1. Команда легко собирается вместе. Это своего рода тест. Насколько слаженно собирается команда, настолько согласованно будут решаться другие задачи.
2. Члены команды имеют единое представление об общекомандных целях и задачах, перспективах развития. Важно, чтобы была ориентация на общекомандный результат, а не на выполнение отдельных операций участниками команды. Иногда руководителю проекта целесообразно анкетировать членов команды относительно общего видения, тактических и стратегических целей проекта и деятельности команды и проанализировать (можно анонимно или вместе с командой) каждую анкету. Восстановление целевых ориентиров чаще всего возвращает участников команды на конструктивный путь.
3. Каждый член команды имеет личную заинтересованность в достижении командных целей. Эффективность мотивационных процессов отражает эмоциональную и духовную вовлеченность во внутрикомандное взаимодействие, а также ответственность за выполнение своих обязательств.
5. Единая система ценностей и единство правил внутри команды. Глубокие ценностные различия приводят к расколу в команде. В ситуации угрозы раскола команды целесообразно отделить индивидуальные ценности от общекомандных.
6. Единый лидер, признанный командой. Формальное и неформальное лидерство должно принадлежать только одному лицу в команде, которое управляет активностью остальных членов команды. Лидер должен творчески расти с опережением других членов команды, а не тормозить их развитие.
7. Четко определенная сфера ответственности каждого члена команды, строгое разделение функциональных обязанностей. Эффективность команды определяется сбалансированностью ответственности и индивидуального вклада.
Подведем итоги.
Удачная модель формирования команды выглядит следующим образом:
Видение – Цель – Лидер – Подбор членов – Коммуникация – Распределение обязанностей – Работа – Подведение итогов.
В целом, в большинстве случаев, команда проходит четыре этапа развития:
1. Формирование и начало совместной работы.
2. Конфликты и противостояния.
3. Нормализация.
4. Работа в полную силу.
Самый простой способ сплотить коллектив – провести ряд мероприятий, связанных со спортом, игрой, обучением или творчеством.
Следует помнить, что команду можно создать только тогда, когда участники на самом деле хотят этого.
Поскольку командный стиль работы требует доверия и взаимопонимания между людьми, то и его внедрение займет какое-то время. Однако результат стоит усилий. Специалисты отмечают, что рентабельность бизнеса возрастает на 20-60%. Сотрудники приобретают такие качества, как умение быстро развиваться, обмениваться опытом, быстро реагировать на смену бизнес-среды, применять накопленный опыт в новых условиях, появляются патриотические чувства к компании. Также из положительных моментов следует отметить снижение текучести кадров и укрепление имиджа компании.
Одна из перспектив тимбилдинга – развитие у сотрудников теплого чувства привязанности к работе. Сотрудник, который верен своему делу и ему приходить на работу не в тягость, которому нравится то, что он делает, нравится коллектив, в котором он работает, – вот то направление, которого стоит придерживаться.
Выработка установки «работа – положительные эмоции» требует совершенно иного подхода, чем привычные мероприятия. Командный дух вырабатывается во время противостояния, привязанность, как в зеркале, – в ответ на доброжелательность.
Тимбилдинг не может дать результата, если коллектив несовместим по профессиональным или психологическим качествам.
ПРИЛОЖЕНИЕ А
Отдельные задания на сплочение малых групп.
Каждое из нижеприведенных заданий может быть использовано на первоначальном этапе для снятия напряжения от незнакомого окружения, для лучшего знакомства и дальнейшего взаимодействия.
Упражнение 1. «Имена и качества»
Если объединяют несколько незнакомых коллективов.
Цели и возможности применения: для знакомства участников и для того, чтобы помочь им запомнить имена друг друга.
Процедура. Участники сидят в общем кругу. Первый участник представляется и называет любое качество, которое начинается с той же буквы, что и его имя. Например: «Я Виктор – веселый».
Второй участник повторяет то, что сказал первый, и добавляет информацию о себе: «Это Виктор – веселый, а я Александр – активный».
Каждый последующий участник повторяет все, что сказали до него, и добавляет информацию о себе.
