Основные права, свободы и обязанности граждан Республики Беларусь закреплены в Конституции. Они носят основополагающий характер и составляют основы правового статуса личности. Институт прав и свобод является центральным в конституционном праве. Разграничения категории «права» и «свобода» не означает их противопоставления, правовое содержание их одинаково.
Право – это признанная и гарантированная возможность совершать определенные действия по своей воле и в личных интересах.
Права человека – это высшие общечеловеческие ценности, утвержденные каждым народом в ходе его развития.
Существуют два основных подхода к определению сущности прав человека:
1) права человека - это естественные, неотчуждаемые свойства, не зависящие от государства;
2) права дарованы государством.
Однако, на мой взгляд, существуют как естественные права (например, право на жизнь), так и права, предоставленные государством (например, право на участие в решении политических дел). Свободапонятие более широкое, чем понятие «право». Если право человека ограничивается правами других лиц, то свобода предполагает сознательность субъекта в том, чтобы не нарушать права и законные интересы других людей.
Свобода – это возможность человека избежать воздействия со стороны государства, это независимость от него.
В литературе не редко используются выражения «права и свободы человека», «права и свободы гражданина». Содержание этих понятий несколько различается. Когда мы говорим о правах и свободах гражданина, то имеем ввиду, прежде всего, обладание ими в силу принадлежности государства. Когда речь идет о права и свободах человека, то имеется виду их естественная природа происхождения. Их человек приобретает не от государства, а уже в силу рождения. Различия в правах человека и правах гражданина состоит в том, что некоторые права предоставляются только гражданам данного государства. Например, право избирать и быть избранным.
Наряду с правами и свободами существуют и обязанности человека и гражданина. Обязанность -это совершение определенных действий в интересах государства и общества в соответствии с существующей в обществе моралью. Это мера должного поведения человека.
Юридические свойства прав и свобод граждан. К ним относятся:
- конституционные права и свободы составляют ядро правового статуса личности, лежат в основе всех других прав, закрепляемых иными отраслями права;
- основные права и свободы закрепляются за каждым человеком и гражданином;
- характерной чертой основных прав и свобод является их всеобщность.
Эти права распространяются на все население страны. Они равны и едины для всех и каждого, все получают возможность воспользоваться этими правами.
- они не приобретаются и не отчуждаются по волеизъявлению гражданина;
- осуществление прав и свобод не должно нарушать права и свободы других лиц;
- они отличаются механизмом их реализации;
- имеют повышенную степень правовой защиты и охраны.
Конституционные права и свободы составляют единую систему. Вместе с тем в этой системе выделяются различные виды прав и свобод в зависимости от критериев, оснований классификации. Существует классификация прав и свобод по ряду оснований:
1. По статусу субъекта:
права человека
права гражданина
Это деление основано на идеи естественных прав: человек получает права от рождения (неотчуждаемые права) и права, которые ему предоставляет государство (права гражданина).
2. По количественному признаку:
индивидуальные права (на имя, честь, достоинство)
коллективные права (право на объединение и др.)
Как правило, конституционные права и свободы ориентированы на индивида – человека и гражданина. Вместе с тем для обеспечения статуса определенных категорий граждан признаются коллективные прав. К коллективным права следует отнести те права, которые могут осуществляться не с только отдельным человеком, сколько коллективами, общностями. Отдельный человек принимает участие в реализации таких прав, но это, прежде всего, связано с его положением. А члена коллектива. К таким правам можно отнести: право на здоровую окружающую среду; на экономическое развитие, способные обеспечить достойный уровень жизни.
3. По содержанию выделяют:
личные
политические
социально-экономические
культурные
А) ЛИЧНЫЕ ПРАВА И СВОБОДЫ
Личные (гражданские) права и свободы – это естественные, основополагающие права человека на жизнь и свободу. Они неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения. По своей сущности они являются правами человека и не увязаны напрямую с принадлежностью к гражданству государства.
Личные права и свободы граждан наиболее полно характеризуют положение человека в гражданском обществе и гарантируют невмешательство государства в сферу частных интересов личности. Назначение личных прав может быть выражено в совокупности 3 аспектов:
1. они призваны гарантировать человеческую жизнь и обеспечивать защиту от всяких форм насилия, жестокого или унижающего человеческое достоинство человека;
2. с личными правами связано обеспечение защиты человеческого достоинства, неприкосновенности личности, его частной и семейной жизни;
3. личные права обусловливают возможности без препятственного выбора человека своего поведения в сфере личной частной жизни (например, право указывать свою национальную принадлежность, свобода вероисповедания).
К числу личных прав и свобод Конституция Республики Беларусь относит:
- право каждого на жизнь (ст. 24).
Государство защищает жизнь человека от любых противоправных посягательств. Смертная казнь применяется в соответствии с законом как исключительная мера наказания за особо тяжкие преступления согласно приговору суда.
Конституция не запрещает смертной казни. Во-первых, она возможна лишь в соответствии с законом за особо тяжкие преступления; во-вторых, носит исключительный характер; в-третьих, смертная казнь допускается лишь согласно приговору суда.
В целях обеспечения права на жизнь человек имеет право не только на помощь, но и защиту со стороны государства. Кроме того лицо имеет право на необходимую оборону. Другим аспектом права на жизнь является вопрос об эвтаназии, то есть о лишении человека жизни по его просьбе с целью избавить от предсмертных страданий.
Право на жизнь не следует понимать в узком смысле этого слова – лишь как недопустимость посягательства на жизнь человека. Это более широкое и емкое понятие. Оно включает право на здоровую окружающую среду, предполагает обязанность государства не допускать экологических катастроф. С проблемой жизни тесно связана проблема абортов. В республике Беларусь ежегодно производиться около 150 000 абортов.
