Принципы организации и деятельности государственных органов РБ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

§ Верховенство Конституции.

§ Разделение властей (ст.6 Конституции).

§ Централизм проявляется в единстве системе государственных органов, обязательности решения вышестоящий органов для нижестоящих.

§ Демократизм проявляется прежде всего в органах, которые избираются народом.

§ Точное законодательное разграничение полномочий.

§ Законность проявляется:

§ Что все органы и должностные лица действуют в рамках Конституции и законодательных актов (ст.7 Конституции).

§ Они обеспечивают соблюдение не подведомственных им территорий.

§ Социальная направленность вытекает из ст.1 Конституции.

§ Приоритет человека, его прав и свобод (ст.2 Конституции).

§ Гласность означает, что гражданам гарантируется право на получение достоверной и своевременной информации о деятельности государственных органов. Государственные органы обязаны предоставить гражданину возможность ознакомится с материалами, затрагивающие его законные права и интересы.

§ Ответственность, подконтрольность и подотчетность.

§ Принцип профессионализма и права равного доступа к государственной службе (ст.39 Конституции).

§ Принцип депортизации государственных органов. В государственном аппарате не создаются структуры политических партий, а ряд государственных служащих не могут быть членами политических партий, преследующие политические цели.

 

 

47. Президент Республики Беларусь – Глава государства. Стр 586

48. Компетенция Президента Республики Беларусь. Стр 604

49. Порядок освобождения Президента Республики Беларусь от должности.

Статья 11. Президент может быть досрочно освобожден от должности при стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять обязанности Президента. Решение о досрочном освобождении Президента от должности принимается большинством не менее двух третей голосов от полного состава Палаты представителей и большинством не менее двух третей голосов от полного состава Совета Республики на основании заключения специально создаваемой палатами комиссии. Решения палат принимаются в форме постановлений.

Статья 12. Президент может быть смещен с должности в связи с совершением государственной измены или иного тяжкого преступления. Решение о выдвижении обвинения и его расследовании в этом случае считается принятым, если за него проголосовало большинство от полного состава Палаты представителей по предложению не менее одной трети ее депутатов. Расследование обвинения организуется Советом Республики на основании принятого постановления.

Президент считается смещенным с должности, если за решение о его смещении проголосовало не менее двух третей от полного состава Совета Республики, а также не менее двух третей от полного состава Палаты представителей.

Непринятие Советом Республики и Палатой представителей решения о смещении Президента с должности в течение месяца со дня выдвижения обвинения означает отклонение обвинения.

В случае смещения Президента в связи с совершением преступления дело по существу обвинения рассматривается Верховным Судом Республики Беларусь.

Статья 13. Президент может в любое время подать в отставку. Отставка Президента принимается постановлением Палаты представителей.

50. Парламент (Национальное Собрание) - представительный и законодательный орган Республики Беларусь. Структура и порядок формирования палат Национального Собрания. Стр 652

51. Полномочия Палаты представителей и Полномочия Совета Республики. Стр 658

52. Законодательный процесс: понятие и общая характеристика стадий. Стр 672

53. Состав и порядок формирования Совета Министров Республики Беларусь.

Правительство – это коллегиальный орган государственного управления, осуществляющий исполнительную власть и руководство системой подчиненных ему республиканских органов и иных организаций, а также местных исполнительных и распорядительных органов.

Правительство, как правило, носит название Совет министров или Кабинет министров. Встречаются и другие наименования. В Норвегии, Финляндии, Швеции, КНР правительство носит название Государственный совет; во Франции – Совет министров; в КНДР – Административный совет.

Правительство формируется двумя основными способами:

1. Парламентским.

2. Внепарламентским.

Эти разновидности определяются формами правления. Парламентский способ формирования правительства используется в государствах с парламентской формой правления. Право на формирование правительства в этих странах получает та политическая партия или коалиция партий, которая имеет большинство мест в нижней палате страны.

Так, в Великобритании премьер-министром назначается лидер партии, получившей большинство мест в палате общин парламента. По его рекомендации глава государства (монарх) назначает остальных членов правительства. Парламентский способ формирования правительства применяется в таких странах, как Бельгия, Нидерланды, Швеция, Швейцария, Япония, Канада, Австралия, Индия и др.

Внепарламентский способ формирования правительства используется в президентских республиках, в республиках смешанных типов и некоторых формах монархии. Право на формирование правительства в президентских республиках имеет не парламент, а президент (США, Франция).

Различают различные виды правительства по партийному составу:

1. Однопартийные правительства. Такое правительство создает та из политический партий, которая получила в результате выборов абсолютное большинство мест в парламенте или его нижней палате (Великобритания, Канада). Однопартийное правительство создается и в тех странах, гдеконституция или закон разрешают легально действовать лишь одной политической партии (Индонезия, КНДР).

2. Коалиционное правительствообразуется по результатам парламентских выборов по соглашения нескольких политических партий, вошедших в парламент (ФРГ, Италия, Бельгия).

3. Беспартийное правительство создается:

− если в стране нет политический партий (Кувейт, Саудовская Аравия, ОАЭ, Аман);

− если партия в парламенте не удалось договориться об образовании правительства. Тогда главой государства формируется правительство на внепартийной основе. Подобные кабинеты формировались в Финляндии, Нидерландах, Португалии, с 2009 года – в Чехии;

− беспартийное правительство создается военным режимом (Руанда).

