Гражданское общество независимо от государства и фактически стоит над ним
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Каждое государство характеризуется определенными чертами, в которых выражается его специфика. Как вы, наверное, знаете, государство может быть демократическим или недемократическим (тоталитарным, авторитарным), республикой или монархией, унитарным или федеративным. Совокупность этих черт позволяет говорить об определенной форме, определенном способе организации государства или о государственном строе. Этот строй, закрепленный в конституции государства, является его конституционным строем.

Таким образом, конституционный строй – это определенная форма (способ) организации государства, закрепленная в его конституции.

Конституционный строй можно рассматривать в двух аспектах:

а) в формальном смысле – как любое устройство государства и общества на основе Конституции;

б) в смысле содержательном – как общественный и государственный строй, отвечающий критериям (признакам) конституционализма.

Таким образом, исходя из формального и содержательного аспектов понимания сущности конституционного строя, под конституционным строем следует понимать совокупность политических, экономических и социальных отношений, определяющих такой порядок организации государства, при котором реально обеспечиваются права и свободы граждан, а государство и его органы действуют в соответствии с Конституцией.

В конституционном праве наряду с понятием «конституционный строй» используется понятие «основы конституционного строя». Эти понятия необходимо различать. Конституционный строй представляет собой более широкое понятие. Он включает в себя совокупность всех основных сторон жизни государства, всю систему общественных отношений, складывающихся в нем. Поэтому в закреплении конституционного строя участвуют не отдельные правовые нормы, а все законодательство.

Ведущее место среди правовых норм, регулирующих конституционный строй, занимают нормы Конституции. В то же время среди самих конституционных норм выделяются нормы, закрепляющие основные устои, то есть основы конституционного строя государства.

Под основами конституционного строя Республики Беларусь понимаются главные устои государства, его основные принципы, которые призваны обеспечить Беларуси характер конституционного государства.

Принципы конституционного строя – основные идеи, базовые начала, установленные в конституции, определяющие устройство общества и государства. Основы конституционного строя Республики Беларусь выражаются в следующих принципах:

1). Народовластие как основа государства.

Данный принцип предусмотрен ст. 3 Конституции Республики Беларусь, в которой подчеркивается, что единственным источником государственной власти и носителем суверенитета в Республике Беларусь является народ, который осуществляет свою власть как непосредственно, так и через представительные и иные органы.

2). Человек – высшая ценность государства и общества.

Этот принцип предусмотрен ст. 2 Конституции Республики Беларусь. Основное содержание данного принципа заключается в том, что главной задачей развития общества и государства является человек, его интересы; конституционные права и свободы личности являются непосредственно действующими возможностями, пригодными к повседневной реализации. Правотворчество и правоприменительная практика должны быть ориентированы на повсеместное соблюдение основных прав и свобод личности. Права и свободы личности определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти и обеспечиваются правосудием.

3). Верховенство закона.

Данный принцип предусмотрен ст. 7 Конституции Республики Беларусь. Он означает, что государство, все его органы и должностные лица действуют в пределах Конституции Республики Беларусь и принятых в соответствии с ней актов законодательства. Правовые акты или их отдельные положения, признанные в установленном законом порядке противоречащим положениям Конституции, не имеют юридической силы.

4). Приоритет общепризнанных принципов и норм международного права.

Названный принцип установлен в ст. 8 Конституции Республики Беларусь. Он заключается в том, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Республики Беларусь являются составной частью ее правовой системы. Общепризнанные принципы вытекают прежде всего из статутных актов ООН, Совета Европы, СНГ и др. международных организаций. В данном случае речь идет о принципах либо нормах международного права, содержащихся в договорах, соглашениях и иных международных актах, которые признаются в Республики Беларусь в качестве обязательных. Обязательными они становятся, как правило, в случае их ратификации.

5). Разделение властей .

Этот принцип в общем виде провозглашен в ст. 6 Конституции Республики Беларусь. Согласно ей государственная власть Республики Беларусь осуществляется на основе разделения ее на законодательную, исполнительную и судебную. Назначение принципа разделение властей состоит в такой организации единой системы государственной власти, при которой будет обеспечена относительная самостоятельность и независимость ветвей власти. Таким образом, содержание названного принципа заключается в том, что:

- власть в государстве осуществляется на основе функциональной специализации органов, принадлежащих трем ветвям власти;

- эти органы являются самостоятельными и независимыми в реализации закрепленных за ними полномочий;

- должностные лица, действующие в функциональном поле разных ветвей власти, не могут совмещать свою работу с работой в органе государственной власти, который осуществляет полномочия и иного ведения;

- органы законодательной, исполнительной и судебной власти взаимодействуют на основе различных форм сотрудничества, влияния и контроля.

6). Идеологический и политический плюрализм.

Данный принцип провозглашается в ст.ст. 4 и 5 Конституции Республики Беларусь. В содержание названного принципа включается несколько основных идей:

- многообразие политических институтов и идеологий;

- свобода политических мнений, взглядов и действий;

- плюрализм взглядов на государственные и общественные процессы, исключающий возможность установления какой-либо идеологии в качестве государственной или обязательной;

- признание свободы создания и деятельности политических партий, других общественных объединений;

- запрещение создания и деятельности политических партий и других общественных объединений, имеющих целью насильственное изменение конституционного строя либо ведущих пропаганду войны, социальной, национальной, религиозной и расовой вражды.

7). Равенство форм собственности и многообразие форм осуществления хозяйственной деятельности.

Содержание данного принципа отражено в ст. 13 Конституции Республики Беларусь. В ней провозглашаются свобода предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности. Государство предоставляет всем равные права для осуществления хозяйственной и иной деятельности, кроме запрещенной законом, и гарантирует равную защиту и равные условия для развития всех форм собственности.

8). Единство и неотчуждаемость территории Беларуси.

Указанный принцип нашел отражение в ст. 9 Конституции Республики Беларусь. Согласно ей, территория Республики Беларусь является естественным условием существования и пространственным пределом самоопределения народа, основой его благосостояния и суверенитета Республики Беларусь. Территория Беларуси едина и неотчуждаема.

Поскольку конституционный строй включает в себя практически все стороны жизни общества и государства, то его структура складывается из 4-х основных элементов, которые представляют собой системы общественных отношений в соответствующих сферах жизни общества. Структурными элементами конституционного строя являются: политические отношения, экономические отношения, социальные и духовно-культурные отношения. Некоторые авторы к элементам конституционного строя относят также закрепленные Конституцией характеристики государства, которые, как нам представляется, присутствуют во многих из указанных нами групп отношений. К тому же, далеко не всегда, можно провести четкую грань, например, между отношениями экономическими и социальными, отношениями, характеризующими отдельные черты белорусского государства.

Дата: 2019-02-02, просмотров: 260.