(КТО ГОСПОДЬ ТВОЙ?)
То есть: кто является Господом твоим, который создал тебя, поддерживал тебя, готовил тебя и давал тебе средства к существованию?
(ВЗРАСТИЛ МЕНЯ И ВЗРАСТИЛ ВСЕ МИРЫ)
Под взращиванием подразумевается проявление внимания, благодаря которому достигается исправление взращиваемого. Слова автора, да помилует его Аллах, дают почувствовать, что слово «Господь» (рабб) имеет отношение к слову «взращивание» (тарбийа), ибо он сказал: «…который взрастил меня (раббани) и взрастил (рабба) все миры своими благодеяниями».
И действительно, Аллах взрастил своими благодеяниями все миры, приготовив их к тому, ради чего они были созданы и поддерживая их путем предоставления им необходимых средств к существованию. Так, например, рассказывая о разговоре Мусы с фараоном, Аллах Всевышний сказал: «Он сказал: ‘Кто же ваш Господь, Муса?’ Он сказал: ‘Господь наш тот, кто придал каждой вещи ее строение, а потом направил ее на путь истинный’». Коран сура «Та ха», 49-50.
И Аллах Всемогущий и Великий взрастил и вскормил своими благодеяниями все миры.
Благодеяния, которые Аллах Всемогущий и Великий оказал Своим рабам, столь многочисленны, что подсчитать их прости невозможно.
Аллах Всевышний сказал: «И если станете вы считать милости Аллаха, то не сочтете их». Коран сура «Ибрахим», 34.
Таким образом, поскольку Аллах создал тебя, готовил тебя, поддерживал тебя и давал тебе средства к существованию, то лишь Он один и достоин поклонения.
(Я ПОКЛОНЯЮСЬ ТОЛЬКО ЕМУ)
То есть: Он – тот, кто является объектом моего поклонения, и я покоряюсь Ему в силу того, что нахожусь в полной зависимости от Него, люблю Его, а также почитаю Его, выполняя то, что Он велит мне делать, и отказываясь от того, что Он мне запрещает.
И нет никого иного, кому я поклонялся бы, кроме Аллаха Всемогущего и Великого, ибо Аллах Всевышний сказал: «И Мы не направили до тебя ни одного посланника, не открыв ему, что нет бога, кроме Меня, поклоняйтесь же Мне!». Коран сура «Пророки», 25.
Всевышний также сказал: «…а велено им было только поклоняться Аллаху, сохраняя верность Ему в религии и оставаясь подобным ханифам, совершать молитвы и давать закят, и это – религия идущих прямо». Коран сура «Явное доказательство», 5.
УКАЗАНИЕМ НА ЭТО СЛУЖАТ СЛОВА ВСЕВЫШНЕГО: «ХВАЛА АЛЛАХУ, ГОСПОДУ МИРОВ…». Коран сура «Фатиха», 2.
(УКАЗАНИЕМ)
Автор, да помилует его Аллах, указывает на то, что Аллах Всевышний, слава Ему, взрастил все сущее, используя в качестве доказательства слова Всевышнего: «Хвала Аллаху, Господу миров…», что характеризует Аллаха Всевышнего как единственного Обладателя совершенства и величия.
Слова «Господь миров» означают, что Он взрастил их Своими благодеяниями, что Он является их Творцом и Владыкой и что Он управляет ими так, как Он этого желает.
Знамения Аллаха.
ВСЕ, КРОМЕ АЛЛАХА, ЯВЛЯЕТСЯ МИРОМ, А Я – ОДИН ИЗ ЭТИХ МИРОВ. И ЕСЛИ ТЕБЯ СПРОСЯТ: «ПОСРЕДСТВОМ ЧЕГО ПОЗНАЛ ТЫ ГОСПОДА ТВОЕГО?» - СКАЖИ: «С ПОМОЩЬЮ ЗНАМЕНИЙ ЕГО И ТОГО, ЧТО БЫЛО СОТВОРЕНО ИМ». К ЧИСЛУ ЗНАМЕНИЙ ЕГО ОТНОСЯТСЯ НОЧЬ И ДЕНЬ, СОЛНЦЕ И ЛУНА, А К ЧИСЛУ ТВОРЕНИЙ ЕГО – СЕМЬ НЕБЕС И СЕМЬ ПОЯСОВ ЗЕМЛИ, А ТАКЖЕ ВСЕ ТО, ЧТО НАХОДИТСЯ В НИХ МЕЖДУ НИМИ.
