Смысл свидетельства «нет божества (достойного поклонения), кроме Аллаха»
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

(ИСЛАМ ОСНОВЫВАЕТСЯ НА ПЯТИ СТОЛПАХ).

 

Указанием на это служит хадис, передаваемый со слов Ибн Умара (да довольствуется им Аллах) который сказал: - Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Ислам основывается на пяти столпах: свидетельстве о том, что Нет бога (поистине достойного поклонения), кроме Аллаха, и что Мухаммад – посланник Аллаха, совершения молитв, выплате закята, посте в течении рамадана и совершении хаджжа к священному дому Аллаха».

 

(СВИДЕТЕЛЬСТВЕ)

 

Свидетельство о том, что Нет бога (поистине достойного поклонения), кроме Аллаха, и что Мухаммад – посланник Аллаха, является единым столпом и всегда было таковым, несмотря на то, что оно состоит из двух частей, поскольку все виды поклонения основываются на осуществлении обоих частей этого свидетельства совместно.

 

И поэтому ни одно из дел поклонения не будет принято, если оно не будет сопровождаться искренним исповеданием единобожия, что и подразумевает собой свидетельство о том, что Нет бога (поистине достойного поклонения), кроме Аллаха, а также следованием пророку (да благословит его Аллах и приветствует) что и подразумевает собой свидетельство о том, что Мухаммад – посланник Аллаха.

 

 

(УКАЗАНИЕМ НА СВИДЕТЕЛЬСТВО)

 

В этом священном аяте приводится свидетельство Аллаха о Самом Себе, ибо Он говорит, что нет бога, кроме Него, а также свидетельство ангелов и обладающих знанием об этом же, а также о том, что Он является Всевышним и не отступает от справедливости, подтверждением чего служат слова Его «нет бога (поистине достойного поклонения), кроме Него, Великого, Мудрого!». Коран сура «Семейство Имрана», 18.

 

И в этом аяте отмечено великое достоинство обладающих знанием, так как Он сообщил, что они являются свидетелями вместе с Ним и с ангелами. Под обладающими знанием подразумеваются обладающие знанием о Его законе, к числу которых относятся в первую очередь Его благородные посланники.

 

Это свидетельство является величайшим, поскольку велик и свидетельствующий и то, о чем Он свидетельствует. В качестве свидетелей здесь выступают Аллах, ангелы и обладающие знанием, а в качестве того, о чем свидетельствуют выступает единобожие, то есть вера в то, что один лишь Аллах обладает божественной природой, что и подтверждается Его словами: «…нет бога, кроме Него, Великого, Мудрого!»

 

 

СМЫСЛ ЭТОГО В ТОМ, ЧТО ПРАВОМ НА ПОКЛОНЕНИЕ НЕ ОБЛАДАЕТ НИКТО, КРОМЕ АЛЛАХА. СЛОВА «НЕТ БОГА» ОТРИЦАЮТ СОБОЙ ВСЕ ТО, ЧЕМУ ПОКЛОНЯЮТСЯ ПОМИМО АЛЛАХА, ЧТО ЖЕ КАСАЕТСЯ СЛОВ «КРОМЕ АЛЛАХА», ТО ОНИ ЯВЛЯЮТСЯ ПОДТВЕРЖДЕНИЕМ ТОГО, ЧТО ПОКЛОНЕНИЕ ЕСТЬ НЕЧТО ПРИНАДЛЕЖАЩЕЕ ОДНОМУ ЛИШЬ АЛЛАХУ, У КОТОРОГО НЕТ СОТОВАРИЩЕЙ В ПОКЛОНЕНИИ, КАК НЕТ У НЕГО СОТОВАРИЩЕЙ И В ТОМ, ЧТО КАСАЕТСЯ ВЛАСТИ.

(СМЫСЛ ЭТОГО)

 

То есть смысл того, что Нет бога (поистине достойного поклонения), кроме Аллаха, состоит в том, что правом на поклонение обладает только Аллах и свидетельствуя о том, что Нет бога (поистине достойного поклонения), кроме Аллаха, человек своим языком и сердцем должен признать то, что право на поклонение принадлежит одному лишь Аллаху Всемогущему и Великому, ибо слово «бог» здесь обозначает того, кого считают богом.