В отличие от некоторых других государств (например, США) Конституция Беларуси прямо предусматривает образование и деятельность Правительства как коллегиального органа государственной власти, осуществляющего функции управления. Его основные полномочия закреплены в Конституции, законе Республики Беларусь от 23.07.2008г. «О Совете Министров Республики Беларусь» (с изм. и доп.) и других нормативных актах.

Правительство в своей деятельности руководствуется принципами:

- законности;

- разграничения властей;

- подчиненности нижестоящих органов вышестоящим;

- личной ответственности за порученное дело;

- гласности и широкого информирования населения.

В Беларуси Правительство имеет название – Совет Министров. За рубежом оно может иметь такое же (Франция, Индия) или иное наименование – Федеральное правительство (Германия), Государственный Совет (Китай) и т.п.

Форма правления часто предопределяет порядок образования и деятельности правительства. В президентских республиках оно менее самостоятельно и отчитывается перед Президентом. В государствахпарламентарной формы правления правительство несет ответственность перед парламентом, обычно его формирующим. Поэтому в этом случае ему очень важно пользоваться доверием большинства членовпарламента.

В Беларуси Совет Министров в своей деятельности подотчетен Президенту и ответственен перед Национальным собранием Республики Беларусь, что указано в ст. 106 Конституции. Причем Президент, хотя формально юридически и не входит ни в одну ветвь власти, однако обладает рядом конституционных полномочий в сфере исполнительной власти, которые свидетельствуют о том, что он является реальным главой этой ветви власти.

Итак, в чем же выражается подотчетность Правительства Президенту?

- структуру Правительства определяет Президент (ст. 84 Конституции);

- Президент назначает на должность Премьер-министра с согласия Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь;

- назначает и освобождает от нее заместителей Премьер-министра, министров и других членов Правительства;

- принимает решение об отставке Правительства;

- может председательствовать на заседаниях Совета Министров;

- Президент имеет право отменить акты Правительства;

- др.

Ответственность Правительства перед Парламент ом означает:

- Парламент дает согласие Президенту на назначение Премьер-министра;

- в течение 2 месяцев после своего назначения Премьер-министр обязан представить для обсуждения Палате представителей программу деятельности Правительства;

- Палата представителей может одобрить или отклонить эту программу. Повторное отклонение программы означает выражение вотума недоверия Правительству;

- др.

Конституция Республики Беларусь не содержит исчерпывающего перечня лиц, входящих в состав совета министров. В части четвертой ст.106 Основного Закона лишь указано, что Правительствосостоит их премьер-министра, его заместителей и министров. Закон о Совете министров Республики Беларусь в ст. 4 определил, что в состав Совета министров, кроме того, входят:

- Глава администрации Президента;

- председатель Комитета государственного контроля;

- председатель Правления Национального банка;

- председатель Президиума Национальной академии наук;

- и другие должностные лица.

Правительство слагает свои полномочия перед вновь избранным Президентом. До сформирования нового Правительства по поручению Президента, Правительство, заявившее о сложении своих полномочий, продолжает свое функционирование.

Сложение полномочий Совета Министров перед вновь избранным Президентом происходит после вступления в должность Главы государства, то есть после принятия им присяги. Как видим, срок полномочий Правительства в Конституции не оговорен.

Формирование Совета Министров обычно начинается с назначения Президентом Премьер-министра. Оно осуществляется с согласия Палаты представителей.

Никто, кроме Президента, не вправе выдвигать кандидатуру Премьер-министра. Не допускается и внесение альтернативной кандидатуры. У депутатов Палаты представителей есть лишь одно право – обсудив предложенную кандидатуру, согласиться или не согласиться с предложением Президента.

В Конституции не оговорено, в течение, какого срока Президент должен внести в Палату представителей предложение по кандидатуре Премьер-министра. В 1996 году обязанности Премьер-министра в течение трех месяцев исполнял С.С. Линг, согласие, на назначение которого в последующем - 19 февраля 1997 г. - дала Палата представителей.

В свою очередь, в Основном Законе установлен срок, в течение которого Палата представителей должна принять решение о даче согласия на назначение Премьер-министра. Это должно быть сделано не позднее чем в двухнедельный срок со дня внесения предложения по кандидатуре Премьер-министра.

Депутаты Палаты представителей вправе задавать вопросы Президенту, самому кандидату на должность Премьер-министра, высказывать свои мнения по предложенной кандидатуре, агитировать за или против.

Решение о даче согласия на назначение на должность Премьер-министра принимается Палатой представителей тайным голосованием с использованием бюллетеней и оформляется постановлением.

При двукратном отказе в даче согласия на назначение Премьер-министра Палатой представителейПрезидент вправе назначить исполняющего обязанности Премьер-министра, распустить Палату представителей и назначить новые выборы.

54. Компетенция и акты Совета Министров Республики Беларусь.

Как уже говорилось, в Конституции Республики Беларусь срок полномочий Правительства конкретно не определяется. Однако ст. 9 Закона «О Совете Министров Республики Беларусь» определяет, что Совет Министров действует на протяжении срока полномочий Президента и слагает свои полномочия перед вновь избранным Президентом.

В силу того, что необходимо время для формирования нового состава Совета Министров, Президентвправе поручить прежнему его составу продолжать выполнение своих обязанностей до сформирования нового состава Правительства Республики Беларусь.

Как уже отмечалось, работой Правительства в Республике Беларусь руководит Премьер-министр. В разных странах глава правительства может именоваться по-разному: премьер-министр Великобритании, Канаде, Нидерландах, во Франции, Греции; председатель Совета министров – в Италии, Испании; государственный министр – в Люксембурге, Норвегии; федеральный канцлер – в ФРГ, Австрии.

