Конституционно-правовой статус общественных объединений
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Следующим звеном политической системы является политические партии и общественные объединения.

В ст. 4 Конституции сказано, что демократия в Республике Беларусь осуществляется на основе многообразия политических институтов, идеологий и мнений. Деятельность политических партий, регулируется Законами Республики Беларусь «О политических партиях» в ред. от 04.01.2010 №109-З.

Давайте уясним понятие «политическая партия»

Политической партией является добровольное объединение граждан, преследующее политические цели, содействующее выявлению и выражению их политической воли.

Признаками политической партии являются:

1. партия – это наиболее активная часть класса, социального слоя (Пример);

2. партия – это добровольное объединение граждан;

3. партия имеет четко выраженную политическую цель, закрепленную в программных документах;

4. партия обладает организационной структурой, наличием руководящих органов, института членства, норм внутренней жизни;

5. устойчивость организации, ее способность объединять и направлять деятельность своих членов-сторонников;

6. основной задачей партии является борьба за государственную власть в рамках конституционных средств и методов.

Согласно ст.5 Конституции в Республике Беларусь запрещается создание и деятельность политических партий, а равно других общественных объединений, имеющих целью:

- насильственное изменение конституционного строя;

- ведущих пропаганду войны, социальной, национальной, религиозной и расовой вражды.

Кроме того, на территории Республики Беларусь не могут создаваться и действовать политические партии других государств.

В Республике Беларусь, согласно Закону, принадлежность или непринадлежность гражданина к политической партии не может служить основанием для ограничения его прав и свобод. Партийность или непартийность не может служить основанием для предоставления ему государственных льгот и преимуществ. Требование об указании в официальных документах на членство в партии не допускается.

Каков же порядок создания и прекращения деятельности политических партий и общественных объединений?

Учредителями партии могут быть только граждане Республики Беларусь, которые:

- достигли 18-летнего возраста;

- обладают избирательным правом;

- не ограничены в дееспособности по решению суда;

- не находятся в местах лишения свободы.

Для создания политических партий необходимо чтобы она имела не менее 1000 учредителей от большинства областей и г. Минска.

Не могут быть членами политических партий на весь период своих полномочий:

- судьи,

- прокурорские работники,

- сотрудники ОВД,

- Комитета государственного контроля,

- органов безопасности,

- иностранные граждане и лица без гражданства,

- военнослужащие и лица, на которых распространяется статус военнослужащих.

Президент и члены Центральной избирательной комиссии приостанавливает членство в политических партиях и других общественных объединениях, преследующих политические цели, на весь срок полномочий.

Вам следует знать, что сотрудники органов внутренних дел обеспечивают охрану правопорядка во время проведения митингов, шествий и иных проявлений политических движений.

Члены политических партий имеют право свободного выхода из нее.

Все партии подлежат регистрации в Министерстве юстиции Республики Беларусь в месячный срок со дня подачи заявления.

Средства политических партий складываются из следующих источников:

- вступительных и членских взносов;

- доходов от имущества, издательской деятельности, распространении печатных изданий;

- поступлений от проведения культурно-массовых, благотворительных и иных мероприятий;

- пожертвований и дарений;

- иных финансовых поступлений, не запрещенных законом.

Финансирование партий из госбюджета не допускается. Запрещается также финансирование из-за границы и анонимные пожертвования. Запрещается получение партией доходов от вложений акций и других ценных бумаг. По закону партии не имеют права иметь счета в иностранных банках.

В Республике Беларусь политические партии не имеют права заниматься хозяйственной или коммерческой деятельностью, за исключением:

- продажи политической литературы;

- продажи изделий с собственной символикой;

- проведения фестивалей, выставок, чтения лекций и т.п.