Примечание. Лучше не просить участников назвать свое качество, так как обычно в начале тренинга они еще скованны и могут говорить: «Ну, я не знаю, какой я!», поэтому лучше попросить их назвать любое абстрактное качество. Также и в этом упражнении, и в следующих, построенных по принципу «снежного кома», где участникам нужно вспомнить информацию, которую сказали до них, многие опасаются, что не вспомнят, что говорили другие, особенно если уже высказалась большая часть группы. В этом случае нужно пояснить, что группа обязательно подскажет, если они вдруг забудут что-то.
Упражнение 2. «Слушай меня!»
Знакомство, запоминание имен, умение слушать других.
Цели и возможности применения. Упражнение помогает участникам познакомиться, а также подчеркивает важность умения слушать. Это необходимый навык в любой команде.
1. Участники тренинга сидят в общем кругу, и каждый по очереди (по кругу) представляется, рассказывает немного о себе и называет цели, с которыми он пришел на тренинг.
2. После того как все выскажутся, тренер просит участников по очереди повторить то, что сказал человек, говоривший до него.
Примечание. Поскольку очень часто участники, пока говорят другие, не слушают выступающих, а напряженно думают о том, что же будут говорить они сами, упражнение иллюстрирует, как редко мы слушаем друг друга.
Упражнение 3. «Животные»
Цели. Создание комфортной атмосферы; снятие тревоги; создание обще группового взаимодействия через двигательную активность. Каждый участник группы выбирает себе животное и объявляет его. Название животного можно написать на бейджике и прикрепить к костюму на видном месте.
Ведущий встает в центр круга, его стул остается свободным. Тот, кто сидит справа от освободившегося места ведущего, должен вслух произнести название одного из тех животных, которых выбрали себе члены группы. Названный член группы должен быстро занять свободное место. На это же место претендует и ведущий, который стоит в центре круга. Ведущим становится тот, кто не успел занять освободившееся место. А тот, кто сидит справа от освободившегося места, должен назвать новое животное.
Анализ. Тренер задает группе следующие вопросы: Как изменилось настроение? Почему улучшилось (ухудшилось)? Как работала группа в целом?
Упражнение 4. «Счет в темноте»
Цели и возможности применения. Упражнение способствует разогреву группы, которая только собралась на тренинг и познакомилась, и вовлечению участников в то, что происходит «здесь и сейчас» на тренинге. Также упражнение можно использовать и в том случае, если нужно успокоить участников, слишком взбудораженных обсуждением волнующей темы.
Время. 5 минут.
Размер группы. 8-25 человек.
Процедура
1 Тренер просит всю команду закрыть глаза.
2. Теперь всей командой нужно досчитать от 1 до 10. При этом один человек не может произнести две цифры подряд–в счете должна участвовать вся команда. Если двое говорят одновременно, все начинается сначала. Важно почувствовать друг друга и объединиться в единый процесс.
Упражнение 5. «Угадай, кто»
Цели и возможности применения. В тренинге по командообразованию помогает участникам лучше узнать друг друга. Также его можно использовать для тренинга навыков невербальной коммуникации или сензитивности в общении, так как часто участники угадывают автора записки по выражению лица, изменению позы и т п.
Необходимые материалы. Бумага для записей, карандаши.
Время. 3-10 минут, в зависимости от размера группы.
1. Участники тренинга сидят в общем кругу. Тренер дает инструкцию: «Каждый из нас – уникальная личность, у которой есть много граней. Пожалуйста, напишите на листочках какую-нибудь информацию о себе, которая пока не известна вашим коллегам. Пусть это будет что-то нестандартное: нелюбимый цвет или название улицы, на которой вы живете. Вы можете написать о своих увлечениях, например о том, что вы танцуете танго или умеете готовить блюда африканской кухни. Вы можете написать о местах, где вы побывали, о том, что у вас дома живу восемь кошек, или о том, что вы говорите на японском языке. Не пишите о чем-то личном, о чем-то таком, что вы не хотите сделать предметом обсуждения. Подписывать листочки не надо». Все сдают тренеру листочки, и тренер их перемешивает.