В соответствии со ст. 106 Конституции и ст. 6 Закона «О Совете Министров Республики Беларусь»премьер-министр:

- осуществляет непосредственное руководство деятельностью Совета Министров и несет персональную ответственность за его работу;

- в двухмесячный срок после своего назначения обязан предоставлять Парламенту программу деятельности Правительства, а в случае ее отклонения предоставляет повторную программу деятельности Правительства в течение двух месяцев;

- подписывает постановления Совета Министров;

- информирует Президента об основных направлениях деятельности Правительства и о всех его важнейших решениях;

- издает распоряжения;

- может поставить перед Палатой представителей вопрос о доверии Совету Министров;

- выполняет другие функции, связанные с организацией и деятельностью Правительства.

Правительство, как и любой другой государственный орган, также имеет определеннуюкомпетенцию, что позволяет ему эффективно воздействовать на общественные отношения.

Они определены в Конституции (ст. 107) и Законе о Совете Министров Республики Беларусь:

- руководит системой подчиненных ему органов государственного управления и других органов исполнительной власти;

- разрабатывает основные направления внутренней и внешней политики и принимает меры по их реализации;

- разрабатывает и представляет Президенту для внесения в Парламент проект республиканского бюджета и отчет о его исполнении;

- обеспечивает проведение единой экономической, финансовой, кредитной и денежной политики, государственной политики в области науки, культуры, образования, здравоохранения, экологии, социального обеспечения и оплаты труда;

- принимает меры по обеспечению прав и свобод граждан, защите интересов государства, национальной безопасности и обороноспособности, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью;

- выступает от имени собственника в отношении имущества, являющегося собственностью Республики Беларусь, организует управление государственной собственностью;

- обеспечивает исполнение Конституции, законов и декретов, указов и распоряжений Президента;

- отменяет акты министерств и иных республиканских органов государственного управления;

- осуществляет иные полномочия.

В соответствие с указанным выше законом, Совет Министров в экономической сфере:

- регулирует деятельность всех отраслей экономики Беларуси;

- имеет право создавать, реорганизовывать и ликвидировать предприятия, учреждения и организации;

- регулирует внешнеэкономическую деятельность;

- осуществляет реформы экономики;

- др.

В социально-культурной сфере:

- поддерживает уровень социального обеспечения (пенсии, пособия, стипендии, заработную плату);-

содействует развитию физической культуры и спорта;

- принимает меры по охране историко-культурного наследия, развития культурных ценностей, подготовки научных кадров;

- др.

В области охраны окружающей среды:

- обеспечивает реализацию экологических программ;

- принимает решения о создании заповедников, заказников, национальных парков;

- организует работу по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС;

- др.

В области обеспечения национальной безопасности и обороны:

- решает вопросы военного строительства, обеспечения Вооруженных Сил всем необходимым для надежной защиты республики;

- руководит гражданской обороной;

- осуществляет контроль за подготовкой граждан к военной службе и призывом их на военную службу;

- др.

В области обеспечения законности и порядка:

- принимает меры по охране общественного порядка, прав и свобод граждан;

- организует борьбу с преступностью;

- руководит в пределах своей компетенции деятельностью МВД;

- др.

В ст. 108 Конституции предусмотрено, что Правительство издает постановления, имеющие обязательную силу на всей территории Республики Беларусь. Премьер-министр вправе в пределах своей компетенции издавать распоряжения.

Решения Совета Министров по отдельным вопросам могут оформляться в виде протоколов заседаний (совещаний) у Премьер-министра Республики Беларусь, его заместителей, а также их указаний и поручений, являющихся обязательными для исполнения республиканскими органами государственного управления и иными местными исполнительными и распорядительными органами. При этом эти поручения и указания не могут носить нормативный характер.

Во всех иных случаях должны приниматься постановления Правительства как коллегиального органа либо его Президиума.

Постановления Совета Министров Республики Беларусь и распоряжения Премьер-министра вступают в силу и публикуются в порядке установленном законодательными актами Республики Беларусь. Совет Министров обеспечивает контроль за исполнением своих постановлений непосредственно или через подчиненные ему органы государственного управления и другие органы исполнительной власти.

Постановления Правительства могут отменяться указами Президента, а также признаваться не имеющими юридической силы полностью или частично Конституционным Судом в случае внесения на его рассмотрение предложения о проверке конституционности постановления. Национальное собрание правом отмены актов Совета Министров не наделено, однако оно может обратиться с соответствующим предложением к Президенту либо в Конституционный Суд республики.

 

55. Порядок отставки Правительства.

Статья 10. Отставка Совета Министров Республики Беларусь

Совет Министров Республики Беларусь в полном составе, Премьер-министр, каждый член Совета Министров Республики Беларусь отдельно имеют право заявить Президенту Республики Беларусь о своей отставке, если сочтут невозможным исполнять возложенные на них обязанности. Совет Министров Республики Беларусь заявляет Президенту Республики Беларусь о своей отставке и принимает постановление Совета Министров Республики Беларусь об отставке.

Совет Министров Республики Беларусь заявляет Президенту Республики Беларусь о своей отставке и в случае выражения Палатой представителей Национального собрания Республики Беларусь вотума недоверия Совету Министров Республики Беларусь.

Президент Республики Беларусь вправе по собственной инициативе принять решение об отставке Совета Министров Республики Беларусь и освободить от должности любого члена Совета Министров Республики Беларусь.

Отставка Премьер-министра Республики Беларусь не влечет за собой сложения полномочий Советом Министров Республики Беларусь в полном составе.