В настоящее время получает распространение точка зрения в соответствии с которой аборты должны допускаться в исключительных случаях, например, в целях спасения жизни матери.
Согласно ст. 25 Конституции государство обеспечивает свободу, неприкосновенность и достоинство личности.
Ограничение или лишение личной свободы возможно в случаях и порядке, установленных законом. Лица, заключенное под стражу имеет право на судебную проверку законности его задержания или ареста. Никто не должен подвергаться пыткам, жестокому, бесчеловечному либо унижающему его достоинство обращению или наказанию, а также без его согласия подвергаться медицинским или иным опытам.
Суть свободы заключается в праве делать все, что не наносит вреда другому, что не запрещено законом. Задержание гражданина производиться только в случаях и порядке, предусмотренном законодательством.
- презумпция невиновности (ст. 26).
Слово «презумпция» происходит от латинского praezumtio, т.е. предположение.
Никто не может быть признан виновным в преступлении, если его вина не будет доказана в предусмотренном законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда.
Обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность. В соответствии с уголовно-процессуальным законодательством на орган уголовного преследования и на суд возлагается обязанность доказывания вины; сомнения в обоснованности предъявленного обвинения толкуются в пользу обвиняемого; приговор не может быть основан на предположениях.
- право на непринуждение к даче показаний и объяснений против самого себя, членов своей семьи, близких родственников (ст. 27).
В Конституции содержится запрет на принуждения человека к даче показания и объяснений против самого себя, членов своей семьи.
Доказательства, полученные с нарушением закона, не имеют юридической силы.
- право на защиту от незаконного вмешательства в его личную жизнь (ст. 28).
В том числе от посягательства на тайну его корреспонденции, телефонных и иных сообщений, на его честь и достоинство.
Это право включает право на личную семейную тайну, свободу общения, свободу располагать собой, включает недопустимость прослушивания и записи переговоров, просмотр корреспонденции, право на тайну голосования. Частной жизнью распоряжается сам индивидуум. К сфере частной жизни относят брак, деторождения, распоряжение собственностью, семейным бюджетом, тайну вкладов, информацию и состоянии здоровья, свободу вероисповеданий.
Проведение оперативно-розыскных мероприятий, ограничивающих конституционные права граждан на тайну корреспонденции, телефонных и иных сообщений, неприкосновенность жилища, осуществление слухового контроля допускается только с санкции прокурора на основании мотивированного постановления соответствующего органа.
- право на неприкосновенность жилища и иных законных владений граждан (ст. 29).
Это право означает, что никто не вправе входить в жилище и иное законное владение гражданина, находиться там против воли проживающих там лиц.
- право свободно передвигаться и выбирать место жительства в пределах Республики Беларусь, покидать ее и беспрепятственно возвращаться обратно (ст. 30).
Это право предоставляется гражданам Республики Беларусь и означает возможность без препятственного придвижения и выбора места жительства на территории страны, а равно права выезжать из страны и возвращаться обратно.
- свобода совести и свобода вероисповедания (ст. 31).
Свобода совести означает возможность каждого самостоятельно решать вопрос о том, исповедовать ему какую-либо религию или не исповедовать никакой.
Свобода вероисповедания означает возможность каждого принадлежать к какой-либо религии, церкви, конфессии и свободную деятельность религиозных объединений. Конституция предоставляет право каждому единолично или совместно с другими исповедовать любую религию или не исповедовать никакой, участвовать в отправлении религиозных культов, ритуалов, обрядов, незапрещенных законом.
- право по защиту брака, семьи, материнства, отцовства и детства (ст. 32).
Конституция определяет для женщин и мужчин, достигших брачного возраста, право на добровольной основе вступить в брак и создать семью.
Супруги равноправны в семейных отношениях.
Родители или лица, их заменяющие, имеют право и обязаны воспитывать детей, заботиться об их здоровье, развитии и обучении. Дети обязаны заботиться о родителях, а также о лицах, их заменяющих, и оказывать им помощь.
Молодежи гарантируется право на ее духовное, нравственное и физическое развитие.
- право на сохранение своей национальной принадлежности (ст. 50).
Согласно данной статье каждый имеет право сохранять свою национальную принадлежность, равно как никто не может быть принужден к определению и указанию национальной принадлежности. Оскорбление национального достоинства преследуется согласно закона. Каждый имеет право пользоваться родным языком, выбирать язык общения. Государство гарантирует свободу выбора языка воспитания и обучения.
Б) ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРАВА И СВОБОДЫ
Политические права и свободы (ст.ст. 33-40) обеспечивают возможность активного участия граждан в управлении государством и в общественной жизни. Именно политические права и свободы являются показателем демократизма государственного строя. В отличие от личных прав, политические права и свободы связаны с обладанием гражданства государства.
Какие же права и свободы в политической сфере предоставляет Конституция Республики Беларусь своим гражданам? Насколько они соответствуют международно-правовым стандартам?
К политическим правам и свободам Конституция Беларуси относит:
- право на свободу взглядов, убеждений и их свободное выражение (ст. 33).
Свобода мысли означает свободу человека от любого идеологического контроля, право каждого самостоятельно выбирать для себя систему духовных ценностей. Свобода слова – это право публично выражать свое мнение. Внешняя форма реализации свободы слова – свобода печати и других средств массовой информации.
Конституцией каждому гарантируется свобода мнений, убеждений, и их свободное выражение. Никто не может быть принужден к выражению своих убеждений или отказу от них. Монополизация средств массовой информации государством общественными объединениями или отдельными гражданами, а также цензурой не допускаются.
Свобода слова не является абсолютной, ею нельзя злоупотреблять. Не допускается высказывание мнений и убеждений, которые наказываются в уголовном порядке, например, призывы к войне, к разжиганию расовой и национальной вражды.