Формирование самых различных политических партий началось в Беларуси еще в 90-х годах 20 века. Так, на конец 1991 года было зарегистрировано 5 партий. В настоящее время в Беларуси зарегистрировано 16 политических партий. Некоторые из них играют более или менее заметную роль в общественной жизни нашего государства. К ним относятся такие партии, как БНФ (Белорусский народный фронт), Коммунистическая партия белорусская, Либерально-демократическая партия, Социал-демократическая партия (Народная грамада), Аграрная партия и др.

В зарубежных странах различаются партийные системы. Виды партийных систем определяются в зависимости гот количества политических партий и того, насколько реально политические партии принимают участие в осуществлении власти. Общепринято деление партийных систем на следующие виды:

1. Многопартийная система. Она имеет место в государствах с не менее тремя политическими партиями. Многопартийная система имеет свои разновидности.

Многопартийная система без доминирующей партией. При такой системе в борьбе за власть участвуют несколько политических партий. Ни одна из партий не имеет шансов добиться большинства в Парламенте, а, следовательно, при формировании Правительства вынуждена заключать союзы и соглашения. Правительство всегда является коалиционным. Такая разновидность многопартийности существует в Бельгии, Дании, ряде других стран.

Многопартийная система с одной доминирующей партией. Одна из партий имеет явное преимущество перед всеми остальными, что дает ей возможность контролировать парламентское большинство и формировать однопартийное правительство. Такая правительственная система характерна для Японии.

Блоковая многопартийная система. Для нее показательно резкая поляризация политических сил. Партии объединяются в партийные блоки в процессе избирательных компаний с целью получить большее количество депутатских мандатов.

2. Двухпартийная система – устойчивое преобладание на политической арене двух крупных политических партий, которые попеременно меняют друг друга у власти. Например, в политической системе США – демократическая и республиканские партии, в Великобритании – консерваторы и лейбористы.

3. Однопартийная система означает, что в данной стране других политических партий не существует, так как они не возникали вообще, либо все другие партии запрещены. Сегодня однопартийная система в классическом варианте сохраняется на Кубе и КНДР.

Среди зарубежных стран есть и такие, в которых вообще нет политических партий. Таких стран около 20, в том числе Саудовская Аравия, Катон, Кувейт, Оман и др.Более подробно с этим вопросом вы познакомитесь при изучении курсов политологии и социологии.

Для выражения запросов и интересов граждан, не связанных с политической сферой, образуются различные общественные объединения: союзы предпринимателей, союзы потребителей, культурные и национальные общества и т.д.

Деятельность общественных объединений регулируется Законом Республики Беларусь «Об общественных объединениях» в ред. от 04.01.2010 № 109-З.

Общественным объединением является добровольное формирование граждан, объединяющихся на основе общности интересов для совместной реализации гражданских, экономических, социальных и культурных прав.

Для всех этих формирований характерно следующее:

1. Они являются добровольными формированиями.

2. Они объединяют граждан на основе общности интересов.

3. Их функции направлены на формирование и выявление интересов отдельных групп и слоев населения.

4. Они не преследуют в своей деятельности коммерческих целей.

5. Они не ставят перед собой в качестве основного средства участие в политической жизни.

Принципами создания и деятельности общественных объединений являются:

- добровольность,

- самостоятельность,

- гласность,

- законность.

Целью общественных объединений являются:

1. реализация и защита гражданских, экономических, социальных и культурных прав и свобод;

2. развитие активности и самодеятельности граждан, привлечения их к управлению государственными и общественными делами;

3. удовлетворение профессиональных и любительских интересов;

4. охрана здоровья населения;

5. участие в благотворительной деятельности;

6. патриотическое воспитание.

Общественные объединения имеют право:

1. беспрепятственно получать и распространять информацию, имеющую отношение к их деятельности; учреждать собственные и пользоваться в установленном порядке государственными средствами массовой информации; осуществлять издательскую деятельность;

2. представлять и защищать права и законные интересы своих членов (участников) в государственных, хозяйственных и общественных органах и организациях;

3. образовывать в необходимых случаях за счет собственных средств структурные подразделения;

4. осуществлять производственно-хозяйственную деятельность, направленную на решение уставных целей и задач.

