальный, так и селективный характер. Ф-ции:
Денежный буфер. В случае резкого дефицита ликвидности на межбанковской рынке краткосрочная процентная ставка взмывает вверх. Чтобы стабилизировать или сгладить ее колебание, центральный банк снижает резервный коэффициент и тем самым обеспечивает банкам дополнительный приток денежных средств.
Управление ликвидностью. Изменение резервного коэффициента позволяет регулировать ликвидность банковской системы в краткосрочном периоде.
Регулирование денежного предложения. Уменьшение нормы резервирования расширяет кредитную активность банков, а повышение резервного коэффициента, соответственно, ее снижает.
Налогообложение. Резервные требования представляет собой некоторое подобие налога на банки. Принудительное привлечение центральным банком дешевых ресурсов позволяет извлекать ему доход монопольного характера. Размер (норматив) обязательных резервов, а также порядок депонирования обязательных резервов в ЦБ устанавливаются Советом директоров ЦБ. ЦБ регулирует размеры обязательных резервов с учетом потребности кредитных организаций в ликвидности. В настоящий момент для всех категорий обязательств установлен единый норматив — 4,25% от суммы соответствующих обязательств.
Порядок обязательного резервирования в ЦБ РФ
Фонды обязательных резервов создаются коммерческими банками в Банке России для поддержания ликвидности банковской системы и в качестве инструмента денежно-кредитного регулирования.
Кредитные организации, осуществляющие резервирование: все кредитные организации за исключением небанковских кредитных организаций - организаций инкассации.
Депонирование обязательных резервов производится: 1 - денежными средствами в валюте РФ (перечисление в безналичном порядке); 2- на счетах для хранения обязательных резервов, открытых в Банке России, и одновременно на корреспондентском счете кредитной организации в Банке России (при использовании кредитной организацией механизма усреднения обязательных резервов).
Регулирование размера обязательных резервов – комплекс мероприятий, осуществляемых уполномоченным учреждением Банка России (УУБР) в целях обеспечения соответствия размера обязательных резервов, фактически депонированных кредитной организацией на счетах по учету обязательных резервов, расчетной величине обязательных резервов (POP), в том числе: - проведение перерасчета по обязательным резервам за отчетный период и по результатам проверок; - контроль исполнения кредитной организацией обязанности по поддержанию усредненной величины обязательных резервов на корреспондентском счете в предыдущем периоде усреднения (то есть обязанности по усреднению обязательных резервов). Регулирование размера обязательных резервов осуществляется Банком России ежемесячно.
Обязательные экономические нормативы - нормативы, которые устанавливает ЦБ РФ для коммерческих банков в целях их экономической устойчивости.
Норматив достаточности собственных средств (капитала) банка (Н1) – отношение размера собственных средств (капитала) банка и суммы его активов, взвешенных по уровню риска.
Нормативы ликвидности банка:
1) Норматив мгновенной ликвидности банка (Н2) регулирует (ограничивает) риск потери банком ликвидности в течение одного операционного дня и определяет минимальное отношение суммы высоколиквидных активов банка к сумме пассивов банка по счетам до востребования. ≥15%
2) Норматив текущей ликвидности банка (Н3) регулирует (ограничивает) риск потери банком ликвидности в течение ближайших к дате расчета норматива 30 календарных дней и определяет минимальное отношение суммы ликвидных активов банка к сумме пассивов банка по счетам до востребования и на срок до 30 календарных дней.:≥ 50
3) Норматив долгосрочной ликвидности банка (Н4) регулирует (ограничивает) риск потери банком ликвидности в результате размещения средств в долгосрочные активы 4)Норматив общей ликвидности банка (Н5) регулирует (ограничивает) общий риск потери банком ликвидности и определяет минимальное отношение ликвидных активов к суммарным активам банка.
