ПРЕКРАЩЕНИЕ ГРАЖДАНСТВА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Статья 17. Основания для прекращения гражданства Республики Беларусь

Гражданство Республики Беларусь прекращается вследствие:

· выхода из гражданства Республики Беларусь;

· утраты гражданства Республики Беларусь.

Статья 18. Выход из гражданства Республики Беларусь

Выход из гражданства Республики Беларусь осуществляется в порядке, установленном Президентом Республики Беларусь, и при отсутствии оснований, предусмотренных статьей 20 настоящего Закона.

Статья 19. Утрата гражданства Республики Беларусь

Гражданство Республики Беларусь утрачивается:

· вследствие поступления лица на воинскую службу, службу в полицию, органы безопасности, юстиции или иные государственные органы иностранного государства при отсутствии оснований, предусмотренных статьей 20 настоящего Закона;

· по заявлению родителей (единственного родителя) в отношении ребенка, приобретшего по рождению наряду с гражданством иностранного государства гражданство Республики Беларусь. Утрата гражданства Республики Беларусь ребенком в возрасте от 14 до 18 лет допускается только с согласия ребенка, выраженного в письменной форме и нотариально удостоверенного;

· по основаниям, предусмотренным международными договорами Республики Беларусь.

Статья 20. Основания для отказа в прекращении гражданства Республики Беларусь

Прекращение гражданства Республики Беларусь не допускается, если гражданин Республики Беларусь:

· является обвиняемым либо в отношении его имеется вступивший в законную силу и подлежащий исполнению обвинительный приговор суда;

· имеет задолженность по налогам или другие непогашенные долги и обязательства перед Республикой Беларусь, ее юридическими и физическими лицами;

· не имеет иного гражданства или гарантий его приобретения.

· Основания приобретения гражданства Республики Беларусь:

· − по рождению;

· − в порядке регистрации;

· − в результате приема в гражданство Республики Беларусь;

· − по иным основаниям, предусмотренным настоящим Законом и международными договорами Республики Беларусь.

· Первый из них – филиация, то есть приобретение гражданства по рождению. Особенность этого способа заключается в том, что для приобретения гражданства не требуется, как правило, согласие (желание) ребенка.

· Ребенок, в соответствии со ст.13 Закона, приобретает гражданство Республики Беларусь по рождению, если на день рождения ребенка:

· − хотя бы один из родителей ребенка состоит в гражданстве Республики Беларусь независимо от места рождения ребенка;

· − родители (единственный родитель) ребенка, постоянно проживающие на территории Республики Беларусь, являются лицами без гражданства, при условии, что ребенок родился на территории Республики Беларусь;

· − родители (единственный родитель) ребенка, постоянно проживающие на территории Беларуси, являются иностранными гражданами, при условии, что ребенок родился на территории Беларуси, а государства, гражданами которых являются его родители, не предоставляют ему своего гражданства.

· Находящийся на территории Беларуси ребенок, родители которого неизвестны, становится гражданином Республики Беларусь.

· Таким образом, можно сказать о том, что законодатель максимально стремится к тому, чтобы как можно более широкий круг лиц становился гражданами Республики Беларусь.

· В случае изменения гражданства родителями соответственно изменяется гражданство ребенка, если он не достиг возраста 14 лет.

· Изменение гражданства детей в возрасте от 14 до 18 лет в случае изменения гражданства их родителей, а также усыновленных детей допускается только с согласия детей, выраженного в письменной форме и нотариально заверенного.

· По желанию родителей в случае прекращения ими гражданства Республики Беларусь за ребенком в возрасте до 16 лет может сохраняться белорусское гражданство.

· Если гражданство Республики Беларусь приобретает один из родителей, а другой остается иностранным гражданином или лицом без гражданства, ребенок может приобрести гражданство Республики Беларусь по совместному заявлению родителей или родителя, который приобретаетгражданство Республики Беларусь, если место нахождения другого родителя неизвестно.

· Право на получение гражданства Республики Беларусь в порядке регистрации (ст. 15 Закона).

· Любое лицо, достигшее 18-летнего возраста, постоянно проживающее на территории Республики Беларусь, состоявшее в гражданстве бывшего СССР и не состоявшее в гражданстве Республики Беларусь, отвечающее требованиям абзацев второго, третьего и шестого части первой статьи 14 настоящего Закона, вправе обратиться с заявлением о приобретении гражданства Республики Беларусь в порядке регистрации, если оно:

· − родилось либо постоянно проживало на территории Республики Беларусь до 12 ноября 1991 года;

· − является супругом (супругой) лица, которое приобретает гражданство Республики Беларусь в порядке регистрации по основанию, предусмотренному абзацем вторым настоящей части;

· − является потомком лица, которое приобретает, приобрело либо могло приобрести гражданствоРеспублики Беларусь в порядке регистрации по основанию, предусмотренному абзацем вторым настоящей части.

