Раздел V. УМСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКА С ОВЗ

 (27 часов)

Требования к результатам освоения раздела:

ОПК-3: З.2; У.2; В.1

ПК-5: У.4

ПК-7: З.6; У.5; В.5

Содержание раздела

Тема V .1 Развитие речи у детей дошкольного возраста с ОВЗ

Направления развития речи детей дошкольного возраста. Увеличение словарного запаса. «Языковое чутьё». Формирование чувства ритма. Двойное склонение. Развитие грамматического строя речи. Детское словотворчество. Развитие функций речи. Коммуникативная функция речи. Ситуативная речь. Контекстная речь. Объяснительная речь. Интеллектуальная функция. Планирующая функция. Знаковая функция. Обобщающая функция. Развитие речи у детей дошкольного возраста с ОВЗ.

Тема V .2 Сенсорное развитие дошкольника с ОВЗ

Определение понятия «сенсорное развитие ребенка». Сенсорное развитие как развитие восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. п. Значение сенсорного развития в дошкольном детстве. Сензитивность дошкольного возраста для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Зависимость готовности ребенка к школьному обучению от его сенсорного развития. Пять сенсорных систем познания мира: зрение, слух, осязание, обоняние, вкус. Развитие сенсорных способностей. Роль освоения сенсорных эталонов – общепринятых образцов свойств предметов. Сенсорное развитие дошкольника с ОВЗ.

Тема V .3 Развитие мышления дошкольника с ОВЗ

Особенности развития мышления дошкольников. Наглядно-образное мышление. Приёмы развития наглядно-образного мышления. Направления в развитии мышления. Поэтапное развитие мыслительных действий по П.Я. Гальперину. Развитие мышления дошкольника с ОВЗ.

 

Тема V .4  Развитие внимания, памяти и воображения в дошкольном возрасте детей с ОВЗ

Особенности развития внимания дошкольников. Избирательность внимания. Сосредоточенность. Переключение. Распределение. Объём. Устойчивость. Непроизвольное внимание. Приёмы привлечения непроизвольного внимания. Основные приёмы развития произвольного внимания. Развитие памяти дошкольников. Непроизвольная память. Кратковременная память. Зрительная память. Процессы памяти. Основные приёмы развития памяти дошкольников. Особенности развития воображения дошкольников. Воссоздающее воображение. Этапы развития воссоздающего воображения. Основные методы развития творческого воображения. Развитие внимания, памяти и воображения в дошкольном возрасте детей с ОВЗ.

 

План лекций

План семинарских занятий

Лекция 11

Тема V .1 Развитие речи у детей дошкольного возраста с ОВЗ

Кол-во часов: 2

План:

  1. Направления развития речи детей дошкольного возраста.
  2. Коммуникативная функция речи.
  3. Развитие речи у детей дошкольного возраста с ОВЗ.

Литература: [1, 2, 3, 4, 5, 6, 36]

Информационное сопровождение:

1. Мультимедийная презентация «Развитие речи у детей дошкольного возраста с ОВЗ».

 

Практическое занятие 10 Тема V .1 Развитие речи у детей дошкольного возраста с ОВЗ Кол-во часов: 2 Форма проведения: научная конференция. Изучаемые вопросы: 1. Характеристика развития речи детей дошкольного возраста. 2. Закономерности развития словаря в дошкольном возрасте. 3. Закономерности развития звукопроизношения в дошкольном возрасте. 4. Закономерности развития лексико – грамматических связей в дошкольном возрасте. 5. Закономерности развития связной речи в дошкольном возрасте. 6. Развитие речи у детей дошкольного возраста с ОВЗ. Литература: [1, 3, 4, 6, 9, 16, 23, 26, 33, 36] Информационное сопровождение: 1. Составление терминологического словаря на тему «Развитие речи у детей дошкольного возраста с ОВЗ». 2. Мультимедийные презентации, подготовленные бакалаврами: «Развитие речи у детей дошкольного возраста с ОВЗ». 3. Таблица «Факторы развития речи детей дошкольного возраста»  

Лекция 12

Дата: 2018-12-28, просмотров: 1132.