5) Норматив максимального размера риска на одного заемщика или группу связанных заемщиков (Н6) определяет максимальное отношение совокупной суммы кредитных требований банка к заемщику или группе связанных заемщиков к собственным средствам (капиталу) банка. ≤25%
6) Норматив макс. размера крупных кредитных рисков (Н7) регулирует (ограничивает) совокупную величину крупных кредитных рисков банка и определяет макс. отношение совокупной величины крупных кредитных рисков и размера собственных средств (капитала) банка. ≤ 800
7) Норматив Н 9.1 максимального размера кредитов, банковских гарантий и поручительств, предоставленных банком своим участникам (акционерам)≤50%
8) Норматив Н10.1 определяет максимальное отношение совокупной суммы кредитных требований к инсайдерам к собственным средствам (капиталу) банка.≤3%
9) Норматив использования соб.средств (капитала) банка для приобретения акций (долей) других юридических лиц (Н12) регулирует (ограничивает) совокупный риск вложений банка в акции (доли) других юридических лиц и определяет максимальное отношение сумм, инвестируемых банком на приобретение акций (долей) других юридических лиц, к собственным средствам (капиталу) банка. ≤25%,
3.Операции на открытом рынке - это покупка и продажа Центральным банком государственных и других ценных бумаг по заранее установленному курсу. Управляя операциями на открытом рынке, Центральный банк создает кредитным организациям выгодные условия для увеличения или снижения ликвидности.
Операции Центрального банка на открытом рынке различаются в зависимости от:
- условий сделок (прямая купля-продажа или купля-продажа на срок с обязательством обратного выкупа по заранее установленному курсу);
- объектов сделок (операции с государственными или частными ценными бумагами);
- срочности сделок (краткосрочные – до 3-х месяцев; среднесрочные – до 12-ти месяцев; долгосрочные – от 12-ти месяцев);
- способа установления процентных ставок (Центральным банком или рынком);
- источника инициативы в проведении операций (Центральный банк или другие участники финансового рынка).
Виды операций на открытом рынке:
1. Прямые сделки - покупка-продажа бумаг с немедленной поставкой. Процентные ставки устанавливаются на аукционе.
2. РЕПО
Обратные операции на открытом рынке (операции РЕПО, «repurchase agreement», « REPO») – сделки, предполагающие покупку/продажу ценных бумаг в определенный момент времени и обратную продажу/покупку тех же (special collateral) или эквивалентных (general collateral) ценных бумаг через определенный промежуток времени между одними и теми же контрагентами. По своему экономическому смыслу операции РЕПО представляют собой обеспеченные кредиты: - как правило, денежные кредиты, обеспечением которых выступают покупаемые (продаваемые) ценные бумаги; - или (в более редких случаях) кредиты ценными бумагами под обеспечение денежными средствами.
Под сделкой РЕПО понимается двусторонняя сделка по продаже (покупке) облигаций (первая часть сделки РЕПО) с обязательством обратной покупки (продажи) облигаций того же выпуска в том же количестве (вторая часть сделки РЕПО) через определенный срок и по определенной цене. Сущность операций прямого РЕПО заключается в том, что кредитная организация – дилер является продавцом облигаций по первой части сделки и покупателем во второй части, Банк России – покупателем облигаций по первой части сделки и их продавцом по ее второй части. То есть Банк России как кредитор покупает ценные бумаги, кредитная организация – заемщик – продает их, получая денежные средства и увеличивая уровень своей ликвидности.
В настоящее время операции РЕПО используются Банком России только для предоставления ликвидности. По первой части сделок Банк России выступает в качестве покупателя, а его контрагент – кредитная организация – в качестве продавца ценных бумаг, принимаемых в обеспечение. По второй части сделок Банком России производится обратная продажа ценных бумаг кредитной организации по установленной в момент заключения сделки цене.
4.Виды кредитов рефинансирования:
- Внутридневной кредит предоставляется Банком России под нулевую процентную ставку. ЦБ предоставляет внутридневные кредиты в автоматическом режиме для урегулирования расчетов в рамках национальной платежной системы.
