Понятие расселения, его виды и формы
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Расселение — явление, известное с древнейших времен. Место расселе­ния определялось пригодностью для жизни человека. На ранних этапах развития человеческого общества главную роль играли климатические факторы. Люди выбирали наиболее благоприятную зону расселения, исключая суровые и неудобные для земледелия территории. Численность человечества была невелика, посе­ления редки и достаточно удалены друг от друга.

Рисунок 24. Предполагаемый процесс расселения человека по планете

Рост населения Земли и развитие общественных отношений расширя­ли зону осваиваемых территорий. Однако процесс расселения был сти­хиен, неравномерен Так, в период расцвета рабовладельческого строя и связанного с этим расцвета горо­дов некоторые из них столкнулись с проблемой перенаселения. К приме­ру, плотность населения Рима вре­мен правления императора Августа достигала 1500 чел./га (этот же по­казатель у современного Нью-Йорка достигает 1000 чел./га).

История свидетельствует о массо­вых крупномасштабных миграциях целых народов: Великое переселение индоевропейцев во втором тысяче­летии до н.э.; исход древних евреев из Египта и эгейское переселение народов спустя несколько сотен лет; Великая греческая колонизация, на­чавшаяся около 750 г. до н.э.; пере­селение германских племен в III в.; расселение славян и нашествие ава­ров в V VI вв., завоевания монголов берущие свое начало с XIII в; создание мировой колониальной системы в XV-XVIII вв.

Промышленная революция приве­ла к бурному развитию производства и дала мощный толчок дальнейшему росту населения Земли. С середины XIX в. проблема перенаселения кос­нулась целого ряда городов многих стран, и прежде всего Англии Бельгии, Голландии, Германии и Франции Стихийный рост городского населе­ния, связанный с оттоком жителей из сельских местностей, привел к ску­ченности застройки, антисанитарным условиям жизни и, как следствие, к эпидемиологической опасности (десятая часть населения Лондона в 1837 г. заболела брюшным тифом, треть больных умерли).

Численный рост человечества продолжается. По прогнозам уче­ных, к 2070 г. население Земли может составить 12 миллиардов. Причем наиболее активным этот процесс ожидается в странах Азии, Африки и Латинской Амери­ки.

Рисунок 25. Диаграмма прогнозируемого роста населения Земли до 2120 г.

 

Расселение — размещение на­селения на территории стран, рай­онов, городов, поселков, сельских населенных мест — исторически складывающаяся пространственная форма организации жизни общества.

Система расселения – те населенные пункты, которые между собой взаимодействуют и связаны между собой – производство, коммуникации. Основы системы расселения – крупные города.

Формирование системы расселения преследует три главные цели:

— социальную, направленную на создание градостроительных предпосылок для всестороннего развития условий жизни общества;

—   экономическую, т.е. создание условий для рационального размещения и развития производительных сил;

—   экологическую, заключающуюся в поисках путей выживания человека как биологического вида и социального существа.

Систему расселения в пределах экономического района образуют взаимосвязанные системы, охватывающие территории краев и областей, которые в свою очередь объединяют в себе системы промышленных узлов, агропромышленных и сельскохозяйственных районов Первичными элементами этих систем являются населенные места различного типа.

Разделение труда — обособление сельского хозяйства от ремесленного производства и торговли — уже в период разложения первобытнообщинного строя привело к появлению двух основных типов расселения — городского и сельского.

Тип расселения — специализация народного хозяйства, на базе которой образуется городское или сельское поселение.

Типы расселения зависят от специализации производства и от степени концентрации средств производства, определяющей концентрацию населения. Вместе с усложнением и специализацией производства основные типы расселения порождали новые виды городов и сельских населенных мест, различающихся по производственным и социальным функциям, численности населения, размерам и пространственной организации тер территории. Складывались различные связи между населенными местами. В масштабе страны это обмен материальными продуктами и информацией Преобладающее значение имеет наиболее выгодное размещение производства по отношению к ресурсам и местам реализации его продуктов.