· Гражданство Республики Беларусь без соблюдения условий, предусмотренных частью первой настоящей статьи, могут приобрести в порядке регистрации:

· − дети, постоянно проживающие на территории Республики Беларусь, - по совместному заявлению родителей, один из которых состоит в гражданстве Республики Беларусь, либо по заявлению одного из родителей, состоящего в гражданстве Республики Беларусь, если место нахождения другого родителя неизвестно, либо по заявлению единственного родителя, состоящего в гражданстве Республики Беларусь;

· − дети, находящиеся на территории Республики Беларусь, единственный известный родитель или оба родителя которых умерли, лишены родительских прав, отказались от воспитания ребенка или дали согласие на его усыновление, признаны в судебном порядке недееспособными, безвестно отсутствующими или умершими, а также недееспособные лица, над которыми установлены опека или попечительство, - по заявлению опекуна (попечителя), согласованному с органом опеки и попечительства.

· Третий способ – прием в гражданство Республики Беларусь (натурализация). Как правило, многие демократические страны при натурализации выдвигают ряд требований к лицу, пожелавшему принятьгражданство. Такие условия предусмотрены и в Республике Беларусь.

· В соответствии со статьей 14 Закона «О гражданстве Республики Беларусь» любое лицо, достигшее 18-летнего возраста, вправе обратиться с заявлением о приеме в гражданство Республики Беларусь, если оно:

· − берет на себя обязательство соблюдать и уважать Конституцию Республики Беларусь и иные акты законодательства Республики Беларусь;

· − знает один из государственных языков Республики Беларусь в пределах, необходимых для общения;

· − проживает на территории Республики Беларусь после получения разрешения на постоянное проживание в Республике Беларусь в течение семи лет непрерывно. Срок проживания на территории Республики Беларусь считается непрерывным, если лицо выезжало за пределы Республики Беларусь не более чем на три месяца в течение каждого года;

· − имеет законный источник средств существования;

· − не имеет гражданства, либо утрачивает гражданство иностранного государства в случае приобретения гражданства Республики Беларусь, либо обратилось в полномочный орган иностранного государства с заявлением о прекращении имеющегося у него гражданства иностранного государства, за исключением случаев, когда прекращение гражданства иностранного государства невозможно по независящим от лица причинам.

· Срок проживания может быть сокращен либо не применяться вовсе для:

· − белорусов, а также лиц, идентифицирующих себя как белорусы, и их потомков (кровные родственники по прямой линии: дети, внуки, правнуки), родившихся за пределами современной территории Республики Беларусь;

· − лиц, имеющих выдающиеся заслуги перед Республикой Беларусь, высокие достижения в области науки, техники, культуры и спорта либо обладающих профессией или квалификацией, представляющими государственный интерес для Республики Беларусь;

· − лиц, являющихся иностранными гражданами или лицами без гражданства, ранее состоявших в гражданстве Республики Беларусь.

· Основания для отклонения заявления о приобретении гражданства Республики Беларусь (ст. 16 Закона)

· Заявление о приобретении гражданства Республики Беларусь отклоняется, если заявившее об этом лицо:

· − осуждено за совершение преступления против мира и безопасности человечества, военного преступления, преступления против государства;

· − имеет судимость за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления на территории Республики Беларусь или за ее пределами, признаваемого таковым законодательством Республики Беларусь;

· − является подозреваемым или обвиняемым и в отношении его осуществляется уголовное преследование в Республике Беларусь, а также в иностранном государстве за преступления, признаваемые таковыми законодательством Республики Беларусь, - до вынесения приговора или иного итогового решения по делу;

· − осуждено и отбывает наказание в виде лишения свободы, - до истечения срока наказания;

· − депортировалось или высылалось из Республики Беларусь, - до окончания срока запрета въезда в Республику Беларусь;

· − представило ложные сведения или подложные документы;

· − состоит на воинской службе, службе в полиции, органах безопасности, юстиции или иных государственных органах иностранного государства.

· Основания прекращения гражданства Республики Беларусь:

· 1. Выход из гражданства Республики Беларусь;

· 2. Утрата гражданства Республики Беларусь.

· Гражданство Республики Беларусь утрачивается:

· − вследствие поступления лица на воинскую службу, службу в органы безопасности, в полицию, органы юстиции и иные органы государственной власти и управления в иностранном государстве;

· − по заявлению родителей (единственного родителя) в отношении ребенка, приобретшего по рождению наряду с гражданством иностранного государства гражданство Республики Беларусь. Утрата гражданства Республики Беларусь ребенком в возрасте от 14 до 18 лет допускается только с согласия ребенка, выраженного в письменной форме и нотариально удостоверенного;

· − по основаниям, предусмотренным международными договорами Республики Беларусь.

· Утрата гражданства Республики Беларусь наступает с момента регистрации данного факта полномочными государственными органами – МВД, управлениями, отделами внутренних дел, МИД, дипломатическими представительствами и консульскими учреждениями.

· Прекращение гражданства не допускается, если гражданин Беларуси:

· − является обвиняемым;

· − либо в отношении его имеется вступивший в законную силу и подлежащий исполнению обвинительный приговор суда;

· − имеет задолженность по налогам или другие непогашенные долги и обязательства перед Республикой Беларусь, ее юридическими или физическими лицами.

