ТАКЖЕ СЛОВА ПОСЛАННИКА АЛЛАХА (да благословит его Аллах и приветствует) КОТОРЫЙ СКАЗАЛ: «ЕСЛИ ПРОСИШЬ О ПОМОЩИ, ТО ПРОСИ ОБ ЭТОМ АЛЛАХА»
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

(ПРОСЬБЫ О ПОМОЩИ)

 

Есть разные виды просьб о помощи:

 

ПЕРВЫЙ: обращение за помощью к Аллаху, подразумевающее собой полное смирение раба перед его Господом, вручение Ему своего дела и вера в то, что этого будет достаточно. Обращаться за помощью таким образом можно только к Аллаху Всевышнему, на что указывают Его слова: «Тебе мы поклоняемся и Тебя просим о помощи». Коран сура «Фатиха», 5.

 

Тот же, кто подобным образом обращается за помощью не к Аллаху Всевышнему, впадает в многобожие, ставящее его вне религии.

 

ВТОРОЙ: обращение за помощью к кому-либо из людей в том, что ему по силам. Здесь следует обращать внимание на то, чего именно касаются просьбы о помощи, ибо если речь идет о чем-то благом, подобная просьба позволительна для просящего, а тот к кому она обращена, обязан выполнить ее в соответствии с установлениями шариата, ибо Аллах Всевышний сказал: «И помогайте друг другу в делах благочестия и богобоязненности…». Коран сура «Трапеза», 2.

 

Если же речь идет об оказании помощи в чем-то греховном, то запретно как обращаться с подобными просьбами, так и оказывать помощь в подобных делах, ибо Аллах Всевышний сказал: «…и не помогайте друг другу в грехе и вражде». Коран сура «Трапеза», 2.

 

В тех случаях, когда речь идет о чем-либо дозволенном, позволительно и обращаться с просьбами о помощи и выполнять их, но при этом оказывающий помощь может еще и рассчитывать на награду за свое благодеяние, оказанное другому человеку, что является его законным правом по слову Аллаха Всевышнего: «…и оказывайте благодеяние, поистине, Аллах любит оказывающих их!». Коран сура «Корова», 195.

 

ТРЕТИЙ: обращение за помощью к живому и присутствующему, но неспособному помочь человеку.

 

Подобные обращения являются пустым и бесполезным делом, примером чего может служить обращения за помощью к бессильному, когда нужно перенести что-нибудь тяжелое.

ЧЕТВЕРТЫЙ: обращение за помощью к покойным или же к живым, которые в данный момент отсутствуют в данном месте и поэтому не могут принять никакого участия в решении возникших проблем.

 

Такие обращение свидетельствуют о многобожии, поскольку подобным образом действуют лишь те люди, которые верят, что покойные или некоторые из живых в состоянии тайно управлять происходящим.

ПЯТЫМ: обращение к Аллаху Всевышнему за помощью в достижении чего-либо желанного, что является узаконенным в силу веления Аллаха Всевышнего, который сказал: «Обратитесь за помощью к терпению и намазу…». Коран сура «Корова», 45.

 

Говоря об обращении за помощью, автор, да помилует его Аллах Всевышний, имел в виду первый из упомянутых нами выше его видов и привел в качестве доказательства своей мысли слова Всевышнего: «Тебе мы поклоняемся и Тебя просим о помощи». Коран сура «Фатиха», 5.

 

И слова Пророка (да благословит его Аллах и приветствует): «Если просишь о помощи, то проси об этом Аллаха».

 

 

9 Прибегание за защитой (исти‛аза) и четыре его разновидности.

УКАЗАНИЕМ НА ПРОСЬБЫ О ЗАЩИТЕ ЯВЛЯЮТСЯ СЛОВА ВСЕВЫШНЕГО: «СКАЖИ: ‘ПРИБЕГАЮ К ГОСПОДУ РАССВЕТА…’». Коран сура «Рассвет», 1.

А ТАКЖЕ СЛОВА ЕГО: «СКАЖИ: ‘ПРИБЕГАЮ К ГОСПОДУ ЛЮДЕЙ…’». Коран сура «Люди», 1.

(УКАЗАНИЕМ НА ПРОСЬБЫ О ЗАЩИТЕ).