- Суточный кредит «овернайт» ЦБ также предоставляет автоматически под ставку рефинансирования. Его назначением является погашение задолженности по внутридневному кредиту, возникшей на конец рабочего дня.
Если целью внутридневного и кредита «овернайт» является автоматическая поддержка платежной системы, цель ломбардного кредита — это эффективное управление банком собственной ликвидностью при использовании механизма усреднения обязательных резервов. Выдача ломбардных кредитов осуществляется на аукционной основе.
- Среднесрочные кредиты выдаются для поддержания банков в период финансовой нестабильности или обеспечения их среднесрочными ресурсами. Обеспечением по кредиту могут выступить векселя предприятий реального сектора, кредитный портфель. В качестве дополнительного обеспечения могут быть поручительства других банков. Кредиты, чаще всего, имеют среднесрочный характер, они предоставляются на срок до года с возможностью досрочного погашения.
В настоящее время возможность получения кредитов Банка России, обеспеченных золотом, предоставлена кредитным организациям двенадцати регионов России.
- Кредиты без обеспечения (или беззалоговые кредиты) являются инструментом предоставления ликвидности, позволяющим кредитным организациям получать средства от центрального банка без внесения залога или предоставления какого-либо обеспечения.
Центральные банки, осуществляя политику рефинансирования, преследуют приоритетную цель – воздействие на состояние денежно-кредитной сферы. Проводя краткосрочное кредитование коммерческих банков, центральные банки с одной стороны выступают как кредиторы последней инстанции, а с другой стороны становятся участниками межбанковского рынка. Изменяя процентную ставку по своим кредитам. Сегодня же, посредством рефинансирования, центральный банк является гарантом бесперебойного функционирования банковской и финансовой системы в целом. Кредиты рефинансирования, предоставляются только устойчивым банкам, испытывающим временные финансовые трудности.
Содержание, методы и инструменты бюджетного регулирования экономики.
Понятие и содержание бюджетного регулирования экономики. Направления реализации государственных программ для целей бюджетного регулирования экономики. Инструменты бюджетного регулирования экономики.
Бюджетное регулирование представляет собой воздействие государства на экономические процессы посредством изменения объемов и структуры бюджетных ассигнований с целью сглаживания социальных диспропорций, территориального развития экономики, а также развития вновь создаваемых и приоритетных отраслей экономики.
Объектами бюджетного регулирования являются бюджетные доходы, расходы и межбюджетные трансферты. Бюджетное регулирование осуществляется по трем уровня бюджетной системы РФ в рамках бюджетного законодательства, воплощаясь в федеральной, региональной или муниципальной бюджетной политике.
Субъектами бюджетного регулирования являются участники бюджетного процесса. Ведущую роль играет Министерство финансов РФ и подведомственные ему службы, которое составляет проект федерального бюджета РФ, т.е. планирует бюджетные ассигнования и поступления.
Методы бюджетного регулирования:
- методы регулирования территориальных пропорций;
- методы регулирования социальной структуры общества;
- методы регулирования межотраслевых пропорций.
Механизм бюджетного регулирования представляет собой совокупность законодательно закрепленных условий и процессов использования субъектами бюджетного регулирования его методов и инструментов. Механизм бюджетного регулирования находит свое отражение не только в бюджетном законодательстве, но и в отдельных государственных программах, которые характеризуют бюджетную стратегию и тактику по приоритетным вопросам.