По Закону на территории Республики Беларусь могут создаваться такие общественные объединения:

- местные, деятельность которых распространяется на территорию одной или нескольких административно-территориальных единиц;

- республиканские, деятельность которых распространяется на территорию всей Республики Беларусь, и которые имеют учредителей в большинстве ее областей и городе Минске;

- международные, деятельность которых распространяется не только на территорию Республики Беларусь, но и территорию одного или нескольких иностранных государств, имеющих соответствующие организационные структуры.

Общественные объединения создаются:

- по инициативе не менее 10 граждан Республики Беларусь, достигших 18-летнего возраста;

- молодежные и детские общественные объединения могут создаваться гражданами Республики Беларусь, достигшими 16-летнего возраста;

- руководителями общественных объединений могут быть только совершеннолетние лица.

Допускается членство в общественных объединениях лиц, не достигших указанного возраста, с письменного согласия их законных представителей (родителей, попечителей и т.п.).

Устав может предусматривать вступление в общественные объединения иностранных граждан и лиц без гражданства.

Регистрация международных и республиканских общественных объединений осуществляется в Министерстве юстиции Республики Беларусь, а местных – в управлениях юстиции исполнительных комитетов областных и Минского городского Совета депутатов. Со дня регистрации они приобретает права юридического лица.

В отличие от политических партий финансирование общественных объединений может быть и со стороны государства, и со стороны иностранных граждан и государств (если это предусмотрено уставом).

Перечень документов, необходимых для регистрации политических партий и общественных объединений, определен в законах (ознакомьтесь с этим самостоятельно).

Политические партии и общественные объединения ликвидируются по решению их высших органов или по решение Верховного и местных судов Республики Беларусь в случаях:

- если они имеют целью насильственное изменение конституционного строя;

- ведут пропаганду войны, социальной, национальной, религиозной и расовой вражды;

- если в течение года совершает действия, за которые им ранее было вынесено письменное предупреждение и по другим основаниям, предусмотренным законодательством.

Политические партии и общественные объединения могут и самоликвидироваться путем самороспуска.

Надзор за законностью деятельности политических партий и общественных объединений осуществляет Генеральный прокурор Республики Беларусь и подчиненные ему прокуроры. Контроль за соответствием их деятельности уставам осуществляет Министерство юстиции и его региональные управления.

Контроль за финансовой деятельностью, в том числе источниками их доходов, размерами полученных средств и уплатой налогов, осуществляет государственные налоговые органы.

Вопрос роли трудовых коллективов в управлении государственными и общественными делами заключается в том, что они имеют право на выдвижение своих кандидатов в депутаты Палаты представителей и в депутаты местных Советов депутатов.

 

25. Понятие основ правового статуса личности. Стр 277

1.Правовой статус личности – комплекс прав, свобод, обязанностей, гарантий реализации прав и ограничение прав, предусмотренные конституцией, законами и международными обязательствами государства.
Элементы правового статуса личности:
1) права и свободы
2) обязанности
3) гарантия реализации
4) ограничение прав

Принципы правового статуса личности:
1) человек, его права, свободы и гарантии реализации являются высшей ценностью и целью государства и общества
2) обеспечение прав и свобод граждан РБ является высшей целью государства
3) все равны перед законом и имеют право на равную защиту прав и законных интересов
4) ограничение прав и свобод допускается в случаях, предусмотренных конституцией и законами
5) права и свободы одних лиц не должны нарушать права и свободы других
Правовой статус человека определяет его место и роль в государстве и обществе.

До Второй мировой войны развитие института прав и свобод осуществлялось, прежде всего, в национальных законодательствах. Первые международно-правовые соглашения были посвящены защите интересов религиозных и национальных меньшинств, борьбе с рабством и работорговлей, охране прав человека в период вооруженных конфликтов и т.п.

10.12.1948г. Генеральной Ассамблеей ООН была принята Всеобщая декларация прав человека. Этот документ впервые закрепил перечень гражданских, политических, социально-экономических и культурных прав и свобод личности.