 

То есть о защите от дурного, когда обращающийся с такой просьбой ищет защиты и убежища у того, к кому он обращается.

 

Существует несколько видов просьб о защите:

 

ПЕРВЫЙ: обращение с просьбой о защите к Аллаху Всевышнему, что подразумевает собой постоянное ощущение потребности в Нем, желание обрести убежище благодаря Ему и вера в то, что этого будет достаточно, поскольку Он способен защитить от всего в настоящем и в будущем, защитить от малого и великого, от человека или от чего бы то ни было иного, указанием на что служат слова Всевышнего: «Скажи: ‘Прибегаю к защите Господа рассвета от зла того, что Он сотворил…’». Коран сура «Рассвет», 1-2.

 

И далее до конца этой суры, а также другие слова Его: «Скажи: ‘Прибегаю к защите Господа людей, Царя людей, Бога людей, от зла искусителя отступающего (или сжимающегося) при поминании Аллаха, который наущает в груди людей и бывает из джиннов и людей’». Коран сура «Люди», 1-6.

 

ВТОРОЙ: обращение с просьбой о защите к одному из атрибутов Аллаха, например, к Его словам, к Его величию, к Его силе и так далее, указанием на что могут служить слова посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) который сказал: «Прибегаю к защите совершенных слов Аллаха от зла того, что Он создал», а также слова его: «Прибегаю к защите величия Твоего от того, чтобы быть убитым снизу», а также слова его, являющиеся частью мольбы об избавлении от боли: «Прибегаю к силе Аллаха и Его могуществу от зла того, что я ощущаю и чего опасаюсь», а также слова его: «Прибегаю к защите довольства Твоего от гнева Твоего», а также слова пророка (да благословит его Аллах и приветствует) который сказал: «Прибегаю к защите лика Твоего», когда был ниспослан аят: «Скажи: ‘Он может наслать на вас наказание сверху…’». Коран сура «Скот», 65.

 

ТРЕТИЙ: обращение с просьбой о защите к покойным или к тем живым, которые не присутствуют в данный момент в данном месте, в силу чего никого взять под защиту не могут. Подобные обращения являются проявлением многобожия, на что и указывают слова Всевышнего: «И, поистине, мужи из числа людей уже прибегали к защите мужей из числа джиннов, но они лишь прибавили им неразумия». Коран сура «Джинны», 6.

 

ЧЕТВЕРТЫЙ: обращение с просьбой о защите к тому, кто может предоставить защиту, будь то люди или нечто иное, является допустимым, на что указывают слова пророка (да благословит его Аллах и приветствует) сказавшего об искушениях следующее: «Если человек подвергнется воздействию искушения и найдет убежище или защиту от него, пусть воспользуется этим убежищем». Этот хадис приводят Бухари и Муслим.

 

И Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) пояснил, что можно использовать для защиты, сказав: «И у кого есть верблюд, пусть использует своего верблюда». Этот хадис приводит Муслим.

 

В другом же хадисе, передаваемом со слов Джабира (да довольствуется им Аллах) сообщается, что когда одна женщина из племени бану махзум совершила кражу, и ее привели к пророку (да благословит его Аллах и приветствует) она обратилась за защитой к Умм Саламе. Этот хадис приводит Муслим.

 

Кроме того, Умм Салама (да довольствуется ей Аллах) сообщила, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Подвергшийся нападению может искать убежища в Каабе». Этот хадис приводит Муслим.

 

Однако при этом следует помнить о том, что если человек просит защиты от зла притеснителя, то ему нужно оказать помощь по мере возможности, если же он просит защиты для того, чтобы совершить нечто запретное или уклониться от совершения обязательного, то помогать ему в этом запрещено.

 

10 Обращение за помощью в тяжелой ситуации (истигъаса) и четыре его разновидности.

УКАЗАНИЕМ НА ПРОСЬБЫ О СПАСЕНИИ ЯВЛЯЮТСЯ СЛОВА ВСЕВЫШНЕГО: «И ВОТ ВЗЫВАЛИ ВЫ О ПОМОЩИ И СПАСЕНИИ К ГОСПОДУ ВАШЕМУ, И ОН ОТВЕТИЛ ВАМ». Коран сура «Добыча», 9.