Особенности взаимного расположения населенных мест, степень их концентрации и развития функциональных связей определяют вторую характеристику расселения — форму расселения Исторически сложились две основные формы расселения — автономная и групповая. В первом случае населенные пункты удалены один от другого, транспортные коммуникации между ними не развиты, функциональные связи незначительны. Во втором случае они образуют группы, объединенные развитой сетью коммуникаций и устойчивыми функциональными связями, в основе лежат кооперация производственных и трудовых ресурсов, организация систем культурно-бытового обслуживания и отдыха населения общих для всей группы. Как правило, при групповой форме расселения мелкие и средние города по своим экономическим, административным и культурным связям тяготеют к одному более крупному городу — центру тяготения. Объединение большого числа городов и сельских поселений в зоне влияния крупного города называется агломерацией.

Групповая форма расселения как наиболее прогрессивная играет в создании системы расселения ведущую роль, создавая предпосылки для решения проблемы относительно равномерного размещения производства, устранения чрезмерной плотности населения, ограничения роста существующих крупнейших городов, обеспечения развития малых и строительства новых. Смысл системного подхода заключается в придании каждому из этих городов специализированных функций, благодаря которым они могут дополнять друг друга. Материальной основой формирования системы расселения служит инфраструктура системы совокупность учреждений, инженерных и коммуникационных сетей и сооружений, обеспечивающих ее функционирование. Инфраструктура системы соответственно подразделяется на две составляющие - социальную, предназначенную для удовлетворения материальных и духовных потребностей человека и инженерно-техническую.

Социальная инфраструктура включает в себя межселенные сети учреждений различного характера: объекты культуры (театры, музеи, библиотеки и т.п.); учреждения бытового, медицинского и торгового обслуживания; научно-исследовательские, административные и общественные учреждения; учебные заведения; учреждения массового отдыха

В инженерно-техническую инфраструктуру входят различные инженерные сети и сооружения, а также всевозможные транспортные коммуникации.

Сети коммуникаций различного вида служат для перемещения людей материальных продуктов или для передачи на расстояние энергии или информации и обеспечивают функционирование системы расселения. Групповая система расселения при помощи развитой системы транспортных коммуникаций, а также телевидения, радио и других средств информации позволяет создать такую архитектурно-пространственную структуру населенных пунктов разной величины, в которой высокий уровень бытовых удобств и культурной жизни может быть доступен каждому жителю.

Любые действия, преобразующие среду, влияют на процессы, происходящие в природе. В ней все взаимосвязано, и любое изменение в чем-то одном не может не вызвать изменений в другом.

Различают:

- линейное размещение, при котором населенные пункты располагаются вдоль транспортных магистралей;

- агломерационное размещение, при котором населенные пункты группируются вокруг крупного города;

- равномерное размещение, при котором населенные пункты выполняют функции центров обеспечения товарами и услугами равномерно размещенного сельского населения.

Рисунок 26. Размещение населенных пунктов

 

Основные факторы формирования поселений и систем расселения можно разделить на градообразующие и градоформирующие. Факторы, которые являются основными в создании того или иного города и непосредственно влияют на его рост, называют градообразующими. Соответственно предприятия, которые явились причиной возникновения города и значение которых выходит за его пределы, называют градообразующими предприятиями (заводы, фабрики, электростанции, крупные транспортные узлы, аэропорты и морские порты, государственные структуры управления районного и регионального значения, научно-исследовательские учреждения, музеи, библиотеки, театры, санатории, дома отдыха и др.).

В любом городе возникают учреждения и предприятия, осуществляющие культурно-бытовое обслуживание людей, работающих на градообразующей группе предприятий. Такие учреждения и предприятия называют обслуживающими. Их значение не распространяется за пределы данного населенного пункта. Это могут быть местные административные и партийные учреждения, музеи, магазины, предприятия местной легкой промышленности, школы, средние учебные заведения и т.д.

Градоформирующие факторы – это факторы, влияющие на формирование и развитие города в том или ином виде уже «вокруг» градообразующей связи. К градоформирующим факторам относятся рельеф, почва, водные ресурсы, наличие транспортных магистралей и т.д.

Под типом расселения понимают размещение людей по территории в соответствии с требованиями производства и организацию территории населенного пункта. В зависимости от интенсивности и равномерности освоения территории выделяют две основных формы расселения: дисперсная и компактная.