- право на получение, хранение и распространение информации (ст. 34).
Гражданам Республики Беларусь гарантируется право на получение, хранение и распространение полной, достоверной и своевременной информации о деятельности гос. органов, общественных объединений, о политической, экономической, культурной и международной жизни, состоянии окружающей среды.
Государственные органы, общественные объединения, должностные лица обязаны предоставить гражданину Республики Беларусь возможность ознакомиться с материалами, затрагивающими его права и законные интересы.
- право на свободу собраний, митингов, уличных шествий, демонстраций и пикетирования, не нарушающих правопорядок и права других граждан Республики Беларусь (ст. 35).
Согласно Конституции граждане Республики Беларусь имеют право собираться, проводить различные публичные мероприятия: собрания, митинги, уличные шествия, демонстрации, пикетирования. Порядок организации, проведения и прекращения данных мероприятий регулируется Законом Республики Беларусь от 30.12.1997 года «О массовых мероприятиях в Республике Беларусь».
Собрание – совместное присутствие граждан заранее определенном месте под открытым небом либо в помещении в установленном времени для коллективного обсуждения и решения вопросов, затрагивающих их интересы.
Митинг – это массовое присутствие граждан в определенном месте под открытом небом, собравшихся для публичного обсуждения и выражения своего отношения к действиям (бездействию) лица и организации, событиям общественно-политической жизни, а также для решения вопросов, затрагивающих их интересы.
Уличное шествие – организованное массовое движение группы граждан по пешеходной или проезжей части улицы (дороги), бульвара, проспекта, площади в целях привлечения внимания к каким-либо проблемам или публичного выражения своих общественно-политических настроений либо протеста.
Демонстрация – организованное массовое движение группы граждан по пешеходной части улицы (дороги), бульвара, проспекта, площади, в том числе с использованием автотранспортных средств и иных средств передвижения, в целях привлечения внимания к каким-либо проблемам или публичного выражения своих общественно-политических настроений либо протеста с использованием плакатов, транспарантов и иных средств.
Пикетирование – публичное выражение гражданином или группой граждан общественно-политических, групповых, личных и иных интересов либо протеста, в том числе путем голодовки, по каким-либо проблемам с использованием или без использования плакатов, транспарантов и иных средств.
Заявление о проведении массового мероприятия подается его организатором в местный исполнительны и распорядительный орган, на территории которого планируется проведение мероприятия, не позднее, чем за 15 дней до предполагаемой даты проведения массового мероприятия. Руководитель местного исполнительного и распорядительного органа или его заместитель обязаны рассмотреть заявление и не позднее, чем за 5 дней до даты проведения мероприятия в письменной форме сообщить его организатору ор принятом решении.
Проведение массовых мероприятий не допускается:
- в местах, использования которых для этих целей запрещено решением соответствующих местных исполнительных и распорядительных органов;
- на объектах метрополитена, железнодорожного, водного и воздушного транспорта;
- на расстоянии менее 200 метров от зданий резиденции Президента Республики Беларусью Национального Собрания Республики Беларусь, Совета министров Республики Беларусь, телерадиоцентра, подземных пешеходных переходов, станций метрополитена;
- на расстоянии менее 50 метров от зданий республиканских органов государственного управления, местных представительных, исполнительных и распорядительных органов, дипломатических представительств и консульских учреждений, судов, органов прокуратуры, территорий организаций, обеспечивающих обороноспособность, безопасность государства и жизнедеятельность населения (общественный транспорт, предприятия водо, тепло и энергообеспечения, больницы, поликлиники, детские дошкольные учреждения, общеобразовательные учреждения);
- на территории ядерной установки и (или) стационарных объектов и (или) сооружений, предназначенных для хранений ядерных материалов, отработавших ядерных материалов, и (или) эксплуатационных радиоактивных отходов и в их санитарно защитных зонах.
Собрания, митинги, уличные шествия, демонстрации и пикетирование могут проводиться с 8 до 22 часов.
- право на свободу объединений (ст. 36).
Это право означает возможность граждан на образование любого союза в рамках требований закона, свободу деятельности общественных объедений и их равноправие перед законом.
Судьи, прокурорские работники, сотрудники ОВД, Комитета госконтроля, органов безопасности, военнослужащие не могут быть членами политических партий и других общественных объединений, преследующих политические цели.
- право участвовать в решении государственных дел как непосредственно (путем участия в референдуме), так и через свободно избранных представителей (ст. 37).
Граждане Республики Беларусь имеют право участвовать в решении государственных дел как непосредственно, так и через свободно-избранных представителей. Непосредственное участие граждан в управлении делами общества и государства обеспечивается проведением референдумов, обсуждением проектов законов и вопросов республиканского и местного значения.
Граждане участвуют в управлении делами общества и государства и через своих выборных представителей в органах государственной власти, прежде всего через депутатов всех уровней.
- право свободно избирать и быть избранными в гос. органы (ст. 38).
В соответствии со ст. 38 Конституции граждане Республики Беларусь имеют право свободно избирать и быть избранными в государственные органы на основе всеобщего, равного, прямого или косвенного избирательного права при тайном голосовании.
- право на равный доступ к государственной службе (ст. 39).
Граждане Республики Беларусь в соответствии со своими способностями, профессиональной подготовкой имеют право равного доступа к любым должностям в государственных органах.
- право направлять личные и коллективные обращения в гос. органы (ст. 40).
Законом классифицируются виду обращений, раскрывается их содержание. К обращениям относятся предложения, заявления и жалобы.
Письменное обращение должно содержать подпись гражданина с указанием фамилии, имени и отчества, данные о месте жительства или работы (учебы), изложения существа предложения, заявления или жалобы. Обращение, не содержащее таких сведений, признаются анонимными и рассмотрению не подлежат, за исключением тех, в которых содержаться сведения о преступлениях.