В случае отставки Совет Министров Республики Беларусь по поручению Президента Республики Беларусь продолжает осуществлять свои полномочия до сформирования нового Совета Министров Республики Беларусь.

 

56. Принципы функционирования судебной власти. Стр 753

57. Органы, осуществляющие судебную власть в Республике Беларусь.

Система судов

Система судов строится на принципах территориальности и специализации. Она состоит из:

1. Конституционного Суда;

2. Системы судов общей юрисдикции.

Образование чрезвычайных судов запрещается.

Судоустройство в Республике Беларусь определяется:

· Законом Республики Беларусь от 8 января 2014 г. «О конституционном судопроизводстве»;

· Кодексом Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей.

Система судов общей юрисдикции

Система судов общей юрисдикции состоит из:

1. Верховного Суда Республики Беларусь;

2. областных (Минского городского) судов;

3. экономических судов областей (города Минска);

4. районных (городских) судов.

Верховный Суд Республики Беларусь осуществляет правосудие и надзор за судебной деятельностью общих судов.

Он состоит из:

· Председателя суда;

· первого заместителя Председателя;

· заместителей Председателя;

· судей Верховного Суда Республики Беларусь

и действует в составе:

· судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Беларусь;

· судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда Республики Беларусь;

· судебной коллегии по экономическим делам;

· судебной коллегии по делам интеллектуальной собственности Верховного Суда Республики Беларусь;

· Президиума Верховного Суда Республики Беларусь;

· Пленума Верховного Суда Республики Беларусь.

Верховный Суд Республики Беларусь:

1. Рассматривает дела в кассационном порядке, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам и в качестве суда первой инстанции в случаях, предусмотренных законами Республики Беларусь.

2. Изучает и обобщает судебную практику, анализирует судебную статистику и дает разъяснения по вопросам применения законодательства Республики Беларусь, возникающим при рассмотрении судебных дел; осуществляет контроль за исполнением судами Республики Беларусь разъяснений Пленума Верховного Суда Республики Беларусь.

3. Вносит предложения в Конституционный Суд Республики Беларусь о проверке конституционности нормативных актов.

4. Оказывает помощь судьям по применению законодательства; решает в пределах своих полномочий вопросы, вытекающие из международных договоров Республики Беларусь.

5. Осуществляет иные полномочия.

Пленум Верховного Суда Республики Беларусь:

1. Рассматривает материалы обобщения судебной практики и судебной статистики и дает судам разъяснения по вопросам применения законодательства Республики Беларусь, возникающим при рассмотрении судебных дел.

2. Рассматривает заключения Конституционного Суда Республики Беларусь, представления Председателя Верховного Суда Республики Беларусь о несоответствии разъяснений Пленума Верховного Суда Республики Беларусь Конституции Республики Беларусь и законам Республики Беларусь.

3. Рассматривает вопросы о внесении предложений по совершенствованию законодательства.

4. Осуществляет иные полномочия.

Президиум Верховного Суда Республики Беларусь образуется в составе:

· Председателя Верховного Суда Республики Беларусь;

· первого заместителя Председателя;

· заместителей Председателя Верховного Суда Республики Беларусь;

· судей Верховного Суда Республики Беларусь.

Президиум Верховного Суда Республики Беларусь:

1. Рассматривает:

o судебные дела в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам;

o материалы изучения и обобщения судебной практики и судебной статистики;

o вопросы организации работы судебных коллегий и аппарата Верховного Суда Республики Беларусь.

2. Оказывает помощь судам в правильном применении законодательных актов.

3. Заслушивает о судебной практике по применению законодательства председателей:

o областных судов;

o Минского городского суда;

o районных (городских) судов.

4. Осуществляет иные полномочия.

Судебные коллегии Верховного Суда Республики Беларусь комплектуются из числа судей Верховного Суда Республики Беларусь и утверждаются Пленумом Верховного Суда Республики Беларусь. Судьи судебной коллегии единолично рассматривают в пределах своих полномочий дела в качестве суда первой инстанции и коллегиально – в кассационном порядке, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам, изучают и обобщают судебную практику, анализируют судебную статистику и осуществляют иные полномочия.

Судам общей юрисдикции подведомственны уголовные дела и гражданские дела.

К числу гражданских дел относятся:

· дела по спорам, возникающим из отношений:

o гражданских;

o семейных;

o трудовых;

o жилищных;

o земельных;

o отношений по использованию природных ресурсов и окружающей среды,
если хотя бы одной из сторон в споре выступает гражданин;

· дела, возникающие из административно-правовых отношений;

· дела особого производства;

· иные дела, отнесенные к подведомственности общих судов Гражданским процессуальным кодексом Республики Беларусь и иными законодательными актами.

 

 

58. Порядок формирования и деятельности Конституционного Суда Республики Беларусь.

Институт Конституционного правосудия существует в большинстве современных демократических государств. Идея конституционного контроля реальна, стала воплощаться в 19 веке в США и в 20 веке на европейском континенте. Впервые в Европе Конституционный Суд был создан в Австрии 1920 году. В настоящее время Конституционные Суды созданы и действуют почти во всех Европейских странах (в Австрии, Германии, Испании, Италии, Франции, Португалии, Бельгии, Венгрии, Хорватии, Румынии и др.).

В Республике Беларусь в октябре 1989 года в Конституцию была включена норма о Комитете конституционного надзора. Однако он так и не был создан. Конституционный Суд Республики Беларусь был впервые создан – как и того требовала новая Конституция – 28 апреля 1994 года. Конституционный Суд является органом правосудия, обеспечивающим верховенство Конституции и ее непосредственное действие на территории республики, соответствие актов государственных органов Конституции, законность в правотворчестве и правоприменении.