Дисперсной называют форму расселения, при которой отдельные, как правило, небольшие населенные пункты из-за значительного расстояния почти не взаимодействуют. Такая форма расселения характерна для севера, горной и степной зоны России. Компактная форма характеризуется плотной сетью населенных пунктов, которые связаны между собой развитой системой дорог, имеют общую инфраструктуру, транспортное сообщение, интенсивные межселенные связи – основу для формирования территориальных систем расселения.

Рисунок 27. Формы расселения

 

Научно-производственная специализация определяет тип расселения: городской и сельский. Сельское расселение в основном состоит из систем сельскохозяйственных поселков. Городской тип расселения чаще приурочен промышленному производству (металлургия, машиностроение, химическая промышленность и другие). Могут быть другие типы расселения по производственной специализации: железнодорожные, лесозаготовительные, лесохозяйственные. Множество населенных пунктов специализированы на добыче полезных ископаемых, транспорте, рекреации и т.п.

Населенные пункты, системы сел, поселков, деревень, образуют иерархию районного распределения (районную систему). Административно-хозяйственным центром такой системы могут быть средние, большие, крупные сельские населенные пункты, малые и средние города.

Взаимодействие природной среды и расселения в современном мире характеризуется следующими особенностями:

 - широкое распространение групповых форм расселения увеличило зону изменения природной среды;

- растущее потребление природных ресурсов привело к увеличению количества отходов, загрязняющих природные объекты;

- широкое распространение получили нетрадиционные «загрязнения» - шум, электромагнитные и радиоактивные излучения, неблагоприятно воздействующие на живые организмы.

Чем выше уровень загрязнения окружающей среды, тем больше затраты на их предотвращение, причем рост этих затрат может сделать убыточным любое производство.

Современное градостроительство представляет собой теорию и практику расселения во всех его формах и на всех уровнях систем — на высшем (страна в целом, крупные регионы), среднем (область, край, внутриобластной промышленный или сельскохозяйственный район) и низшем (город, поселок, село). Все эти уровни пространственной организации взаимосвязаны, и при проектировании должна соблюдаться строгая преемственность в переходе от одного уровня к другому, что достигается в процессе социального, экономического и экологического прогнозирования и градостроительного проектирования.

 

2.2. Основы районной планировки

В настоящее время в нашей стране в результате многолетнего развития сформировалась достаточно четкая многоуровневая система научно-проектных работ по градостроительству, в рамках которой решаются конструктивные задачи расселения.

Верхний уровень занимают работы общегосударственного и регионального значения. В рамках этих работ выполняются Генеральная схема расселения на территории страны и консолидированные схемы градостроительного планирования развития частей территории Российской Федерации. В Генеральной схеме расселения дается прогноз развития основных форм расселения; определяются меры по улучшению экологической обстановки в регионах, рациональному использованию земель, сохранению объектов историко-культурного и природного наследия, развитию инженерной, транспортной и социальной инфраструктур федерального значения; перечисляются особо охраняемые территории, территории сельскохозяйственного и лесохозяйственного назначения, Территории с экстремальными природно-климатическими условиями и подверженные воздействию чрезвычайных ситуаций, территории залегания полезных ископаемых; уточняются число и параметры крупных групповых систем; решаются задачи создания градостроительных условий сохранения и улучшения окружающей среды путем рационального распределения населения, организации территории и использования природных ресурсов; устанавливаются нормы, которые должны учитываться при осуществлении градостроительной деятельности.

В консолидированных схемах градостроительного планирования (для территорий нескольких субъектов Российской Федерации) определяются: зонирование территорий; меры по развитию региональных систем расселения; меры по развитию инженерных, транспортных и социальных инфраструктур; меры по рациональному природопользованию и обеспечению ресурсами в целях комплексного развития регионов Российской Федерации; сфера взаимных интересов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований в области градостроительства; основные направления государственной политики в области градостроительства.

На среднем уровне разрабатываются территориальные комплексные схемы градостроительного планирования развития территорий районов (уездов), сельских округов (волостей сельсоветов). В них определяются зоны различного Функционального назначения и ограничения на использование территорий; меры по защите территорий от воздействия чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; направления развития инфраструктур межселенного значения; резервные территории и территории для индивидуального жилищного строительства (в том числе дачных и садоводческих поселков), территории для организации мест отдыха населения.