Вышеуказанные политические права и свободы граждан Республики Беларусь в полной мере соответствуют положениям Всеобщей декларации прав человека и Международного пакта о гражданских и политических правах.
В) СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И КУЛЬТУРНЫЕ ПРАВА И СВОБОДЫ
Экономические права призваны гарантировать нормальный уровень материального благосостояния человека (ст.ст. 41-44).
К социально-экономическим правам и свободам Конституция Республики Беларусь относит:
- право на труд (ст. 41).
Это право на выбор профессии, рода занятий и работы в соответствии с призванием, способностями, образованием, профессиональной подготовкой и с учетом общественных потребностей, а также на здоровые и безопасные условия труда.
Принудительный труд в Республике Беларусь запрещается, кроме работы или службы, определяемой приговором суда или в соответствии с законом о чрезвычайном и военном положении.
- право на оплату труда (ст. 42).
Лицам, работающим по найму, гарантируется справедливое вознаграждение за труд в соответствии с его количеством, качеством и общественным значением.
Женщины и мужчины, взрослые и несовершеннолетние имеют право на равное вознаграждение за труд равной ценности.
- право на собственность, ее наследование и неприкосновенность (ст. 44).
Государство поощряет и охраняет сбережения граждан, создает гарантии возврата вкладов.
Принудительное отчуждение имущества допускается лишь по мотивам общественной необходимости, а также согласно постановлению суда.
Социальные права связаны с обеспечением человеку достойного уровня жизни и социальной защищенности (ст.ст. 45-50).
- право на отдых (ст. 43).
Это право обеспечивается установлением рабочей недели, не превышающей 40 часов, сокращенной продолжительностью работы в ночное время, предоставлением ежегодных оплачиваемых отпусков, дней еженедельного отдыха.
- право на охрану здоровья (ст. 45).
Гражданам Республики Беларусь гарантируется бесплатное лечение в государственных учреждениях здравоохранения. Государство создает условия доступного для всех граждан медицинского обслуживания.
Право на охрану здоровья обеспечивается также развитием физической культуры и спорта, мерами по оздоровлению окружающей среды, возможностью пользоваться оздоровительными учреждениями, совершенствованием охраны труда.
- право на благоприятную окружающую среду и на возмещение вреда, причиненного нарушением этого права (ст. 46).
- право на социальное обеспечение в старости, в случае болезни, инвалидности, утраты трудоспособности, потери кормильца и в других случаях, предусмотренных законом (ст. 47).
Согласно ст. 47 Конституции, государство гарантирует гражданам Республики Беларусь право на социальное обеспечение в старости, в случае болезни, инвалидности, утраты трудоспособности, потери кормильца и в других случаях, предусмотренных законом.
Содержанием данного права является, прежде всего, гарантированная возможность на социальное обеспечение в старости, возможность получать государственные пенсии и социальные пособия. Законодательством Республики Беларусь предусматриваются различные виды пенсий – трудовые, социальные, по инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет, за особые заслуги перед республикой. В настоящее время различные пенсии Республики Беларусь получают около 2,5 млн. человек. Гарантированное Конституцией право на пенсионное обеспечение реализуется через Закон Республики Беларусь от 17 апреля 1992 года № 1596-XII «О пенсионном обеспечении» (в ред. от 26.10.2012), который определяет нормы и порядок пенсионного обеспечения граждан Республики Беларусь в зависимости от вида пенсии. Так, право на трудовую пенсию по возрасту на общих основаниях предусматривается мужчинам – по достижению 60 лет при стаже работы не менее 25 лет, женщинам – по достижению 55 лет при стаже работы не менее 20 лет. Обязательным условием для реализации права на трудовую пенсию по возрасту является наличие не менее 5 лет работы с уплатой обязательных страховых взносов. При исчислении размера пенсии учитывается стаж работы до назначения пенсии и заработок, с которого уплачивались обязательные страховые взносы.
Минимальный размер пенсии по возрасту устанавливается в размере 25 процентов наибольшей величиныбюджетапрожиточного минимума в среднем на душу населения, утвержденного Правительством Республики Беларусь за два последних квартала.
- право на жилище (ст. 48).
Конституционный статус право на жилище в нашей стране приобрело только с принятием Конституции СССР 1977 года и соответственно Конституции БССР 1978 года. Нормы советских конституций, закрепляющих право на жилище, имели ярко выраженную позитивную направленность и закрепляли право каждого нуждающегося в жилье на его получение за счет государства. Конституционное право на жилище представляло собой субъективное правограждан, включающее определенные правомочия.
Конституция Республики Беларусь 1994 года, сохранив право на жилище в числе основных социально-экономических прав граждан, определило иное содержание права на жилище и системы удовлетворения жилищных потребностей граждан. В соответствии со ст. 48 Конституции граждане Республики Беларусь имеют право на жилище, которое обеспечивается развитием государственного и частного жилищного фонда, содействием гражданам в приобретении жилья. Гражданам, которые нуждаются в социальной защите, государством и местнымсамоуправлением предоставляется жилище бесплатно или по доступной для них плате в соответствии с законодательством. Никто не может быть произвольно лишен жилья. Следовательно, право на стабильное обладание и пользование приобретенным на законном основании жилищем гарантируется гражданам на уровне Конституции.
С момента возникновения у гражданина субъективного права пользования жильем в рамках гражданского правоотношения конституционное право гражданина на жилище можно считать реализованным. Однако, за гражданином сохраняется право на удовлетворение потребности в жилище, если она возникает у него вновь (например, в связи с увеличением количества членов семьи).