Организация, порядок деятельности и компетенция Конституционного Суда определяются Конституцией (раздел 4), Кодексом Республики Беларусь от 29.06.2006 года «О судоустройстве и статусе судей», Законом «О Конституционном Суде Республики Беларусь» от 30.03.1994 года, регламентом Конституционного Суда и другими правовыми актами.

Суд формируется в количестве 12 судей. Судьями Конституционного Суда являются Председатель, заместитель Председателя и 10 судей, из которых 6 назначаются Президентом Республики Беларусь, а 6 избираются Советом Республики Национального собрания Республики Беларусь. В случае досрочного выбытия избранного или назначенного судьи из состава Конституционного Суда применяется аналогичный порядок.

Председатель Конституционного Суда назначается Президентом Республики Беларусь с согласия Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь из числа судей Конституционного Суда сроком на 5 лет. Заместитель председателя избирается Конституционным Судом из состава судей по представлению Председателя Конституционного Суда сроком на 5 лет.

Судьей Конституционного Суда может быть назначен или избран гражданин Республики Беларусь, имеющий высшее юридическое образование, являющийся высококвалифицированным специалистом в области права и имеющий, как правило, ученую степень, а также обладающий высокими моральными качествами. Предельный возраст членов Конституционного Суда – 70 лет. Судьи Конституционного Суда назначаются или избираются на 11 лет и могут быть назначены или избраны на новый срок.

Член Конституционного Суда вправе принимать участие в его работе только после принесения присяги. К присяге членов Конституционного Суда приводит Президент в присутствии Председателя палаты представителей и Председателя Совета республики Национального собрания.

Судьи Конституционного Суда не могут осуществлять предпринимательскую деятельность, выполнять иную оплачиваемую работу, кроме преподавательской и научно-исследовательской. Они не могут быть членами Совета республики Национального собрания Республики Беларусь, депутатами, а также членами политических партий и других общественных объединений, преследующих политические цели.

ПОЛНОМОЧИЯ СУДЬИ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА МОГУТ БЫТЬ ДОСРОЧНО ПРЕКРАЩЕНЫ:

1. По его просьбе об отставке.

2. В связи с утратой судьей гражданства Республики Беларусь.

3. В связи с достижением предельного возраста пребывания в должности судьи Конституционного Суда.

4. В связи с продолжением судьей, несмотря на предупреждения Конституционного Суда, деятельности, несовместимой с должностью судьи.

5. В связи с совершением судьей поступка, порочащего честь и достоинство судьи, либо совершением иных действий, дискредитирующих Конституционный Суд.

6. В связи с вступившим в отношении судьи в законную силу обвинительным приговором.

7. В связи с признанием судьи недееспособным решением суда, вступившим в законную силу.

8. В связи с признанием судьи безвестно отсутствующим либо объявлением его умершим решением суда, вступившим в законную силу.

9. В связи с признанием судьи в законном порядке нетрудоспособным либо неспособностью судьи по состоянию здоровья в течение длительного времени (не менее 1 года) исполнять обязанности судьи.

10. В случае смерти судьи.

Прекращение полномочий судьи Конституционного Суда осуществляется Президентом Республики Беларусь, в том числе на основании представления Конституционного Суда или личного письменного заявления судьи. При этомпредставление Конституционного Суда принимается большинством голосов от полного состава судей Конституционного Суда за исключением внесения представления о прекращении полномочий по основанию, предусмотренному п. 5, которое должно быть принято большинством не менее 2/3 от полного состава судей.

ПОЛНОМОЧИЯ СУДЬИ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА МОГУТ БЫТЬ ПРИОСТАНОВЛЕНЫ В СЛУЧАЯХ, если:

1. Дано согласие Президента Республики Беларусь на арест судьи или привлечение его к уголовной ответственности;

2. Судья Конституционного Суда зарегистрирован в качестве кандидата в депутаты Палаты представителей, члены Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь, депутаты местных Советов депутатов.

Приостановление полномочий судьи Конституционного Суда осуществляется Президентом Республики Беларусь.

Работой Конституционного Суда руководит Председатель, который представляет Конституционный Суд в отношениях с государственными органами и организациями, общественными объединениями.

ПРЕДСЕДАТЕЛЬ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА:

- распределяет обязанности между членами Конституционного Суда;

- созывает Конституционный Суд и председательствует на его заседаниях;

- принимает меры поощрения и налагает взыскания на судей Конституционного Суда;

- осуществляет общее руководство работой Секретариата Конституционного Суда и обладает правом приема и увольнения его работников;

- вправе в любое время подать в отставку с занимаемой должности.

Заместитель Председателя Конституционного Суда пользуется всеми правами и несет обязанности судьи Конституционного Суда, исполняет обязанности председателя Конституционного Суда в случае его отсутствия или по его поручению.

СУДЬЯ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА:

- имеет право требовать созыва Конституционного Суда, предлагать вопросы на его рассмотрение, выражать особое мнение по поводу решения Конституционного Суда;

- участвует во всех заседаниях Конституционного Суда с правом решающего голоса;

- обладает другими правами и несет обязанности, предусмотренные Законом «О Конституционном Суде Республики Беларусь».

Судья Конституционного Суда вправе присутствовать на открытых (а по приглашениям и на закрытых) заседаниях любых государственных органов.

Судья Конституционного Суда неприкосновенен. Неприкосновенность судьи распространяется на его жилище, служебное помещение, транспорт и средства связи, корреспонденцию, имущество и документы, используемые им.