· − не имеет иного гражданства или гарантий его приобретения.

· Если решение о приобретении или прекращении гражданства Республики Беларусь было принято на основании представленных заведомо ложных сведений и подложных документов, оно отменяется (ст. 21 Закона).

 

 

35. Правовой статус иностранцев и лиц без гражданства.

Изменения в политической жизни республики, постоянно развивающиеся международные, экономические, научно-технические связи Республики Беларусь обуславливают приток значительного числа иностранных граждан в Республику Беларусь. Их правовое положение регулируются Конституцией Республики Беларусь (ст. 11), международными договорами Республики Беларусь и законами «О гражданстве Республики Беларусь», «О правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства в Республики Беларусь» от 04.01.2010 года и другими нормативными правовыми актами.

Согласно ст. 9 Закона Республики Беларусь «О гражданстве», а также ст. 1 Закона «О правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства в Республики Беларусь»:

Иностранными гражданами в Республике Беларусь признаются лица, не являющиеся гражданами Республики Беларусь и имеющие доказательства своей принадлежности к гражданству другого государства.

Лицами без гражданства в Республике Беларусь признаются лица, не являющиеся гражданами Республики Беларусь и не имеющие доказательств своей принадлежности к гражданству другого государства.

В соответствии с Конституцией Беларуси (ст. 11) иностранным гражданам и лицам без гражданства гарантируются предусмотренные законом права и свободы.

Гуманистический характер белорусского государства проявляется в том, что иностранные гражданеи лица без гражданства равны перед законом независимо от происхождения, социального и имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, пола, образования, языка, отношения к религии, рода и характера занятий и других обстоятельств.

Законом «О правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь» предусмотрено применение положений названного Закона в отношении иностранных граждан, находящихся на территории Беларуси, на взаимной основе.

Если другое государство ограничивает или нарушает общепризнанные нормы правового положения иностранных граждан в отношении граждан Республики Беларусь, то Парламентом в ответ могут устанавливаться соответственные ограничения прав и свобод в отношении граждан этого государства.

Закон «О правовом положении иностранных граждан» закрепляет основные принципы правового положения иностранных граждан в Республике Беларусь.

1) Иностранные граждане и лица без гражданства пользуются правами и свободами и исполняют обязанности наравне с гражданами Республики Беларусь, если иное не определено Конституцией, законами и международными договорами.

2) Они равны перед законом независимо от происхождения, социального и имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, пола, образования, языка, отношения к религии и др. обстоятельств (кроме лиц, пользующихся дипломатическим иммунитетом).

3) Осуществление ими своих прав и свобод не должно наносить ущерба интересам Республики Беларусь, правам и законным интересам граждан Республики Беларусь и других лиц.

4) Ограничения их прав и свобод могут устанавливаться только в интересах национальной безопасности Республики Беларусь, общественного порядка, защиты нравственности, здоровья населения, прав и свобод граждан Республики Беларусь и других лиц.

5) По отношению к ним могут устанавливаться ответные ограничения прав и свобод (в случае, если другое государство ограничивает права и свободы в отношении граждан Беларуси).

Осуществление прав и свобод, предоставленных иностранным гражданам, неотделимо от исполнения ими обязанностей, установленных законодательством. Иностранные граждане обязаны уважать Конституцию Республики Беларусь и соблюдать законы, с уважением относиться к правилам, традициям и обычаям народа.

Законом «О правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь» предусмотрены следующие категории иностранных граждан:

− постоянно проживающие в республике и имеющие вид на жительство;

− временно пребывающие и имеющие на то разрешение.

Разрешение на постоянное проживание выдается иностранцам, которые (ст. 53 Закона):

− являются близкими родственниками граждан Республики Беларусь, постоянно проживающих в Республике Беларусь;

− являются лицами, которым предоставлен статус беженца или убежище в Республике Беларусь;

− имеют право на воссоединение семьи;

− прожили на законных основаниях в Республике Беларусь последние семь и более лет;

− имеют основания для приобретения гражданства Республики Беларусь в порядке регистрации;

− состояли ранее в гражданстве Республики Беларусь;

− являются работниками и специалистами, в которых нуждаются организации Республики Беларусь;

− обладают исключительными способностями и талантом или имеют выдающиеся заслуги перед Республикой Беларусь, высокие достижения в области науки, техники, культуры и спорта;

− являются иностранными инвесторами, вложившими инвестиции в размере не менее ста пятидесяти тысяч евро в объекты инвестиционной деятельности на территории Республики Беларусь;

− являются этническими белорусами или их кровными родственниками по прямой нисходящей линии: детьми, внуками, правнуками, родившимися за пределами современной территории Республики Беларусь.

Разрешение на постоянное проживание может быть выдано иным иностранцам, не указанным в части первой настоящей статьи, на основании решения Совета Министров Республики Беларусь по согласованию с Президентом Республики Беларусь.

Порядок выдачи иностранцам разрешений на постоянное проживание определяется законодательными актами Республики Беларусь и постановлениями Совета Министров Республики Беларусь.Порядок

регистрации постоянно проживающих в Республике Беларусь иностранцев и снятия их с регистрационного учета по месту жительства и месту пребывания в Республике Беларусь определяется законодательными актами Республики Беларусь.

