Выборы Президента Республики Беларусь назначаются Палатой представителей Национального собрания не позднее чем за 5 месяцев до истечения срока полномочий и проводятся в воскресенье не позднее чем за 2 месяца до истечения срока полномочий предыдущего Президента. Если должность Президента Республики Беларусь оказалась вакантной, то выборы проводятся не ранее чем через 30 дней после образования и не позднее чем через 70 дней со дня открытия вакансии.
Выборы в Палату представителей и Совет Республики Национального собрания Республики Беларусь назначаются Президентом Республики Беларусь не позднее чем за 4 месяца и проводятся не позднее 30 дней до окончания полномочий палат действующего созыва. Внеочередные выборы Парламента проводятся в течение 3 месяцев со дня досрочного прекращения полномочий палат Парламента.
Выборы в местные Советы депутатов нового созыва назначаются также Президентом Республики Беларусь не позднее чем за 4 месяца и проводятся не позднее чем за 30 дней до окончания полномочий местных Советов депутатов действующего созыва. В случае роспуска местного Совета депутатов выборы назначаются не позднее чем в месячный срок со дня роспуска этого местного Совета.
Сообщение о дне выборов обязательно публикуется в СМИ на следующий день после назначения выборов, т.е. после подписания соответствующего указа.
Вторая стадия избирательного процесса — установление (образование) избирательных округов.
Избирательный округ — избирательная территориальная единица, образуемая для проведения выборов депутатов в порядке, предусмотренном законом. Выборы Президента Республики Беларусь проводятся по единому избирательному округу, составляющему всю территорию Республики Беларусь. Выборы депутатов проводятся по одномандатным избирательным округам — от каждого избирательного округа избирается один депутат.
Округ образуется Центральной комиссией Республики Беларусь по выборам и проведению республиканских референдумов по представлению областных и Минского городского исполнительных комитетов. Округа образуются на территории Республики Беларусь примерно с равной численностью избирателей. Отклонения, как правило, не могут превышать 10 %. Избирательный округ составляет единую территорию: не допускается образование избирательного округа из территорий, не граничащих между собой.
Список избирательных округов с указанием их наименований, номеров, границ, числа избирателей и мест нахождения избирательных комиссий публикуется: по выборам депутатов Палаты представителей - Центральной комиссией не позднее чем на пятый день после назначения выборов в Палату представителей, по выборам депутатов местных Советов депутатов — территориальными избирательными комиссиями не позднее чем за 80 дней до выборов в местные Советы депутатов.
Для проведения выборов депутатов Палаты образуется 110 избирательных округов. Для проведения выборов депутатов местных Советов депутатов образуются избирательные округа:
® по выборам в областные и Минский городской Совет депутатов - от 40 до 60 избирательных округов, в зависимости от численности населения в области;
® по выборам в Минский городской Совет депутатов -от 40 до 60 избирательных округов;
® по выборам в районный Совет депутатов - от 25 до 40 избирательных округов;
® по выборам в городской Совет депутатов (города областного подчинения) - от 25 до 40 избирательных округов;
® по выборам в городской Совет депутатов (города районного подчинения) - от 15 до 25 избирательных округов;
® по выборам в поселковый или сельский Совет депутатов - от 11 до 15 избирательных округов.
Третьей стадией избирательного процесса является образование избирательных участков.
Для проведения голосования и подсчета голосов по выборам Президента Республики Беларусь, депутатов Палаты представителей, депутатов местных Советов депутатов, по референдуму, отзыву депутата территория районов, городов, районов в городах делится на участки для голосования. Избирательные участки -территориальные единицы для проведения голосования и подсчета голосов. Участки для голосования образуются с числом не менее 20 и не более 3 000 избирателей, участников референдума. Они могут быть образованы в санаториях, профилакториях, домах отдыха, больницах и других стационарных лечебно-профилактических учреждениях, а также в воинских частях.
При выборах Президента Республики Беларусь, депутатов местных Советов депутатов Республики Беларусь избирательные участки для голосования в районах и городах образуются районными, городскими (в городах областного подчинения) исполнительными комитетами, а в городах с районным делением - районными администрациями.
При выборах депутатов Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь избирательные участки образуются районными, городскими исполнительными комитетами, районными администрациями.
Образование участков для голосования производится при проведении:
1) выборов Президента Республики Беларусь - по согласованию с районными, городскими, районными в городах территориальными избирательными комиссиями по выборам Президента Республики Беларусь;
2) выборов депутатов местных Советов депутатов - по согласованию с районными, городскими избирательными комиссиями по выборам депутатов местных Советов депутатов;
3) референдума - по согласованию с районными в городах комиссиями по референдуму;
4) выборов депутатов Палаты представителей — по согласованию с окружными избирательными комиссиями.
Участки для голосования образуются не позднее чем за два месяца до выборов и не позднее чем за 25 дней до референдума.
