Регулирование финансового рынка
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Сущность и содержание процесса регулирования финансового рынка. Основные направления, модели и методы государственного регулирования финансового рынка. Банк России как мегарегулятор российского финансового рынка.

 

Фин. регулирование – это система мер, направленная на обеспечение устойчивости фин. институтов и стабильности фин. рынка в целом + ограничение риска (валютного, кредитного, риска ликвидности).

Задачи фин. регулирования:

1) Обеспечение равных конкурентных возможностей;

2) Защита интересов участников;

3)  Предотвращение мошенничества и недобросовестного поведения.

Основные направления фин. регулирования:

1) Пруденциальный надзор (не допускать излишне рискованных операций);

2) Регулирование бизнес поведения фин. институтов (напр. на защиту интересов потребителей фин. услуг и инструментов).

3) Обеспечение финансовой стабильности (создание механизмов управления системными рисками и предотвращение распространения кризисных явлений).

Гос. регулирование фин. рынка – это совокупность экономических отношений хоз. субъектов, обеспечивающих целостность, сбалансированность и устойчивость финансового рынка, а также наиболее эффективное перераспределение фин. ресурсов посредством применения гос. органами системы мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера.

Организационно-экономический механизм регулирования российского фин. рынка включает в себя: 1) Систему органов гос. и общественного управления;

2) Нормативно-правовую базу, регламентирующую процесс обращения фин. инструментов, а также деятельность регулирующих органов и институтов фин. рынка.

С точки зрения субъектов существуют 3 уровня регулирования:

1) Законодательный орган (Федеральное Собрание)

2) Гос. Регулирующие органы (правительство РФ, ЦБ, Росфинмониторинг)

3) СРО (саморегулируемые организации)

Регулирование фин рынков в разных странах функционирует в рамках двух моделей:

1) Предполагает регулирование преимущественно гос. органами и лишь небольшая часть полномочий по надзору и контролю, установлению правил проведения операций передается объединениям профессиональных участников (саморегулируемым организациям). Такая модель во Франции.

2) Передача максимально возможного объема полномочий саморегулируемым организациям. Гос-во при этом сохраняет за собой основные контрольные функции и возможность вмешаться в любой момент в процесс саморегулирования. (в Великобритании).

С точки зрения механизма регулирования выделяют 4 модели:

1. Кроссекторальная (в 60% стран) – есть мегарегулятор, он один регулирует все.

2. Функциональная (в 1/3 стран мира) – регулирование по видам бизнеса EX: страховщики отдельно, рынок драг металлов отдельно и т.д.

3. Институциональная (5% стран) в независимости от видов бизнеса, но в зависимости от правового и институционального статуса.

4. Двух вершин.

По характеру воздействия выделяют след. методы рег. фин. рынка:

1) Прямые (административные) – реализуются посредством установления обязательных требований, предъявляемых участниками фин рынка, лицензирование проф. деятельности, обеспечение гласности и равной информированности участников рынка, поддержание правопорядка.

2) Косвенные (экономические) – альтернатива поступать тем или иным образом, но стимулирует определенный вариант. Проведение налоговой монетарной политик, контроль за денежной массой в обращении и упр объемом кредитов с помощью влияния на учетную ставку, экономических мероприятий государства в области регулирования операций с иностранной валютой, стимулирования экспорта, внешнеполитические мероприятия эмиссия гос облигаций и т.д.

По специфике деятельности выделяют методы:

1) институционального регулирования – связаны с регулированием фин положения конкретных фин институтов и качества управления ими. Они направленны на предупреждения фин несостоятельности через установление требований к размеру собственных средств, регулируемые структуры активов и пассивов, ограничение участия в излишне рискованных операциях, кот могут привести к фин несостоятельности.

2) функционального регулирования – они связаны с установлением правил совершения определенных операций т.е. выполнение определённых функций. (Ех: стандарты качества обслуживания клиентов, правила совершения операций и т.д.) Способы: принятие детальных стандартов профессиональной деят-ти, установление правил совершения операций, кодексов профессиональной этики и др.

Эти группы методов не должны друг другу противоречить.

В РФ регулирование финансового рынка и регулирование рынка финансовых услуг в большей степени обеспечивает государство, и, в частности, ЦБ РФ.

