А. Г. Мнацаканян, доктор экон. наук, профессор
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

В статье рассмотрен алгоритм принятия организационно-управленческих решений в процессе управления финансовым риском, таким как невыполнение государственного задания на оказание государственных услуг по реализации образовательных программ высшего и среднего профессионального образования.

финансовый риск, государственное задание, алгоритм управления, организационно-управленческие решения.

Образовательные учреждения относятся к стейкхолдерам рыночной экономики, которые получили право самостоятельно определять вектор своего развития. Повысились требования к качеству образования, вводятся новые технологии обучения, изменились организационные и экономические условия деятельности высших учебных заведений, на рынке образовательных услуг увеличивается конкурентоспособность образовательных организаций. Рост самостоятельности вузов привел к повышению ответственности образовательных учреждений за эффективность своей деятельности [1].

В современных условиях социально-экономического развития России значительно поменялись условия функционирования рынка образовательных услуг. Состояние высшего образования достаточно сложно и противоречиво. С одной стороны, образование является одной из важнейших сфер человеческой деятельности, с другой стороны, развитие высшего образования в целом и механизмов его финансирования свидетельствует о повышении уровня рисков, сопровождающих процесс реформирования высшей школы.

Рыночные условия требуют от образовательных учреждений стремления к результативности их деятельности, формирования достойного финансового положения, а также высокой конкуренции на рынке оказания образовательных услуг.

Повышение эффективности деятельности образовательного учреждения происходит за счет реализации комплексного управления рисками в результате применения эффективных механизмов, научно обоснованных направлений и практических рекомендаций.

Актуальность темы исследования обусловливается недостаточной освещенностью методов управления рисками в образовательных организациях с учетом нестабильной экономической ситуации и использования внутреннего потенциала, отсутствием стандартизированных методик по практическому применению процесса управления рисками в деятельности вуза [2].

Мы рассмотрим один из финансовых рисков образовательной организации - невыполнение государственного задания на оказание государственных услуг по реализации образовательных программ высшего и среднего профессионального образования.

Государственное задание на оказание государственных услуг по реализации образовательных программ высшего и среднего профессионального образования – документ, устанавливающий требования к составу, качеству и (или) объему (содержанию), условиям, порядку и результатам оказания государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ). Основные нормы, которые регулируют действия нормативно-правового акта, прописаны в статье 69.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации и в статье 15.15.5-1 Кодекса об административных правонарушениях. С 4 ноября 2015 г. вступил в силу Федеральный закон от 03.11.2015 г. №301-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2016 год" (далее - Федеральный закон №301-ФЗ), предусматривающий возврат в бюджет остатков субсидии, предоставленной на выполнение государственного задания [3].

В отношении бюджетных учреждений до введения Федерального закона №301-ФЗ обязательному возврату в бюджет подлежали неиспользованные остатки только тех субсидий, которые имели целевое назначение. Неиспользованный остаток субсидии, предоставленной на выполнение государственного задания, бюджетные учреждения могли использовать в очередном финансовом году для достижения целей, ради которых они созданы. С принятием Федерального закона №301-ФЗ порядок расходования неиспользованных остатков субсидий, предоставленных бюджетным учреждениям на выполнение государственного задания, поменялся. Теперь эти остатки, так же как и остатки целевых субсидий, следует возвращать в бюджет, если указанными учреждениями не достигнуты показатели государственного задания.

Фактор риска: повышение количества отчисленных студентов из образовательного учреждения.

В соответствии с предварительным отчетом ФГБОУ ВО "КГТУ" о выполнении государственного задания за 2017 год самое большое отчисление студентов произошло по бакалавриату направления 35.03.09 "Промышленное рыболовство" [4]. В ходе проведенного анализа фактора риска установлено, что за 9 месяцев 2017 года отчислено: по собственному желанию - 9 чел.; за невыход из академического отпуска - 1чел.; за академическую неуспеваемость – 6 чел., за утрату связи с университетом – 9 чел.; отчисление за непредоставление выпускной квалификационной работы – 2 чел. Итого отчислено – 27 чел.

Идентифицирован финансовый риск для образовательного учреждения – вероятность невыполнения государственного задания на оказание образовательных услуг свыше 10 % в 2018 году. При наступлении этого риска образовательное учреждение обязано вернуть средства на объем невыполненного государственного задания в федеральный бюджет.

