УКАЗАНИЕМ НА ЖЕЛАНИЕ, БОЯЗНЬ И ПОКОРНОСТЬ ЯВЛЯЮТСЯ СЛОВА ВСЕВЫШНЕГО: «ВОИСТИНУ, ОНИ СПЕШИЛИ ТВОРИТЬ ДОБРО, ВЗЫВАЛИ К НАМ С ЖЕЛАНИЕМ И ТРЕПЕТОМ, И БЫЛИ СМИРЕННЫ ПЕРЕД НАМИ». Коран сура «Пророки», 90.
(ЖЕЛАНИЕ)
То есть стремление к достижению желаемого.
(ТРЕПЕТ)
Под трепетом понимается страх, приводящий к удалению от того, что является его источником, иначе говоря, страх в сочетании с действием.
(СМИРЕНИЕ)
Имеется в виду покориться и смириться перед Его предопределением (судьбой), в том, что имеет отношение к бытию и установленным Им законам Шариата.
(СЛОВА ВСЕВЫШНЕГО)
В этом аяте Аллах Всевышний описал искренних из числа рабов своих, указав на то, что они обращаются с мольбами к Аллаху Всевышнему по своему собственному желанию и из боязни перед Ним, будучи покорными Ему.
Под обращениями с мольбой здесь понимаются мольбы как часть поклонения и мольбы с выражением тех или иных просьб. Такие люди взывают к Аллаху, желая прийти к тому, что есть у Аллаха, и стремясь к награде Его, но в то же время они боятся Его наказания и последствий своих грехов.
Таким образом, верующий должен стремиться к Аллаху Всевышнему, пребывая между страхом и надеждой, и при этом надежда должна преобладать в том, что касается повиновения Аллаху, чтобы активизировать исполнение человеком его религиозных обязанностей и дать ему основания ожидать, что дела его будут его приняты. Страх же должен преобладать в том случае, когда у человека возникает желание совершить какой-нибудь грех, чтобы побуждать его к отказу от совершения этого греха, что позволит ему избежать наказания за него.
Один из обладавших знанием сказал: «Надежда должна преобладать в случае болезни, а страх – когда человек является здоровым, ибо больной человек слабее, и может быть так, что срок его уже близок, и он умрет, но если подобное случится, то он должен умереть, хорошо думая об Аллахе.
Если же человек здоров, то он остается деятельным и имеет основания надеяться на то, что проживет еще долго, а это может привести его к заносчивости и высокомерию, и поэтому в подобном положении должен преобладать страх, что позволит человеку уберечься от подобных вещей».
Говорят также, что надежды должно быть столько же, сколько и страха, чтобы надежда не внушала человеку мыслей о том, что он может перехитрить Аллаха, а страх не заставлял бы его отчаиваться в милосердии Аллаха, ибо и то и другое отвратительно и губительно для тех, кому это присуще.
6 Особый страх хъашьйя ( الخشية )
УКАЗАНИЕМ НА ОПАСЕНИЕ ЯВЛЯЮТСЯ СЛОВА ВСЕВЫШНЕГО: «НЕ ОПАСАЙСЯ ЖЕ ИХ, А ОПАСАЙСЯ МЕНЯ…». Коран сура «Корова», 150.
(ОПАСЕНИЕ)
Под опасением подразумевается такой страх, в основе которого лежит знание о величии и полноте власти того, кого опасается человек, ибо Аллах Всевышний сказал: «Ведь бояться Аллаха из рабов Его только знающие…». Коран сура «Ангелы», 28.
То есть знающие о величии и всевластии Аллаха. Таким образом, это чувство отличается определенными особенностями по сравнению со страхом, а пояснить разницу между ними можно с помощью следующего примера: если ты боишься кого-либо, не зная о том, может он сделать тебе что-нибудь или нет, то это будет страхом, а если ты боишься, зная о том, что человек способен сделать тебе что-то, то это будет опасением.
Если же говорить о видах опасения, то они подобны видам страха, о которых мы уже упоминали выше.
7 Возвращение к покорности (инаба).
УКАЗАНИЕМ НА ОБРАЩЕНИЕ ЯВЛЯЮТСЯ СЛОВА ВСЕВЫШНЕГО: «ВЕРНИТЕСЬ К ПОКОРНОСТИ ВАШЕМУ ГОСПОДУ И ПОКОРИТЕСЬ ЕМУ …». Коран сура «Толпы», 54.
(ВОЗВРАЩЕНИЕ).
Возвращение является возвращение к Аллаху Всевышнему с помощью повиновения Ему и удаления от непокорности Ему, что близко к покаянию, но подразумевает собой нечто более тонкое, указывая собой на доверие по отношению к Аллаху и поиски убежища у Него.
Таким образом, в этом смысле обращение может быть только обращением к Аллаху Всевышнему, на что и указывают Его слова: «И обратитесь к вашему Господу и покоритесь Ему…». Коран сура «Толпы», 54.
Если же говорить о слова Всевышнего «и покоритесь Ему», то здесь имеется в виду покорность (ислам), являющаяся необходимой в силу требований религиозного закона, то есть подчинение установлениям закона Аллаха.
При этом следует помнить, что покорность бывает двух видов:
ПЕРВЫЙ: Покорность всего сущего, то есть подчинение решению Аллаха, касающемуся всего сущего и распространяющемуся на всех обитателей небес и земли, будь то верующий или неверный, благочестивый или распутный, ибо никто не в силах превознестись над этим, на что указывают слова Всевышнего: «…покорились Ему те, кто в небесах и на земле, по своей воле или против воли, и к Нему вы будете возвращены». Коран сура «Семейство Имрана», 83.
ВТОРОЙ: Покорность, обусловленная требованиями религиозного закона, иначе говоря, подчинение установленному Им религиозному закону, которое было присуще подчинившимся Ему посланникам и тем, кто последовал за ними с чистыми сердцами. Указаний на это в Коране имеется множество, и к числу их относится тот аят, что был процитирован автором, да помилует его Аллах Всевышний.
8 Просьба о помощи (исти‛ана) и её виды.
УКАЗАНИЕМ НА ПРОСЬБЫ О ПОМОЩИ ЯВЛЯЮТСЯ СЛОВА ВСЕВЫШНЕГО: «ТЕБЕ МЫ ПОКЛОНЯЕМСЯ И ТЕБЯ ПРОСИМ О ПОМОЩИ». Коран сура «Фатиха», 5.
Дата: 2019-02-02, просмотров: 254.