Лица, назначенные или избранные в Конституционный Суд, не могут быть привлечены к уголовной ответственности, арестованы, иным способом лишены личной свободы без согласия Президента Республики Беларусь, кроме случаев задержания на месте преступления. Уголовное дело в отношении члена Конституционного Суда может быть возбуждено только Генеральным прокурором Республики Беларусь с согласия Президента Республики Беларусь.

 


Б) КОМПЕТЕНЦИЯ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА.

 

Согласно Конституции Республики Беларусь на Конституционный Суд возлагается контроль за конституционностью нормативных актов в государстве.

Компетенция Конституционного Суда определяется ст.5 Закона Республики Беларусь «О Конституционном Суде Республики Беларусь», в соответствии которой данный орган рассматривает дела и дает заключение о:

- соответствии законов, декретов и указов Президента Республики Беларусь, международных договорных и иных обязательств Республики Беларусь Конституции и международно-правовым актам, ратифицированным Республикой Беларусь;

- соответствии актов межгосударственных образований, в которые входит Республика Беларусь, указов Президента Республики Беларусь, изданных во исполнение законов, Конституции, международно-правовым актам, ратифицированным Республикой Беларусь, законам и декретам Президента Республики Беларусь;

- соответствии постановлений Совета Министров Республики Беларусь, актов Верховного Суда Республики Беларусь, Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь, Генерального прокурора Республики Беларусь Конституции, международно-правовым актам ратифицированным Республикой Беларусь, законам, декретам и указам Президента Республики Беларусь;

- соответствии актов любого другого государственного органа, Конституции, международно-правовым актам, ратифицированным Республикой Беларусь, законам, декретам и указам Президента Республики Беларусь.

В соответствии с Декретом Президента Республики Беларусь № 14 от 26.06.2008 года «О некоторых мерах по совершенствованию деятельности Конституционного Суда Республики Беларусь» функции Конституционного Суда значительно расширены. Предусмотрены дополнительные полномочия:

1. Конституционный Суд имеет право осуществлять обязательный предварительный контроль тех законом, принятых Палатой представителей – до их подписания Президентом.

2. По предложению Президента Республики Беларусь может излагать свою позицию о конституционности международных договоров Республики Беларусь – до их подписания Президентом.

3. По поручению Президента давать официальное толкование Декретов и Указов Президента, касающихся конституционных прав, свобод и обязанностей граждан.

4. По предложению Президиума Совета Республики имеет право принимать решения о наличии фактов систематического или грубого нарушения местным Советом депутатов требований законодательства.

5. Излагать свою позицию о документах иностранных государств, международных организаций, затрагивающих интересы государства.

6. Проводить проверку конституционности определенных Президентом направлений нормотворческой деятельности и правоприменительной практики судов, правоохранительных и других государственных органов.

Конституционный Суд может рассматривать вопросы о конституционности нормативно-правовых актов как в целом, так и отдельных их положений. Проверяя конституционность оспариваемого акта, Конституционный Суд устанавливает соответствие его Конституции, международно-правовым актам, ратифицированным Республикой Беларусь, законам, декретам и указам Президента Республики Беларусь:

1. По содержанию норм;

2. По форме нормативного акта;

3. С точки зрения разграничения компетенции между государственными органами;

4. По порядку принятия, подписания, опубликования и введения в действие.

В случаях, предусмотренных Конституцией, Конституционный Суд дает заключение о наличии фактов систематического или грубого нарушения Палатами Парламента Конституции Республики Беларусь.

Конституционный Суд рассматривает вопросы на основании соответствующих предложений инициаторов. Предложения проверки конституционности акта вправе внести в Конституционный Суд Президент Республики Беларусь, Палата представителей Национального собрания Республики Беларусь, Совет Республики Национального собрания Республики Беларусь, Верховный Суд Республики Беларусь, Высший Хозяйственный Суд Республики Беларусь, Совет Министров Республики Беларусь.

Другие государственные органы, общественные объединения, а также граждане выступают с соответствующей инициативой перед органами и лицами, обладающими правом на внесение предложений о проверке конституционности акта.

Конституционный Суд вправе вносить Президенту Республики Беларусь, Палатам Парламента Республики Беларусь, Совету Министров Республики Беларусь, другим государственным органам в соответствии с их компетенцией предложения о необходимости внесения в акты действующего законодательства изменений и дополнений, принятия новых нормативных актов. Конституционный Суд вправе также вносить в государственные и другие органы иные предложения, вытекающие из его полномочий.

Законы, декреты и указы Президента Республики Беларусь, международные договорные и иные обязательства Республики Беларусь, акты межгосударственных образований, в которые входит Республика Беларусь, постановления Совета Министров, акты Верховного суда, Высшего Хозяйственного Суда, Генерального прокурора, акты других государственных органов, признанные Конституционным Судом не соответствующими Конституции, считаются утратившими силу в целом или в определенной части с момента, определяемого Конституционным Судом.

Решения Конституционного Суда, принятые в пределах его компетенции, обязательны для исполнения на территории Республики Беларусь всеми государственными органами, предприятиями, учреждениями, организациями, должностными лицами, гражданами. Решения Конституционного Суда должны быть рассмотрены органами и лицами, которым они адресованы, с обязательным направлением Конституционному Суду ответов в установленный им срок.