(ВСЕ, КРОМЕ АЛЛАХА, ЯВЛЯЕТСЯ МИРОМ)
Миром является все, кроме Аллаха, и все сотворенные вещи были названы миром (алям) потому, что они служат указанием (алям) на их Творца, Владыку и Управителя, ибо каждая вещь заключает в себе знамение Аллаха, указывающее на то, что Он – Единственный.
Я соглашаюсь с этим и являюсь одним из этих миров, а это значит, что и мне Аллах вменил в обязанность поклоняться только Ему одному.
(ПОСРЕДСТВОМ ЧЕГО ПОЗНАЛ ТЫ ГОСПОДА ТВОЕГО?)
То есть: если тебя спросят: «С помощью чего познал ты Аллаха Всемогущего и Великого?», скажи: «Я познал Его с помощью Его знамений и того, что было сотворено Им».
(ЗНАМЕНИЙ)
Знамением (аят) называют знак того или иного явления, являющийся указанием на него и разъясняющий его собой.
Знамения Аллаха Всевышнего бывают двух видов: знамения, проявляющиеся во всем сущем, и знамения, связанные с ниспосланием религиозного закона. К знамениям, проявляющимся во всем сущем, относится все то, что было сотворено Аллахом.
Что же касается знамений, связанных с ниспосланием религиозных законов, то ими являются те откровения, которые Аллах ниспослал Своим посланникам.
Исходя из этого, можно сказать, что слова автора, да помилует его Аллах: «С помощью Его знамений и того, что было сотворено Им» - являются соединением частного с общим, если понимать под «знамениями» знамения обоих видов. Если же речь идет только о знамениях, связанных с ниспосланием религиозных законов, тогда эти слова играют роль приложения.
Однако в любом случае верно то, что Аллах Всемогущий и Великий познается с помощью Его знамений, проявляющихся во всем сущем, то есть во всех Его великих творениях, являющих собой образец изумительного искусства и несравненной мудрости, а также с помощью Его знамений, связанных с ниспосланием религиозных законов, отличающихся своей справедливостью, включающих в себя все полезное и противостоящих всему дурному. Поэт сказал: «В каждой вещи есть Его знамение, указывающее на то, что Он – Единственный».
(К ЧИСЛУ ЗНАМЕНИЙ ЕГО ОТНОСЯТСЯ НОЧЬ И ДЕНЬ, СОЛНЦЕ И ЛУНА…)
Все вышеупомянутые знамения Аллаха указывают на совершенство могущества, мудрости и милосердия Аллаха. Так, например, солнце является одним из знамений Аллаха Всемогущего и Великого, ибо оно пребывает в состоянии упорядоченного и изумительного движения с того времени, как Аллах Всевышний создал его, и будет двигаться таким образом до тех пор, пока Аллах не пожелает разрушить этот мир.
Солнце движется к месту своего пребывания, как сказал об этом Всевышний: «И солнце бежит к местопребыванию своему. Таково установление Великого, Мудрого!». Коран сура «Йа син», 38.
По своим размерам и воздействию оно явно относится к числу знамений Аллаха, ибо размеры его огромны. Если же говорить о его воздействии, то оно проявляется в той пользе, которую благодаря ему получают тела, деревья, реки, моря и так далее.
И если обратить внимание на то огромное расстояние, которое отделяет нас от столь великого знамения, как солнце, то мы сразу вспомним о том, что, несмотря на это, мы ощущаем его тепло.
Следует также обратить внимание на тот свет, который оно дает людям и благодаря которому они получают для себя много выгод, ибо в дневное время им ничего не надо тратить на освещение. И можно указать на многие другие подобные вещи, что позволяет сделать вывод о том, что это знамение во многом остается еще непознанным.
И луна также относится к числу знамений Аллаха Всемогущего и Великого, который определил фазы ее так, что каждая фаза соответствует каждой новой ночи. Аллах Всевышний сказал: «И луне Мы определили изменяться по фазам, пока не делается она точно старая пальмовая ветвь». Коран сура «Йа син», 39.