(ПРОСЬБЫ О СПАСЕНИИ)

 

То есть просьбы о спасении от бедствия и гибели. Существует несколько видов обращений с подобными просьбами:

 

ПЕРВЫЙ: обращения с просьбой о спасении к Аллаху Всемогущему и Великому, относящиеся к числу наиболее достойных и совершенных дел, ибо этим постоянно занимались посланники и их последователи, на что и указывает аят, цитированный шейхом, да помилует его Аллах: «И вот взывали вы о помощи и спасении к Господу вашему, и Он ответил вам: ‘Поистине, Я поддержу вас тысячью ангелов, следующих друг за другом!’». Коран сура «Добыча», 9.

 

Этот аят был ниспослан в день битвы при Бадре, когда Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) увидел, что многобожников набралось около тысячи, а его сподвижников чуть более трехсот, вошел в свою палатку, обратился лицом к кибле, воздел руки к небу и стал взывать к своему Всемогущему и Великому Господу, говоря: «О Боже, исполни то, что Ты обещал мне, о Боже, если Ты погубишь этот отряд мусульман, то не останется на земле поклоняющихся Тебе!»

 

И когда Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) еще продолжал произносить эти слова, воздев руки к небу, с его плеч упал плащ, который поднял Абу Бакр (да довольствуется им Аллах) сказавший: «О пророк Аллаха, довольно будет этого обращения к Господу твоему, ибо, поистине, Он исполнит то, что обещал тебе!»-, после чего Аллах и ниспослал этот аят.

 

ВТОРОЙ: обращение с просьбой о спасении к покойным или же к тем живым, которые не присутствуют в данный момент в данном месте и поэтому не могут помочь. Подобные обращения являются проявлением многобожия, так как занимается этим лишь тот, кто верит, что они способны тайно воздействовать на происходящее, иначе говоря, приписывает им часть того, что присуще только Аллаху, но Аллах Всевышний сказал: «Тот ли, кто отвечает нуждающемуся, когда он взывает к Нему, и удаляет зло и делает вас наместниками на земле? Или какой-то бог вместе с Аллахом? Мало вы понимаете!». Коран сура «Муравьи», 62.

 

ТРЕТИЙ: обращение с просьбой о спасении к живым, которые обладают знанием и могут оказать помощь. Такое является допустимым, ибо приводя рассказ о Мусе, Аллах Всевышний сказал: «И попросил его о помощи против того, кто был его врагом, один из его сторонников, и Муса ударил его кулаком и убил его». Коран сура «Рассказ», 15.

 

ЧЕТВЕРТЫЙ: обращение с просьбой о спасении к живому, который не в состоянии ничего сделать, когда обращающийся не верит в то, что тот обладает какой-то тайной силой. В пример можно привести обращение утопающего с просьбой о спасении к парализованному, что не имеет никакого смысла и представляет собой не что иное как насмешку, вследствие чего и является запретным.

 

Запрещается подобное и по той причине, что утопающий мог быть введен в заблуждение, в результате чего ему на ум могло прийти, что парализованный обладает некой тайной силой, с помощью которой он может вызволить его из беды.

 

11 Жертвоприношение (забх) и три его разновидности.

УКАЗАНИЕМ НА ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЕ ЯВЛЯЮТСЯ СЛОВА ВСЕВЫШНЕГО: «СКАЖИ: ‘ПОИСТИНЕ, МОЛИТВЫ МОИ, И ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЯ МОИ, И ЖИЗНЬ МОЯ И СМЕРТЬ МОЯ ПРИНАДЛЕЖАТ АЛЛАХУ, ГОСПОДУ МИРОВ, У КОТОРОГО НЕТ СОТОВАРИЩА’». Коран сура «Скот», 162-163.

А ТАКЖЕ СЛОВА ПОСЛАННИКА АЛЛАХА (да благословит его Аллах и приветствует) КОТОРЫЙ СКАЗАЛ: «ДА ПРОКЛЯНЕТ АЛЛАХ ТЕХ, КТО ПРИНОСИТ ЖЕРТВЫ КОМУ-ЛИБО, КРОМЕ АЛЛАХА!»

 

(ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЕ)

 

Жертвоприношением или же закалыванием является умерщвление путем выпускания крови, осуществляемое особым образом.