Республика Беларусь предоставляет право убежище лицам, преследуемым в других государствах за политические, религиозные убеждения или национальную принадлежность (ст. 12 Конституции Республики Беларусь).

Как было сказано выше, иностранные граждане и лица без гражданства обладают большинством прав и свобод, закрепленных Конституцией Республики Беларусь для граждан Республики Беларусь.

Однако права иностранных граждан и лиц без гражданства в определенной степени ограничены по сравнению с правами граждан республики:

1) они не могут избирать и быть избранными в выборные государственные органы Республики Беларусь; принимать участие в референдумах;

2) не могут быть членами политических партий;

3) не могут занимать должности, назначения на которые, в соответствии с законодательством Республики Беларусь связано с принадлежностью к гражданству Республик Беларусь;

4) иностранные граждане, находящиеся в Республике Беларусь, не исполняют воинской обязанности.

Иностранец может въезжать в Республику Беларусь и выезжать из нее, а также осуществлять транзитный проезд через Республику Беларусь по документу для выезда заграницу при наличии визы, если иное не определено Законом.

Иностранцу может быть отказано в выдаче визы для въезда в Республику Беларусь или во въезде в Республику Беларусь, если:

− иностранец в пункте пропуска через Государственную границу нарушил правила пересечения Государственной границы, таможенные правила, - до устранения нарушения;

− срок действия документа для выезда за границу не превышает девяноста суток до дня предполагаемого выезда иностранца из Республики Беларусь;

− иностранец осужден на территории Республики Беларусь или другого государства за совершение преступления, не представляющего большой общественной опасности, или менее тяжкого преступления, признаваемого таковым в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь, и судимость не снята или не погашена;

− иностранец во время своего прежнего пребывания в Республике Беларусь неоднократно (два и более раза) в течение одного года привлекался к административной ответственности и не истек срок по окончании которого он считается не подвергавшимся административному взысканию.

− иностранец, подвергнутый в Республике Беларусь административному взысканию в виде штрафа, не уплатил его в установленный срок – до исполнения постановления.

− иностранец не может подтвердить наличие средств, необходимых для покрытия расходов по его пребыванию в Республике Беларусь.

− имеются достаточные основания полагать, что иностранец может уклониться от выезда из Республики Беларусь по окончании срока его временного пребывания.

− и др. случаи, предусмотренные ст. 30 Закона.

В случае принятия решения об отказе иностранцу во въезде в Республику Беларусь, ранее выданная ему виза для въезда в Республику Беларусь, аннулируется.

Решение об отказе во въезде в Республику Беларусь влечет за собой включение иностранца в Список лиц, въезд которых в Республику Беларусь запрещен или нежелателен.

Иностранцу может быть отказано в выдаче визы для выезда из Республики Беларусь или в выезде из Республики Беларусь, если:

− он является подозреваемым или обвиняемым по уголовному делу, - до прекращения производства по делу или вступления в законную силу приговора суда по этому делу;

− он осужден в Республике Беларусь за совершенное преступление, - до исполнения наказания или освобождения от наказания;

− он не выполнил имущественных, налоговых или иных обязательств перед Республикой Беларусь, физическими и юридическими лицами, установленных вступившими в законную силу судебными решениями, - до исполнения этих обязательств;

− он, в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь, привлечен к административной ответственности за совершение административного правонарушения на территории Республики Беларусь, - до прекращения дела об административном правонарушении или исполнения административного взыскания;

− он имеет задолженность по налоговому обязательству, предусмотренному законодательными актами Республики Беларусь, - до погашения этой задолженности;

− его выезд противоречит интересам национальной безопасности Республики Беларусь, - до прекращения обстоятельств, препятствующих выезду;

− он включен в Список лиц, которым отказано в выезде из Республики Беларусь.

В случае принятия решения об отказе иностранцу в выезде из Республики Беларусь ранее выданная ему виза для выезда из Республики Беларусь аннулируется.

Решение об отказе в выезде из Республики Беларусь влечет за собой включение иностранца в Список лиц, которым отказано в выезде из Республики Беларусь.

Иностранные граждане и лица без гражданства, совершившие преступления, административные или иные правонарушения на территории Беларуси, подлежат ответственности на общих основаниях с гражданами нашей республики.

Задержанные или арестованные иностранные граждане либо лица без гражданства должны быть безотлагательно информированы на понятном им языке о причинах задержания или ареста, правах, которые они имеют в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

Орган, задержавший или арестовавший иностранного гражданина, сообщает об этом в Министерство иностранных дел Республики Беларусь для информирования о случившемся дипломатического или консульского представительства государства, гражданином которого является задержанный или арестованный.

Иностранцы могут быть подвергнуты депортации в случаях и в порядке, определенных законодательными актами Республики Беларусь.

Иностранец может быть выслан из Республики Беларусь в интересах национальной безопасности Республики Беларусь, общественного порядка, защиты нравственности, здоровья населения, прав и свобод граждан Республики Беларусь и других лиц, если он не может быть подвергнут депортации.