 

В) ПОРЯДОК ПРОИЗВОДСТВА В КОНСТИТУЦИОННОМ СУДЕ. РЕШЕНИЯ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА

 

Порядок производства в Конституционном Суде определяется третьим разделом Закона «О Конституционном Суде Республики Беларусь». Заседания Конституционного Суда проводятся в торжественной обстановке с соблюдением всех требований судебного этикета. На заседаниях могут рассматриваться один или несколько вопросов. По каждому вопросу с докладом выступает член Конституционного Суда. Заседания Конституционного Суда ведет Председатель Конституционного Суда, в его отсутствие или по его поручению – заместитель Председателя Конституционного Суда. Судья-докладчик не может быть председательствующим. Председательствующий руководит заседанием, принимает необходимые меры по обеспечению порядка разбирательства, его полноты и всесторонности, фиксированию его хода и результатов. Председательствующий вправе удалить из зала любого, кто нарушает порядок или не подчиняется его законным распоряжениям.

Участниками заседания Конституционного Суда являются стороны, представители сторон, свидетели, эксперты, специалисты, переводчики. В заседаниях Конституционного Суда могут участвовать Президент Республики Беларусь, Председатель Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь, Председатель Совета республики Национального собрания Республики Беларусь, Премьер-министр Республики Беларусь, Председатель Верховного Суда Республики Беларусь, Генеральный прокурор Республики Беларусь и министр юстиции Республики Беларусь. Они вправе излагать свою позицию по всем рассматриваемым вопросам.

В КАЧЕСТВЕ СТОРОН ЗАСЕДАНИЯ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДАучаствуют:

- должностные лица, подписавшие или издавшие акт, конституционность которого проверяется, или их представители;

- инициаторы, представившие на рассмотрение Конституционного Суда предложения, или их представители.

В качестве представителя сторон в заседании могут участвовать адвокаты, специалисты и другие лица, полномочия которых письменно подтверждены сторонами в установленном порядке.

Стороны (их представители) обязаны явиться по вызову Конституционного Суда, дать объяснения и ответить на вопросы. В заседаниях Конституционного Суда ведутся протоколы, содержание которых должно отвечать требованиям ст. 32 Закона «О Конституционном Суде».

Предложения, поступающие в Конституционный Суд, подлежат обязательной регистрации и предварительному изучению Конституционного Суда. По итогам предварительного изучения Председатель Конституционного Суда принимает решение о передаче предложений судье (судьям) Конституционного Суда для подготовки соответствующего вопроса о возбуждении производства по делу, либо о возврате предложения, его инициатору для устранения недостатков, либо о возврате предложения из-за неподведомственности дела Конституционному Суду.

Вопросы, вносимые на рассмотрение Конституционного Суда, должны быть предварительно изучены. Председатель поручает их изучение одному или нескольким судьям и устанавливает срок завершения этой работы, как правило, не более двух месяцев со дня поступления материала в Конституционный Суд. Он может продлить указанный срок, но не более, чем на один месяц ввиду особой сложности или большого объема рассматриваемого вопроса. Судья, которому поручена подготовка вопроса, вправе истребовать необходимые документы, поручать производство проверок, исследований, экспертиз, пользоваться консультациями специалистов, направлять запросы, требования от инициаторов вопроса устранения недостатков оформления представленных документов. Не позднее чем за 10 дней до начала заседания судьям вручаются уведомления о времени, месте и повестке дня заседания и все необходимые для рассмотрения дела документы.

В назначенное время председательствующий открывает заседание и сообщает повестку дня. После этого он удостоверяется в явке сторон и участников, при необходимости проверяет их полномочия и разъясняет им их права и обязанности. Рассмотрение каждого дела начинается с выступления судьи-докладчика, который излагает сущность вопроса, повод и основания для его рассмотрения. После его выступления выслушиваются стороны или их представители. При необходимости выслушиваются показания свидетелей, экспертов, специалистов и оглашаются документы, имеющие значение для рассмотрения вопроса.

По завершении исследования материала дела председательствующий заседания объявляет об окончании слушания дела и сообщает дату и время оглашения итогового решения, которое должно быть оглашено не позднее 15 дней с момента окончания слушания дела.

Итоговое решение принимается Конституционным Судом в закрытом совещании. В совещании принимают участие только судьи, участвующие в рассмотрении данного дела в судебном заседании. В ходе совещания судьи вправе излагать свою позицию по обсуждаемому вопросу. Решения Конституционного Суда принимаются голосованием путем поименного опроса судей. Председательствующий голосует последним. Судьи голосуют «за» или «против» и не вправе воздержаться или не участвовать в голосовании. Решение Конституционного Суда считается принятым при условии, что за него проголосовало большинство от полного состава судей. Судья Конституционного Суда в случае несогласия с принятым решением имеет право изложить свое особое мнение в письменном виде и приложить его к протоколу заседания. Оно по желанию судьи публикуется в качестве приложения к решению Конституционного Суда в «Вестнике» Конституционного Суда Республики Беларусь.

Любой акт, принятый в заседании Конституционного Суда, именуется решением. Термин «решение Конституционного Суда» является собирательным по своей сути – это родовое обозначение всякого акта, отвечающего установленным Законом «О Конституционном Суде Республики Беларусь» категориям. В данном Законе и Регламенте Конституционного Суда содержится перечень видов его решений: заключение, запрос, требование, представление, послание и, собственно, решение.

Требования к государственным органам могут быть переданы в форме представления или запроса. Анализ состояния конституционной законности в Республике Беларусь оформляются как послания Конституционного Суда Президенту Республики Беларусь и Палатам Парламента Республики Беларусь (ст. 36 Закона «О Конституционном судопроизводстве»).