 

Слова «Нет бога (поистине достойного поклонения), кроме Аллаха» включают в себя отрицание и утверждение. Отрицанием являются слова «Нет бога», а утверждением – слова «кроме Аллаха». Можно сказать, что смыслом этих слов является то, что нет бога достойного поклонения, кроме Аллаха, и это дает ответ на вопрос: почему говорится, что Нет бога (поистине достойного поклонения), кроме Аллаха, в то время как есть и другие божества, которым поклоняются люди, и при этом сам Аллах Всевышний, а также те, кто им поклоняется, называют их «богами»?

 

Ведь Аллах Всевышний сказал: «…и не спасли их боги их, к которым они взывали помимо Аллаха, ни от чего, когда пришло повеление твоего Господа». Коран сура «Худ», 101.

 

Разве можем мы утверждать, что божественной природой обладает кто-либо, кроме Аллаха Всемогущего и Великого, когда посланники говорили тем, к кому они были посланы: «Поклоняйтесь Аллаху, нет у вас другого божества, кроме Него!». Коран сура «Преграды», 59.

 

Однако подобные вопросы не возникают у тех, кто понимает, что смысл первой части свидетельства состоит в том, что нет бога истинного, кроме Аллаха, а поэтому можно сказать, что те боги, которым люди поклоняются помимо Аллаха, являются богами ложными и не могут претендовать на право обладания божественной природой ни в каком отношении, на что и указывают слова Аллаха Всевышнего: «Это потому, что Аллах есть Истинный, а то, к чему взываете вы помимо Него, - ложно, и потому, что Аллах – Высокий, Великий!». Коран сура «Лукман», 30.

 

А также слова Всевышнего: «Видели ли вы аль-Лат, и аль-Уззу и Манат, третью, иную? Разве у вас мужчины, а у Него женщины?! Тогда это – дележ несправедливый! Поистине, они – только имена, которыми вы и ваши отцы именовали их. Аллах не ниспослал с ними никакого доказательства». Коран сура «Звезда», 19-23.

 

И указанием на это являются также слова Йусуфа, да пребудут над ним благословения и мир, которые передал Аллах Всевышний: «То, чему поклоняетесь вы помимо Него, - только имена, которыми именовали это вы и ваши отцы, а Аллах не ниспослал с этим никакого доказательства». Коран сура «Йусуф», 40.

 

Таким образом смысл слов «Нет бога (поистине достойного поклонения), кроме Аллаха» состоит в том, что не существует истинного объекта, достойного поклонения, кроме Аллаха Всемогущего и Великого, что же касается тех, кому люди поклоняются помимо Него, то эти объекты поклонения истинной божественной природой не обладают, хотя об этом и заявляют поклоняющиеся им.

 

 

ТОЛКОВАНИЕМ ЭТОГО МОГУТ ПОСЛУЖИТЬ СЛОВА ВСЕВЫШНЕГО: «И ВОТ СКАЗАЛ ИБРАХИМ СВОЕМУ ОТЦУ И СОПЛЕМЕННИКАМ: ‘ПОИСТИНЕ, Я НЕПРИЧАСТЕН К ТОМУ, ЧЕМУ ВЫ ПОКЛОНЯЕТЕСЬ, КРОМЕ ТОГО, КТО СОЗДАЛ МЕНЯ. ПОИСТИНЕ, ОН ПОВЕДЕТ МЕНЯ ПО ПРЯМОМУ ПУТИ!’ И СДЕЛАЛ ОН ТАК, ЧТО СЛОВО ЭТО ОСТАЛОСЬ В ПОТОМСТВЕ ЕГО, - МОЖЕТ БЫТЬ, ОНИ ВЕРНУТСЯ!». Коран сура «Украшения», 26-28.

 

(ИБРАХИМ)

 

Ибрахим – это друг Аллаха, имам ханифов и наиболее достойный из посланников после Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует) Его отцом был Азар.

 

 

(НЕПРИЧАСТЕН)

 

Слова Ибрахима «Поистине, я непричастен к тому, чему вы поклоняетесь…» свидетельствуют о применении им на практике первой части свидетельства, то есть слов «Нет бога (поистине достойного поклонения), кроме Аллаха».