Бюджетное регулирование социальной структуры общества связано с реализацией боле десяти государственных программ. Приоритетные направления бюджетного регулирования экономики России, в том числе межотраслевых пропорций, находят свое отражение в следующих государственных программах инновационного развития и модернизации экономики:
- развитие науки, технологий, электронной и радиоэлектронной промышленности;
- экономическое развитие и инновационная экономика;
- развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности;
- развитие авиационной промышленности и космической деятельности;
- развитие судостроения;
- развитие фармацевтической и медицинской промышленности;
- развитие атомного энергопромышленного комплекса, повышение энергоэффективности и развитие энергетики;
- информационное общество;
- развитие транспортной системы;
- развитие сельского хозяйства, регулирования рынков сельскохозяйственной продукции и рыбохозяйственного комплекса;
- развитие внешнеэкономической деятельности;
- воспроизводства и использование природных ресурсов и развитие лесного хозяйства
Программы представляют собой комплекс мероприятий по регулированию и стимулированию приоритетных видов экономической деятельности. Большинство программ носят временной характер и предусматривают 10-15 летний срок реализации.
К инструментам бюджетного регулирования экономики относятся:
1. государственные закупки - бюджетные ассигнования на приобретение товаров и услуг у частного сектора, в том числе а)оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ), включая ассигнования на оплату гос. контрактов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для гос. нужд; б)предоставление бюджетных инвестиций юридическим лицам, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями и гос. унитарными предприятиями.;
2. трансферты - это целенаправленные выплаты государства, не связанные с приобретением товаров, работ и услуг. Выделяют государственные трансферты двух типов: межбюджетные трансферты и социально-экономические трансферты.
3. бюджетные кредиты - это кредиты, которые могут быть предоставлены Российской Федерации, субъекту РФ, муниципальному образованию или юридическому лицу на основании договора, заключенного в соответствии с гражданским законодательством, на условиях и в пределах бюджетных ассигнований, которые предусмотрены соответствующими законами (решениями) о бюджете;
4. резервные и внебюджетные фонды. Резервные фонды направляются на финансовое обеспечение непредвиденных расходов, сбалансированности федерального бюджета, софинансирование добровольных пенсионных накоплений граждан и сбалансированности бюджета Пенсионного фонда РФ. Резервные фонды являются преимущественно косвенным инструментом бюджетного регулирования экономики, за исключением чрезвычайных ситуаций, когда средства фондов трансформируются в гос. трансферты.
Внебюджетные фонды – это фонды денежных средств, формируемые в основном за счет обязательных отчислений юридических и физических лиц, образуемые вне консолидированного бюджета и предназначенные для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, охрану здоровья и медицинскую помощь;
5. Имущественные отношения, связанные в основном с арендой государственного имущества на безвозмездной или льготной основе, являются инструментом бюджетного регулирования, при этом бюджет недополучает часть доходов или несет дополнительные расходы.
Содержание, методы и инструменты налогового регулирования экономики.
Понятие и содержание налогового регулирования экономики. Характеристика инструментов налогового регулирования экономики. Виды налоговых льгот и налоговых преференций.
Налоговое регулирование представляет собой целенаправленное воздействие государства на экономические процессы посредством налоговых инструментов и методов.
Задачи налогового регулирования:
- рост налоговых доходов государства;
- создание благоприятного налогового климата;
- стимулирование инновационных и приоритетных отраслей экономики;
- развитие отдельных территорий;
- антикризисное воздействие на экономику;
- сглаживание социального неравенства в обществе.
К принципам налогового регулирования относятся: экономическая обоснованность, финансовая целесообразность и гармонизация налоговых отношений.
Объектами налогового регулирования выступают налоги и сборы, а также налоговые отношения. Налоговое регулирование может носить как стимулирующий, так и дестимулирующий (сдерживающий) характер.
Методы налогового регулирования целесообразно классифицировать по трем основным признакам.
1. По цели регулирования:
- методы регулирования территориальных пропорций;
- методы регулирования социальной структуры общества;
- методы регулирования межотраслевых пропорций.
2. По виду отрасли экономики (экономической деятельности):
- методы регулирования сельского хозяйства;
- методы регулирования добывающих отраслей;
- методы регулирования финансового сектора и др.