Заключение Конституционного Суда не позднее, чем в трехдневный срок со дня их провозглашения, направляются Президенту Республики Беларусь, Палате представителей и Совету Республики Национального собрания Республики Беларусь, Премьер-министру Республики Беларусь, Председателю Верховного Суда Республики Беларусь, Генеральному прокурору Республики Беларусь, Министру юстиции Республики Беларусь и сторонам по делу.

Решение Конституционного Суда подлежит исполнению безотлагательно после опубликования. Пересмотр его осуществляется только по инициативе Конституционного Суда.

59. Компетенция Конституционного Суда Республики Беларусь. Стр 764

60. Понятие местного управления и самоуправления в Республике Беларусь. Стр 800

61. Система органов местного управления и самоуправления. Стр 802

62. Компетенция органов местного управления. Стр 819

63. Экономическая основа местного управления и самоуправления.

Понятие экономической основы местного управления и самоуправления

Экономическую основу местного управления и самоуправления составляют коммунальная собственность, доходы от использования природных ресурсов и иные источники получения доходов местного управления и самоуправления в соответствии с законодательством об охране окружающей среды и рациональном использовании природных ресурсов, гражданским, налоговым, бюджетным законодательством.

Статья 55. Коммунальная собственность

1. Коммунальная собственность состоит из казны административно-территориальной единицы и имущества, закрепленного за коммунальными юридическими лицами в соответствии с актами законодательства. Средства местного бюджета и иное коммунальное имущество, не закрепленное за коммунальными юридическими лицами, составляют казну соответствующей административно-территориальной единицы.

2. Порядок управления и распоряжения коммунальной собственностью определяется соответствующими Советами в пределах, установленных законом.

3. Исполнительные и распорядительные органы, их структурные подразделения с правами юридического лица, организации, имущество которых находится в коммунальной собственности, вправе в установленном порядке передавать объекты коммунальной собственности во владение и пользование, отчуждать их организациям, отдельным гражданам и их объединениям.

4. Советы, по их поручению исполкомы и местные администрации обладают преимущественным правом на приобретение находящихся на соответствующей территории объектов недвижимости, которые могут быть использованы для местных нужд. Порядок осуществления указанного преимущественного права, а также перечень категорий объектов недвижимости, на приобретение которых распространяется данное преимущественное право, определяются законодательными актами.

5. В случае возникновения между Советами разных территориальных уровней споров о праве на объекты коммунальной собственности такие споры разрешаются в месячный срок вышестоящим Советом либо по его поручению исполкомом.

6. В случае несогласия с решением вышестоящего Совета либо исполкома спор разрешается в судебном порядке.

7. Советы в целях защиты интересов граждан могут определять условия владения и пользования объектами коммунальной собственности, отчуждаемой иным собственникам, в том числе на аукционе либо по конкурсу, обязательные для этих собственников.

Статья 56. Взаимоотношения Советов, исполнительных и распорядительных органов с другими организациями в экономической сфере

1. Гражданско-правовые отношения Советов, исполнительных и распорядительных органов с другими организациями строятся на договорной основе.

2. Исполнительные и распорядительные органы координируют деятельность организаций, имущество которых находится в коммунальной собственности, обеспечивают комплексное экономическое и социальное развитие соответствующей территории, содействуют созданию государственных объединений, ассоциаций (союзов), хозяйственных групп, коммерческих организаций, обеспечению их хозяйственной деятельности материально-техническими ресурсами из местных фондов.

3. Созданные исполкомами первичного уровня коммунальные унитарные предприятия, выручка которых от выполнения работ (оказания услуг) для организаций и граждан на территории сельсоветов, поселков городского типа, городов районного подчинения по производству сельскохозяйственной продукции, в том числе проведения весенних полевых и уборочных работ, составляет не менее 70 процентов от выручки, исчисленной от всей деятельности таких коммунальных унитарных предприятий, имеют право для выполнения соответствующих работ (оказания услуг) приобретать сельскохозяйственную технику отечественного производства, минеральные удобрения, нефтепродукты по ценам, определяемым в соответствии с законодательством для сельскохозяйственных организаций, а также получать кредиты на закупку тракторов, сельскохозяйственных машин и оборудования, в том числе передаваемых на условиях долгосрочной аренды (финансовой аренды (лизинга)), на условиях, предусмотренных для сельскохозяйственных организаций.

Статья 57. Участие Советов, исполнительных и распорядительных органов во внешнеэкономической деятельности

1. Советы, исполнительные и распорядительные органы участвуют во внешнеэкономической деятельности в соответствии с законодательством, способствуют расширению внешнеэкономической деятельности организаций, расположенных на соответствующей территории, и увеличению производства конкурентоспособной на внешнем рынке продукции (работ, услуг).

2. Советы, исполнительные и распорядительные органы вправе в пределах своей компетенции в порядке, установленном законодательством:

2.1. заключать с иностранными гражданами, лицами без гражданства, иностранными и международными юридическими лицами (организациями, не являющимися юридическими лицами) договоры на реализацию и приобретение продукции;

2.2. участвовать совместно с иностранными гражданами, лицами без гражданства, иностранными и международными юридическими лицами (организациями, не являющимися юридическими лицами) в создании коммерческих и некоммерческих организаций на территории Республики Беларусь и за ее пределами;

2.3. принимать участие в проведении на коммерческой основе международных ярмарок, выставок и других мероприятий, а также в развитии рекламной деятельности;

2.4. организовывать приграничную торговлю;

2.5. вносить в Совет Министров Республики Беларусь предложения о создании свободных экономических зон.

Дата: 2019-02-02, просмотров: 197.