Орган, образовавший участки для голосования, обязан не позднее чем в десятидневный срок оповестить избирателей, участников референдума о границах каждого участка для голосования с указанием места нахождении участковой комиссии и помещения для голосования (об этом сообщается в газетах, вывешиваются плакаты, каждому избирателю присылаются извещения).
За пределами Республики Беларусь участки для голосования образуются руководителями дипломатических представительств (консульских учреждений). Голосуют на них сами дипломаты, а также граждане Республики Беларусь, которые изъявят желание прийти и проголосовать.
Четвертая стадия избирательного процесса — составление (уточнение) списков избирателей.
Списки граждан, имеющих право участвовать в выборах Президента Республики Беларусь, депутатов Палаты представителей, депутатов местных Советов депутатов, референдуме, голосовании об отзыве депутата Палаты представителей, депутата местного Совета депутатов, составляются по каждому участку для голосования и подписываются председателем и секретарем участковой комиссии.
Исполнительные комитеты и районные администрации обеспечивают учет избирателей и передают участковым избирательным комиссиям списки граждан, проживающих на территории соответствующих участков для голосования и имеющих право участвовать в выборах, референдуме, голосовании об отзыве депутата, подписанные председателем исполнительных комитетов, а в городах с районным делением — главами районных администраций.
В список граждан включаются все граждане Республики Беларусь, достигшие ко дню или в день проведения выборов, референдума, голосования об отзыве депутата 18 лет, постоянно или временно проживающие к моменту составления списка на территории данного участка для голосования и имеющие правоучаствовать в соответствующем мероприятии.
Списки избирателей, имеющих право участвовать в выборах, представляются для всеобщего ознакомления за 15 дней до выборов, референдума, голосования об отзыве депутата, а на участках для голосования, образованных в санаториях, домах отдыха, больницах и других стационарных лечебных учреждениях, - за 2 дня до даты проведения мероприятия.
Гражданам предоставляется право ознакомиться со списком и обжаловать допущенные в списке неточности. Заявление о неправильностях в списке рассматривается участковой избирательной комиссией и заявителю выдается копия принятого решения. Решение участковой комиссии может быть обжаловано либо в вышестоящую комиссию в трехдневный срок, либо в течение пяти дней в районный, городской суд.
Списки избирателей по всем видам голосования (выборы, референдум, отзыв депутатов) составляются по каждому участку для голосования и подписываются председателем и секретарем участковой комиссии.
42. Понятие и виды референдумов. Стр 503
Референдум является способом принятия гражданами Республики Беларусь решений по важнейшим вопросам государственной и общественной жизни.
В Республике Беларусь могут проводиться республиканские и местные референдумы.
На республиканский референдум могут выноситься важнейшие вопросы государственной и общественной жизни Республики Беларусь.
На местный референдум могут выноситься вопросы, имеющие важнейшее значение для населения соответствующих административно-территориальных единиц и отнесенные к компетенции соответствующих местных Советов депутатов, исполнительных и распорядительных органов.
На республиканский референдум не могут выноситься вопросы:
которые могут вызвать нарушение территориальной целостности Республики Беларусь;
связанные с избранием и освобождением Президента Республики Беларусь, назначением (избранием, освобождением) должностных лиц, назначение (избрание, освобождение) которых относится к компетенции Президента Республики Беларусь и палат Национального собрания Республики Беларусь;
о принятии и изменении бюджета, установлении, изменении и отмене налогов;
об амнистии, о помиловании.
На местный референдум не выносятся вопросы, перечисленные в части третьей настоящей статьи, вопросы, имеющие значение для Республики Беларусь в целом, вопросы, урегулированные законодательными актами Республики Беларусь, а также вопросы, связанные с назначением на должность, утверждением в должности или освобождением от должности, относящиеся к компетенции местного исполнительного и распорядительного органа либо его руководителя.
Право инициативы на проведение республиканского референдума принадлежит Президенту Республики Беларусь, Палате представителей и Совету Республики, гражданам Республики Беларусь.
Инициатива Палаты представителей и Совета Республики на проведение республиканского референдума выражается в виде предложения, которое принимается на их раздельных заседаниях большинством голосов от полного состава каждой из палат, и вносится Президенту Республики Беларусь.
Инициатива граждан на проведение республиканского референдума выражается в виде предложения, внесенного не менее 450 тысячами граждан, обладающих избирательным правом, в том числе не менее 30 тысячами граждан от каждой из областей и города Минска.
43. Порядок назначения и проведения референдумов в Республике Беларусь.
Принципы проведения референдумов закреплены в Избирательном кодексе. Референдум проводится путем всеобщего, свободного, равного и тайного голосования. В референдумах не участвуют те же лица, что и в выборах.
А теперь уясним, кому принадлежит право инициативы на проведение референдумов и кем они назначаются.