Далее тренер зачитывает записки по одной, а группа должна угадать автора. Как правило, все группы успешно справляются с этой задачей, но если группа не может угадать автора после нескольких неверных предположений, то он может признаться.
Упражнение 6. «Дрессированный дельфин»
Цели. Улучшение уровня коммуникации и управленческих навыков; обучение анализу; обучение навыкам активного слушания, обратной связи; сплочение группы.
Процедура проведения. Из группы выбирается водящий (дрессированный дельфин), который должен уйти из комнаты и не слышать, что будет загадывать группа. Водящему говорится, что группа в его отсутствие загадает ему ряд последовательных движений, действий, которые он должен угадать. Группа будет помогать ему угадывать, сопровождая его верные движения хлопками. При неверных движениях члены группы будут молчать. Ни водящему, ни членам группы разговаривать нельзя.
Когда водящий уходит из комнаты, группа загадывает определенный набор движений, которые водящий должен отгадать. Когда группа решает, что она готова, водящего приглашают в комнату. Он становится на заранее оговоренную исходную позицию и начинает пробовать различные движения и действия. При этом члены группы должны все вместе или хлопать, если движение верное, или молчать, если движение неверное. Когда водящий отгадывает загаданный набор действий и движений, группа аплодирует, и игра заканчивается.
Упражнение 7. «Какая наша команда?»
Цели и возможности применения. Упражнение помогает участникам познакомиться и создать в группе творческую атмосферу. Можно перейти от него к совместному решению любой проблемы и обсудить, что объединяет всю команду в единое целое.
Необходимые материалы. Бумага, карандаши. Процедура:
1. Тренер делит группу на тройки
2. За 3 минуты каждая тройка должна написать максимум ответов на вопрос: «Какие мы?» (Это должны быть прилагательные.) Например, «молодые», «красивые» и т.д. После этого тройки объединяются в шестерки и находят уже 6 общих фактов уже для данной шестерки. После этого объединяется вся команда и находит общие факты для всей команды.
Дополнение. Данное упражнение можно использовать для того, чтобы быстро создать в группе позитивную атмосферу, так как обычно участникам очень нравится писать про себя, какие они «яркие», «динамичные», «интеллектуальные» и т. д.
Упражнение 8. «Герб группы»
Цели. Консолидация группового опыта; выявление новых норм и правил взаимоотношений в группе; перенесение нового опыта группового взаимодействия в реальную послетренинговую деятельность; выявление креативных способностей группы.
Необходимые материалы. Бумага, карандаши
Процедура проведения. Для этого упражнения необходимы листы ватмана, наборы фломастеров.
Членам группы дается задание создать герб своей группы. При этом устанавливаются правила создания герба:
справа должно быть изображение в виде рисунка (или нескольких рисунков), отображающее основные достижения группы;
в центре должно быть изображение в виде рисунка (или нескольких), отображающее осознание группой себя – «кто мы сейчас»;
слева должно быть изображение в виде рисунка (или нескольких рисунков), отображающее цель (или цели) группы.
Под этим всем должен быть написан девиз группы.
Упражнение 9. «Необитаемый остров»
Цели. Выявление ключевых моментов конфликтного взаимодействия; демонстрация стратегий лидерства в группе; обучение группы анализу конфликтных ситуаций. Необходимые материалы. Бумага, карандаши или фломастеры.
Процедура проведения. Группе дается следующая вводная ситуация: «Ваш корабль, на котором вы все путешествовали, попал в шторм и затонул. Всем вам удалось спастись. Вы попали на необитаемый остров, жизнь на котором длительное время невозможна. На острове нет пресной воды, нет съедобных продуктов. У вас есть большой лист бумаги и набор фломастеров. Также вы знаете координаты острова. У вас есть бутылка, в которую вы можете положить свое послание». После объяснения вводной группе дается задание: создать послание, для того чтобы членов группы спасли. Необходимо учитывать, что оно может попасть как в руки непонимающих языка туземцев, так и капитану корабля какого-либо проходящего мимо судна. Тренер может ограничить группу во времени, а может не ограничивать.