На сегодняшний день в рамках ООН существует несколько документов в области прав человека. Выделим из них два:

1. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах.

2. Международный пакт о гражданских и политических правах.

Оба пакта были приняты Генеральной Ассамблеей ООН в декабре 1966 года. В Белорусской ССР они ратифицированы в 1973 году, а вступили в силу для БССР – в 1976 году.

Правовое положение личности определяется характером отношений, которые складываются между личностью и обществом, личностью и государством. Конституционное право изучает основы юридически закрепленного (т.е. правового) положения личности в обществе, т.к. значительная часть таких отношений регулируются юридическими нормами. Иными словами, юридические нормы закрепляют фактическое положение личности, превращая его тем самым в правовое.

Наиболее важные отношения в обществе регулируются конституционными нормами.

Правовое положение личности иначе называют правовым статусом.

Правовое положение личности (правовой статус) – это совокупность прав, свобод и обязанностей, закрепленных в Конституции и других нормативных актах.

Основными элементами правового статуса личности в Республике Беларусь являются:

− конституционные принципы правового статуса личности;

− права, свободы и обязанности человека и гражданина;

− вопросы гражданства;

− правовое положение иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь (ст. 11-12 Конституции);

− гарантии основных прав и свобод.

А теперь рассмотрим основные принципы основного статуса личности.

Под принципами правового статуса личности понимают совокупность основных идей, на основании которых строится вся система конституционных прав, свобод и обязанностей человека и гражданина и происходит процесс их реализации.

К основным принципам относятся следующие:

− равенство всех перед законом (ст. 22);

Ст. 22 Конституции закрепили равенство всех перед законом и право каждого на равную защиту своих прав и законных интересов. Это означает, что все граждане, независимо от пола, расы, национальности, социального и имущественного положения, образования, отношения к религии, места жительства и других обстоятельств, имеют одинаковые возможности для осуществления конституционных прав.

− гарантированность реализации прав и свобод личности (ст. 21);

Ст. 21 Конституции закрепила, что высшей целью государства является обеспечение прав и свобод граждан Республики Беларусь. Если ранее права и свободы отдельного человека занимали второстепенное место, приоритет отдавался интересам общества или коллектива, класса, то сейчас высшей целью государства, его органов, должностных лиц является осуществление такой деятельности, которая направлена на обеспечение прав и свобод граждан Республики Беларусь.

− единство прав, свобод и обязанностей, т.е. обладание каждым лицом не только правами, но и обязанностями;

− неотчуждаемость прав и свобод человека и гражданина, недопустимость их произвольного ограничения.

Согласно ст. 23 Конституции Беларуси, права и свободы личности могут быть ограничены только в случаях, предусмотренных законом:

1. в интересах национальной безопасности;

2. общественного порядка;

3. защиты нравственности, здоровья населения, прав и свобод других лиц.

В ст. 2 Конституции впервые закреплено положение о том, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью общества и государства. Здесь же закреплен принцип взаимной ответственности государства и личности, что означает ответственность государства в лице его органов и должностных лиц перед гражданином за создания условий для свободного и достойного развития личности. Гражданин в свою очередь ответственен перед государством за неукоснительное исполнение обязанностей, возложенных на него Конституцией. Взаимная ответственность может проявляться не только в закреплении прав и свобод человека и гражданина в юридических документах, но и возложении на граждан определенных обязанностей перед другими гражданами, обществом, государством. Невыполнение обязанностей государства перед гражданином, как и гражданина перед государством, является основанием для ответственности (например, имущественной).

В связи с этим актуальны требования Приказа МВД Республики Беларусь № 177 от 23 июля 2003 года «О совершенствовании организации управления силами и средствами, задействованными в охране правопорядка, эффективности реагирования на поступающие заявления и сообщения о преступлениях и происшествиях».












Дата: 2019-02-02, просмотров: 239.