На этом уровне ведется разработка концепции развития сети населенных мест и планировочной структуры групповой системы населенных мест, размещения предприятий по конкретным территориям с учетом особенностей и условий каждого конкретного участка (запасы ископаемых, наличие энергоресурсов, свойства грунта, наличие воды и ее свойств и т. д.). Главными задачами являются территориальная организация проектируемого района; инженерно-экологическое, функциональное и архитектурно-планировочное зонирование территории; разработка гигиенических и природоохранных мероприятий, включая выделение охранных и санитарно-защитных зон, и т.д.

Выявленные в территориальных комплексных схемах районной планировки экономические возможности районов находят конкретную реализацию в проектах районной планировки, которые выполняются в первую очередь для наиболее перспективных территорий отдельных административных районов или групп административных районов. В них отражено перспективное функциональное зонирование территории с определением резервных площадок для промышленного и гражданского строительства; определена перспективная численность населения района в целом и отдельных населенных мест; разработаны конкретные предложения по развитию межселенного культурно-бытового обслуживания и массового отдыха населения, организации трасс автодорог, газопроводов, линий электропередач, водозаборных и очистных сооружений, водоводов и других инженерных и транспортных коммуникаций: определены конкретные мероприятия по очистке и охране воздушного и водного бассейнов района, выделению заповедников, заказников, природных парков, водоохранных и санитарно-защитных зон.

Схемы и проекты районной планировки включают текстовые и графические материалы в масштабах 1:300000 — 1:25000. К графическим документам схемы и проекта районной планировки относятся проектный план на топографических картах и чертежи, выражающие содержание планировочных предложений. В состав текстовых материалов входит пояснительная записка, в которой изложены обоснования принятых планировочных предложений, описываются порядок и последовательность их осуществления. На третьем, низшем уровне ведется разработка генеральных планов городов и сельских поселений, в которых решаются важнейшие архитектурно-планировочные вопросы конкретного города или сельского населенного пункта: определяются основные направления развития территории поселения с учетом численности населения, особенностей социально-экономических и природно-климатических условии; способы развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, функциональное зонирование территории, соотношение застроенной и незастроенной территории поселения; выявляются территории резерва для развития поселения и иные меры по развитию его территории.

 

2.3. Задачи районной планировки по охране окружающей среды

Строительство энергетических объектов и комплексов, разработка полезных ископаемых, использование природы в целях массового рекреационного отдыха вносят в окружающую среду существенные изменения Задача градостроительства — целенаправленно управлять процессами охраны и улучшения природы на всех уровнях проектирования. Изменяя природу, человек должен постоянно заботиться о воспроизводстве как естественным, так и искусственным путем основных ее компонентов: атмосферного воздуха, воды, почвенно-растительного покрова, животного мира; он должен стремиться к рациональному распределению нагрузок на природные факторы и созданию необходимых условий для возможности приспособления природной среды к этим нагрузкам. Решение этих задач осуществляется на основе комплексной оценки состояния окружающей среды, которая проводится исходя из анализа отдельных природных факторов и совместного их взаимодействия. По результатам этой работы разрабатывается прогноз развития объекта, позволяющий достаточно точно предвидеть изменения в окружающей среде района и разработать систему мероприятий по ее охране и восстановлению – экологическую программу.

Экологическая программа схемы районной планировки в зависимости от вида районной планировки описывает основные характеристики и мероприятия, выполнение которых способствует сохранению экологического равновесия в том или ином районе:

- общая экологическая характеристика района;

- охрана почвенно-растительного покрова и восстановление нарушенных земель;

- охрана воздушного и водного бассейнов;

- охрана животного мира;

- улучшение санитарно-эпидемиологических условий;

- охрана окружающей среды от воздействия шума, электромагнитных колебаний, теплового загрязнения и радиации;

- формирование природного комплекса — единой системы зеленых насаждений района;

- охрана памятников истории и культуры;

- формирование системы охраняемых территорий;

- охрана и улучшение ландшафта;

- составление комплексной схемы охраны окружающей среды района;

- определение эффективности природоохранных мероприятий и путей их реализации.