Упражнение 10. «Синергия»
Цели и возможности применения. Упражнение помогает продемонстрировать, что возможности команды больше, чем просто сумма возможностей отдельных её участников.
Необходимые материалы. Бумага, карандаши
Время. 15 минут на выполнение упражнения от 5 минут до 15 минут на обсуждение в зависимости от количества группы.
Размер группы. 6-20 человек. Процедура:
1. Тренер пишет на доске слово, имеющее отношение к теме тренинга и состоящее не менее чем из 8-10 букв, (Например: покупатель, мерчендайзинг.)
2. Тренер раздает каждому по листу бумаги и просит каждого в отдельности написать максимум слов, состоящих из тех же букв, что и слово, написанное на доске.
3. После 5 минут индивидуальной работы тренер объединяет участников в мини-группы по 3-4 человека, раздает по листу бумаги на группу и просит их написать объединенный список на всю группу.
4. После 5 минут работы в мини-группах тренер объединяет всех участников в одну группу, выдает им лист и просит создать список, общий для всей группы.
Обсуждение
1. Были ли результаты мини-групп лучше, чем результаты отдельных участников? Был ли общий результат лучше, чем результаты мини-групп? Эти вопросы почти риторические, так как ответы на них почти всегда положительные.
2. Были пи во время группового обсуждения добавлены новые слова, которых ив было ни у кого из индивидуальных участников – появились ли новые идеи во время составления общего списков
Варианты: Можно использовать само слово «Синергия» – название демонстрируемого эффекта от командной деятельности.
Упражнение 11. «Путаница»
Цели и возможности применения. Это упражнение "классическое" в тренинге по командообразованию. Позитивное завершение тренинга. Время. 10-15 минут. Размер группы от 10 человек. Процедура:
Вся команда встает в круг и вытягивает вперед руки. После этого каждый участник должен схватиться своей рукой за руку другого человека. Нельзя брать за руку своего соседа или обеими руками соединяться с одним и тем же человеком. После того как все взялись за руки, группа должна распутаться, то есть, не разжимая рук, сделать так, чтобы все снова стояли в общем кругу.
Упражнение 12. «Волшебная бутылка» (рабочие тетради, А4)
Цель: упражнение помогает участникам задуматься о тех изменениях, которые они хотели бы видеть в своей компании.
Инструкция: Представьте, что Вы и ваша команда находит старую лампу……… вы можете загадать 3 желания, которые относятся к повышению корпоративной лояльности.
Составьте 3 общегрупповых желания.
Упражнение 13. «Красное и черное» (15 минут)
Цель: дать команде опыт повышения эффективности и производительности при командном взаимодействии, приобрести опыт доверия. Инструктаж: Вы должны выбрать, поставить на Красное или на Черное. В зависимости от выбора команды получают очки по следующей системе:
Красное Черное +5 -5
Красное Красное –3
Черное Черное +3
То есть, если Вы ставите на красное и вторая команда также поставит на красное, то обе команды получат по -3 очка и т.д.
Игра в десять ходов, очки каждого третьего хода удваиваются.
Ваша задача – набрать максимальное количество баллов.
Решение принимается простым большинством голосов. Спорщиков следует удалять.
Корпоративные упражнения
Упражнение «Прошлое – настоящее – будущее» - 30 минут
Сядьте в круг по мере прихода в Компанию. Сейчас на листах бумаги Вам надо будет представить ситуацию в Компании (в вашем отделе) когда Вы пришли в компанию – ситуацию в Компании сейчас – Ваше виденье ближайшего будущего.
Озвучьте Вашу «презентацию» в порядке Вашего прихода в Холдинг.
Примечание: желательно, что бы после упражнения выступил кто-либо из начальства и описал кратко перспективы компании.
Дополнительно: проходит очень интересно и позитивно. Участники учатся слушать друг друга и воспринимать других в рамках общих задач и виденья будущего. Очень хорошо влияет на развитие общего положительно виденья в компании.
Дата: 2019-02-02, просмотров: 490.