 

Животных закалывают в нескольких случаях:

 

ПЕРВЫЙ: когда это является частью поклонения и цель человека, закалывающего животное, состоит в выражении своего почтения тому, кому оно приносится в жертву, подчинении ему и старании к нему приблизиться.

 

Подобное следует осуществлять только если имеется в виду Аллах Всевышний, действуя так, как было это узаконено Им, в противном случае подобное жертвоприношение станет проявлением большого многобожия, а указанием на это служат те аяты, которые были приведены шейхом, да помилует его Аллах: «Скажи: ‘Поистине, молитвы мои, и жертвоприношения мои, и жизнь моя и смерть моя принадлежат Аллаху, Господу миров, у которого нет сотоварища!’». Коран сура «Скот», 162-163.

 

ВТОРОЙ: когда животное закалывают в знак уважения к гостю, или для свадебного угощения или по какому-либо иному подобному случаю. Относительно этого были ниспосланы особые повеления, и это является либо обязательным, либо желательным, ибо Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Пусть тот, кто верует в Аллаха и в последний день, оказывает уважение своему гостю»-, а также потому, что он (да благословит его Аллах и приветствует) в свое время сказал Абд ар-Рахману бин Ауфу: «Устрой свадебное угощение хотя бы из одной овцы».

 

ТРЕТИЙ: когда животное закалывают для употребления в пищу, или для продажи или с какой-либо иной подобной целью, что является допустимым, ибо Аллах Всевышний: «Разве они не видели, что Мы сотворили для них из того, что создано Нашими руками, скот, которым они владеют? Мы подчинили им животных, и на одних они ездят, а других употребляют в пищу». Коран сура «Йа син», 71-72.

 

Таким образом, подобное может быть либо необходимым, либо запретным, в зависимости от того, средством достижения чего это может являться.

 

 

12 Обет (назр).

УКАЗАНИЕМ НА ОБЕТЫ ЯВЛЯЮТСЯ СЛОВА ВСЕВЫШНЕГО: «ОНИ ИСПОЛНЯЮТ ОБЕТЫ И БОЯТЬСЯ ДНЯ, ЗЛО КОТОРОГО РАСПРОСТРАНИТСЯ». Коран сура «Человек», 7.

 

(УКАЗАНИЕМ НА ОБЕТЫ).

 

То есть указанием на то, что обеты являются частью поклонения, являются слова Всевышнего: «Они исполняют обеты и боятся дня, зло которого распространится».

 

 

(ОНИ ИСПОЛНЯЮТ ОБЕТЫ…).

 

Этот аят служит указанием на то, что Аллах воздал праведным хвалу за то, что они исполняют свои обеты. Это значит, что Аллах любит исполнение подобного, а все, что любит Аллах, относится к делам поклонения.

 

Это подтверждается словами Аллаха «…и боятся дня, зло которого распространится».

 

Знай, что обетами, за исполнение которых Аллах воздал хвалу праведным, являются все те формы поклонения, которые Аллах вменил в обязанность людям, ибо если обязательными эти формы поклонения являются в силу религиозного закона, то человеку следует неуклонно придерживаться их, на что указывают слова Всевышнего: «Затем пусть приведут себя в порядок, и полностью выполнят свои обеты и совершат обход вокруг Каабы». Коран сура «Хаджж», 29.

 

Обеты, смыслом которых становится принуждение человеком себя к чему-либо, или же необязательные с точки зрения шариата проявления повиновения Аллаху являются отвергаемыми, а некоторые из обладавших знанием считали их запретными, так как Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) запретил давать обеты, сказал: «Поистине, нет блага в обетах, если не считать того, что благодаря обету можно заставить раскошелиться скупого».

 

Вместе с тем, если человек дает какой-либо обет, связанный с проявлением повиновения Аллаху, то он обязан выполнить его, так как Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Пусть тот, кто дал обет повиноваться Аллаху, повинуется Ему».

 

Короче говоря, обетами называются как обязательные для всех формы поклонения, так и то, что тот или иной человек считает обязательным совершить ради Аллаха Всемогущего и Великого. Что касается обетов частного характера, то знатоки ислама разделили их на целый ряд разрядов, что подробно излагается в книгах по фикху.

 

 

 

 

_____________________________________________

Дата: 2019-02-02, просмотров: 209.