 

 

(…КТО СОЗДАЛ МЕНЯ…)

 

Слова Ибрахима «…кроме того, кто создал меня…» сказаны им во исполнение второй части свидетельства, то есть слов «кроме Аллаха» или же Всевышнего, слава Ему, у которого нет сотоварища в поклонении также как нет у Него сотоварищей и во власти, на что указывают слова Всевышнего: «Разве не Ему принадлежит и создание и власть?! Благословен Аллах, Господь миров!». Коран сура «Преграды», 54.

 

В этом аяте говорится о том, что создание и власть принадлежат одному лишь Аллаху, Господу миров, властвующему надо всем во всех отношениях.

 

 

(ОН ПОВЕДЕТ МЕНЯ ПО ПРЯМОМУ ПУТИ)

 

То есть: укажет мне на истину и поможет мне обрести ее.

 

 

(И СДЕЛАЛ ОН ТАК, ЧТО СЛОВО)

 

То есть отречение от поклонения кому бы то ни было, кроме Аллаха.

 

 

(МОЖЕТ БЫТЬ, ОНИ ВЕРНУТСЯ)

 

То есть: вернутся к этому, отказавшись от своего многобожия.

 

 

А ТАКЖЕ СЛОВА ЕГО: «СКАЖИ: ‘О ОБЛАДАТЕЛИ ПИСАНИЯ, ПРИДИТЕ К СЛОВУ, ОДИНАКОВОМУ ДЛЯ НАС И ДЛЯ ВАС, ЧТОБЫ НАМ НЕ ПОКЛОНЯТЬСЯ НИКОМУ, КРОМЕ АЛЛАХА, И НИЧЕГО НЕ ПРИДАВАТЬ ЕМУ В СОТОВАРИЩИ, И ЧТОБЫ ОДНИМ ИЗ НАС НЕ ОБРАЩАТЬ ДРУГИХ В ГОСПОД ПОМИМО АЛЛАХА’. ЕСЛИ ЖЕ ОНИ ОТВЕРНУТСЯ, ТО СКАЖИТЕ: ‘ЗАСВИДЕТЕЛЬСТВУЙТЕ, ЧТО МЫ - ПОКОРИВШИЕСЯ’». Коран сура «Семейство Имрана», 64.

(СКАЖИ)

 

Эти слова обращены к пророку (да благословит его Аллах и приветствует) который должен был использовать их в споре с обладателями Писания, то есть с иудеями и христианами.

 

 

(ПРИДИТЕ К СЛОВУ, ОДИНАКОВОМУ ДЛЯ НАС И ДЛЯ ВАС)

 

Это означает: чтобы мы не поклонялись никому, кроме Аллаха, и ничего не придавали Ему в сотоварищи, и чтобы мы не считали друг друга господами помимо Аллаха, не поклонялись никому, кроме Него, что и является смыслом слов «Нет бога (поистине достойного поклонения), кроме Аллаха». Что же касается слов «…одинаковому для нас и для вас…», то они означают, что это слово в равной степени касается и нас и вас.

 

 

(ПОМИМО АЛЛАХА)

 

Это значит, что мы не должны считать друг друга господами помимо Аллаха Всемогущего и Великого, то есть не должны почитать друг друга так, как пристало почитать Аллаха Всемогущего и Великого, или поклоняться друг другу так, как пристало поклоняться одному лишь Аллаху, считая, что решение может принадлежать кому-либо иному.

 

 

(ЕСЛИ ЖЕ ОНИ ОТВЕРНУТСЯ)

 

То есть: если они откажутся от того, к чему вы их призывали.

(«…ТО СКАЖИТЕ: ‘ЗАСВИДЕТЕЛЬСТВУЙТЕ, ЧТО МЫ - ПОКОРИВШИЕСЯ’»).

 

То есть: объявите им и призовите их в свидетели того, что вы покорились Аллаху и стали непричастными к их упорству в отказе от этих великих слов – «Нет бога (поистине достойного поклонения), кроме Аллаха».

 

Дата: 2019-02-02, просмотров: 210.