После получения 1 сентября 2013 г. полномочий ФСФР (Федеральная служба по финансовым рынкам) России к целям его деятельности добавились развитие финансового рынка РФ и обеспечение его стабильности (ст. 3 Закона о Банке России 86-ФЗ).

Соответственно расширились функции, выполняемые Банком России:

− во взаимодействии с Правительством РФ разрабатывать и проводить политику развития и обеспечения стабильности функционирования финансового рынка

− публиковать не менее двух раз в год обзор финансовой стабильности экономики страны,

− осуществлять мониторинг состояния финансового рынка Российской Федерации на предмет выявления ситуаций, угрожающих финансовой стабильности Российской Федерации, разрабатывать меры, направленные на снижение этих угроз

− один раз в три года представлять в Государственную Думу проект основных направлений развития и обеспечения стабильности функционирования финансового рынка Российской Федерации

Обязанности Банка России как мегарегулятора:

− принимать решения о государственной регистрации негосударственных пенсионных фондов;

− осуществлять регулирование, контроль и надзор за деятельностью НФО в соответствии с федеральными законами: проводить проверку деятельности НФО, направлять им обязательные для исполнения предписания, а также применять к НФО предусмотренные федеральными законами меры воздействия.

− устанавливать для НФО сроки и порядок составления и представления отчетности, а также другой информации, предусмотренной федеральными законами.

− вести базы данных о НФО, их должностных лицах и иных лицах, в отношении которых он получает персональные данные в рамках возложенных на него функций (ст. 76.7 Закона о Банке России).

− осуществлять регистрацию выпусков эмиссионных ценных бумаг и отчетов об итогах выпусков эмиссионных ценных бумаг (п. 10 ст. 4 Закона о Банке России).

− осуществлять контроль и надзор за соблюдением эмитентами требований законодательства Российской Федерации об акционерных обществах и ценных бумагах (п. 10.1 ст. 4 Закона о Банке России),

− осуществлять регулирование, контроль и надзор в сфере корпоративных отношений в акционерных обществах (п. 10.2 ст. 4 Закона о Банке России).

− утверждение отраслевых стандартов бухгалтерского учета, плана счетов бухгалтерского учета и порядка его применения не только для кредитных организаций и Банка России, но и для НФО (п. 14 ст. 4 Закона о Банке России).

− осуществлять официальный статистический учет прямых инвестиций в Российскую Федерацию и прямых инвестиций из Российской Федерации за рубеж в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 16.2 ст. 4 Закона о Банке России);

− самостоятельно формировать статистическую методологию прямых инвестиций в Российскую Федерацию и прямых инвестиций из Российской Федерации за рубеж (п. 16.3 ст. 4 Закона о Банке России);

− проводить анализ и прогнозирование состояния экономики Российской Федерации и публиковать соответствующие материалы и статистические данные (п. 18 ст. 4 Закона о Банке России);

− осуществлять контроль за соблюдением требований законодательства Российской Федерации о противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком (п. 18.3 ст. 4 Закона о Банке России);

− осуществлять защиту прав и законных интересов акционеров и инвесторов на финансовых рынках, страхователей, застрахованных лиц и выгодоприобретателей, признаваемых таковыми в соответствии со страховым законодательством, а также застрахованных лиц по обязательному пенсионному страхованию, вкладчиков и участников негосударственного пенсионного фонда по негосударственному пенсионному обеспечению (п. 18.4 ст. 4 Закона о Банке России).

Основной целью денежно-кредитной политики признается защита и обеспечение устойчивости рубля посредством поддержки ценовой стабильности, в том числе для формирования условий сбалансированного и устойчивого экономического роста. Это означает, что защита и обеспечение устойчивости рубля посредством ценовой политики впервые провозглашаются основной целью денежно-кредитной политики Банка России и средством для формирования условий сбалансированного и устойчивого экономического роста.

ЦБ РФ получил право участвовать в капиталах и деятельности международных организаций, которые занимаются развитием сотрудничества в иных сферах финансового рынка, а также участвовать в деятельности объединений, не имеющих статуса организаций.

 

Дата: 2019-02-02, просмотров: 220.