В настоящее время в законодательстве Республики Беларусь определен и закреплен минимальный уровень государственных гарантий социальной защиты граждан, обеспечивающий удовлетворение потребностей человека в жилище. Одним из конституционно-значимых элементов в числе других компонентов обязательного минимума социального жилья выступает нормирование жилищных условий. В законодательстве закреплены нормы предоставления общей площади жилого помещения социального пользования, которым государство придало характер государственного стандарта обеспеченности жильем.
К культурным правам Конституция Республики Беларусь относит:
- право на образование (ст. 49).
Гарантируется доступность и бесплатность общего среднего и профессионально-технического образования.
Среднее специальное и высшее образование доступно для всех в соответствии со способностями каждого.
Культурные права призваны гарантировать духовное развитие человека.
- право на участие в культурной жизни (ст. 51).
Это право обеспечивается общедоступностью ценностей отечественной и мировой культуры, находящихся в государственных и общественных фондах, развитием сети культурно-просветительных учреждений.
- право на свободу художественного, научного, технического творчества и преподавания.
Гарантируется свобода художественного, научного, технического творчества и преподавания.
- право на охрану интеллектуальной собственностью.
27. Классификация основных прав и свобод.
Конституционные права и свободы составляют единую систему. Вместе с тем в этой системе выделяются различные виды прав и свобод в зависимости от критериев, оснований классификации. Существует классификация прав и свобод по ряду оснований:
1. По статусу субъекта:
права человека
права гражданина
Это деление основано на идеи естественных прав: человек получает права от рождения (неотчуждаемые права) и права, которые ему предоставляет государство (права гражданина).
2. По количественному признаку:
индивидуальные права (на имя, честь, достоинство)
коллективные права (право на объединение и др.)
Как правило, конституционные права и свободы ориентированы на индивида – человека и гражданина. Вместе с тем для обеспечения статуса определенных категорий граждан признаются коллективные прав. К коллективным права следует отнести те права, которые могут осуществляться не с только отдельным человеком, сколько коллективами, общностями. Отдельный человек принимает участие в реализации таких прав, но это, прежде всего, связано с его положением. А члена коллектива. К таким правам можно отнести: право на здоровую окружающую среду; на экономическое развитие, способные обеспечить достойный уровень жизни.
3. По содержанию выделяют:
личные
политические
социально-экономические
культурные
А) ЛИЧНЫЕ ПРАВА И СВОБОДЫ
Личные (гражданские) права и свободы – это естественные, основополагающие права человека на жизнь и свободу. Они неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения. По своей сущности они являются правами человека и не увязаны напрямую с принадлежностью к гражданству государства.
Личные права и свободы граждан наиболее полно характеризуют положение человека в гражданском обществе и гарантируют невмешательство государства в сферу частных интересов личности. Назначение личных прав может быть выражено в совокупности 3 аспектов:
1. они призваны гарантировать человеческую жизнь и обеспечивать защиту от всяких форм насилия, жестокого или унижающего человеческое достоинство человека;
2. с личными правами связано обеспечение защиты человеческого достоинства, неприкосновенности личности, его частной и семейной жизни;
3. личные права обусловливают возможности без препятственного выбора человека своего поведения в сфере личной частной жизни (например, право указывать свою национальную принадлежность, свобода вероисповедания).
К числу личных прав и свобод Конституция Республики Беларусь относит:
- право каждого на жизнь (ст. 24).
Государство защищает жизнь человека от любых противоправных посягательств. Смертная казнь применяется в соответствии с законом как исключительная мера наказания за особо тяжкие преступления согласно приговору суда.
Конституция не запрещает смертной казни. Во-первых, она возможна лишь в соответствии с законом за особо тяжкие преступления; во-вторых, носит исключительный характер; в-третьих, смертная казнь допускается лишь согласно приговору суда.
В целях обеспечения права на жизнь человек имеет право не только на помощь, но и защиту со стороны государства. Кроме того лицо имеет право на необходимую оборону. Другим аспектом права на жизнь является вопрос об эвтаназии, то есть о лишении человека жизни по его просьбе с целью избавить от предсмертных страданий.
Право на жизнь не следует понимать в узком смысле этого слова – лишь как недопустимость посягательства на жизнь человека. Это более широкое и емкое понятие. Оно включает право на здоровую окружающую среду, предполагает обязанность государства не допускать экологических катастроф. С проблемой жизни тесно связана проблема абортов. В республике Беларусь ежегодно производиться около 150 000 абортов.
В настоящее время получает распространение точка зрения в соответствии с которой аборты должны допускаться в исключительных случаях, например, в целях спасения жизни матери.
Согласно ст. 25 Конституции государство обеспечивает свободу, неприкосновенность и достоинство личности.
Ограничение или лишение личной свободы возможно в случаях и порядке, установленных законом. Лица, заключенное под стражу имеет право на судебную проверку законности его задержания или ареста. Никто не должен подвергаться пыткам, жестокому, бесчеловечному либо унижающему его достоинство обращению или наказанию, а также без его согласия подвергаться медицинским или иным опытам.
Суть свободы заключается в праве делать все, что не наносит вреда другому, что не запрещено законом. Задержание гражданина производиться только в случаях и порядке, предусмотренном законодательством.
- презумпция невиновности (ст. 26).
Слово «презумпция» происходит от латинского praezumtio, т.е. предположение.
Никто не может быть признан виновным в преступлении, если его вина не будет доказана в предусмотренном законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда.
Обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность. В соответствии с уголовно-процессуальным законодательством на орган уголовного преследования и на суд возлагается обязанность доказывания вины; сомнения в обоснованности предъявленного обвинения толкуются в пользу обвиняемого; приговор не может быть основан на предположениях.
- право на непринуждение к даче показаний и объяснений против самого себя, членов своей семьи, близких родственников (ст. 27).
В Конституции содержится запрет на принуждения человека к даче показания и объяснений против самого себя, членов своей семьи.