Субсидия на выполнение государственного задания выделяется на оказание определенного объема услуг. Расчет значений показателей объема государственных услуг по реализации образовательных программ высшего образования и среднего профессионального образования на очередной финансовый год проводится на основании среднегодового контингента (СГКочередной):

  ,                  (1)

где К - контингент обучающихся на всех курсах, количество которых соответствует установленному федеральным государственным образовательным стандартом сроку получения образования по очной форме обучения, на основании данных, полученных из ведомственных сведений, рассчитываемый по формуле:

K = Kотчет + КЦПтекущий * f – Bожид ,                            (2)

где Kотчет - фактическая численность контингента обучающихся на всех курсах, количество которых соответствует установленному ФГОС сроку получения образования по очной форме обучения, на основании данных, полученных из ведомственных сведений. В случаях, когда ФГОС предусмотрена вариативность срока получения образования по очной форме обучения, для расчета среднегодовой численности обучающихся в очередном финансовом году за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, учитывая численность обучающихся на начало расчетного периода, изменений численности обучающихся в течение расчетного периода (12 месяцев) в связи с новым приемом и выпуском обучающихся, а также прибытием и выбытием отдельных обучающихся до окончания обучения, принимается наименьшее значение;

Bожид - фактическая численность контингента обучающихся на выпускном курсе, определяемая с учетом срока получения образования по соответствующей образовательной программе по очной форме обучения, установленного ФГОС, на основании данных, полученных из ведомственных сведений. В случаях, когда ФГОС предусмотрена вариативность срока получения образования по очной форме обучения, для расчета среднегодовой численности обучающихся в очередном финансовом году за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, учитывая численность обучающихся на начало расчетного периода, изменений численности обучающихся в течение расчетного периода (12 месяцев) в связи с новым приемом и выпуском обучающихся, а также прибытием и выбытием отдельных обучающихся до окончания обучения, принимается наименьшее значение [6];

КЦПтекущий - КЦП, установленные организации на текущий финансовый год, и (или) квота;

f - коэффициент по соответствующему уровню профессионального образования и форме обучения, отражающий соотношение численности фактического приема на обучение и КЦП в отчетном финансовом году согласно данным, полученным из ведомственных сведений, определяемый по формуле:

   (3)

при этом если f>1, принимается равным 1,

где КЦПотчетного - КЦП, установленные организации на отчетный финансовый год по соответствующему уровню профессионального образования и форме обучения, и (или) квота;

Приемфакт. отчетного - численность фактического контингента, принятого на первый курс (год обучения) в отчётном финансовом году по соответствующему уровню профессионального образования и форме обучения.

Коэффициент по соответствующему уровню профессионального образования и форме обучения, учитывающий прибытие и выбытие обучающихся в образовательной организации с учетом ее обособленных подразделений, на основании данных, полученных из ведомственных сведений, рассчитывается по формуле:

                                         (4)

где Kпред - фактическая численность контингента в организации, в том числе в ее обособленных подразделениях, по соответствующему уровню профессионального образования и форме обучения на 1 октября года, предшествующего отчетному финансовому году, на основании данных, полученных из ведомственных сведений;

Kприбытия - фактическая численность контингента, прибывшего в организацию (численность студентов, прибывших в организацию, включая лиц, переведенных с других форм обучения данной организации и из других организаций; лиц, ранее отчисленных из данной организации и восстановленных на обучение в установленном порядке за отчетный период, и лиц, принятых для продолжения обучения в данной организации, ранее обучавшихся в других организациях и отчисленных из них до окончания обучения; лиц, восстановленных на обучение в образовательной организации в связи с возвращением из рядов Вооруженных Сил Российской Федерации; лиц, прибывших в организацию по другим причинам (за исключением лиц, поступивших в организацию на первый курс), в том числе в ее обособленные подразделения, по соответствующему уровню профессионального образования и форме обучения.