Решение о высылке принимается органом внутренних дел или органом государственной безопасности.

Высылка может быть осуществлена путем добровольного выезда иностранца из Республики Беларусь или в принудительном порядке.

Иностранные граждане и лица без гражданства обязаны покинуть Республику Беларусь в срок, указанный в решении о высылке за пределы Республики Беларусь, принятом в установленном порядке.

Высылка в принудительном порядке осуществляется, если:

− имеются основания полагать, что иностранец может уклониться от выполнения решения о высылке путем добровольного выезда;

− иностранец не выехал из Республики Беларусь в срок, установленный в решении о высылке путем добровольного выезда.

При принятии решения о высылке в принудительном порядке орган внутренних дел или орган государственной безопасности с санкции прокурора принимают меры по задержанию иностранца на срок, необходимый для высылки.

Расходы, связанные с депортацией или высылкой, производятся за счет иностранца либо юридического лица или физического лица, ходатайствовавших о его въезде в Республику Беларусь.

В случаях, если возмещение расходов за счет средств лиц, указанных в части первой настоящей статьи, невозможно, депортация или высылка осуществляются за счет средств республиканского бюджета.

На основании решения о депортации или высылке иностранец включается в Список лиц, въезд которых в Республику Беларусь запрещен или нежелателен. Депортированному, высланному иностранцу въезд в Республику Беларусь может быть запрещен на срок от одного года до десяти лет.

Как отмечалось, правовой статус иностранных граждан может определяться международными договорами. Так, 25 декабря 1998 г. в г. Москве был подписан Договор между Республикой Беларусь и Российской Федерацией о равных правах граждан (ратифицирован 17 февраля 1999 г.). В Договоре предусмотрено, что граждане двух государств обладают равными правами избирать и быть избранными в выборные органы Союза, имеют равные права на участие в хозяйственной деятельности на территориях Договаривающихся Сторон, пользуются равными гражданскими правами и свободами, как это предусмотрено законодательством Сторон, обеспечивают доступность и равные права граждан.

Следует подчеркнуть, что на страже прав и интересов иностранных граждан и лиц без гражданства стоит наше государство в лице своих органов государственной власти и управления, суда, прокуратуры. Но особое место среде этих органов занимают органы внутренних дел, на которые возлагается задача по защите прав иностранных граждан и лиц без гражданства, а также осуществление контроля за ними. Так,иностранные граждане и лица без гражданства, прибывшие в Беларусь, должны в 3-х дневный срок зарегистрироваться в отделах по гражданству и миграции ОВД. Далее сотрудники ОВД осуществляют периодический контроль за тем, чтобы эта категория граждан соблюдала законодательство Республики Беларусь. Подробнее с этим вы познакомитесь в курсе Административной деятельности.

В работе с иностранными гражданами, как и с гражданами нашего государства, в соответствии с Приказом МВД Республики Беларусь № 1 от 01.01.2005г., сотрудники ОВД должны строго соблюдать законность, высокую культуру и вежливое обращение.

 

36. Правовое положение беженцев в Республике Беларусь.

Одно из приоритетных направлений деятельности подразделений органов внутренних дел по гражданству и миграции – контроль за иностранцами, число которых в Республике Беларусь растет с каждым годом. Иностранным гражда нам, получившим статус беженца, предоставляется дополнительная защита. Беженец – лицо, которое не является гражданином Республики Беларусь, «вынужденное покинуть место своего постоянного жительства на территории другого государства вследствие совершенного в отношении него или членов его семьи насилия или преследования в иных формах, либо реальной опасности подвергнуться преследованию по признаку расовой или национальной принадлежности, вероисповедания, языка, политических убеждений, а также принадлежности к определенной социальной группе в связи с вооруженными и меж- национальными конфликтами» [3, ст. 1]. Законодательством Республики Беларусь для беженцев предусмотрены дополнительные правовые гарантии: 1. Возможность самостоятельного поселения иностранца, имеющего статус беженца, и членов его семьи в семье гражданина Республики Беларусь или иностранца, постоянно проживающего в Республике Беларусь, при размере жилой площади не менее шести квадратных метров на каждого проживающего. 2. Возможность проживания в месте временного поселения до оформления разрешения на постоянное проживание в Республике Беларусь, но не более одного года. 3. Получение денежной помощи в порядке и размерах, определенных Советом Министров Республики Беларусь. 4. Содействие Департамента по гражданству и миграции в получении сведений о близких родственниках и др. [2, ст. 19]. Для получения статуса беженца иностранец, члены его семьи, достигшие восемнадцатилетнего возраста, лично либо через уполномоченного представителя обращаются в подразделение по гражданству и миграции. В 2016 г. в органы внутренних дел с ходатайством о защите обратился 721 человек. По состоянию на 1 декабря 2016 г. статус беженца предоставлен 929 иностранцам, дополнительная защита – более 1800, основную массу из которых составляют граждане Украины, Сирии, Афганистана, Ливана и других стран [

37. Право убежища.