Основным планировочным мероприятием по охране природы является функциональное зонирование территории, при котором ее отдельные участки отводятся под различные виды использования в соответствии с их природными особенностями (плодородные земли, ценные ландшафты, земли, удобные под строительство, и т.д.). Функциональное зонирование выделяет специальные охранные зоны (водо-, почво-, лесоохранные, санитарно-защитные и др.) и организует систему охранных территорий (национальных и природных парков, заповедников, заказников, охраняемых ландшафтов). Таким образом, функциональное зонирование определяет баланс различных территорий — от крайне урбанизированных (промышленные, селитебные и др.) до охраняемых природных ландшафтов.

К техническим мероприятиям относятся: охрана водоемов путем создания системы очистных сооружений, внедрения на предприятиях бессточных систем водопользования; рекультивация плодородных земель; защита земель от оползней, селей, обвалов, затопления; усовершенствование технологических процессов различных производств и видов транспортных средств для защиты воздушного бассейна от загрязнений и выбросов вредных веществ.

В современных условиях проблема охраны окружающей среды превратилась в сложнейшую политическую, социальную, техническую и экономическую проблему, решить которую можно лишь объединив усилия всех наук, но основа решения заключена в схеме районной планировки.


 3. Территориальное планирование (ТП) и его основные задачи


Понятие ТП и документы ТП

Территориальное планирование — планирование развития территорий, в том числе для установления функциональных зон, зон планируемого размещения объектов капитального строительства для государственных или муниципальных нужд, зон с особыми условиями использования территорий)

Под территориальным планированием следует понимать деятельность органов государственной власти или органов местного самоуправления по установлению и утверждению положений о развитии территорий, местах размещения объектов для государственных и муниципальных нужд.

Документы территориального планирования подразделяются на:

· документы территориального планирования Российской Федерации;

· документы территориального планирования субъектов Российской Федерации;

· документы территориального планирования муниципальных образований.

Рисунок 28. Иерархия градостроительной документации

 

На основании подходов разработанных в документах территориального планирования формируются документы градостроительного зонирования и планировки и застройки территории.

Подготовка документов территориального планирования осуществляется на основании стратегий (программ) развития отдельных отраслей экономики, приоритетных национальных проектов, межгосударственных программ, программ социально-экономического развития субъектов Российской Федерации, планов и программ комплексного социально-экономического развития муниципальных образований (при их наличии) с учетом программ, принятых в установленном порядке и реализуемых за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, решений органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных главных распорядителей средств соответствующих бюджетов, предусматривающих создание объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения, инвестиционных программ субъектов естественных монополий, организаций коммунального комплекса и сведений, содержащихся в федеральной государственной информационной системе территориального планирования.

В соответствии с действующим законодательством предусмотрены следующие виды документов территориального планирования:

· Схема территориального планирования Российской Федерации;

· Схема территориального планирования субъекта Российской Федерации;

· Схема территориального планирования муниципального района;

· Генеральный план городского округа;

· Генеральный план городского поселения;

· Генеральный план сельского поселения.

Состав и содержание документов тривиального планирования определяется Градостроительным кодексом РФ и другими нормативными документами.

Документами территориального планирования Российской Федерации являются схемы территориального планирования Российской Федерации в следующих областях:

· федеральный транспорт (железнодорожный, воздушный, морской, внутренний водный, трубопроводный транспорт), автомобильные дороги федерального значения;

· оборона страны и безопасность государства;

· энергетика;

· высшее образование;

· здравоохранение.

Схемы территориального планирования Российской Федерации в иных областях могут разрабатываться на основании нормативных правовых актов Президента Российской Федерации или нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации.

Схемы территориального планирования субъектов Российской Федерации содержат положения о территориальном планировании и карты планируемого размещения объектов регионального значения, относящихся к следующим областям:

· транспорт (железнодорожный, водный, воздушный транспорт), автомобильные дороги регионального или межмуниципального значения;

· предупреждение чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера, стихийных бедствий, эпидемий и ликвидация их последствий;

· образование;

· здравоохранение;

· физическая культура и спорт;

· иные области в соответствии с полномочиями субъектов Российской Федерации.

