- наличие естественных водоемов (море, озеро, река);
- рельефные условия местности (сложный пересеченный рельеф, овражистость);
- развитие добывающей промышленности на базе местных полезных ископаемых;
- наличие целебных минеральных источников и т. п
Планировочная структура отражает распределение основных частей города
Наиболее распространенные типы планировочной структуры города: компактный, расчлененный, рассредоточенный и линейный
Компактный тип характеризуется расположением всех функциональных зон города в едином периметре.
Рисунок 20. Компактная структура г. Тамбов (космоснимок Google)
Главные достоинства – компактная форма плана, хорошая доступность центра, наименьшая степень нарушения природного окружения при точечной концентрации расселения.
Однако эти преимущества снижаются при увеличении размеров города.
Расчлененный тип возникает при пресечении территории города реками, оврагами или транзитной железной дорогой.
Рисунок 21. Расчлененная структура г. Пермь (космоснимок Google)
Иногда сложно отличить расчлененный тип от компактного. Например, через Тамбов тоже проходит железная дорога. Не стал ли он от этого расчлененным?
Необходимо учесть, насколько большую преграду представляет река или железная дорога. Если река не очень большая, через нее перекинуто много мостов, то она не расчленяет город. Если же река или железная дорога занимает значительное пространство, через нее почти нет дорог, и жителям непросто перемещаться в другой район, то это расчлененная структура.
Например, в XVI веке на Москве-реке не было ни одного постоянного моста, и Замоскворечье представляло собой отдельную часть города Москвы. Москва была расчлененной: жители Замоскворечье не ходили покупать товары на другой берег, они работали, отдыхали, проводили время преимущественно на своем берегу. Сейчас, с появлением многих мостов, с развитием транспорта и появлением метро река Москва больше не представляет преграды и город относится к компактному типу.
Рассредоточенный тип предполагает несколько городских планировочных образований, разнесенных по территории и связанных между собой транспортными линиями.
Возникновение рассредоточенного типа обуславливается характером градообразующей группы предприятий данного города (например, добывающая промышленность) или природно-климатические условиями.
Рисунок 22. Рассредоточенная структура г. Брянск (космоснимок Google)
Линейную структуру получили города, расположенные на участках прибрежной полосы морей и больших рек, горных долин и т.п.
Преимущества линейных структур - экономия затрат времени на передвижения и близость застройки к природному окружению - сохраняются и с ростом линейных градостроительных образований.
В практике сложились шесть основных схем построения уличных сетей города:
• радиальная;
• радиально-кольцевая;
• лучевая (веерная);
• прямоугольная;
• свободная.
Первые три характерны для исторически сложившихся городов, которые формировались вокруг кремлей, монастырей и ведущих к ним дорог.
Прямоугольная схема уличной сети использована во многих крупнейших городах США. Предельный рационализм такого решения оказывает отрицательное влияние на архитектурно-художественную композицию города, развитие внутригородских пространств. Прямоугольная схема может найти позитивное применение в генеральных планах средних и малых городов, характеризующихся невысокой застройкой и хорошим озеленением.
Рисунок 23. Схемы построения уличных сетей: а – радиальная; б – лучевая (веерная); в – радиально-кольцевая; д - свободная
Практика застройки новых современных городов чаще всего связана с использованием свободной схемы планировки уличных сетей. Такая схема позволяет располагать городскую застройку, не нарушая естественных природных условий, и сводит к минимуму затраты на вертикальную планировку территории.
2. Принципы расселения и районная планировка
Дата: 2019-02-02, просмотров: 894.