Kвыбытия - фактическая численность выбывшего из организации контингента (численность студентов, выбывших из организации, включая лиц, переведенных на другие формы обучения и источники финансирования обучения в данной организации и в другие организации; лиц, выбывших из образовательной организации до окончания обучения по состоянию здоровья; лиц, выбывших из организации до окончания обучения по собственному желанию; лиц, отчисленных из организации за академическую неуспеваемость, за невыполнение обязанностей, предусмотренных уставом организации, и нарушение правил внутреннего распорядка и по другим причинам; лиц, призванных в ряды Вооруженных Сил Российской Федерации; лиц, выбывших из организации по другим причинам (за исключением лиц, выбывших по неуспеваемости и отчисленных в период обучения, а также лиц, которые не прошли итоговую аттестацию, и отчисленных из организации со справкой об обучении, и лиц, завершивших обучение в организации и получивших диплом об образовании), в том числе из ее обособленных подразделений, по соответствующему уровню профессионального образования и форме обучения

Рассчитаем среднегодовой контингент по направлению 35.03.09 "Промышленное рыболовство" на 2018 год (таблица).

 


Среднегодовой контингент по направлению 35.03.09 "Промышленное рыболовство" на 2018 год

К

В

КЦП очеред-ного

j

Ср. год. контин-гент

 

К отч.

КЦП текущ.

В ож

f

 

К пред

К пребыв

К выбытия

  Прием отчетн. КЦП отчет.
67 69 20 22 1 20 20 19 22 1,01 82 26 24 68

 

К = 69 + 20 * 1 – 22 = 67;

f = 1; СГКочередной = 68.

Итак, прогноз среднегодового контингента по направлению 35.03.09 "Промышленное рыболовство" на 2018 год составил 68 и утвержден учредителем – Федеральным агентством по рыболовству.

Далее составим прогноз фактического значения объемов государственных услуг на конец 2018 года, использовав методику расчетов, утвержденную Министерством образования и науки Российской Федерации, для определения фактического значения объемов государственных услуг за отчетный период. Для бакалавриата, специалитета и магистратуры:

СГК = 1/3 КЦПотчетного финансового года + фактический контингент (со 2 курса) + 2/3 выпуска, состоявшегося в отчетном финансовом году.

СГК = 1/3·20 + 42,8 + 2/3·19.

Фактическое значение объемов государственных услуг по направлению 35.03.09 "Промышленное рыболовство" за 2018 год может составить 62,1, если количество отчисленных будет на уровне 2017 года (при пороговом значении 61,2). Следовательно, если количество отчисленных увеличится в 2018 году по сравнению с 2017 годом, то фактическое значение объемов государственных услуг может составлять минимум 60,2, что превысит отклонение на 10 % от утвержденного государственным заданием среднегодового контингента. ФГБОУ ВО "Калининградский государственный технический университет" обязано будет вернуть субсидии, предоставленные вузу на выполнение государственного задания, так как образовательным учреждением не достигнуты показатели государственного задания, утвержденные учредителем – Федеральным агентством по рыболовству.

Субсидия на выполнение государственного задания ФГБОУ ВО "КГТУ" выделяется Федеральным агентством по рыболовству на оказание определенного объема услуг.

Для расчета объема субсидий, который должен быть возвращен при отклонении на 10 % от утвержденных значений государственного задания ФГБОУ ВО "КГТУ", необходимо проанализировать нормативные затраты на оказание государственной услуги по реализации программы по направлению 35.03.09 "Промышленное рыболовство".

В соответствии с письмом Росрыболовства от 30.01.2017 г. № У04-150 утверждены значения нормативов затрат на оказание государственных услуг в сфере рыбохозяйственного комплекса. Объем субсидий на выполнение государственного задания учредителем – Федеральным агентством по рыболовству в соответствующем финансовом году определяется по формуле:

Fy = Ni * K,                                                  (5)

где Fy – объем субсидии на выполнение государственного задания учреждением в соответствующем финансовом году;

Ni – нормативные затраты на оказание i-й государственной услуги в соответствующем финансовом году;

K – число обучающихся (среднегодовой контингент).

Объем субсидий на выполнение государственного задания по направлению 35.03.09 "Промышленное рыболовство" составил в 2017 году:

Fy = 14,94 · 68 = 9651,92 (тыс. руб.).

Если, например, отклонение от запланированного объема составит 11 % от утвержденных значений государственного задания, следовательно, превышение составит 1 % – невыполнение государственного задания влечет за собой возврат денежных средств (субсидий) в размере 96,53 (тыс. руб.). Чем больше процент отклонения, тем больше сумма возврата в федеральный бюджет.

