Решения собраний по юридической природе являются самостоятельным видом юридических актов наряду со сделками. Поэтому нормы о сделках к решениям собраний напрямую неприменимы. Допустимо их применение только по аналогии закона при наличии пробела в законодательстве.
Двухсторонняя и многосторонняя сделка создает юридические последствия, только если все стороны сделки выразили волю на достижение этих последствий (в литературе этот принцип часто называют принципом единогласия).
Решение собраний создает юридические последствия для всех, кто имеет право участвовать в собрании (а иногда и не только для них), на основе принципа большинства.
Как представляется, если законодатель называет какой-то юридический факт решением собрания, но при этом устанавливает необходимость стопроцентного кворума всех членов соответствующего сообщества и единогласного решения, то речь о сделке.
Решением собрания может считаться только такой юридический акт, который так или иначе может быть принят при отсутствии волеизъявлений отдельных членов соответствующего сообщества.
Решение собрания - это юридический акт, для совершения которого необходимо волеизъявление определенной части участников гражданско-правового сообщества, сделанное в определенной форме и порядке, с которым закон связывает правовые последствия для всех участников соответствующего гражданско-правового сообщества.
Все правила главы 9.1 ГК, которые в основном и комментируются ниже, применяются, только если специальными нормами не установлено иное. Их значение сугубо восполняющее. Как правило, к тем или иным конкретным решениям собраний (собрания собственников помещений в многоквартирном доме, собрания акционеров и т.д.) будут в основном применяться специальные правила и лишь в некоторых случаях правила главы 9.1 ГК.
Условия действительности решения собрания:
1. Соответствующий вопрос должен входить в компетенцию собрания в силу закона.
2. Кворум: т.е. минимальное количество участников собрания. По общему правилу, не менее 50 процентов общего числа участников гражданско-правового сообщества.
3. Наличие необходимого количества волеизъявлений: т.е. проголосовавших «за». По общему правилу большинство от участников собрания (т.е. по общему правилу при минимальной явке гражданско-правовые последствия для всех участников сообщества могут возникнуть при наличии соответствующего волеизъявления чуть больше четверти участников сообщества).
4. Соблюдение порядка созыва и проведения собрания. Соответствующие правила могут отличаться, но, во всяком случае, по смыслу ст. 181.5 ГК решение не может приниматься по вопросу, не включенному заранее в повестку дня. Решение по каждому вопросу повестки дня должно приниматься отдельно, если иное не установлено единогласно участниками собрания.
5. Соблюдение формы решения собрания. Решения собраний оформляются протоколом, который подписывается председателем и секретарем. Он должен содержать целый ряд сведений (п.п. 4 и 5 ст. 181.2. ГК), в том числе информацию о лицах, принявших участие в собрании или голосовании (при заочном голосовании) и сведения о результатах голосования.
6. Содержание: решение собрания должно быть законным.
Порядок проведения собрания
Собрание может быть проведено очно или заочно, т.е. решение собрания может приниматься путем очного собрания и путем заочного голосования.
В ГК ничего не говорится о возможности сочетания данных порядков, хотя ряд специальных законов допускают принятие решения собрания, когда одни участники высказываются на очном собрании, а другие предоставляют письменное мнение по вопросам повестки дня. Думается, что такой вариант принятия решения не противоречит и смыслу общих норм.
Поскольку нормы ГК о решениях собраний являются крайне абстрактными и явно предполагают наличие специального регулирования, никаких особых правил о проведении собраний законодатель не установил.
Некоторые различия между очным и заочным голосованием можно выявить при сравнении содержания протоколов
Очное голосование | Заочное голосование |
1. Указывается дата и время проведения собрания. | 1. Дата, до которой принимались документы, содержащие результаты голосования. |
2. Почему-то специально не указаны, однако по смыслу п. 3 ст. 181.2 также указываются. | 2. Сведения о лицах, подписавших протокол. |
3. Сведения о лицах, голосовавших против и потребовавших внести запись в протокол | 3. Не указываются. |
Из этого сравнения можно лишь сделать вывод, что при заочном голосовании должна устанавливаться определенная дата, до которой принимаются результаты голосования.
Дата: 2018-12-28, просмотров: 652.