Доказательства, полученные с нарушением закона, не имеют юридической силы.
- право на защиту от незаконного вмешательства в его личную жизнь (ст. 28).
В том числе от посягательства на тайну его корреспонденции, телефонных и иных сообщений, на его честь и достоинство.
Это право включает право на личную семейную тайну, свободу общения, свободу располагать собой, включает недопустимость прослушивания и записи переговоров, просмотр корреспонденции, право на тайну голосования. Частной жизнью распоряжается сам индивидуум. К сфере частной жизни относят брак, деторождения, распоряжение собственностью, семейным бюджетом, тайну вкладов, информацию и состоянии здоровья, свободу вероисповеданий.
Проведение оперативно-розыскных мероприятий, ограничивающих конституционные права граждан на тайну корреспонденции, телефонных и иных сообщений, неприкосновенность жилища, осуществление слухового контроля допускается только с санкции прокурора на основании мотивированного постановления соответствующего органа.
- право на неприкосновенность жилища и иных законных владений граждан (ст. 29).
Это право означает, что никто не вправе входить в жилище и иное законное владение гражданина, находиться там против воли проживающих там лиц.
- право свободно передвигаться и выбирать место жительства в пределах Республики Беларусь, покидать ее и беспрепятственно возвращаться обратно (ст. 30).
Это право предоставляется гражданам Республики Беларусь и означает возможность без препятственного придвижения и выбора места жительства на территории страны, а равно права выезжать из страны и возвращаться обратно.
- свобода совести и свобода вероисповедания (ст. 31).
Свобода совести означает возможность каждого самостоятельно решать вопрос о том, исповедовать ему какую-либо религию или не исповедовать никакой.
Свобода вероисповедания означает возможность каждого принадлежать к какой-либо религии, церкви, конфессии и свободную деятельность религиозных объединений. Конституция предоставляет право каждому единолично или совместно с другими исповедовать любую религию или не исповедовать никакой, участвовать в отправлении религиозных культов, ритуалов, обрядов, незапрещенных законом.
- право по защиту брака, семьи, материнства, отцовства и детства (ст. 32).
Конституция определяет для женщин и мужчин, достигших брачного возраста, право на добровольной основе вступить в брак и создать семью.
Супруги равноправны в семейных отношениях.
Родители или лица, их заменяющие, имеют право и обязаны воспитывать детей, заботиться об их здоровье, развитии и обучении. Дети обязаны заботиться о родителях, а также о лицах, их заменяющих, и оказывать им помощь.
Молодежи гарантируется право на ее духовное, нравственное и физическое развитие.
- право на сохранение своей национальной принадлежности (ст. 50).
Согласно данной статье каждый имеет право сохранять свою национальную принадлежность, равно как никто не может быть принужден к определению и указанию национальной принадлежности. Оскорбление национального достоинства преследуется согласно закона. Каждый имеет право пользоваться родным языком, выбирать язык общения. Государство гарантирует свободу выбора языка воспитания и обучения.
Б) ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРАВА И СВОБОДЫ
Политические права и свободы (ст.ст. 33-40) обеспечивают возможность активного участия граждан в управлении государством и в общественной жизни. Именно политические права и свободы являются показателем демократизма государственного строя. В отличие от личных прав, политические права и свободы связаны с обладанием гражданства государства.
Какие же права и свободы в политической сфере предоставляет Конституция Республики Беларусь своим гражданам? Насколько они соответствуют международно-правовым стандартам?
К политическим правам и свободам Конституция Беларуси относит:
- право на свободу взглядов, убеждений и их свободное выражение (ст. 33).
Свобода мысли означает свободу человека от любого идеологического контроля, право каждого самостоятельно выбирать для себя систему духовных ценностей. Свобода слова – это право публично выражать свое мнение. Внешняя форма реализации свободы слова – свобода печати и других средств массовой информации.
Конституцией каждому гарантируется свобода мнений, убеждений, и их свободное выражение. Никто не может быть принужден к выражению своих убеждений или отказу от них. Монополизация средств массовой информации государством общественными объединениями или отдельными гражданами, а также цензурой не допускаются.
Свобода слова не является абсолютной, ею нельзя злоупотреблять. Не допускается высказывание мнений и убеждений, которые наказываются в уголовном порядке, например, призывы к войне, к разжиганию расовой и национальной вражды.
- право на получение, хранение и распространение информации (ст. 34).
Гражданам Республики Беларусь гарантируется право на получение, хранение и распространение полной, достоверной и своевременной информации о деятельности гос. органов, общественных объединений, о политической, экономической, культурной и международной жизни, состоянии окружающей среды.
Государственные органы, общественные объединения, должностные лица обязаны предоставить гражданину Республики Беларусь возможность ознакомиться с материалами, затрагивающими его права и законные интересы.
- право на свободу собраний, митингов, уличных шествий, демонстраций и пикетирования, не нарушающих правопорядок и права других граждан Республики Беларусь (ст. 35).
Согласно Конституции граждане Республики Беларусь имеют право собираться, проводить различные публичные мероприятия: собрания, митинги, уличные шествия, демонстрации, пикетирования. Порядок организации, проведения и прекращения данных мероприятий регулируется Законом Республики Беларусь от 30.12.1997 года «О массовых мероприятиях в Республике Беларусь».
Собрание – совместное присутствие граждан заранее определенном месте под открытым небом либо в помещении в установленном времени для коллективного обсуждения и решения вопросов, затрагивающих их интересы.
Митинг – это массовое присутствие граждан в определенном месте под открытом небом, собравшихся для публичного обсуждения и выражения своего отношения к действиям (бездействию) лица и организации, событиям общественно-политической жизни, а также для решения вопросов, затрагивающих их интересы.