Схема территориального планирования муниципального района содержит:

- положение о территориальном планировании;

- карту планируемого размещения объектов местного значения муниципального района;

- карту границ населенных пунктов (в том числе границ образуемых населенных пунктов), расположенных на межселенных территориях;

- карту функциональных зон, установленных на межселенных территориях, в случае, если на межселенных территориях планируется размещение объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения (за исключением линейных объектов).

Генеральный план поселения и генерального плана городского округа содержит:

· положение о территориальном планировании;

· карту планируемого размещения объектов местного значения поселения или городского округа;

· карту границ населенных пунктов (в том числе границ образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения или городского округа;

· карту функциональных зон поселения или городского округа.

Составление выше указанных карт должно выполняться в строгом соответствии с установленной системой классификации и кодирования информации территориального планирования. Требования к системе классификации и описание условных обозначений установлены Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 30 января 2012 г. № 19 «Об утверждении требований к описанию и отображению в документах территориального планирования объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения».

В состав материалов по обоснованию схем территориального планирования и генеральных планов включается большое количество пространственных данных:

· границы субъектов Российской Федерации, муниципальных образований и населенных пунктов;

· местоположение существующих и строящихся объектов капитального строительства;

· планируемые для размещения объекты капитального строительства;

· особые экономические зоны;

· особо охраняемые природные территории федерального, регионального, местного значения;

· территории объектов культурного наследия, территории исторических поселений федерального значения и территории исторических поселений регионального значения (в ред. Федерального закона от 12.11.2012 N 179-ФЗ);

· зоны с особыми условиями использования территорий;

· территории, подверженные риску возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

· иные объекты, иные территории и (или) зоны, которые оказали влияние на установление функциональных зон и (или) планируемое размещение объектов капитального строительства.

 

Цель и задачи ТП

Цели и задачи территориального планирования определяются на основе следующих общепринятых принципов и подходов к планированию пространственного развития:

− устойчивого развития территорий, предусматривающего обеспечение при осуществлении градостроительной деятельности безопасности и благоприятных условий жизнедеятельности человека;

− взаимного согласования документов стратегического социально- экономического и территориального планирования;

− учета всей совокупности внешних и внутренних факторов, определяющих конкурентные преимущества и ограничения социально-экономического и пространственного развития рассматриваемых территорий.

Задачами территориального планирования являются:

− создание условий для устойчивого развития территории, сохранения окружающей природной среды и объектов культурного наследия;

− территориальная привязка планируемых мероприятий и программ социально-экономического развития субъектов Российской Федерации и муниципальных образований;

− определение назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов;

− обеспечение реализации полномочий органов государственной власти и местного самоуправления;

− создание условий для реализации пространственных интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, ее муниципальных образований и населения с учетом требований безопасности жизнедеятельности, экологического и санитарного благополучия;

− создание условий для повышения инвестиционной привлекательности региона;

− мониторинг, актуализация и комплексный анализ градостроительного, пространственного и социально-экономического развития территории;

− стимулирование жилищного и коммунального строительства, деловой активности и производства, торговли, науки, туризма и отдыха;

− развитие транспортной инфраструктуры;

− повышение надежности и развитие всех видов инженерной инфраструктуры;

− развитие социальной инфраструктуры территории;

− обеспечение прав и законных интересов физических и юридических лиц, в том числе правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства, находящихся на территории.

Основные направления в территориальном планировании должны быть определены в целях:

оптимизации системы расселения на:

− создание оптимальной сети местных систем расселения, образующих целостный каркас расселения;

− дезурбанизацию, переход к лидерству средних и росту малых городов в системе расселения;

− сохранение миграционной привлекательности территории;

− активизацию миграции населения за счет стимулирования жилищного, культурно-бытового и промышленного строительства;

− развитие сбалансированной межмуниципальной системы центров обслуживания, образования и здравоохранения;

Рисунок 29. Основные цели территориального планирования

 

развития транспортной инфраструктуры на: 

− формирование инфраструктуры транспорта и связи, соответствующей социально-экономическим потребностям;

− создание транспортно-логистической инфраструктуры;

− совершенствование межмуниципальной транспортной системы, обеспечивающей оптимальные способы доставки грузов и пассажиров;

− реализацию целевых программ модернизации и развития сети автомобильных дорог;

− формирование радиально-кольцевых направлений и создание сетевой структуры автомобильных дорог;