ГЛАВА 3 СТАТУС БЕЖЕНЦА Статья 19. Основания и срок предоставления статуса беженца В Республике Беларусь статус беженца предоставляется иностранному гражданину, находящемуся на территории Республики Беларусь в силу обоснованных опасений стать 15 жертвой преследований в государстве гражданской принадлежности по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальной принадлежности, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений, который не может или не желает в силу таких опасений пользоваться защитой этого государства, или лицу без гражданства, находящемуся на территории Республики Беларусь вследствие указанных опасений, которое не может или не желает вернуться в государство прежнего обычного места жительства в силу таких опасений. Статус беженца предоставляется иностранцу на срок сохранения в государстве гражданской принадлежности либо прежнего обычного места жительства оснований, по которым ему предоставлен статус беженца. Статья 20. Права иностранца, которому предоставлен статус беженца Иностранец, которому предоставлен статус беженца, имеет право на: получение информации о своих правах и обязанностях; получение удостоверения беженца; получение разрешения на временное проживание в Республике Беларусь; получение разрешения на постоянное проживание в Республике Беларусь; получение проездного документа Республики Беларусь; самостоятельное поселение в семье гражданина Республики Беларусь или постоянно проживающего в Республике Беларусь иностранца в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь; проживание в случае отсутствия возможности самостоятельно поселиться на территории Республики Беларусь в местах временного поселения до оформления разрешения на постоянное проживание в Республике Беларусь, но не более одного года, а также в специальных жилых помещениях, предназначенных в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь для временного проживания данной категории иностранцев, – при наличии свободных мест; медицинское обслуживание наравне с гражданами Республики Беларусь; получение образования наравне с гражданами Республики Беларусь, если иное не установлено законодательными актами Республики Беларусь и международными договорами Республики Беларусь; получение денежной помощи в порядке и размерах, определенных Советом Министров Республики Беларусь; содействие Департамента в получении сведений о близких родственниках, проживающих в государстве гражданской принадлежности либо прежнего обычного места жительства; добровольное возвращение в государство гражданской принадлежности либо прежнего обычного места жительства; выезд на постоянное место жительства в другое государство; воссоединение семьи; обращение в Управление Верховного комиссара Организации Объединенных Наций по делам беженцев; судебную защиту наравне с гражданами Республики Беларусь; пользование иными правами наравне с иностранцами, постоянно проживающими в Республике Беларусь, если иное не определено законодательными актами Республики Беларусь и международными договорами Республики Беларусь.

В Республике Беларусь дополнительная защита предоставляется иностранному гражданину, находящемуся на территории Республики Беларусь, у которого отсутствуют основания для предоставления ему статуса беженца, но существуют обоснованные опасения столкнуться при возвращении в государство гражданской принадлежности с угрозой смертной казни, пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания либо с угрозой жизни, возникшей по причине насилия в условиях вооруженного конфликта международного или немеждународного характера, и который не может или не желает вследствие таких опасений пользоваться защитой этого государства, или лицу без гражданства, находящемуся на территории Республики Беларусь, у которого отсутствуют основания для предоставления ему статуса беженца, но существуют указанные опасения и которое не может или не желает вернуться в государство прежнего обычного места жительства в силу таких опасений. Дополнительная защита предоставляется иностранцу на срок до одного года. В случае сохранения в государстве гражданской принадлежности либо прежнего обычного места жительства иностранца оснований, по которым ему предоставлена дополнительная защита, срок ее предоставления может продлеваться, но не более чем на один год каждый раз. Статья 23. Права иностранца, которому предоставлена дополнительная защита Иностранец, которому предоставлена дополнительная защита, имеет право на: получение информации о своих правах и обязанностях, в том числе о праве на обращение с заявлением о продлении дополнительной защиты; получение свидетельства о дополнительной защите; получение разрешения на временное проживание в Республике Беларусь на срок предоставления дополнительной защиты; 17 получение проездного документа Республики Беларусь; проживание в случае отсутствия возможности самостоятельно поселиться на территории Республики Беларусь в местах временного поселения в течение срока предоставления дополнительной защиты, но не более одного года, а также в специальных жилых помещениях, предназначенных в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь для временного проживания данной категории иностранцев, – при наличии свободных мест; медицинское обслуживание и трудоустройство наравне с иностранцами, постоянно проживающими в Республике Беларусь; обращение в подразделение по гражданству и миграции с заявлением о продлении дополнительной защиты; обращение в подразделение по гражданству и миграции с новым ходатайством о защите в случае возникновения оснований для предоставления статуса беженца или убежища; содействие Департамента в получении сведений о близких родственниках, проживающих в государстве гражданской принадлежности либо прежнего обычного места жительства; добровольное возвращение в государство гражданской принадлежности либо прежнего обычного места жительства; выезд на постоянное место жительства в другое государство; воссоединение семьи; обращение в Управление Верховного комиссара Организации Объединенных Наций по делам беженцев; судебную защиту наравне с гражданами Республики Беларусь; пользование иными правами наравне с иностранцами, временно проживающими в Республике Беларусь, если иное не определено законодательными актами Республики Беларусь и международными договорами Республики Беларусь. Иностранец, не достигший возраста восемнадцати лет, которому предоставлена дополнительная защита, кроме прав, указанных в части первой настоящей статьи, имеет также право на получение дошкольного, общего среднего и специального образования и медицинское обслуживание наравне с несовершеннолетними гражданами Республики Беларусь. В целях реализации прав, предусмотренных абзацами седьмым, пятнадцатым части первой и частью второй настоящей статьи, для удостоверения личности иностранца, которому предоставлена дополнительная защита, в случае отсутствия у него документа для выезда за границу используется свидетельство о дополнительной защите.