И при этом луна сначала кажется маленькой, потом увеличивается до своего полного размера, а затем снова начинает уменьшаться, и в этом отношении она напоминает собой человека, который появляется на свет слабым, потом начинает набирать силу, а потом снова возвращается к слабости. Благословен Аллах, лучший из творцов!
НА ЭТО СЛУЖАТ СЛОВА ВСЕВЫШНЕГО: «К ЧИСЛУ ЗНАМЕНИЙ ЕГО ОТНОСЯТСЯ НОЧЬ И ДЕНЬ, СОЛНЦЕ И ЛУНА, ТАК НЕ ПАДАЙТЕ НИЦ НИ ПЕРЕД СОЛНЦЕМ, НИ ПЕРЕД ЛУНОЙ, А ПАДАЙТЕ НИЦ ПЕРЕД АЛЛАХОМ, КОТОРЫЙ СОТВОРИЛ ИХ, ЕСЛИ ВЫ ПОКЛОНЯЕТЕСЬ ЕМУ!». Коран сура «Разъяснены», 37.
А ТАКЖЕ СЛОВА ЕГО: «ПОИСТИНЕ, ГОСПОДЬ ВАШ – АЛЛАХ, КОТОРЫЙ СОЗДАЛ НЕБЕСА И ЗЕМЛЮ В ШЕСТЬ ДНЕЙ, А ПОТОМ ВОССЕЛ НА ТРОНЕ. ОН ПОКРЫВАЕТ НОЧЬЮ ДЕНЬ, КОТОРЫЙ СПЕШИТ ЗА НЕЙ… И СОЗДАЛ ОН СОЛНЦЕ, И ЛУНУ, И ЗВЕЗДЫ, ПОДЧИНЕННЫЕ ЕГО ВЕЛЕНИЮ. РАЗВЕ НЕ ЕМУ ПРИНАДЛЕЖИТ СОЗДАНИЕ И ВЛАСТЬ?! БЛАГОСЛОВЕН АЛЛАХ, ГОСПОДЬ МИРОВ!». Коран сура «Преграды», 7.
(УКАЗАНИЕМ)
То есть указанием на то, что ночь и день, солнце и луна относятся к числу знамений Аллаха Всемогущего и Великого, являются слова Всевышнего: «К числу знамений Его относятся ночь и день…» Это значит, что сами по себе ночь и день и различие между ними являются явными указаниями на их смысл и ту пользу, которую они по воле Аллаха приносят рабам Его. То же самое можно сказать и об упорядоченном движении солнца и луны, что идет на пользу рабам Его и отвращает от них вред.
Далее, Аллах Всевышний запретил рабам Своим падать ниц перед солнцем или луной, несмотря на то, что значение их весьма велико, ибо они недостойны поклонения по той причине, что сами являются сотворенными, достоин же его Аллах Всевышний, который создал их.
(А ТАКЖЕ СЛОВА ЕГО)
То есть: к числу указаний на то, что Аллах является Творцом небес и земли, относятся слова Всевышнего: «Поистине, Господь ваш, который создал небеса и землю…» - и в этих словах содержится целый ряд упоминаний о знамениях Аллаха Всевышнего:
ПЕРВОЕ: то, что Аллах создал все это великое творение за шесть дней, хотя и мог бы сделать это в течение одного мгновения, однако Он связывал причины со следствиями, сообразуясь со Своей мудростью.
ВТОРОЕ: то, что он воссел на троне, то есть возвысился над ним присущим лишь Ему особым образом, который соответствует Его величию, что является признаком полноты власти.
ТРЕТЬЕ: то, что Он покрывает день ночью, то есть делает ее покрывалом дня, что сродни одеванию, скрывающему собой его свет.
ЧЕТВЕРТОЕ: то, что Он подчинил солнце, и луну и звезды Своему велению, а это означает, что власть Его велика, и Он повелевает им делать то, что идет на пользу Его рабам.
ПЯТОЕ: то, что Ему принадлежит абсолютная полнота власти надо всем, ибо лишь Он является хозяином творения и лишь Он может повелевать.
ШЕСТОЕ: то, что Он является единственным Творцом и путеводителем для всех миров.
Дата: 2019-02-02, просмотров: 280.