− создание системы скоростного транспортного сообщения;

− развитие малой авиации и внутреннего водного транспорта;

развития информационных технологий на:

− создание условий для развития информационно-телекоммуникационной инфраструктуры, отвечающей современным требованиям и обеспечивающей потребности населения в информации;

в целях развития инженерной инфраструктуры на:

− создание условий для развития качественно новых систем водоснабжения и канализации, электро-, тепло- и газоснабжения как ключевых элементов обеспечения пространственного развития населенных пунктов, ввода в эксплуатацию новых промышленных объектов и реализации национальных проектов и программ;

развития жилищного строительства на:

− создание условий для реализации предложений по размещению площадок жилищного строительства в рамках национальных проектов, других федеральных и региональных программ и проектов в сфере гражданского строительства с учетом необходимости использования малоэтажной застройки;

− развитие промышленности строительной индустрии и строительных материалов;

− создание условий для опережающего развития коммунальной инфраструктуры при увеличении предложения жилья на конкурентном рынке жилищного строительства, формирование рынка подготовленных к строительству земельных участков;

− определение перечня земель сельскохозяйственного назначения, планируемых к переводу в установленном порядке в земли населенных пунктов, для их комплексного освоения в целях жилищного строительства;

развития промышленного и агропромышленного комплексов на:

− оптимизацию промышленного и агропромышленного строительства с учетом развития системы расселения и совокупности факторов пространственного развития;

− создание благоприятных условий для размещения объектов промышленного строительства и агропромышленного комплекса в муниципальных образованиях;

организации системы межмуниципального социального и бытового обслуживания на:

− создание инфраструктуры межмуниципального социального и культурно-бытового обслуживания населения с учетом перспектив пространственного развития территории и развития системы расселения;

− создание системы крупных специализированных медицинских центров регионального значения на базе научно-исследовательских учебных и иных медицинских учреждений, оказывающих высококвалифицированные медицинские услуги жителям;

− развитие многоуровневой сети объектов отдыха и санитарно- курортного обслуживания населения с учетом рекреационных возможностей территории;

− развитие социальной инфраструктуры для малоимущих и иных категорий граждан в соответствии с федеральными законами;

развития системы образования на:

− обеспечение территориальной доступности и равных возможностей для жителей области в получении полноценного общего образования;

− развитие, совершенствование и обеспечение доступности среднетехнического профессионального образования, подготовку высококвалифицированных кадров среднего звена, рабочих высокой квалификации;

− развитие инфраструктуры профессионального образования;

развития культурного обслуживания, физической культуры и спорта на:

− строительство новых и реконструкция существующих объектов культуры, физической культуры и спорта межмуниципального значения;

− развитие сети уникальных и специализированных культурных и спортивно-оздоровительных сооружений, обеспечивающих возможность проведения крупных общероссийских и международных мероприятий;

развития рекреационного комплекса на:

− формирование единого рекреационного каркаса территории по основным историческим и природно-ландшафтным осям;

− формирование системы многофункциональных и специализированных рекреационных и туристических центров;

− создание и развитие современной инфраструктуры отдыха, спорта и туризма, обеспечивающей возможность использования историко-культурного наследия и рекреационного потенциала;

− развитие инфраструктуры и повышение качества сервисного обслуживания туристических объектов;

− использование бальнеологического потенциала рекреационного комплекса;

− использование природно-ландшафтного потенциала территории при условии поддержания благоприятного состояния окружающей среды в местах массового отдыха, планирование защитных и охранных зон особо охраняемых природных территорий;

охраны окружающей среды и природных ресурсов на:

− закрепление системы природоохранных мероприятий, обеспечивающих ограничение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, охрана и рациональное использование природных ресурсов;

− сохранение и улучшение качества окружающей среды территорий;

− локализацию мероприятий по инженерной подготовке и защите территорий, выбор мест размещения и взаимного «сосуществования» различного вида объектов в их гармоничном сочетании с природными ландшафтами и экологическими системами;

− формирование пространственного базиса экологической системы, способствующего рациональному перераспределению антропогенных нагрузок;

− развитие особо охраняемых природных территорий.


 4. Город


Дата: 2019-02-02, просмотров: 1329.