Уличное шествие – организованное массовое движение группы граждан по пешеходной или проезжей части улицы (дороги), бульвара, проспекта, площади в целях привлечения внимания к каким-либо проблемам или публичного выражения своих общественно-политических настроений либо протеста.
Демонстрация – организованное массовое движение группы граждан по пешеходной части улицы (дороги), бульвара, проспекта, площади, в том числе с использованием автотранспортных средств и иных средств передвижения, в целях привлечения внимания к каким-либо проблемам или публичного выражения своих общественно-политических настроений либо протеста с использованием плакатов, транспарантов и иных средств.
Пикетирование – публичное выражение гражданином или группой граждан общественно-политических, групповых, личных и иных интересов либо протеста, в том числе путем голодовки, по каким-либо проблемам с использованием или без использования плакатов, транспарантов и иных средств.
Заявление о проведении массового мероприятия подается его организатором в местный исполнительны и распорядительный орган, на территории которого планируется проведение мероприятия, не позднее, чем за 15 дней до предполагаемой даты проведения массового мероприятия. Руководитель местного исполнительного и распорядительного органа или его заместитель обязаны рассмотреть заявление и не позднее, чем за 5 дней до даты проведения мероприятия в письменной форме сообщить его организатору ор принятом решении.
Проведение массовых мероприятий не допускается:
- в местах, использования которых для этих целей запрещено решением соответствующих местных исполнительных и распорядительных органов;
- на объектах метрополитена, железнодорожного, водного и воздушного транспорта;
- на расстоянии менее 200 метров от зданий резиденции Президента Республики Беларусью Национального Собрания Республики Беларусь, Совета министров Республики Беларусь, телерадиоцентра, подземных пешеходных переходов, станций метрополитена;
- на расстоянии менее 50 метров от зданий республиканских органов государственного управления, местных представительных, исполнительных и распорядительных органов, дипломатических представительств и консульских учреждений, судов, органов прокуратуры, территорий организаций, обеспечивающих обороноспособность, безопасность государства и жизнедеятельность населения (общественный транспорт, предприятия водо, тепло и энергообеспечения, больницы, поликлиники, детские дошкольные учреждения, общеобразовательные учреждения);
- на территории ядерной установки и (или) стационарных объектов и (или) сооружений, предназначенных для хранений ядерных материалов, отработавших ядерных материалов, и (или) эксплуатационных радиоактивных отходов и в их санитарно защитных зонах.
Собрания, митинги, уличные шествия, демонстрации и пикетирование могут проводиться с 8 до 22 часов.
- право на свободу объединений (ст. 36).
Это право означает возможность граждан на образование любого союза в рамках требований закона, свободу деятельности общественных объедений и их равноправие перед законом.
Судьи, прокурорские работники, сотрудники ОВД, Комитета госконтроля, органов безопасности, военнослужащие не могут быть членами политических партий и других общественных объединений, преследующих политические цели.
- право участвовать в решении государственных дел как непосредственно (путем участия в референдуме), так и через свободно избранных представителей (ст. 37).
Граждане Республики Беларусь имеют право участвовать в решении государственных дел как непосредственно, так и через свободно-избранных представителей. Непосредственное участие граждан в управлении делами общества и государства обеспечивается проведением референдумов, обсуждением проектов законов и вопросов республиканского и местного значения.
Граждане участвуют в управлении делами общества и государства и через своих выборных представителей в органах государственной власти, прежде всего через депутатов всех уровней.
- право свободно избирать и быть избранными в гос. органы (ст. 38).
В соответствии со ст. 38 Конституции граждане Республики Беларусь имеют право свободно избирать и быть избранными в государственные органы на основе всеобщего, равного, прямого или косвенного избирательного права при тайном голосовании.
- право на равный доступ к государственной службе (ст. 39).
Граждане Республики Беларусь в соответствии со своими способностями, профессиональной подготовкой имеют право равного доступа к любым должностям в государственных органах.
- право направлять личные и коллективные обращения в гос. органы (ст. 40).
Законом классифицируются виду обращений, раскрывается их содержание. К обращениям относятся предложения, заявления и жалобы.
Письменное обращение должно содержать подпись гражданина с указанием фамилии, имени и отчества, данные о месте жительства или работы (учебы), изложения существа предложения, заявления или жалобы. Обращение, не содержащее таких сведений, признаются анонимными и рассмотрению не подлежат, за исключением тех, в которых содержаться сведения о преступлениях.
Вышеуказанные политические права и свободы граждан Республики Беларусь в полной мере соответствуют положениям Всеобщей декларации прав человека и Международного пакта о гражданских и политических правах.
В) СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И КУЛЬТУРНЫЕ ПРАВА И СВОБОДЫ
Экономические права призваны гарантировать нормальный уровень материального благосостояния человека (ст.ст. 41-44).
К социально-экономическим правам и свободам Конституция Республики Беларусь относит:
- право на труд (ст. 41).
Это право на выбор профессии, рода занятий и работы в соответствии с призванием, способностями, образованием, профессиональной подготовкой и с учетом общественных потребностей, а также на здоровые и безопасные условия труда.
Принудительный труд в Республике Беларусь запрещается, кроме работы или службы, определяемой приговором суда или в соответствии с законом о чрезвычайном и военном положении.
- право на оплату труда (ст. 42).
Лицам, работающим по найму, гарантируется справедливое вознаграждение за труд в соответствии с его количеством, качеством и общественным значением.
Женщины и мужчины, взрослые и несовершеннолетние имеют право на равное вознаграждение за труд равной ценности.
- право на собственность, ее наследование и неприкосновенность (ст. 44).
Государство поощряет и охраняет сбережения граждан, создает гарантии возврата вкладов.
Принудительное отчуждение имущества допускается лишь по мотивам общественной необходимости, а также согласно постановлению суда.