ГЛАВА 5 УБЕЖИЩЕ Статья 25. Основания и срок предоставления убежища В Республике Беларусь убежище может быть предоставлено иностранному гражданину, находящемуся на территории Республики Беларусь, вынужденному покинуть государство гражданской принадлежности вследствие преследований за политические, религиозные убеждения или национальную принадлежность, или лицу без гражданства, находящемуся на территории Республики Беларусь, вынужденному покинуть государство прежнего обычного места жительства вследствие преследований за политические, религиозные убеждения или национальную принадлежность. Убежище предоставляется иностранцу на срок сохранения в государстве гражданской принадлежности либо прежнего обычного места жительства оснований, по которым ему предоставлено убежище. Статья 26. Права иностранца, которому предоставлено убежище Иностранец, которому предоставлено убежище, имеет право на: получение информации о своих правах и обязанностях; получение разрешения на временное проживание в Республике Беларусь; получение разрешения на постоянное проживание в Республике Беларусь; получение проездного документа Республики Беларусь; самостоятельное поселение в семье гражданина Республики Беларусь или постоянно проживающего в Республике Беларусь иностранца в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь; проживание в случае отсутствия возможности самостоятельно поселиться на территории Республики Беларусь в местах временного поселения до оформления разрешения на постоянное проживание в Республике Беларусь, но не более одного года – при наличии свободных мест; медицинское обслуживание наравне с гражданами Республики Беларусь; получение образования наравне с гражданами Республики Беларусь, если иное не установлено законодательными актами Республики Беларусь и международными договорами Республики Беларусь; получение денежной помощи в порядке и размерах, определенных Советом Министров Республики Беларусь; содействие Департамента в получении сведений о близких родственниках, проживающих в государстве гражданской принадлежности либо прежнего обычного места жительства; добровольное возвращение в государство гражданской принадлежности либо прежнего обычного места жительства; 19 выезд на постоянное место жительства в другое государство; воссоединение семьи; судебную защиту наравне с гражданами Республики Беларусь; пользование иными правами наравне с иностранцами, постоянно проживающими в Республике Беларусь, если иное не определено законодательными актами Республики Беларусь и международными договорами Республики Беларусь. Статья 27. Обязанности иностранца, которому предоставлено убежище Иностранец, которому предоставлено убежище, обязан: соблюдать Конституцию Республики Беларусь, настоящий Закон, иные акты законодательства Республики Беларусь и уважать ее национальные традиции; стать на учет в подразделении по гражданству и миграции по месту временного проживания или месту жительства в Республике Беларусь в течение пяти суток, за исключением воскресений, государственных праздников и праздничных дней, установленных и объявленных Президентом Республики Беларусь нерабочими, после ознакомления с решением о предоставлении убежища; сообщить в течение пяти суток, за исключением воскресений, государственных праздников и праздничных дней, установленных и объявленных Президентом Республики Беларусь нерабочими, в подразделение по гражданству и миграции сведения об изменении фамилии, собственного имени, отчества, состава семьи, семейного положения, о приобретении гражданства другого государства; сообщить в подразделение по гражданству и миграции о намерении выехать на постоянное место жительства за пределы Республики Беларусь; стать на учет в подразделении по гражданству и миграции при перемене места временного проживания или места жительства в Республике Беларусь в течение пяти суток, за исключением воскресений, государственных праздников и праздничных дней, установленных и объявленных Президентом Республики Беларусь нерабочими, со дня регистрации по новому месту временного проживания или новому месту жительства в Республике Беларусь; исполнять иные обязанности наравне с иностранцами, постоянно проживающими в Республике Беларусь, если иное не определено законодательными актами Республики

38. Понятие избирательного права и избирательной системы, их соотношение. Стр 450

 

39. Виды избирательных систем.

Право выбора

— понятие, сущность и значение избирательной системы

— избирательный процесс

— избирательное право. Особенности избирательного права в РБ

Избирательная система — порядок организации и проведения выборов в правительственные учреждения или индивидуального руководящего представителя (например, президента страны), закрепленный в юридических нормах, а также сложившейся практикой деятельности государственных и общественных организаций.

1. Мажоритарная система относительного большинства. Это самая простая система, при которой избранным считается тот кандидат, который получил наибольшее число голосов, то есть больше голосов, чем любой из его соперников. Она результативна: единственный случай, когда результата может не быть, это получение одинакового наибольшего числа голосов двумя или более кандидатами.

Такие случаи достаточно редки, и законодательным разрешением ситуации обычно бывает жребий. Такую систему применяли в качестве единственной для выборов какой-либо палаты парламента (или обеих палат) 43 государства, в том числе США и ряд государств — членов британского Содружества наций.