3. По категории налогоплательщиков:
- методы регулирования налогообложения физических лиц;
- методы регулирования налогообложения юридических лиц.
Особенности налогового регулирования. Налоговое регулирование оказывает свое влияние на воспроизводственные процессы с некоторым опозданием, что непременно следует учитывать регулятору. Кроме того, применение налогового регулирования совместно с бюджетным регулированием позволяет получить мультипликативный эффект. Влияние налогов на экономику в целом, регион или хозяйствующий субъект принято оценивать показателем налоговой нагрузки, который отражает влияние налогов и сборов на экономику.
Инструменты налогового регулирования экономики:
1. Количество налогов и структура налоговой системы. Эффективная налоговая система должна включать оптимальное количество прямых и косвенных налогов. Распределение налогов по уровням управления позволяет субъектам РФ и муниципальным образованиям самостоятельно осуществлять налоговое регулирование в рамках своих полномочий, предусмотренных налоговым законодательством.
2. Налогоплательщики. Исключение определенных категорий физических и юридических лиц из числа налогоплательщиков, позволяет им получить дополнительные финансовые ресурсы, а также избежать обязанностей налогоплательщиков.
3. Объекты налога. Налоговое законодательство предусматривает по большинству налогов исключение отдельных объектов из-под налогообложения, что способствует аккумулированию финансовых ресурсов. Чаще всего не являются объектами обложения социально значимые явления.
4. Налоговые ставки и методы налогообложения. Налоговые ставки могут быть дифференцированы по нескольким критериям: категории налогоплательщика, категории объекта обложения, субъекта РФ (по региональным налогам) и др., что предполагает широкую вариабельность регулирования (например, по налогу на имущество физических лиц ставки устанавливаются в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости объекта). Эффективным инструментом налогового регулирования является применение различных методов налогообложения (равное, пропорциональное, прогрессивное и регрессивное налогообложение).
5. Налоговыми льготами по налогам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков предусмотренные налоговым законодательством преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками, включая возможность не уплачивать налог либо уплачивать их в меньшем размере. Налогоплательщики вправе отказаться от применения льгот.
6. Налоговые санкции представляют собой меру ответственности за совершение налогового правонарушения. Система санкций включает в себя административные и финансовые (штрафы, пени и доначисления налогов) санкции.
7. Специальные налоговые режимы и особые экономические зоны. Первые направлены на стимулирование отдельных видов экономической деятельности (например, Единый сельскохозяйственный налог) посредством одновременного применения комплекса налоговых льгот. Вторые преимущественно направлены на развитие отдельных территорий с учетом их социально-экономических и климатических особенностей.
Направления воздействия и виды налоговых льгот:
1.Сокращение объекта налогообложения (Налоговые изъятия – это выведение из-под налогообложения отдельных категорий объекта обложения) – прим, При налогообложении имущества организаций объектами обложения не признаются: движимое имущество, принятое с 01.01.2013 г. на учет, объекты, признаваемые объектами культурного наследия РФ и др.
2. Сокращение налоговой базы (Налоговые скидки:- необлагаемый минимум;- налоговые вычеты;- коэффициенты ускоренной амортизации и амортизационная премия и др.) – прим, При налогообложении НДФЛ налогоплательщики имеют право на налоговые вычеты, а также на необлагаемый минимум.
3. Сокращение суммы налога (К ним относят:- пониженные налоговые ставки; - отсрочку/рассрочку налогового платежа; - инвестиционный налоговый кредит и др.) – прим, При налогообложении НДС реализация отдельных видов продукции облагается по ставке 0%.
4. Сокращение суммы налога (К ним относят:- пониженные налоговые ставки;- отсрочку/рассрочку налогового платежа;- инвестиционный налоговый кредит и др.) – прим, При налогообложении НДС реализация отдельных видов продукции облагается по ставке 0%.
Дата: 2019-02-02, просмотров: 498.