Социальные права связаны с обеспечением человеку достойного уровня жизни и социальной защищенности (ст.ст. 45-50).
- право на отдых (ст. 43).
Это право обеспечивается установлением рабочей недели, не превышающей 40 часов, сокращенной продолжительностью работы в ночное время, предоставлением ежегодных оплачиваемых отпусков, дней еженедельного отдыха.
- право на охрану здоровья (ст. 45).
Гражданам Республики Беларусь гарантируется бесплатное лечение в государственных учреждениях здравоохранения. Государство создает условия доступного для всех граждан медицинского обслуживания.
Право на охрану здоровья обеспечивается также развитием физической культуры и спорта, мерами по оздоровлению окружающей среды, возможностью пользоваться оздоровительными учреждениями, совершенствованием охраны труда.
- право на благоприятную окружающую среду и на возмещение вреда, причиненного нарушением этого права (ст. 46).
- право на социальное обеспечение в старости, в случае болезни, инвалидности, утраты трудоспособности, потери кормильца и в других случаях, предусмотренных законом (ст. 47).
Согласно ст. 47 Конституции, государство гарантирует гражданам Республики Беларусь право на социальное обеспечение в старости, в случае болезни, инвалидности, утраты трудоспособности, потери кормильца и в других случаях, предусмотренных законом.
Содержанием данного права является, прежде всего, гарантированная возможность на социальное обеспечение в старости, возможность получать государственные пенсии и социальные пособия. Законодательством Республики Беларусь предусматриваются различные виды пенсий – трудовые, социальные, по инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет, за особые заслуги перед республикой. В настоящее время различные пенсии Республики Беларусь получают около 2,5 млн. человек. Гарантированное Конституцией право на пенсионное обеспечение реализуется через Закон Республики Беларусь от 17 апреля 1992 года № 1596-XII «О пенсионном обеспечении» (в ред. от 26.10.2012), который определяет нормы и порядок пенсионного обеспечения граждан Республики Беларусь в зависимости от вида пенсии. Так, право на трудовую пенсию по возрасту на общих основаниях предусматривается мужчинам – по достижению 60 лет при стаже работы не менее 25 лет, женщинам – по достижению 55 лет при стаже работы не менее 20 лет. Обязательным условием для реализации права на трудовую пенсию по возрасту является наличие не менее 5 лет работы с уплатой обязательных страховых взносов. При исчислении размера пенсии учитывается стаж работы до назначения пенсии и заработок, с которого уплачивались обязательные страховые взносы.
Минимальный размер пенсии по возрасту устанавливается в размере 25 процентов наибольшей величиныбюджетапрожиточного минимума в среднем на душу населения, утвержденного Правительством Республики Беларусь за два последних квартала.
- право на жилище (ст. 48).
Конституционный статус право на жилище в нашей стране приобрело только с принятием Конституции СССР 1977 года и соответственно Конституции БССР 1978 года. Нормы советских конституций, закрепляющих право на жилище, имели ярко выраженную позитивную направленность и закрепляли право каждого нуждающегося в жилье на его получение за счет государства. Конституционное право на жилище представляло собой субъективное правограждан, включающее определенные правомочия.
Конституция Республики Беларусь 1994 года, сохранив право на жилище в числе основных социально-экономических прав граждан, определило иное содержание права на жилище и системы удовлетворения жилищных потребностей граждан. В соответствии со ст. 48 Конституции граждане Республики Беларусь имеют право на жилище, которое обеспечивается развитием государственного и частного жилищного фонда, содействием гражданам в приобретении жилья. Гражданам, которые нуждаются в социальной защите, государством и местнымсамоуправлением предоставляется жилище бесплатно или по доступной для них плате в соответствии с законодательством. Никто не может быть произвольно лишен жилья. Следовательно, право на стабильное обладание и пользование приобретенным на законном основании жилищем гарантируется гражданам на уровне Конституции.
С момента возникновения у гражданина субъективного права пользования жильем в рамках гражданского правоотношения конституционное право гражданина на жилище можно считать реализованным. Однако, за гражданином сохраняется право на удовлетворение потребности в жилище, если она возникает у него вновь (например, в связи с увеличением количества членов семьи).
В настоящее время в законодательстве Республики Беларусь определен и закреплен минимальный уровень государственных гарантий социальной защиты граждан, обеспечивающий удовлетворение потребностей человека в жилище. Одним из конституционно-значимых элементов в числе других компонентов обязательного минимума социального жилья выступает нормирование жилищных условий. В законодательстве закреплены нормы предоставления общей площади жилого помещения социального пользования, которым государство придало характер государственного стандарта обеспеченности жильем.
К культурным правам Конституция Республики Беларусь относит:
- право на образование (ст. 49).
Гарантируется доступность и бесплатность общего среднего и профессионально-технического образования.
Среднее специальное и высшее образование доступно для всех в соответствии со способностями каждого.
Культурные права призваны гарантировать духовное развитие человека.
- право на участие в культурной жизни (ст. 51).
Это право обеспечивается общедоступностью ценностей отечественной и мировой культуры, находящихся в государственных и общественных фондах, развитием сети культурно-просветительных учреждений.
- право на свободу художественного, научного, технического творчества и преподавания.
Гарантируется свобода художественного, научного, технического творчества и преподавания.
- право на охрану интеллектуальной собственностью.
28. Личные права и свободы граждан Республики Беларусь. Стр 302
29. Политические права и свободы граждан Республики Беларусь. Стр 255
30. Социально-экономические и культурные права и свободы граждан Республики Беларусь. Стр 368
31. Основные обязанности граждан Республики Беларусь. Стр 407
32. Понятие и принципы гражданства Республики Беларусь. Стр 279
Дата: 2019-02-02, просмотров: 280.