2. Мажоритарная система абсолютного большинства. От только что рассмотренной системы она отличается тем, что требует для избрания абсолютного большинства голосов, то есть более половины общего их числа. Но это исходное общее число может быть трояким: а) общее число зарегистрированных избирателей (это самое жесткое требование, которое практически не встречается) ; б) общее число поданных голосов; в) общее число поданных действительных голосов.

3. Мажоритарная система квалифицированного большинства. При этой системе избранным считается кандидат (список кандидатов), получивший квалифицированное большинство голосов. Квалифицированное большинство устанавливается законом и, во всяком случае, превышает большинство абсолютное. Такая система чрезвычайно редка, поскольку еще менее результативна, чем система абсолютного большинства.

4. Система единственного непередаваемого голоса. Эта система, также весьма редкая (применялась, в частности, до недавнего времени в Японии), считается полупропорциональной, так как меньше искажает соотношение сил между политическими партиями, чем обычная мажоритарная система.

Система заключается в том, что в многомандатном избирательном округе избиратель голосует за одного кандидата, а не за список кандидатов от какой-либо партии, как при обычной мажоритарной системе. Избранными считаются кандидаты, получившие наибольшее число голосов (т.е. относительное большинство).

5. Система пропорционального представительства политических партий. Главная идея этой системы, как уже отмечалось выше, заключается в том, чтобы каждая политическая партия получала в парламенте или ином представительном органе число мандатов, пропорциональное числу поданных за нее голосов избирателей. В принципе это справедливо, но, как говорится, недостатки суть продолжения достоинств.

Пропорциональная избирательная система гарантирует представительство даже для относительно мелких партий, что при парламентарной или смешанной форме правления создает сложные проблемы при формировании правительства и в дальнейшем, в ходе его деятельности.

Разумеется, проблемы возникают в случае, когда ни одна партия или устойчивая коалиция партий не имеет в парламенте устойчивого большинства, а такой ситуации пропорциональная система благоприятствует. Это один (но не единственный) ее существенный дефект.

6. Смешанные системы. В ряде стран с целью соединить выгоды от различных систем и избежать их недостатков или хотя бы эти недостатки существенно смягчить создаются избирательные системы смешанного характера, в которых тем или иным образом сочетаются элементы как мажоритарной, так и пропорциональной систем.

Практическо-организационная часть избирательной системы называется избирательным процессом. Избирательный процессэторегламентированный законодательством порядок организации и проведения выборов. Состоит из относительно самостоятельных стадий, которые отличаются друг от друга задачами, кругом участников и специфичностью их правового статуса, видами составляемых процессуальных избирательных документов, конечными результатами процессуальной деятельности.

.Избирательная система – это установленный государством порядок организации и проведения выборов. В мировой практике сложилось две разные разновидности избирательного права:
1) мажоритарная
2) пропорциональная
При мажоритарной системе кандидат выступает в личном качестве и для того, чтобы быть избранным должен набрать необходимое количество голосов. При пропорциональной системе избиратель голосует не за кандидата, а за один из списков, представленный политическими партиями или другим избирательным объединением, допущенным к участию в выборах.
Некоторые государства прибегают к смешанной избирательной системе, когда часть по мажоритарной, а часть по пропорциональной. В РБ мажоритарная система.
Избирательная система закреплена конституцией, избирательным кодексом и другими НПА. Действующий порядок организации и проведения выборов включает в себя следующие этапы:
1) назначение выборов
2) формирование избирательных округов и окружных избирательных комиссий
3) формирование избирательных участков и участков избирательных комиссий
4) составление и уточнение списка избирателей
5) выдвижение и регистрация кандидатов в депутаты
6) проведение предвыборной агитации
7) голосование, подсчет голосов и опубликование результатов выборов
8) обжалование нарушений, допущенных в ходе избирательного процесса

40. Конституционные принципы избирательной системы.

Принципы избирательной системы – это основные руководящие начала, соблюдения которых делает выборы легальными, т.е. законными.

Итак, рассмотрим принципы избирательной системы подробнее.

1. Всеобщность избирательного права граждан (ст.64 Конституции Республики Беларусь).

Этот принцип означает, что все граждане Республики Беларусь, достигшие 18 лет, имеют право избирать (активное избирательное право) и быть избранными (пассивное избирательное право). Круг граждан, не допускаемых к участию в выборах, определен Конституцией.

Так, в выборах не могут участвовать:

1. лица, признанные судом недееспособными;

2. лица, содержащиеся по приговору суда в местах лишения свободы;

3. лица, в отношении которых избрана мера пресечения - содержание под стражей (сами они могут быть избраны в представительные органы).

Принцип всеобщности избирательного права означает, что в выборах принимают участие все социальные группы и слои граждан, независимо от профессиональной принадлежности, занимаемой должности, вероисповедания, а также то, что все граждане, которые достигли определенного возраста, могут быть избранными в состав соответствующих Советов депутатов.














Дата: 2019-02-02, просмотров: 256.