Для принятия организационно-управленческих решений необходимо исследовать причинно-следственную связь отчисления студентов.

В ходе проведенного анализа фактора риска установлено, что за 9 месяцев 2017 года с направления 35.03.09 "Промышленное рыболовство" отчислено 27 чел.

Рассчитаем риск утраты связи с университетом:

Rусв = L / W,                                              (6)

где Rусв – риск утраты связи с университетом (отчисления по собственному желанию, невыход из академического отпуска, академическая неуспеваемость, отчисление за непредоставление выпускной квалификационной работы и т. д.);

L – число студентов, прекративших посещать университет;

W – общее число студентов.

Rусв = 9 / 69;

Rусв = 0,13.

Далее рассчитаем риск отчислений студентов по формуле:

R = Nн / Nобщ ,                                                 (7)

где R – величина риска;

Nн  - число событий с неблагоприятным исходом;

Nобщ - общее число аналогичных событий (успешных, неуспешных, нейтральных и т. д.).

R = 27 / 69;

R = 0,39.

Предельное значение R по направлению 35.03.09 "Промышленное рыболовство" – 0,4.

Таким образом, проводя мониторинг движения контингента по всем специальностям / направлениям подготовки, мы сможем зафиксировать вероятность наступления отчислений студентов как фактора финансового риска образовательного учреждения, а именно, вероятность невыполнение государственного задания и возврата субсидий в федеральный бюджет, а также наложения административного штрафа на должностное лицо в соответствии со статьей 15.15.5-1 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации.

Для принятия организационно-управленческого решения по избежанию финансового риска ФГБОУ ВО "КГТУ" в данном случае мы применяем метод - "Дерево решений" (рисунок).


Рисунок – "Дерево решений" [7]

Проанализировав нормативно-правовые акты и литературу, мы выявили отсутствие единого теоретического подхода к проблеме управления рисками в сфере образования, комплексный подход к особенностям влияния факторов риска не только внешней, но и внутренней среды на деятельность образовательного учреждения. Возникает необходимость поиска эффективных внутривузовских механизмов управления рисками.

Управление финансовыми рисками должно предусматривать их прогнозирование, идентификацию, оценку финансовых потерь от них, меру угрозы для образовательного учреждения, осуществление плана мероприятий по их нейтрализации, уменьшению рисков, оценку результатов от данных мероприятий. Алгоритм управления рисками обеспечивает максимально эффективное достижение целей, так как информация каждого этапа позволяет корректировать методы влияния на риск и сами цели управления риском.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Международный стандарт финансовой отчетности (International Accounting Standards, IAS): "Представление финансовой отчетности" (введен в действие на территории Российской Федерации Приказом Минфина России от 28.12.2015 г. № 217н, в ред. от 27.06.2016).

2. ГОСТ Р 51897 – 2011 / Руководство ИСО 73:2009 "Менеджмент риска. Термины и определения". – М.: Стандартинформ, 2012.

3. ГОСТ Р ИСО 31000-2010 "Менеджмент риска – принципы и руководство". – М.: Стандартинформ, 2012.

4. ГОСТ Р ИСО/МЭК 31010-2011 "Менеджмент риска. Методы оценки риска". – М.: Стандартинформ, 2012.

5. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.98 г. № 145-ФЗ (ред. от 27.11.2017 г.).

6. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2016 г. № 581 "Об утверждении методики формирования государственного задания на оказание государственных услуг по реализации образовательных программ высшего и среднего профессионального образования на очередной финансовый год и плановый период".

 

MANAGEMENT OF FINANCIAL RISKS IN BRANCH HIGHER EDUCATION INSTITUTION

                                                          I. Titova, A. Mnatsakanian

 

Questions of risk management occupy one of the major places in management of economic activity of various organizations. Despite wide use in the corporate sphere, this practice only begins to develop in the budgetary sector. With increase in level of legal and economic independence of risk management becomes important activity of a higher educational institution. In this article the algorithm of adoptions of organizational and administrative decisions in process of management of financial risk, such as non-performance of the state task for rendering public services on implementation of educational programs of the higher and secondary professional education is considered.

 


Научное издание




Дата: 2019-02-02, просмотров: 292.