Республиканские референдумы назначаются Президентом Республики Беларусь:
-по собственной инициативе;
-по предложению Палаты представителей и Совета Республики, которое принимается на их раздельных заседаниях большинством голосов от полного состава каждой из палат;
-по предложению не менее 450 тыс. граждан, обладающих избирательным правом, в том числе не менее 30 тыс. граждан от каждой из областей и г. Минска.
Дата проведения референдума устанавливается не позднее 3-х месяцев со дня издания указа Президента о назначении референдума. В указе Президента Республики Беларусь о назначении референдума, как правило, предусматривается: дата проведения референдума; юридическая сила решений, принятых референдумом; формулировка вынесенного на референдум вопроса (вопросов), а также иные организационные мероприятия по обеспечению проведения референдума.
Местные референдумы назначаются соответствующими местными представительными органами:
-по своей инициативе;
-по предложению не менее 10% граждан, обладающих избирательным правом и проживающих на соответствующей территории.
В случае если с инициативой о референдуме выступают граждане, образуется группа по проведению референдума (инициативная группа референдума), которая производит сбор подписей граждан под предложением о проведении референдума (подписные листы референдума). Листы должны содержать формулировку вопроса, предлагаемого на референдум, фамилию, имя и отчество члена инициативной группы, собирающего подписи. Гражданин имеет право подписаться в поддержку предложения о проведении референдума только один раз. Принуждение граждан с целью получения подписи в подписном листе, а также использование противоправных форм сбора подписей запрещается. Для реализации права инициативы граждан на проведение референдума устанавливается 2-х месячный срок, который исчисляется с момента регистрации инициативной группы референдума.
Подготовку и проведение референдумов обеспечивают следующие комиссии:
1) Центральная комиссия по выборам и проведению референдумов;
2) территориальные комиссии (областные и Минская городская комиссии; районные, городские, районные в городах комиссии);
3) участковые комиссии.
Для проведения голосования и подсчета голосов территория районов, городов, районов в городах делится на участки для голосования, как правило, соответствующие избирательным участкам, образуемым для выборов депутатов.
Списки граждан, имеющих право участвовать в референдуме, составляются по каждому участку участковыми комиссиями по референдуму и подписываются их председателями и секретарями. О времени и месте голосования участкового комиссии оповещают граждан не позднее, чем за 10 дней до референдума. Голосование проводится в порядке, аналогичном выборам депутатов.
44. Понятие и система органов государства в Республике Беларусь. Стр 443
45. Классификация государственных органов Республики Беларусь.
Сложная и разносторонняя деятельность государства осуществляется в различных формах. Классическая теория разделения властей создана на основе идей французского философа и историка Ш. Монтескье, который опирался на идеи своих предшественников – Аристотеля, Марсилия Падуанского, Дж.Локка и др. По мнению Монтескье все погибло, если бы в одном и том же лице, в одном учреждении были соединены все три власти: законодательная, исполнительная и судебная. Этот вывод он справедливо основывает на том, что если законодательная и исполнительная власть будут соединены в одном лице, то свободы при этом не будет, так как можно опасаться, что тот, кто этой властью обладает, станет издавать тиранические законы для того, чтобы тиранически их применять.
Если судебная власть соединена с законодательной властью, то жизнь и свобода граждан окажутся во власти произвола, ибо судьи будут законодателями. Если она соединиться с исполнительной властью, то судья получит возможность стать угнетателем.
Ш. Монтескье отмечал необходимость полного равноправия, равновесия и независимости властей и в то же время их взаимную связанность, необходимость действовать. С целью исключить возможность злоупотребления властью, по мнению Монтескье, необходим такой порядок вещей, при котором различные ветви власти могли бы сдерживать друг друга.
При классификации государственных органов Беларуси будем отталкиваться от принципа разделения властей, предложенного Монтескье.
Каждый государственный орган является составной частью единой системы государственных органов.
Под системой государственных органов понимается целостное, внутренне взаимосвязанная и сбалансированная совокупность государственных органов Республики Беларусь, осуществляющих присущие каждому из них те или иные функции государства.
Система государственных органов едина. Единство в системе государственных органов проявляется в том, что:
- все государственные органы призваны осуществлять в соответствии со своей компетенцией единую государственную власть;
- все органы этой системы действуют совместно, находятся в тесной взаимосвязи и взаимозависимости.
Единство в системе государственных органов предполагает и разграничение ее на составные части – виды государственных органов.
Как вы помните из темы № 4 «Понятие и принципы конституционного строя Республики Беларусь», статья 6 Конституции нашей страны установила, что государственная власть осуществляется на основе разделения ее на законодательную, исполнительную и судебную. При этом государственные органы в пределах своих полномочий самостоятельны: они взаимодействуют между собой, сдерживают и уравновешивают друг друга.
Многочисленные государственные органы классифицируются по различным основаниям:
-по назначению властных полномочий (законодательные, исполнительные, судебные);
К органам законодательной (представительной) власти в Республике Беларусь следует отнести:
Парламент– Национальное собрание.
Дата: 2019-02-02, просмотров: 271.